Назад


«Школа Речевого Мастерства»

14.09.2017

Уважаемые коллеги!

Институт дополнительного профессионального образования совместно с кафедрой стилистики и риторики:

объявляет о продолжении проекта «Школа Речевого Мастерства» для учащихся 1-4-х  и 5-8-х классов

Занятия начнутся в октябре 2017 г.,

продолжительность занятий - 2 часа (45 минут + 45 минут с перерывом).

В программу включены занятия по темам: Тайны словообразования (проф. Л. А. Араева). Мастерство публичного выступления 
(доц. Э. С. Денисова, доц. И. А. Крым).  Запоминание речи. Импровизация в речи (доц. С. В. Оленев).  Риторика вежливости (доц. Ю.С. Паули). Музыка твоего голоса (доц. С. К. Соколова). Простые сложности русского языка  (доц. М. Н. Образцова). Богатства русского языка (доц. О. А. Булгакова).  

В период обучения школьники выступят с научным докладом на внутривузовской детской конференции "Дебюты" (апрель 2018 г.).

 

По окончании обучения выдается свидетельство об обучении в объеме 60 часов.

Место проведения: 

КемГУ, г. Кемерово, 6 корпус

Время проведения: 

по субботам с 14-00 до 16-00 часов

Стоимость обучения:

2 500 рублей / месяц

 

Заявки принимаются по тел.: Денисова Эльвира Степановна (координатор проекта), 89236112910, elvdenisova@yandex.ru

КемГУ лицензия серия 90Л01, рег. №0001046, выдана 08 апреля 2014 года Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на срок бессрочно, и Свидетельство о государственной аккредитации –  от 25 мая 2015 года № 1294 , номер бланка – серия 90А01 № 0001375, срок действия до 25.05.2021г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Тематический план работы

 

«Школа Речевого Мастерства»

Тематический план работы в блоках:

 

 1 блок: Запоминание речи (С. В. Оленев) – 10  часов

1. Знакомство, диагностика состояния памяти, формирование уверенности в возможностях памяти. Ассоциирование – один их основных принципов улучшения работы памяти. Свойства ассоциаций, улучшающих память: необычность, динамизм, наглядность и т.д. (2 ч.).

2. Методы ассоциирования: последовательное и связанное ассоциирование. Приемы запоминания слов и личности (2 ч.).

3. Техники и приёмы запоминания текста (2 ч.).

4. Техники и приёмы запоминания текста (2 ч.).

5. Техники и приёмы запоминания цифровой информации – номера телефонов, паролей, пин-кодов и т.д. (2 ч.).

 
            2 блок: Импровизация в речи (С. В. Оленев) – 6 часов 

1. Словесная импровизация как основа свободного поведения оратора. Техники и приёмы словесной импровизации. Подготовленная и неподготовленная словесная импровизация. (2 ч.).

2. Составление интеллект-карты текста как основа уверенного выступления (2 ч.).

3. Фестиваль поразительной памяти и импровизации (2 ч.)

 

3 блок: Мастерство публичного выступления 
            3.1. Секреты публичного выступления (Э. С. Денисова) – 8 часов 

1. Структура публичного выступления. Как правильно начать своё выступление? Формы обращения к слушателям. Немного о "крючках" вступления. Закон края речи (2 ч.).

2. О чём нужно говорить в середине выступления? Основная мысль доклада и возможности её доказательства (2 ч.).

3. Как лучше закончить свой доклад? И снова закон края.  Краткость –сестра таланта (2 ч.).

4. Как привлечь внимание слушателей? Голос и средства его выразительности (интонация, дикция, темп, паузы), диалог со слушателям, юмор и др. Значимость визуального контакта (2 ч.).


            3.2. Жесты и мимика в выступлении (И. А. Крым) – 4 часа

1. Вместо тысячи слов... Язык тела в публичном выступлении, его значение (1 ч.).

2. Как сказать? Важность мимики, поз, жестов в устном выступлении (2 ч.)

3. Как научиться владеть своим телом? Знание языка тела как ключ к успешному общению (1 ч.).


            4 блок: Риторика вежливости (Ю.С. Паули) –  8 часов 

1. Зачем нужна вежливость?   Что такое вежливое поведение? Какова сила вежливости? Каковы правила вежливого поведения? Какие вежливые слова помогают нам общаться с собеседниками?(1 ч.).

2.  Вежливая просьба.  Почему мы просим? Из чего состоит просьба? Какие вежливые слова мы употребляем, когда просим?(1 ч.).

3.  Вежливый отказ. Как отказать и не обидеть? Из чего состоит отказ? Какие вежливые слова мы говорим, когда отказываем?(1 ч.).

4. Вежливое слушание. Как мы можем слушать? Как надо слушать, чтобы все услышать? Что надо говорить, когда слушаешь?! Каковы правила вежливого слушания?(1 ч.).

5. Как правильно задавать вопросы. Какие бывают вопросы? Зачем нужны разные виды вопросов? Какие вопросы дают больше информации? (1 ч.).

6. Вежливое возражение. Зачем нужны возражения? Почему люди возражают? Как возражения собеседника могут нам помочь убедить его?(1 ч.).

7-8. Вежливость в споре.  Что такое спор? Из чего состоит спор? Как усилить свою точку зрения в процессе спора?  Почему спорить надо вежливо?(2 ч.).


            5 блок: Тайны словообразования (Л А. Араева) – 8 часов

1. Почему и как  мы образуем слова? Просто о сложном. (2 ч.).

2. Словосочетание как основа русского словообразования. Понятие пропозиции или суждения (2 ч.).

3. Особенности называния окружающих предметов и явлений. Мотивы, положенные в основу наименований (2 ч.).

4. Словообразование в публичной речи.  Механизмы создания речи и её восприятия (2 ч.).

 

6 блок.: Музыка твоего голоса. Голосовой тренинг (С. К. Соколова) – 8 часов

 1.  Освобождение дыхания, поиск опоры для голоса - 2ч

2. Расслабление и «настройка» речевого аппарата - 2ч

3. Формирование умений управлять тембром и силой голоса - 2ч

4. Развитие техники артикуляции; обретение баланса гласных и согласных звуков - 2ч

 

7 блок:Простые сложности русского языка  (М. Н. Образцова) – 8 часов.

1. Почему мы пишем не так, как слышим и говорим? Проблемы несовпадения письменной и устной русской речи. История русской орфографии (1 ч.).

2. Орфограмма, мы тебя найдем! Связь орфограммы с составом слова. Словообразование как ключ к орфографической грамотности (1 ч.).  

3. А какое оно, русское ударение? Акцентологические нормы русского языка (2 ч.).

4. Диалекты или многообразие русской речи в разных частях нашей страны (1 ч.).

5. Произноси правильно! Нормы русского литературного произношения (1 ч.).

6. Спеши медленно! Правила произнесения речи (2 ч.).  

 

8 блок:Богатства русского языка (О. А. Булгакова) – 8 часов

1. Поиск нужного слова. Притяжение слов. Можно ли одержать поражение? (сочетаемость слов) (1 ч.). 

2.  Осторожно: полисемия! Стилистическое использование полисемии (1 ч.). 

3. О словах разнообразных, одинаковых, но разных. Слова-тёзки: стилистическое использование омонимов. Смешение созвучных слов: различаем паронимы (1 ч.). 

4. Синонимы – слова-братья: умело используем синонимы.  Антонимы – слова антагонисты: будем внимательны к антонимам (1 ч.). 

5. Как простые слова становятся царственными? Добрый молодец, красна девица, поле чистое, море синее (эпитет). Ни в сказке сказать, ни пером описать (сравнение). Горит восток зарёю новой (метафора). Все флаги в гости будут к нам (метонимия). Звезда с звездою говорит (олицетворение). В сто сорок солнц закат пылал (гипербола) (1 ч.). 

6. В стране фразеологических оборотов. Пословица к сердцу молвится (1 ч.). 

7-8. Что скажет о богатстве речи грамматика? Поговорим о существительных и прилагательных. Коварная часть речи – имя числительное. Осторожно: местоимение! Знаете ли вы глаголы? Всегда ли «простое предложение» – простое? Как согласовать между собой члены предложения? Что означает связь управление?  Однородные члены предложения: как правильно ими пользоваться? Как не запутаться в сложном предложении? (2 ч.).