Описание ООП по направлению подготовки 020201.65 "Физиология человека и животных"

 Специальность:

020201.65 Биология,
специализация "Физиология человека и животных"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок освоения при очной форме обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очно-заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 марта 2000 г. №199 ЕН/СП 

 

Описание образовательной программы:   

Биологический факультет ведет профильную подготовку специалистов по специальности 020201.65 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования

Цели ООП

Цель основной образовательной программы - создать условия для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной направленностью (специализацией), гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.

 Квалификация, присваиваемая выпускникам - Биолог

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога очной форме обучения составляет 5 лет.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога при очно-заочной  форме обучения составляет 6 лет.

 Виды профессиональной деятельности выпускника, к  которым готовятся выпускники

 

- научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований

- прикладная лабораторная деятельность: получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, заключение по результатам экспериментов и анализов;

-научно-производственная деятельность: осуществление технологического контроля за процессами биологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;

- педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области биологии и экологии;

- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;

- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело;

- иные виды деятельности, позволяющие использовать подготовку по специальности 020201- Биология.

 

Направленность (специализация) основной образовательной программы "Физиология человека и животных"

Студенты, выбравшие направленность (специализацию) "Физиология  человека и животных", проходят обучение на кафедре физиологии человека и безопасности жизнедеятельности. Под руководством д.б.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, действительного члена МАН ВШ и АПСН Э. М. Казина функционирует научная школа "Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья". Одним из показателей ее эффективности является подготовка более 41 кандидатов и 4 докторов биологических наук по специальности 03.03.01 - физиология. На кафедре сложился стабильный, но в то же время динамично развивающийся и высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, в котором отчетливо прослеживается преемственность поколений. Коллектив кафедры в 2007 году получил грант Губернатора Кемеровской области за ведущий научно-педагогический коллектив.

На кафедре ведется преподавание дисциплин: "Физиология крови", "Эндокринология", "Физиология сердца", "Механизмы регуляции вегетативных функций", "Физиология центральной нервной системы", "Физиология высшей нервной деятельности", "Физиология труда", "Фило- и онтогенетические аспекты адаптации", "Функциональная биохимия тканей и органов", "Психофизиология", "Экологическая физиология", "Физиология детей и подростков", "Поведение животных", "Физиология физических упражнений", "Адаптация к учебной деятельности", "Функциональная асимметрия", "Геронтология". Большой практикум включает следующие разделы: "Методы функциональной диагностики", "Методы определения электролитов", "Методы исследования процессов пищеварения", "Методы исследования сенсорных систем", "Школьный практикум", "Методы оценки типов конституции человека", "Валеологический практикум в учреждениях образования".

Кафедра располагает учебными и научно-исследовательскими лабораториями, в которых студенты имеют возможность приобретать навыки исследовательской работы по различным направлениям физиологической науки, самостоятельно проводить исследования, необходимые для выполнения курсовых и дипломных работ, и полноправно участвовать в реализации различных направлений научной деятельности кафедры. Основные направления научной деятельности кафедры: "Разработка, апробация и внедрение психолого-педагогических и физиологических технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся в учреждениях различного типа и вида"(Научный руководитель д.б.н., профессор Э.М. Казин); "Физкультурно-спортивная деятельность как основа оптимизации процесса физиологической адаптации, психосоматического развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся" (к.м.н., доцент О. Л. Тарасова); "Сигнальное и диагностическое значение летучих продуктов метаболизма" (д.б.н., профессор Н.А. Литвинова);"Особенности морфофункционального и психофизиологического развития школьников с учетом условий питания, режимов двигательной активности и типологических особенностей организма" (к.б.н., профессор Н.Г. Блинова); "Профилактика нарушений социального здоровья и проблем социальной адаптации личности" (к.б.н., доцент М.Г. Березина).

Научно-исследовательская работа, которая проводится на базе  учебных лабораторий  этологии человека (руководитель - профессор Н.А. Литвинова), биохимии (доцент О.В. Булатова), функциональной диагностики (профессор Н.Г. Блинова, доцент Л.А. Варич, доцент М.Г. Березина, доцент А.М. Прохорова), высшей нервной деятельности (доцент О.А. Никифорова, доцент О.Л. Тарасова), в компьютерном классе (доцент В.И. Иванов) помогает будущим специалистам освоить современные методы исследования с использованием автоматизированных диагностических комплексов и программ, многие из которых были разработаны сотрудниками кафедры и нашли широкое применение в решении различных научных и прикладных задач далеко за пределами Кемеровской области.

Тематика НИР студентов соответствует направлениям, развиваемым сформировавшейся на кафедре научной школой по проблемам адаптации, экологии человека и культуре здоровья. Научными руководителями дипломных исследований являются высококвалифицированные специалисты, работающие в области физиологии, в рамках которой выполняются выпускные квалификационные работы. Студенты, специализирующиеся на кафедре, ежегодно участвуют в работе научно-практических конференций студентов и молодых ученых в гг. Кемерово, Новосибирск, Абакан, Москва, Томск и др., где традиционно демонстрируют высокий уровень представленных работ и награждаются дипломами.

Профессорско-преподавательский состав кафедры активно привлекает студентов к участию в грантах. Научно-исследовательская работа студентов вносит существенный вклад в решение таких важных задач кафедры, как разработка модели "Центров здоровья" в системе образования и ее внедрение в практику, разработка методологических, методических и организационных основ здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях различного типа и вида, исследование механизмов адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности, двигательным нагрузкам, изучение экологических, биоритмологических и онтогенетических аспектов адаптации человека к окружающей среде.

Направленность (специализация) на кафедре физиологии человека и безопасности жизнедеятельности подготавливает специалиста-биолога к самостоятельной работе в самой широкой сфере профессиональной деятельности. Выпускники кафедры готовы не только к педагогической и организационно-методической деятельности, но и к проведению научных исследований в области физиологии человека и животных; они обладают навыками сбора и подготовки научных материалов, квалифицированной постановки экспериментов, обработки результатов исследований. Они могут работать в образовательных учреждениях в качестве учителей биологии, психофизиологов, специалистов по вопросам здоровьесбережения; в системе организации и управления образованием; в научно-исследовательских учреждениях биологического, медицинского и экологического профиля, в лабораториях и отделах клинической физиологии, профориентации и профотбора, возрастной физиологии; в санитарно-эпидемиологических учреждениях, в Центрах здоровья и развития детей и подростков и др.

Специалисты имеют возможность продолжать обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки 06.06.01 - Биологические науки, 05.06.01 - Науки о Земле, 37.06.01 - Психофизиологические науки (19.00.02 - Психофизиология).

 

  Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Название дисциплины Аннотация дисциплины
ГСЭ.Ф1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография
ГСЭ.Ф2 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма
ГСЭ.Ф3 Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские собы-тия 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
ГСЭ.Ф4 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
ГСЭ.Ф5.1 Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
ГСЭ.Ф5.2 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
ГСЭ.Ф6 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
ГСЭ.Р1 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологи-ческих исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
ГСЭ.Р2 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в. документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Р3 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классичес-кие социологические теории. современные социологические теории. Русская социологическая мысль. общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. понятие социального статуса. социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. социальные изменения. Социальные революции и реформы. концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. методы социологического исследования
ГСЭ.Р4 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и пре дельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ГСЭ.Р5 Политология Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ГСЭ.В1.1 История религий Теоретические основания религиоведения. Генезис религиозной формы сознания. Происхождение и вероучение буддизма, христианства, ислама. Новые религиозные движения в России. Происхождение и состав Библии
ГСЭ.В1.2 Проблемы устойчивого экономического развития Мировое развитие и экология. Глобальные проблемы мировой экономики. Экономические методы решения экологических проблем. Мировая экологическая политика. Международная интеграция в сфере экологии
ГСЭ.В2.1 Биоэтика Становление и этапы развития биоэтики. Философские и религиозно-исторические основы биоэтики. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Принципы нравственного воспитания и биоэтика. Основы биомедицинской этики. Этико-правовые документы. Практические занятия
ГСЭ.В2.2 Этика Этика как наука, общие моральные понятия. Проблемы прикладной этики. Моральные проблемы "открытого" общества. Практические занятия
ЕН.Ф1.1 Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра, дифферен-циальное и интегральное исчисления, гармонический анализ, диф-ференциальные уравнения, численные методы, функции комплекс-ного переменного, элементы функционального анализа. Практикум.
ЕН.Ф1.2 Математические методы в биологии Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
ЕН.Ф2 Информатика, НИТ Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи и обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритм, программирование, принципы построения обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по биологии и химии, базы данных, информационные и телекоммуникационные сети. Компьютерный практикум.
ЕН.Ф3 Физика Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум
ЕН.Ф4.1 Неорганическая химия Предмет, задачи общей и неорганической химии и их роль в биологии, атомно-молекулярное учение, строение атома, периодический закон и периодическая система, химическая связь и строение молекул, основные представления химической кинетики, общие свойства растворов, окислительно-восстановительные реакции в водной среде, комплексные соединения, химия элементов, основы биоорганической химии, химическая экология. Химический практикум
ЕН.Ф4.2 Аналитическая химия Теоретические основы химических методов анализа, метро- логические основы аналитической химии, методы качественного количественного анализа неорганических и органических веществ, методы разделения и концентраций. Химический практикум.
ЕН.Ф4.3 Органическая химия Основные понятия органической химии, положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Классификации органических веществ, реакций и реагентов. Современная международная номенклатура. Изомерия органических соединений, алканы, алкены, алкины, алкадиены, ациклические углеводороды, арены, галогено-производные углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, пептиды, белки, высокомолекулярные соединения, гетероциклы, нуклеиновые кислоты. Химический практикум.
ЕН.Ф4.4 Физколлоидная химия Химическая термодинамика, равновесие в гетерогенных системах, растворы, электролиты, кинетика, катализ, коллоидные системы, методы их изучения. Химический практикум.
ЕН.Ф5 Общая биология Сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, основные концепции и методы биологических наук; стратегия охраны природы
ЕН.Ф6 Науки о Земле Основы динамической геологии, физической географии, почвоведения; положение в Солнечной системе, оболочечное строение, физические поля Земли, эволюция Земли, геофизические условия жизни
ЕН.Р1 Биогеография Биогеография как наука. Закономерности географического распространения организмов. Географический ареал, принципы биогеографического анализа. Классификация сообществ, биогеогра-фическое разделение сообществ, закономерности распределения сообществ. Биогеографическое картирование и районирование. Основные типы биомов суши, практические аспекты биогеографии
ЕН.Р2 Природные ресурсы региона Характеристика природных ресурсов Кемеровской области, их состояние и охрана. Комплексная охрана природных ресурсов Кузбасса.
ЕН.В1.1 Ландшафтоведение Ландшафтоведение как наука о ландшафтной оболочке. История и становление развития ландшафтоведения. Биогеосистем-ная концепция. Структура и свойства биогеосистем. Дифференциа-ция географической оболочки. Систематика ландшафтов. Физико-географическое районирование. Концепция культурного ландшафта. Прикладное ландшафтоведение
ЕН.В1.2 Химия природных соединений Возникновение органических молекул на Земле, первичный метаболизм, фотосинтез, аэробный метаболизм, пептиды и белки, нуклеиновые кислоты; стероиды, душистые вещества.
ОПД.Ф1.1 Микробиология и вирусология История и методы науки, вирусы, бактерии. Морфология, физиология, распространение, размножение, классификация, роль в биосфере и жизни человека. Методы культивирования. Практикум.
ОПД.Ф1.2 Ботаника Грибы, лишайники, водоросли, высшие споровые, голосе-менные, покрытосеменные. Морфология, анатомия, размножение, географическое распространение, классификация, происхождение и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения в лабораторных и полевых условия; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф1.3 Зоология Животные. Морфология, анатомия, образ жизни, географи-ческое распространение, размножение, классификация, происхожде-ние и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения в лабораторных и полевых условиях; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф2.1 Физиология растений Физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен растений, рост и развитие. Молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества, формирование иммунитета растений, методы физиологии растений. Практикум.
ОПД.Ф2.2 Физиология человека и животных Строение и функции основных систем органов животных и человека, принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме, регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза, сравнительный аспект становления функций, основы этологии и методы экспериментальной работы с лабораторными животными. Практикум.
ОПД.Ф2.3 Иммунология История, основные понятия и принципы иммунологии, структурная организация иммунной системы. Эволюция иммунитета. Иммунокомпетентные клетки и лимфоидные органы и ткани, механизмы иммунных реакций, клеточный гуморальный иммунитет, нарушения иммунитета, формирование иммунитета животных и человека. Практикум
ОПД.Ф3.1 Гистология Предмет, задачи, методы, история развития гистологии; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; типы тканей, их структурные и функциональные особенности, культуры тканей. Практикум.
ОПД.Ф3.2 Цитология Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация. Методы световой микроскопии. Культуры клеток, выделения и исследования субклеточных структур. Практикум.
ОПД.Ф3.3 Биофизика Энергетика клеток растений и животных, кинетика биологических процессов. Биофизика клеточных процессов. Радиационная биология. Изотопный анализ. Практикум
ОПД.Ф3.4 Биохимия и молекулярная биология Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики, структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов; пути биосинтеза макромолекул; структура и функции биомембран. Принципы регуляции метаболизма. Потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности. Практикум.
ОПД.Ф4.1 Генетика и селекция Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого, генная теория, мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетическая инженерия и ее применение в биотехнологии, генетические основы селекции, генетика популяций. генетическое обоснование эволюции, методы генетического анализа и селекции. Практикум
ОПД.Ф4.2 Теории эволюции Основные теории эволюции, история становления эволюционных представлений, генетическое основы эволюционного процесса, концепция видообразования. Макроэволюция, микроэволюция. Семинарские занятия
ОПД.Ф5 Биология размножения и развития Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, причины аномалий, биологический возраст; методы получения и исследования эмбрионального материала. Практикум.
ОПД.Ф6.1 Экология и рациональное природопользование Взаимодействие организма и среды, факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы. Практикум
ОПД.Ф6.2 Актуальные проблемы окружающей среды Антропогенные воздействия и экологический прогноз, методы ана-лиза и моделирования экологических процессов, экологические принципы природопользования и охрана природы: атмосферы, гидросферы, почв, растительного и животного мира. Практикум.
ОПД.Ф6.3 Основы экологического образования учащихся Взаимосвязь экологии и экологического образования, структура содержания экологического образования, методы и приемы формирования экологической ответственности. Практикум
ОПД.Ф7.1 Анатомия и морфология человека Антропогенез, морфология человека. Предмет, задачи и методы анатомии, ткани, кости и их соединения, опорно-двигательный аппарат, нервная система и анализаторы; внутренние органы. Практикум
ОПД.Ф7.2 Возрастная физиология и валеология Формы поведения, закономерности интегральной деятельности мозга, механизмы памяти, целенаправленных действий; психофи-зиологические и биосоциальные особенности человека. Здоровье, экология, факторы риска, причины и типы основных патологий, стресс и адаптация, генетика и демография; методы анализа и коррекции физиологического состояния.
ОПД.Ф8 Введение в биотехнологию Цели и задачи биотехнологии, современные методы биотехнологии, основные направления и перспективы развития биотехнологии, возможности ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и хозяйственных целях.
ОПД.Р1 Почвоведение с основами растениеводства Химический состав почвообразующих пород и почв, органическая часть, поглотительная способность, кислотность, щелочность, буферность почв, диагностика питания растений, растениеводство, биологические особенности культур. Практикум.
ОПД.Р2 История и методология биологии Исторические этапы и принципы развития биологии как комплексной науки о живой природе. Биологические знания в Древней Греции и Риме, основные тенденции развития естествознания в эпоху Возрождения. Развитие биологии в 18 веке и успехи систематики. Биология на заре 19 века, становление эволюционизма. Методологическое значение теории естественного отбора. Развитие эволюционной биологии во второй половине 19 века, во второй половине 20 века
ОПД.Р3 Методика преподавания биологии Предмет, задачи и методология методики преподавания биологии, основные исторические этапы развития, образовательные и воспитательные задачи биологии в школе; содержание, система и принципы построения курса биологии в современной школе, методы и методические приемы обучения биологии, основные и дополнительные формы организации учебного процесса, материальная база. Практикум.
ОПД.Р4 Методика преподавания естествознания Предмет, цели, задачи методики преподавания естествознания; методологические основы методики естествознания, методы ис-следования, становление естествознания как учебного предмета, ме-тоды и методические приемы, педагогические технологии обра-зования, урок как основная форма обучения естествознания в школе, дидактические условия формирования суждений и умозаключений по предмету, методика и проведение эксперимента. Практикум
ОПД.В1.1 Растительный мир Кузбасса и его охрана Физико-географический очерк, систематический, экологичес-кий, биоморфологический анализ флоры, типы растительности, ресурсные виды, система земледелия области, влияние хозяйственной человека на растительный мир области и его охрана, особо охраняемые природные территории, охраняемые растения
ОПД.В1.2 Современные проблемы зоологии Современные проблемы таксономии животных, новые направления в науке, современные методы исследования беспозво-ночных и позвоночных животных, проблемы редких и исчезающих видов животных, охрана и разведение редких видов, региональные проблемы зоологии, эколого-фаунистические исследования региона, региональная Красная книга, фауна особо охраняемых природных территорий Кузбасса.
ОПД.В2.1 Генетика человека Ретроспектива и современные проблемы генетики человека. Человек - объект генетического анализа. Генеалогический, близнецовый, биохимический и молекулярно-генетический методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогенез. Хромосомные и моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Фармакогенетика.
ОПД.В2.2 Основы индивидуального здоровья Факторы, формирующие здоровье; физическое, психическое и репродуктивное здоровье: показатели, нарушения, профилактика, способы сохранения здоровья.
специализация  "Физиология человека и животных"
ДС.Ф1 Физиология крови (Введение в специализацию) Понятие о системе крови. Кровь ее состав и функции. Техника взятия крови из пальца. Эритроциты. Приготовление и окраска мазков крови. Гемоглобин. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты и их функции. Лейкоцитарная формула. Приготовление и окраска мазков крови. Тромбоциты их строение и функции. Приготовление и окраска мазков крови. Гемостаз. Время свертывания крови. Группы крови. Резус фактор. Плазма и ее состав. Состав и функции белков крови.
ДС.Ф2 Эндокринология Предмет и задачи эндокринологии. Методы изучения эндокринных функций. Функции и гормоны надпочечников. Функции и гормоны щитовидной и околощитовидной желез. Функции и гормоны поджелудочной и половых желез. Функции и гормоны гипофиза. Гипоталамические нейрогормоны. Нервная регуляция желез внутренней секреции. Распознавание гормонального сигнала. Роль желез внутренней секреции в адаптации
ДС.Ф3 Физиология сердца Основные пути развития физиологии сердца. Анатомия и морфология сердца. Ультраструктурная организация миокарда. Основные свойства сердечной мышцы. Возбудимость. Электрофизиология клеток сократительного миокарда. Автоматия. Узлы автоматии. Потенциал действия пейсмекерных клеток. Проводимость. Общие представления о строении проводящей системы сердца. Проведение возбуждения по разным отделам сердца. Сократимость. Строение кардиомиоцитов. Миофибриллы. Механизм сокращения. Динамика сердечного цикла. Механизмы регуляции сердца. Экстракардиальная нервная регуляция. Афферентная система сердца. Сердце как рефлексогенная зона. Внутрисердечная нервная регуляция.
ДС.Ф4 Механизмы регуляции вегетативных функций Общие принципы регуляции вегетативных функций. Регуляция клеточного состава крови. Регуляция дыхания. Регуляция кровообращения. Регуляция пищеварительных процессов в желудочно-кишечном тракте. Регуляция выделительной и гомеостатической функции почек
ДС.Ф5 Физиология ВНД Предмет, задачи и методы исследования в ВНД. Врожденная деятельность организма. Условный рефлекс, классификация, торможение. Динамика и целостность условно-рефлекторной деятельности. Особенности ВНД человека. Типологические классификации индивидуальных различий. Функциональная асимметрия мозга. Темперамент. Свойства нервной системы. Функциональные состояния. Эмоции, стресс.
ДС.Ф6 Физиология ЦНС Предмет, задачи. Эволюция нервной системы. Типы нервной системы. Структурно-функциональная организация нервной системы. Электрические процессы в нейронах, нервных волокнах и синапсах. Спинной мозг. Нейронные структуры и их свойства. Структуры ствола мозга. Мозжечок. Средний мозг. Морфо-функциональная организация среднего мозга. Регуляция движений и позного тонуса. Двигательные функции у децеребрированных животных. Двигательные функции у мезенцефальных животных. Роль гипоталамуса в регуляции Вегетативных функций. Участие гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций. Гипоталамо-гипофизарная система. Роль лимбической системы в формировании эмоций. Стриопал-лидарная система мозга. Функции. Функциональные связи. Организация. Проекционные зоны коры. Колончатая организация зон коры. Возбуждение и торможение в центральной нервной системе. Доминанта и условный рефлекс. Условные и безусловные рефлексы.
ДС.Ф7 Физиология труда Предмет и методы физиологии труда. Характеристика трудовой деятельности. Общие требования к методам оценки функционального состояния. Методы исследования систем организма (двигательная система, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, сенсорные системы). Психофизиологические методы. Общие закономерности регуляции систем организма. Энергетические аспекты трудовой Деятельности. Источники энергии в организме. Потребление кислорода в динамике работы (обмен веществ и энергии). Физиология двигательной системы. Работоспособность человека и факторы ее определяющие. Утомление. Вопросы физиологии операторского труда. Классификация систем человек-машина. Этапы деятельности человека-оператора. Типы операторских профессий. Изменения в системах организма в процессе операторской деятельности (гуморальная система, сердечно-сосудистая система, сенсорные системы, двигательная система). Вопросы физиологии физического труда
ДС.Ф8 Фило- и онтогенетические аспекты адаптации Проблемы адаптации и стресса. Общие представления о характере приспособительных реакций. Формы адаптации и гомеостаз. Адаптогенные факторы. Механизмы формирования адаптации и дезадаптации. Теория адаптации и биологические часы (биоритмология). Формирование адаптивных возможностей человека в онтогенезе. Общие закономерности онтогенетического развития. Неоднородность фаз онтогенеза: сенситивные (критические) периоды развития. Импринтинг как модификатор онтогенеза и адаптации. Влияние факторов раннего онтогенеза на развитие детей и подростков. Индивидуально-типологические особенности формирования приспособительных реакций человека. Учение о конституции и проблемы пола и возраста. Конституция человека и среда обитания. Индивидуальные типы функционального реагирования. Индивидуальный психофизиологический статус человека и адаптивные возможности организма. Конституция и биоритмы. Роль комплекса индивидуально-типологических показателей для оценки адаптации человека к условиям современного производства.
ДС.Ф9 Функциональная биохимия тканей и органов Молекулярные механизмы онтогенеза многоклеточных животных. Экспрессия генов и факторы транскрипции. Белки и гликоконъюгаты адгезии и межклеточных контактов. Семейства белков цитоскелета и типы их агрегации. Семейства фибронектина, интегринов, селектинов и кадгеринов. Адгезивные иммуноглобулины. Контакты простого, сцепляющего и запирающего типов. Коммуникационные контакты. Состав и метаболизм скелетных тканей. Особенности структуры, метаболизма и созревания Хондроцитов. Протеогликаны межклеточного матрикса. Особенности состава, биосинтеза, секреции и созревания коллагеновых и эластических волокон. Особенности секреции и рецепции в дифферонах. Трансдукция гормональных сигналов в клетки: разновидности цАМФ-, цГМФ- и NO-опосредованных путей. Пути опосредованные Са2+, фосфолипазой С и эйкозаноидами.
ДС.Ф10 Психофизиология Предмет и задачи психофизиологии. Сравнительная психофизиология. Методы психофизиологии. Метод электроэнцефалографии. Психофизиологические механизмы кодирования и декодирования информации. Сенсорная психофизиология. Психофизиология восприятия. Психофизиология внимания. Психофизиология памяти и обучения. Психофизиология функциональных состояний и эмоций. Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности. Психофизиология принятия решения. Психофизиология мышления и речи. Психофизиология интегративной индивидуальности
ДС.Ф11 Экологическая физиология Предмет, задачи и методы экологической физиологии. Природные факторы среды и их влияние на организм. Определение, задачи и место ЭФ в системе биологических наук. Эколого-физиологическая характеристика видов и популяций видов. Методы, используемые в эколого-физиологических исследованиях. Природные факторы среды и их влияние на организм. Учение о физиологических адаптациях. Адаптивная роль органного и тканевого гомеостаза. Механизмы физиологических адаптаций. Условные рефлексы и привыкание в процессе адаптации. Следовые реакции и память в формировании физиологических адаптаций. Нейрогуморальные механизмы следовых реакций и "вегетативная память". Гормональные механизмы адаптации. Поведенческие основы адаптации. Фенотипические адаптации и их онтогенетическое формирование. Генетические адаптации и эколого-физиологическая специализация вида. Сложные формы физиологических адаптаций. Пределы адаптационных возможностей организма и "цена" адаптации. Теоретические и методологические подходы к проблеме адаптации индивидуального развития и здоровья. Физиологические состояния. Связь между организмами и физиология популяций. Сезонные ритмы функционирования эндокринной системы. Метеорологические факторы и среда обитания. Изменения основных функций организма, возникающие в процессе физиологических адаптаций
ДС.Ф12 Физиология детей и подростков Общие закономерности онтогенеза. Непрерывность, неравномерность, гетерохрония. Критические периоды развития. Теории биологической периодизации. Периоды онтогенеза. Понятие возрастной нормы. Индивидуальные темпы роста и развития. Понятие и причины акселерации и ретардации. Биологический возраст. Физиологические особенности детей периода новорожденности и грудного возраста. Уровень развития и сформированности основных функциональных систем. Физиологические особенности периода первого детства. Готовность детей к школе. Физиологические особенности детей второго детства. Причины нарушения физического развития, методы коррекции. Развитие познавательных функций. Формирование мотиваций низшего и высшего порядка. Физиологические особенности подросткового возраста. Половое развитие подростков. Особенности критического периода. Акцентуации личности. Предупреждение нервных срывов в подростковом возрасте. Физиологические особенности юношеского возраста. Завершение полового развития. Профессиональное самоопределение. Социальная зрелость. Биологическая зрелость.
ДС.Ф13 Поведение животных Предмет, задачи и методы исследования поведения животных. Формы индивидуального поведения. Основные принципы общественного поведения. Организация с-обществ. Поведение при конфликте (механизмы стрессорных реакций). Онтогенез поведения. Генетика поведения. Роль факторов среды в формировании поведения (импринтинг). Психофизиологические и гормональные механизмы поведения. Эволюция поведения. Поведение и адаптация.
ДС.Ф14 Физиология физических упражнений Введение. Роль отечественных физиологических школ в развитии физиологии физиических упражнений. Физиологические особенности адаптации. Физиологическая классификация физических упражнений. Основные принципы классификации физических упражнений. История создания физиологической классификации физических упражнений (В.С.Фарфель). Физиологическая характеристика циклических упражнений зон относительной мощности: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной; предельное время работы, ведущие системы энергообеспечения, кислородный запрос, кислородное потребление, кислородный долг, показатели работы кардио-респираторной системы, основные механизмы утомления и факторы, лимитирующие работоспособность. Характеристика ациклических упражнений. Продолжительность выполнения системы энергообеспечения, особенности утомления. Физиологические характеристики состояний организма при выполнении физических и спортивных упражнений. Предстартовое состояние и разминка. Врабатывание, "мертвая точка и второе дыхание", устойчивое состояние, утомление. Физиологические закономерности восстановительных процессов. Физиологические основы спортивной тренировки. Физиологическая характеристика физической работоспособности человека. Резервы физической работоспособности. Реакция тренированного и нетренированного организма на тестирующие и предельные физические нагрузки.
ДС.Ф15 Адаптация к учебной деятельности Валеология как интегративное научное направление. Валеологический анализ факторов здоровья. Генетический фактор здоровья. Окружающая среда и здоровье. Медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья. Образ жизни. Методологические и прикладные аспекты проблемы адаптации и здоровья в системе образования. Возрастные и индивидуальные особенности адаптации факторов воспитательно-образовательной среды. Особенности психофизиологической адаптации учащихся начальной школы. Роль психовегетативного статуса подростка в адаптации к учебной деятельности. Адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Психофизиологический потенциал студентов. Профессиональная адаптация и здоровье педагогов. Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся. Общие психофизиологические и педагогические технологии повышения адаптивных возможностей организма в процессе обучения. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации школьников. Здоровьесберегающие и адаптивные системы педагогического руководства. Проблемы валеологизации образовательной среды. Валеологическая служба в системе образования.
ДС.Ф16 Функциональная асимметрия История исследований функциональной асимметрии мозга. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия. Возрастные особенности функциональной асимметрии мозга. Индивидуальный профиль асимметрии. Функциональная асимметрия больших полушарий как выражение пространственно-временной организации целого мозга. Методики определения асимметрий мозга. Динамическая полушарная асимметрия - основа адекватного восприятия, оценки информации и приспособления человека к внешнему миру. Межполушарная организация мозга и эмоционально личностная сфера
ДС.Ф17 Геронтология Возрастная изменчивость. Динамика возрастного биоморфоза. Особенности психической сферы при старении. Продолжительность жизни и биологические возможности человека. Болезни и старение. Организация помощи населению пожилого и старческого возраста. Образ жизни
ДС.Ф18 Большой практикум Методы функциональной диагностики. Методы определения электролитов. Методы изучения процессов пищеварения. Методы исследования сенсорных систем. Школьный практикум. Биохимический практикум. Методы оценки типов конституций человека. Валеологический практикум в учреждениях образования.
ФТД1 Безопасность жизнедеятельности Взаимодействие человека со средой обитания как основы оптимального воздействия человека со средой обитания. Критерии негативного воздействия; причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Источники и уровни различных видов опасностей. Техносфера как зона действия опасностей. Вредные вещества; классификация; агрегатные состояния; пути поступления в организм человека. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Практикум.
ФТД2 Методы работы в теплице Предмет и задачи. Основы земледелия: основные законы, методы борьбы с сорняками, научные основы севооборота, значение обработки почвы. Агрохимия. Минеральные, органические и бактериальные удобрения, система их применения. Растениеводство. Пришкольный учебно-опытный участок. Практикум.
ФТД3 Педмастерство Педмастерство: основы, теория, практика. Профессиональное мастерство как система. Педагогическая техника - компонент профессионального мастерства педагога. Основы организации конструктивного взаимодействия. Мастерство педагогического взаимодействия. Методики организации конструктивного взаимодействия. Практикум
ФТД4 Аудиовизуальные технологии обучения Основные понятия дисциплины из истории аудиовизуальных технологий. Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства обучения и учебные электронные издания. Психолого-педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения. Практикум
ФТД5 Музейное и лабораторное дело Цели и задачи. Пути получения материала для изготовления гистологических препаратов. Фиксирующие вещества и смеси. Общая таксидермия, цели и задачи. Современные способы изготовления чучел животных. Ландшафтные и экологические экспозиции зоологических музеев. Практикум
ФТД6 История Кузбасса Общая характеристика Кемеровской области, первые следы обитания человека; освоение Земли Кузнецкой; открытие каменного угля и металлических руд. Строительство Транссиба. Кемеровский рудник. Копикуз. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Подъем послевоенных лет. Нарастание застойных явлений. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям. Современный Кузбасс и перспективы развития. История города Кемерово.
ФТД7 Латинский язык Новолатинский алфавит, правила ударения и чтения, имя существительное: род, число, падеж; имя прилагательное, местоимения, числительные, глаголы, предлоги; основы латинской биологической номенклатуры. Практикум

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

  • Учебная практика по почвоведению

        Учебная практика - один из обязательных компонентов практической подготовки выпускника специальности 020201.65 Биология. На учебной практике студенты закрепляют знания по курсу "Основы почвоведения". Кроме того, используются знания, полученные студентами при изучении таких учебных дисциплин как общая биология, основы геологии, основы географии, почвоведения, географии, физики.
    Цель учебной практики: Обеспечение будущих специалистов знаниями о факторах почвообразования, физических, химических и биологических свойствах почвы, научить управлять продуктивностью растений на основе знаний физиологии растений и биологических особенностей их развития, обучение основным методам полевых исследований почв; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
     Задачи, решаемые в ходе практики: - обучить студентов основным методам полевых исследований; - ознакомить студентов с разными природными ландшафтами; - сформировать понятие о почве и факторах почвообразования; - изучить вклад растительности, животных и микроорганизмов в почвообразование; - изучить морфологию разных типов почв; - научить отбирать почвенные пробы и изготавливать почвенные монолиты; - научить определять биологическую продуктивность растений, объем растительного опада и биологическую активность почв; - дать представление о закономерностях распространения основных типов почв; - развить бережное отношение к окружающей среде.

 

  • Учебная практика по биоразнообразию

      Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении животных и растений. Они дают большой навык полевых исследований, и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
        Цель учебной практики: изучение морфологических и биологических приспособлений растений к различным условиям обитания, с многообразием методов флористических и фитоценологических исследований; обучение основным методам полевых исследований животных, знакомство с основными представителями фауны Кемеровской области; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
Задачи, решаемые в ходе практики:
1. Научиться оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к различным условиям среды;
2. Закрепить знания по морфологии растений, научиться грамотно описывать и безошибочно определять растения, принадлежащие к несложным в систематическом отношении группам;
3. Различать в природной обстановке и знать латинские названия наиболее характерных для данного района видов древесных и травянистых растений;
4. Освоить методики описания разных растительных сообществ.
5. Получить представление о разнообразии позвоночных животных Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу.
6. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению фауны и экологии животных и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы.
7. Научиться квалифицированно проводить сбор материала (ботанического и зоологического), его фиксацию и этикетирование.
8. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы.
9. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.
10.Приобрести навыки проведения наблюдений и экскурсий в природе.

  • Учебная практика по популяционной генетике

     Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении дисциплины "Генетика и селекция". Они дают большой навык лабораторных исследований и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
       Цель учебной практики: изучение наследственности и изменчивости организмов на популяционном уровне.
Задачи, решаемые в ходе практики:
1. Закрепление полученных знаний об основных генетических процессах, протекающих в популяции;
2. Освоить методики описания генетической структуры природных популяций.
3. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению популяционной структуры и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы.
4. Научиться квалифицированно проводить сбор биологического материала, освоить методы его хранения.
5. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы.
6. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

  • Учебная практика по экологии

    Учебные практики являются важным завершающим этапом при изучении экологии. Они формируют и совершенствуют навыки полевых исследований. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения о сообществах растений и животных, а также об их взаимодействии со средой обитания, что необходимо для научно-исследовательской и природоохранной деятельности специалистов-биологов. Учебная практика по экологии является базой для получения навыков работы в полевых условиях: сбора и фиксации материалов, ведению протоколов обследований и наблюдений, систематизации и анализа материала, самостоятельной научно-исследовательской работы и т.п. Все это выступает основой для выполнения учебно-исследовательских работ при написании дипломной работы.
     Целями учебной практики по экологии являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин; - изучение сообществ растений и животных; - изучение приспособлений растений и животных к различным условиям обитания; - знакомство с многообразием методов экологических исследований; - развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру. - приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.
         Задачами учебной практики по экологии являются: 1. Научить различать типичные для региона фитоценозы. 2. Научить оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к условиям среды. 3. Обучить методикам описания разных растительных сообществ. 4. Совершенствовать представления студентов о разнообразии животных и растений Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу. 5. Познакомить с основными методами полевых исследований по изучению экологии животных и растений и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 6. Совершенствовать навыки студентов квалифицированного сбора материала (экологического), его фиксации и этикетирования. 7. Научить анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 8. Совершенствовать навыки студентов в самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. 9. Совершенствовать навыки студентов в проведения наблюдений и экскурсий в природе.

  • Специальная практика

       Целью специальной практики является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, а также проведение студентом научных исследований в соответствии с темой курсовой работы в условиях деятельности научно-исследовательских и производственных коллективов. Важной целью практики является овладение полевыми и экспериментальными методами изучения генетических систем и процессов.
Задачами специальной практики являются: 1. формирование навыков работы со специальной литературой; 2. овладение методиками генетических исследований; 3. сбор фактического материала по проблеме; 4. математическая обработка результатов исследований; 5. овладение навыками письменного оформления результатов; 6. знакомство с научными проблемами исследовательского коллектива базы практики.

  • Преддипломная практика

     Целью преддипломной практики является закрепление теоретических знаний, полученных во время аудиторных занятий, а также проведение студентом научных исследований в соответствии с темой дипломной работы в условиях деятельности научно-исследовательских и производственных коллективов. Важной целью практики является закрепление навыков владения полевыми и экспериментальными методами изучения генетических систем и процессов.
Задачами преддипломной практики являются: 1. закрепление навыков владения методиками генетических исследований; 2. сбор фактического материала по проблеме; 3. математическая обработка результатов исследований; 4. знакомство с научными проблемами исследовательского коллектива базы практики.

  • Производственная практика

    Во время производственной практики студентам необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Основной целью производственной практики студентов на факультетах КемГУ, где предусмотрена практика, является реализация полученных теоретических знаний студентов в практической деятельности педагога.
    Целями производственной практики являются: · формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; · развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; · формирование умений самостоятельной организации воспитательно -образовательного процесса в учебном заведении; · формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической деятельности; · формирование профессионально значимых качеств личности учителя биологии; · формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
       Задачи производственной практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами практики являются: 1. адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; 2. создать условия для практического применения знаний психолого - педагогических дисциплин, биологических дисциплин и методики преподавания биологии; 3. формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; 4. диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; 5. обеспечить студентам успешность адаптации в дальнейшей педагогической деятельности.
      Кроме данных задач предусматриваются специфические задачи, определяющие преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях в зависимости от основной специализации студента, с учетом направления подготовки: 1. подготовка к педагогической и просветительской деятельности в области биологии; 2. преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях.

 

Учебный план ООП (год начала подготовки 2010)

Учебный план ООП (год начала подготовки 2010_ОЗО)

Учебный план ООП (год начала подготовки 2009_ОЗО)

Отчет о результатах самообследования по специальности 020201.65 Биология, направленность (специализация) Физиология человека и животных