Описание ООП по направлению подготовки 020201.65 "Ботаника"

Специальность:

020201.65 Биология,
специализация "Ботаника"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 марта 2000 г. 199 ЕН/СП
 

 

Описание образовательной программы:   

Биологический факультет ведет профильную подготовку специалистов по специальности   020201.65 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

С 2015-2016 учебного года не реализуется.

Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования

Цели ООП

Цель основной образовательной программы - создать условия для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной направленностью (специализацией), гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.

 Квалификация, присваиваемая выпускникам - Биолог

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога очной форме обучения составляет 5 лет.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога при очно-заочной  форме обучения составляет 6 лет.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к  которым готовятся выпускники

- научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований

- прикладная лабораторная деятельность: получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, заключение по результатам экспериментов и анализов;

-научно-производственная деятельность: осуществление технологического контроля за процессами биологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;

- педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области биологии и экологии;

- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;

- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело;

- иные виды деятельности, позволяющие использовать подготовку по специальности 020201- Биология.

 

Направленность (специализация) основной образовательной программы - Ботаника

Дисциплины учебного плана направленности "Ботаника" углубляют и расширяют знания по ботаническим направлениям и экологии растений у студентов и способствуют приобретению навыков ботанических исследований. В основном все программы преподаваемых дисциплин авторские и ориентированы на работу с ботаническими объектами на территории промышленно развитого региона.

В рамках специализации складываются наиболее благоприятные условия для получения специальных знаний. Так, студенты специализации знакомятся с основными проблемами современной ботаники, получают знания о флоре, ее разнообразии, о механизмах формирования растительного покрова, о движущих силах и формах динамики растительности, о роли экологических и антропогенных факторов, региональных особенностях. В учебном плане направленности (специализации) следующие дисциплины: "Основы научных исследований", "Экология растений", "Фитогеография", "Филогения и систематика цветковых", "Растительность Кемеровской области", "Дендрология с основами озеленения", "Частная генетика и селекция" и др. Изучение структурной ботаники, знакомство с закономерностями строения и морфогенеза высших растений в индивидуальном развитии - в дисциплине "Онтогенез растений". Особенности жизнедеятельности высших растений, их основные функции и связи последних с окружающей средой, изучаются в дисциплинах "Фотосинтез", "Устойчивость растений", "Фитопатология". Прикладным аспектам ботанической науки посвящены дисциплины "Фармакогнозия", "Фитодизайн", "Растительные ресурсы", "Основы интродукции".

Обучение основным методам сбора полевых материалов, их обработки, методам физиолого-биохимических, морфолого-анатомических, флористичес-ких, геоботанических, исследований происходит на большом практикуме.

Занятия по дисциплинам специализации "Ботаника" проводятся в специализированных лабораториях: "Анатомия, морфология и систематика низших растений", "Физиология растений", "Систематика высших растений", "Почвоведение", "Гербарий", оснащенных необходимым лабораторным оборудованием, химической посудой и реактивами, наглядными пособиями, живым и фиксированным растительным материалом, тематическим и научным гербарием.

Работа со студентами на специальных и преддипломных практиках над курсовыми и дипломными работами строится согласно программ, индивидуальных планов. Дипломные работы выполняются в рамках научных направлений кафедры, посвященных изучению, охране и рациональному использованию биологического разнообразия (Научные руководители: к.б.н., доцент Л.О. Петункина, к.б.н., доцент Л.Н. Ковригина). Студенты направленности - Ботаника имеют возможность участвовать в оценке состояния охраняемых растений (к.б.н. О.В. Барышева), в выявлении воздействия промышленных предприятий и технических сооружений на живые системы и разработке способов снижения наносимого ими ущерба (д.б.н., профессор А.В.Заушинцена, к.б.н., доцент Л.О.Петункина). Приобретение опыта решения практических задач и освоение современных технологий достигается путем проведения исследований, посвященных селекции культурных растений на повышение адаптивности методами традиционной селекции и биотехнологии (д.б.н., профессор А.В. Заушинцена).

Выпускники направленности (специализации) работают в научно-исследовательских институтах, научно-производственных организациях (Ботанический сад, Зеленстрой, тепличное хозяйство и др.), в органах охраны природы и управления природопользованием (заповедники, департаменты, комитеты), могут работать флористами, ландшафтными дизайнерами.

Специалисты имеют возможность продолжать обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки 06.06.01 - Биологические науки и 05.06.01 - Науки о Земле.

 

  Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Название дисциплины Аннотация дисциплины
ГСЭ.Ф1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография
ГСЭ.Ф2 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма
ГСЭ.Ф3 Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские собы-тия 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
ГСЭ.Ф4 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
ГСЭ.Ф5.1 Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
ГСЭ.Ф5.2 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
ГСЭ.Ф6 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
ГСЭ.Р1 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологи-ческих исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
ГСЭ.Р2 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в. документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Р3 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классичес-кие социологические теории. современные социологические теории. Русская социологическая мысль. общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. понятие социального статуса. социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. социальные изменения. Социальные революции и реформы. концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. методы социологического исследования
ГСЭ.Р4 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и пре дельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ГСЭ.Р5 Политология Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ГСЭ.В1.1 История религий Теоретические основания религиоведения. Генезис религиозной формы сознания. Происхождение и вероучение буддизма, христианства, ислама. Новые религиозные движения в России. Происхождение и состав Библии
ГСЭ.В1.2 Проблемы устойчивого экономического развития Мировое развитие и экология. Глобальные проблемы мировой экономики. Экономические методы решения экологических проблем. Мировая экологическая политика. Международная интеграция в сфере экологии
ГСЭ.В2.1 Биоэтика Становление и этапы развития биоэтики. Философские и религиозно-исторические основы биоэтики. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Принципы нравственного воспитания и биоэтика. Основы биомедицинской этики. Этико-правовые документы. Практические занятия
ГСЭ.В2.2 Этика Этика как наука, общие моральные понятия. Проблемы прикладной этики. Моральные проблемы "открытого" общества. Практические занятия
ЕН.Ф1.1 Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра, дифферен-циальное и интегральное исчисления, гармонический анализ, диф-ференциальные уравнения, численные методы, функции комплекс-ного переменного, элементы функционального анализа. Практикум.
ЕН.Ф1.2 Математические методы в биологии Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
ЕН.Ф2 Информатика, НИТ Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи и обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритм, программирование, принципы построения обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по биологии и химии, базы данных, информационные и телекоммуникационные сети. Компьютерный практикум.
ЕН.Ф3 Физика Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум
ЕН.Ф4.1 Неорганическая химия Предмет, задачи общей и неорганической химии и их роль в биологии, атомно-молекулярное учение, строение атома, периодический закон и периодическая система, химическая связь и строение молекул, основные представления химической кинетики, общие свойства растворов, окислительно-восстановительные реакции в водной среде, комплексные соединения, химия элементов, основы биоорганической химии, химическая экология. Химический практикум
ЕН.Ф4.2 Аналитическая химия Теоретические основы химических методов анализа, метро- логические основы аналитической химии, методы качественного количественного анализа неорганических и органических веществ, методы разделения и концентраций. Химический практикум.
ЕН.Ф4.3 Органическая химия Основные понятия органической химии, положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Классификации органических веществ, реакций и реагентов. Современная международная номенклатура. Изомерия органических соединений, алканы, алкены, алкины, алкадиены, ациклические углеводороды, арены, галогено-производные углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, пептиды, белки, высокомолекулярные соединения, гетероциклы, нуклеиновые кислоты. Химический практикум.
ЕН.Ф4.4 Физколлоидная химия Химическая термодинамика, равновесие в гетерогенных системах, растворы, электролиты, кинетика, катализ, коллоидные системы, методы их изучения. Химический практикум.
ЕН.Ф5 Общая биология Сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, основные концепции и методы биологических наук; стратегия охраны природы
ЕН.Ф6 Науки о Земле Основы динамической геологии, физической географии, почвоведения; положение в Солнечной системе, оболочечное строение, физические поля Земли, эволюция Земли, геофизические условия жизни
ЕН.Р1 Биогеография Биогеография как наука. Закономерности географического распространения организмов. Географический ареал, принципы биогеографического анализа. Классификация сообществ, биогеогра-фическое разделение сообществ, закономерности распределения сообществ. Биогеографическое картирование и районирование. Основные типы биомов суши, практические аспекты биогеографии
ЕН.Р2 Природные ресурсы региона Характеристика природных ресурсов Кемеровской области, их состояние и охрана. Комплексная охрана природных ресурсов Кузбасса.
ЕН.В1.1 Ландшафтоведение Ландшафтоведение как наука о ландшафтной оболочке. История и становление развития ландшафтоведения. Биогеосистем-ная концепция. Структура и свойства биогеосистем. Дифференциа-ция географической оболочки. Систематика ландшафтов. Физико-географическое районирование. Концепция культурного ландшафта. Прикладное ландшафтоведение
ЕН.В1.2 Химия природных соединений Возникновение органических молекул на Земле, первичный метаболизм, фотосинтез, аэробный метаболизм, пептиды и белки, нуклеиновые кислоты; стероиды, душистые вещества.
ОПД.Ф1.1 Микробиология и вирусология История и методы науки, вирусы, бактерии. Морфология, физиология, распространение, размножение, классификация, роль в биосфере и жизни человека. Методы культивирования. Практикум.
ОПД.Ф1.2 Ботаника Грибы, лишайники, водоросли, высшие споровые, голосе-менные, покрытосеменные. Морфология, анатомия, размножение, географическое распространение, классификация, происхождение и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения в лабораторных и полевых условия; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф1.3 Зоология Животные. Морфология, анатомия, образ жизни, географи-ческое распространение, размножение, классификация, происхожде-ние и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения в лабораторных и полевых условиях; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф2.1 Физиология растений Физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен растений, рост и развитие. Молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества, формирование иммунитета растений, методы физиологии растений. Практикум.
ОПД.Ф2.2 Физиология человека и животных Строение и функции основных систем органов животных и человека, принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме, регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза, сравнительный аспект становления функций, основы этологии и методы экспериментальной работы с лабораторными животными. Практикум.
ОПД.Ф2.3 Иммунология История, основные понятия и принципы иммунологии, структурная организация иммунной системы. Эволюция иммунитета. Иммунокомпетентные клетки и лимфоидные органы и ткани, механизмы иммунных реакций, клеточный гуморальный иммунитет, нарушения иммунитета, формирование иммунитета животных и человека. Практикум
ОПД.Ф3.1 Гистология Предмет, задачи, методы, история развития гистологии; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; типы тканей, их структурные и функциональные особенности, культуры тканей. Практикум.
ОПД.Ф3.2 Цитология Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация. Методы световой микроскопии. Культуры клеток, выделения и исследования субклеточных структур. Практикум.
ОПД.Ф3.3 Биофизика Энергетика клеток растений и животных, кинетика биологических процессов. Биофизика клеточных процессов. Радиационная биология. Изотопный анализ. Практикум
ОПД.Ф3.4 Биохимия и молекулярная биология Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики, структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов; пути биосинтеза макромолекул; структура и функции биомембран. Принципы регуляции метаболизма. Потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности. Практикум.
ОПД.Ф4.1 Генетика и селекция Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого, генная теория, мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетическая инженерия и ее применение в биотехнологии, генетические основы селекции, генетика популяций. генетическое обоснование эволюции, методы генетического анализа и селекции. Практикум
ОПД.Ф4.2 Теории эволюции Основные теории эволюции, история становления эволюционных представлений, генетическое основы эволюционного процесса, концепция видообразования. Макроэволюция, микроэволюция. Семинарские занятия
ОПД.Ф5 Биология размножения и развития Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, причины аномалий, биологический возраст; методы получения и исследования эмбрионального материала. Практикум.
ОПД.Ф6.1 Экология и рациональное природопользование Взаимодействие организма и среды, факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы. Практикум
ОПД.Ф6.2 Актуальные проблемы окружающей среды Антропогенные воздействия и экологический прогноз, методы ана-лиза и моделирования экологических процессов, экологические принципы природопользования и охрана природы: атмосферы, гидросферы, почв, растительного и животного мира. Практикум.
ОПД.Ф6.3 Основы экологического образования учащихся Взаимосвязь экологии и экологического образования, структура содержания экологического образования, методы и приемы формирования экологической ответственности. Практикум
ОПД.Ф7.1 Анатомия и морфология человека Антропогенез, морфология человека. Предмет, задачи и методы анатомии, ткани, кости и их соединения, опорно-двигательный аппарат, нервная система и анализаторы; внутренние органы. Практикум
ОПД.Ф7.2 Возрастная физиология и валеология Формы поведения, закономерности интегральной деятельности мозга, механизмы памяти, целенаправленных действий; психофи-зиологические и биосоциальные особенности человека. Здоровье, экология, факторы риска, причины и типы основных патологий, стресс и адаптация, генетика и демография; методы анализа и коррекции физиологического состояния.
ОПД.Ф8 Введение в биотехнологию Цели и задачи биотехнологии, современные методы биотехнологии, основные направления и перспективы развития биотехнологии, возможности ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и хозяйственных целях.
ОПД.Р1 Почвоведение с основами растениеводства Химический состав почвообразующих пород и почв, органическая часть, поглотительная способность, кислотность, щелочность, буферность почв, диагностика питания растений, растениеводство, биологические особенности культур. Практикум.
ОПД.Р2 История и методология биологии Исторические этапы и принципы развития биологии как комплексной науки о живой природе. Биологические знания в Древней Греции и Риме, основные тенденции развития естествознания в эпоху Возрождения. Развитие биологии в 18 веке и успехи систематики. Биология на заре 19 века, становление эволюционизма. Методологическое значение теории естественного отбора. Развитие эволюционной биологии во второй половине 19 века, во второй половине 20 века
ОПД.Р3 Методика преподавания биологии Предмет, задачи и методология методики преподавания биологии, основные исторические этапы развития, образовательные и воспитательные задачи биологии в школе; содержание, система и принципы построения курса биологии в современной школе, методы и методические приемы обучения биологии, основные и дополнительные формы организации учебного процесса, материальная база. Практикум.
ОПД.Р4 Методика преподавания естествознания Предмет, цели, задачи методики преподавания естествознания; методологические основы методики естествознания, методы ис-следования, становление естествознания как учебного предмета, ме-тоды и методические приемы, педагогические технологии обра-зования, урок как основная форма обучения естествознания в школе, дидактические условия формирования суждений и умозаключений по предмету, методика и проведение эксперимента. Практикум
ОПД.В1.1 Растительный мир Кузбасса и его охрана Физико-географический очерк, систематический, экологичес-кий, биоморфологический анализ флоры, типы растительности, ресурсные виды, система земледелия области, влияние хозяйственной человека на растительный мир области и его охрана, особо охраняемые природные территории, охраняемые растения
ОПД.В1.2 Современные проблемы зоологии Современные проблемы таксономии животных, новые направления в науке, современные методы исследования беспозво-ночных и позвоночных животных, проблемы редких и исчезающих видов животных, охрана и разведение редких видов, региональные проблемы зоологии, эколого-фаунистические исследования региона, региональная Красная книга, фауна особо охраняемых природных территорий Кузбасса.
ОПД.В2.1 Генетика человека Ретроспектива и современные проблемы генетики человека. Человек - объект генетического анализа. Генеалогический, близнецовый, биохимический и молекулярно-генетический методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогенез. Хромосомные и моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Фармакогенетика.
ОПД.В2.2 Основы индивидуального здоровья Факторы, формирующие здоровье; физическое, психическое и репродуктивное здоровье: показатели, нарушения, профилактика, способы сохранения здоровья.
специализация   "Ботаника"
ДС.Ф1 Онтогенез растений Онтогенез, морфогенез, рост, развитие, периодизация индивидуального развития покрытосеменных, фазы, этапы, стадии развития, возрастные периоды и состояния, сезонное развитие растений. Классификация растений. Поливариантность онтогенеза. Эволюция онтогенеза растений. Принципы организации наблюдений за онтогенезом растений
ДС.Ф2 Основы научных исследований Структура научных знаний, методология научного поиска. Приемы работы с литературой, библиографического поиска. Этапы научного исследования, оформление результатов научной работы. Информационные технологии в научных исследованиях.
ДС.Ф3 Экология растений Основные этапы развития и современные направления развития экологии растений, методы экологии растений. Закономерности изменения факторов среды. Классификация и закономерности действия экологических факторов. Экологическая классификация растений. Значение абиотических (свет, вода, тепло, почва, воздух, рельеф), биотических, антропогенных факторов в жизнедеятельности растений, адаптации растений, морфофизиологические особенности растений различных экологических групп
ДС.Ф4 Популяционная биология растений Определение, типы и свойства популяций. Характеристики популяции: численность, плотность, возрастной спектр, мощность, способ самоподдержания рождаемость, смертность. Возрастная и пространственная структура популяций. Демографическая структура популяций. Потенциальная, условно-реальная и реальная семенная продуктивность, репродуктивная способность растений. Динамика и управление популяциями
ДС.Ф5 Фитогеография История развития фитогеографии. Хорология: определение ареала, классификация, динамика ареалов, центры, границы и размеры ареалов, факторы формирования ареалов. Стенотопы и эвритопы, космополиты и эндемики, реликты. Флора: общее понятие, состав флор, элементы флоры, флорогенез, классификация флор, флористические царства Земного шара, история флоры Земли. Исторические и современные факторы распространения растений. Растительность Земного шара: типы растительности, зональная растительность (тундры, хвойные и широколиственные леса, степи, пустыни, субтропики и тропики) и ее характеристика, продуктивность растительного покрова различных частей Земного шара
ДС.Ф6 Растительные ресурсы История развития ресурсоведения. Восстановление запасов растительного сырья, охрана сырьевых растений. Классификация полезных растений. Методы поиска новых растений, переработки и учета запасов растительного сырья. Центры происхождения культурных растений. Характеристика пищевых, жиромасличных, эфиромасличных, волокнистых, красильных, каучуконосных, гуттаперченосных, медоносных и перганосных растений.
ДС.Ф7 Дендрология с основами озеленения История дендрологии. Дендрофлора, особенности и свойства древесных растений, классификация древесных растений Серебрякова И.Г., Соколова С.Я. Природные зоны, горизонтальная и вертикальная зональность, природные зоны России и географическое распространение древесных растений. Лесная мелиорация и ее виды. Основы зеленого строительства, классификация зеленых насаждений, выращивание посадочного материала
ДС.Ф8 Частная генетика и селекция Основные направления, задачи и успехи селекции. Центры происхождения растений. Исходный материал, критерии его оценки. Схема селекционного процесса. Особенности и достижения селекции зерновых, зернобобовых, прядильных, масличных, овощных, плодово-ягодных, декоративных и лекарственных культур
ДС.Ф9 Фитоценология История и современные тенденции развития фитоценологии, Флора, растительность, фитоценоз. Структура фитоценоза, взаимосвязи фитоценоза и среды, классификации фитоценозов. Саморазвитие, динамика и смены фитоценозов
ДС.Ф10 Фитодизайн История развития европейской и восточной аранжировки, основные стили, современная флористика. Фитодизайн как декоративно-прикладное искусство. Современные стили и формы аранжировки, техника аранжировочных работ. Характерные особенности композиций декоративного, вегетативного и формалинейного стилей
ДС.Ф11 Покрытосеменные растения Общая характеристика цветковых растений, формы эволюции цветковых растений, рекапитуляция, ретенция, неотения, гетеробатмия, параллелизм, уровень развития и степень родства. Морфологическая эволюция покрытосеменных, генетическая классификация плодов, происхождение цветка и цветковых растений. Флора, флорогенез, элементы флоры, флористические спектры, реликты и эндемики. Классы покрытосеменных, обзор семейств однодольных и двудольных растений. Редкие и исчезающие растения, классификация МСОП, биологические основы охраны растений, Красные книги растений, охраняемые растения местной флоры. Определение представителей ведущих семейств Кемеровской области.
ДС.Ф12 Основы интродукции История интродукции растений, понятия интродукции и акклиматизации. Создание сети ботанических садов в России и в мире, современное состояние. Методы интродукции растений: методы климатических и агроклиматических аналогов, сравнительного изучения палео- и современных ареалов, эколого-исторического анализа флоры, флорогенетического выбора, родовых комплексов, геоботанических эдификаторов, учета опыта акклиматизации, изучения интродуцентов в природе, экогенетического анализа рода, морфофизиологического анализа годичных ритмов, прямого эксперимента, репрезентативной интродукции, эколого-системный метод. Организация и обработка результатов фенологических наблюдений.
ДС.Ф13 Фитопатология История развития фитопатологии. Патологи-ческие процессы, классификация болезней, симптомы болезней. Неинфекционные заболевания и их причины. Инфекционные за-болевания, их классификация, механизмы патогенности, специа-лизация возбудителей. Возбудители болезней, их биология и развитие, особенности паразитического процесса, лечение и профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет растений (понятие и категории), химическая и биологическая иммунизация растений, динамика развития и распространения инфекционных болезней растений. Методы диагностики болезней и защита растений от болезней.
ДС.Ф14 Устойчивость растений Изменчивость экологических факторов на Земле и ее причины, устойчивость - исторически сложившиеся приспособления растений к условиям существования. Типы, виды, формы и методы оценки устойчивости растений. Механизмы адаптации растений к экстремальным факторам среды, устойчивость к супероптимальным температурам, закаливание, устойчивость к обезвоживанию, пути повышения засухоустойчивости, солеустойчивость, газоустойчивость, механизмы адаптаций и методы повышения. Научные исследования газоустойчивости растений местной флоры. Методы оценки утойчивости растений и изучения механизмов адаптации, определение холодо-, засухо-соле- и газоустойчивости, изучение ассортимента газоустойчивых растений
ДС.Ф15 Растительность Кемеровской области История изучения растительности Кемеровской области. Физико-географические факторы формирования и размещения растительности Кузбасса. Многообразие типов растительности региона, зональные и азональные проявления в широтном распределении растительности. Характеристика древесно-кустарниковой, травянистой, мохово-лишайниковой растительности области. Геоботаническое районирование Кузбасса, характеристика геоботанических районов. Формы охраны растений в области, особо охраняемые природные территории области
ДС.Ф16 Фотосинтез Развитие представлений о фотосинтезе, современное состояние и перспективы, макро - и микроструктура, биогенез хлоропластов, пигментные системы, первичные процессы фотосинтеза, Электрон-транспортная цепь хлоропластов, фотосинтетическое фотофосфорилирование, метаболизм углерода, фотодыхание. С3-, С4- и САМ-растения. Фотосинтетический газообмен, экология и фотосинтетическая продуктивность. Эволюция фотосинтеза. Определение содержания пигментов, изучение фотохимической активности изолированных хлоропластов, определение хлорофиллазы и хлорофилла, интенсивности фотосинтеза, продуктивности фотосинтеза.
ДС.Ф17 Большой практикум Физико-химические методы исследований. Методы сравнительной и экологической анатомии и морфологии. Фиксация, изготовление препаратов, микроскопирование. Методики измерений. Методы создания новых форм растений, оценки биологических, технологических свойств и признаков, продуктивности растений, качества продукции. Классификация вегетационных опытов, требования к ним. Наблюдения и учеты. Получение и изучение каллусных и суспензионных культур, методы клонального микроразмножения растений. Организация лабораторных работ, демонстрационных опытов и экспериментальных работ по биологии в школе. Элементы, принципы и законы цветочной аранжировки. Консервация растений. Создание цветочных композиций и букетов. Методы сравнительной флористики, виды анализа флор, методы изучения городских флор. Методы изучения ареалов. Методы охраны растений. Категории редкости. Структуры Красных книг. Картирование местонахождений охраняемых растений. Красные книги районов Кемеровской области. Организация ботанического памятника природы, ботанического заказника. Методика сбора и составления коллекции грибов различных экологических групп
ФТД1 Безопасность жизнедеятельности Взаимодействие человека со средой обитания как основы оптимального воздействия человека со средой обитания. Критерии негативного воздействия; причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Источники и уровни различных видов опасностей. Техносфера как зона действия опасностей. Вредные вещества; классификация; агрегатные состояния; пути поступления в организм человека. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Практикум.
ФТД2 Методы работы в теплице Предмет и задачи. Основы земледелия: основные законы, методы борьбы с сорняками, научные основы севооборота, значение обработки почвы. Агрохимия. Минеральные, органические и бактериальные удобрения, система их применения. Растениеводство. Пришкольный учебно-опытный участок. Практикум.
ФТД3 Педмастерство Педмастерство: основы, теория, практика. Профессиональное мастерство как система. Педагогическая техника - компонент профессионального мастерства педагога. Основы организации конструктивного взаимодействия. Мастерство педагогического взаимодействия. Методики организации конструктивного взаимодействия. Практикум
ФТД4 Аудиовизуальные технологии обучения Основные понятия дисциплины из истории аудиовизуальных технологий. Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства обучения и учебные электронные издания. Психолого-педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения. Практикум
ФТД5 Музейное и лабораторное дело Цели и задачи. Пути получения материала для изготовления гистологических препаратов. Фиксирующие вещества и смеси. Общая таксидермия, цели и задачи. Современные способы изготовления чучел животных. Ландшафтные и экологические экспозиции зоологических музеев. Практикум
ФТД6 История Кузбасса Общая характеристика Кемеровской области, первые следы обитания человека; освоение Земли Кузнецкой; открытие каменного угля и металлических руд. Строительство Транссиба. Кемеровский рудник. Копикуз. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Подъем послевоенных лет. Нарастание застойных явлений. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям. Современный Кузбасс и перспективы развития. История города Кемерово.
ФТД7 Латинский язык Новолатинский алфавит, правила ударения и чтения, имя существительное: род, число, падеж; имя прилагательное, местоимения, числительные, глаголы, предлоги; основы латинской биологической номенклатуры. Практикум


Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

 

Практики:

  • Учебная практика по почвоведению

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении любой биологической дисциплины. Они дают большой навык полевых исследований, и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, отрабатывают полевые методики - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: Обеспечение будущих специалистов знаниями о факторах почвообразования, физических, химических и биологических свойствах почвы, научить управлять продуктивностью растений на основе знаний физиологии растений и биологических особенностей их развития, обучение основным методам полевых исследований почв; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
Задачи, решаемые в ходе практики: - обучить студентов основным методам полевых исследований; - ознакомить студентов с разными природными ландшафтами; - сформировать понятие о почве и факторах почвообразования; - изучить вклад растительности, животных и микроорганизмов в почвообразование; - изучить морфологию разных типов почв; - научить отбирать почвенные пробы и изготавливать почвенные монолиты; - научить определять биологическую продуктивность растений, объем растительного опада и биологическую активность почв; - дать представление о закономерностях распространения основных типов почв; - развить бережное отношение к окружающей среде.

  • Учебная практика по биоразнообразию

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении животных и растений. Они дают большой навык полевых исследований, и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: изучение морфологических и биологических приспособлений растений к различным условиям обитания, с многообразием методов флористических и фитоценологических исследований; обучение основным методам полевых исследований животных, знакомство с основными представителями фауны Кемеровской области; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
Задачи, решаемые в ходе практики: 1. Научиться оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к различным условиям среды; 2. Закрепить знания по морфологии растений, научиться грамотно описывать и безошибочно определять растения, принадлежащие к несложным в систематическом отношении группам; 3. Различать в природной обстановке и знать латинские названия наиболее характерных для данного района видов древесных и травянистых растений; 4. Освоить методики описания разных растительных сообществ. 5. Получить представление о разнообразии позвоночных животных Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу. 6. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению фауны и экологии животных и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 7. Научиться квалифицированно проводить сбор материала (ботанического и зоологического), его фиксацию и этикетирование. 8. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 9. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. 10. Приобрести навыки проведения наблюдений и экскурсий в природе.

  • Учебная практика по популяционной генетике

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении дисциплины "Генетика и селекция". Они дают большой навык лабораторных исследований и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: изучение наследственности и изменчивости организмов на популяционном уровне.
Задачи, решаемые в ходе практики: 1. Закрепление полученных знаний об основных генетических процессах, протекающих в популяции; 2. Освоить методики описания генетической структуры природных популяций. 3. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению популяционной структуры и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 4. Научиться квалифицированно проводить сбор биологического материала, освоить методы его хранения. 5. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 6. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

  • Учебная практика по экологии

Учебная практика по экологии является базой для получения навыков работы в полевых условиях: сбора и фиксации материалов, ведению протоколов обследований и наблюдений, систематизации и анализа материала, самостоятельной научно-исследовательской работы и т.п. Все это выступает основой для выполнения учебно-исследовательских работ при
написании дипломной работы.
Целями учебной практики по экологии являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин; - изучение сообществ растений и животных; - изучение приспособлений растений и животных к различным условиям обитания; - знакомство с многообразием методов экологических исследований; - развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру. - приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.
Задачами учебной практики по экологии являются: 1. Научить различать типичные для региона фитоценозы. 2. Научить оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к условиям среды. 3. Обучить методикам описания разных растительных сообществ. 4. Совершенствовать представления студентов о разнообразии животных и растений Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу. 5. Познакомить с основными методами полевых исследований по изучению экологии животных и растений и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 6. Совершенствовать навыки студентов квалифицированного сбора материала (экологического), его фиксации и этикетирования. 7. Научить анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 8. Совершенствовать навыки студентов в самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. 9. Совершенствовать навыки студентов в проведения наблюдений и экскурсий в природе .

  • Специальная практика

Цель специальной практики: проведение студентом научных исследований в соответствии с темами курсовой работы в условиях деятельности научно - исследовательских и производственных коллективов.
Задачи практики: 1. формирование навыков работы со специальной литературой; 2. овладение методиками ботанических исследований; 3. сбор фактического материала по проблеме; 4. математическая обработка результатов исследований; 5. овладение навыками письменного оформления результатов; 6. знакомство с научными проблемами исследовательского коллектива базы практики.
Специальная практика проводится после окончания 3 и 4 курсов подготовки студентов очной формы обучения, после прохождения соответствующих теоретических дисциплин: "Математические методы в биологии", "Ботаника", "Физиология растений", а также дисциплин специализации. Умения и навыки, приобретаемые в ходе специальной практики необходимы для освоения дисциплины специализации "Большой практикум", а также для написания курсовых проектов.

  • Преддипломная практика

Цель преддипломной практики: проведение студентом научных исследований в соответствии с темой дипломной работы в условиях деятельности научно - исследовательских и производственных коллективов.
Задачи практики: 1. формирование навыков работы со специальной литературой; 2. овладение методиками ботанических исследований; 3. сбор фактического материала по проблеме; 4. математическая обработка результатов исследований; 5. овладение навыками письменного оформления результатов; 6. знакомство с научными проблемами исследовательского коллектива базы практики.
Преддипломная практика проводится после окончания 4 курса подготовки студентов очной формы обучения, после прохождения соответствующих теоретических дисциплин: "Математические методы в биологии", "Ботаника", "Физиология растений", "Генетика и селекция", "Экология и рациональное природопользование", а также дисциплин специализации.
Знания и навыки, приобретаемые в ходе преддипломной практики необходимы для написания дипломной работы и последующей профессиональной деятельности выпускника.

  • Производственная практика

Во время производственной практики студентам необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Основной целью производственной практики студентов на факультетах КемГУ, где предусмотрена практика, является реализация полученных теоретических знаний студентов в практической деятельности педагога.
Целями производственной практики являются: · формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; · развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; · формирование умений самостоятельной организации воспитательно - образовательного процесса в учебном заведении; · формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической деятельности; · формирование профессионально значимых качеств личности учителя
биологии; · формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи производственной практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами практики являются: 1. адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; 2. создать условия для практического применения знаний психолого - педагогических дисциплин, биологических дисциплин и методики преподавания биологии; 3. формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; 4. диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; 5. обеспечить студентам успешность адаптации в дальнейшей педагогической деятельности.
Кроме данных задач предусматриваются специфические задачи, определяющие преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях в зависимости от основной специализации студента, с учетом направления подготовки: 1. подготовка к педагогической и просветительской деятельности в области биологии; 2. преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях.

 

  Учебный план ООП

 

Отчет о результат самообследования по специальности 020201.65 Биология, направленность (специализация) Ботаника