Описание ООП по направлению подготовки 020201.65 "Зоология"

Специальность:

020201.65 Биология,
специализация "Зоология"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 марта 2000 г. 199 ЕН/СП
 

 

Описание образовательной программы:   

Биологический факультет ведет профильную подготовку специалистов по специальности  020201.65 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

С 2015-2016 учебного года не реализуется.

Общая характеристика основной образовательной программы высшего образования

Цели ООП

Цель основной образовательной программы - создать условия для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и выбранной направленностью (специализацией), гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.

Квалификация, присваиваемая выпускникам - Биолог

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога очной форме обучения составляет 5 лет.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки биолога при очно-заочной  форме обучения составляет 6 лет.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к  которым готовятся выпускники

- научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований

- прикладная лабораторная деятельность: получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, заключение по результатам экспериментов и анализов;

-научно-производственная деятельность: осуществление технологического контроля за процессами биологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;

- педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области биологии и экологии;

- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;

- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело;

- иные виды деятельности, позволяющие использовать подготовку по специальности 020201- Биология.

 

Направленность (специализация) основной образовательной программы "Зоология"

C 2015-2016 учебного года не реализуется.

Направленность (специализация) - Зоология базируется на кафедре зоологии и экологии, первой и до настоящего времени единственной в Кузбассе научно-педагогической структуре, призванной изучать животный мир Кемеровской области.

Структура подготовки студентов ориентирована на подготовку специалистов, обладающих глубокими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и умениями в сфере теоретической и прикладной зоологии и экологии, а также связанными с ними областями деятельности, в том числе с учетом региональных особенностей рынка труда. В связи с этим в учебный план направленности (специализации\0 включены классические зоологические дисциплины, преподаваемые в ведущих университетах РФ на кафедрах сходного профиля: "Паразитология", "Этология", "Сравнительная анатомия животных", "Экология насекомых", "Зоогеография", "Заповедное дело", "Радиационная экология", "Энтомология", "Ихтиология", "Герпетология", "Орнитология", "Териология". Часть дисциплин необходима для формирования общеобразовательной и научно-методической основы будущих специалистов зоологов: "Научные основы зоологических и экологических исследований", "История зоологии", "Математические методы обработки зоологических данных", "Проблемы таксономического и биологического разнообразия".

Ряд дисциплин введен в учебный план, исходя из специфики Кемеровской области и современных требований рынка труда, и имеет, в первую очередь, научно-прикладную и учебно-методическую направленность: "Практическая зоология беспозвоночных", "Практическая зоология позвоночных", "Медицинская энтомология", "Основы охотничьего хозяйства", "Основы рыбного и прудового хозяйства", "Мониторинг городской и природной среды", "Школьный эксперимент".

Кроме аудиторных занятий, важное значение в практической подготовке студентов направленности (специализации) - Зоология имеют разные виды практик, а также их участие в научно-исследовательских работах (гранты, договора) кафедры. Основным направлением научной деятельности кафедры является "Экология и биоразнообразие природных и антропогенных экосистем". В ходе специальной и преддипломной практик осуществляется подготовка студентов при выполнении индивидуальных заданий на базах КемГУ: биостанция "Ажендарово", экомузей Тюльберский городок, база "Подъяково" и других учреждений Кемеровской области. Студенты постоянно участвуют в регионально значимых научно-исследовательских работах: "Ведение Красной книги Кемеровской области", "Выполнение комплекса мероприятий по организации и ведению пространственного мониторинга и кадастра объектов животного мира, за исключением отнесенных к объектам охоты, а также водных биологических ресурсов и, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, на территории Кемеровской области", а также в выполнении хозяйственных договоров с предприятиями угольного и энергетического сектора региональной экономики, связанных с оценкой воздействий их деятельности на окружающую среду. Результаты практико-ориентированных и теоретических НИР студенты публикуют в различных изданиях, докладываются на конференциях, являются основой курсовых и дипломных работ.

Таким образом, из-за необходимости постоянно повышать конкурентоспособность и мобильность выпускника на региональном рынке труда, на кафедре зоологии и экологии постоянно корректируется структура подготовки специалистов за счет изменения объема часов, введения новых дисциплин или изменения их содержания.

Выпускники, специализирующиеся на кафедре зоологии и экологии, успешно работают: в высших учебных заведениях Кемеровской области (среди них есть профессора, доктора наук, доценты, кандидаты наук), учителями в школах и учреждениях дополнительного образования (как в Кузбассе, так и за его пределами), научными сотрудниками в институтах Сибирского отделения Академии наук России, в административных природоохранных структурах, в заповедниках, национальных и зоологических парках, в системе охотничьего и рыбного хозяйства, экологами на промышленных предприятиях и частных аудиторских и иных фирмах, продолжают обучение в аспирантурах учреждений РАН.

Выпускники и уже работающие в различных учреждениях специалисты  имеют возможность продолжать обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям подготовки 06.06.01 - Биологические науки, 05.06.01 - Науки о Земле, а так же продолжить обучение в магистратуре 06.04.01 / 020400.68 - Биология (направленность "Зоология и биоэкология") и 05.04.06. / 022000.68 - Экология и природопользование, действующих на кафедре зоологии и экологии.

  Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

Название дисциплины Аннотация дисциплины
ГСЭ.Ф1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография
ГСЭ.Ф2 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма
ГСЭ.Ф3 Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские собы-тия 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
ГСЭ.Ф4 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего
ГСЭ.Ф5.1 Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
ГСЭ.Ф5.2 Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
ГСЭ.Ф6 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
ГСЭ.Р1 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологи-ческих исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
ГСЭ.Р2 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в. документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Р3 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классичес-кие социологические теории. современные социологические теории. Русская социологическая мысль. общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. понятие социального статуса. социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. социальные изменения. Социальные революции и реформы. концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. методы социологического исследования
ГСЭ.Р4 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и пре дельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ГСЭ.Р5 Политология Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ГСЭ.В1.1 История религий Теоретические основания религиоведения. Генезис религиозной формы сознания. Происхождение и вероучение буддизма, христианства, ислама. Новые религиозные движения в России. Происхождение и состав Библии
ГСЭ.В1.2 Проблемы устойчивого экономического развития Мировое развитие и экология. Глобальные проблемы мировой экономики. Экономические методы решения экологических проблем. Мировая экологическая политика. Международная интеграция в сфере экологии
ГСЭ.В2.1 Биоэтика Становление и этапы развития биоэтики. Философские и религиозно-исторические основы биоэтики. Общественные и правовые аспекты защиты живой природы. Принципы нравственного воспитания и биоэтика. Основы биомедицинской этики. Этико-правовые документы. Практические занятия
ГСЭ.В2.2 Этика Этика как наука, общие моральные понятия. Проблемы прикладной этики. Моральные проблемы "открытого" общества. Практические занятия
ЕН.Ф1.1 Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра, дифферен-циальное и интегральное исчисления, гармонический анализ, диф-ференциальные уравнения, численные методы, функции комплекс-ного переменного, элементы функционального анализа. Практикум.
ЕН.Ф1.2 Математические методы в биологии Вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
ЕН.Ф2 Информатика, НИТ Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи и обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов, модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритм, программирование, принципы построения обучающих и контролирующих систем; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе по биологии и химии, базы данных, информационные и телекоммуникационные сети. Компьютерный практикум.
ЕН.Ф3 Физика Физические основы механики; колебания и волны; молекулярная физика и термодинамика; электричество и магнетизм; оптика; атомная и ядерная физика; физический практикум
ЕН.Ф4.1 Неорганическая химия Предмет, задачи общей и неорганической химии и их роль в биологии, атомно-молекулярное учение, строение атома, периодический закон и периодическая система, химическая связь и строение молекул, основные представления химической кинетики, общие свойства растворов, окислительно-восстановительные реакции в водной среде, комплексные соединения, химия элементов, основы биоорганической химии, химическая экология. Химический практикум
ЕН.Ф4.2 Аналитическая химия Теоретические основы химических методов анализа, метро- логические основы аналитической химии, методы качественного количественного анализа неорганических и органических веществ, методы разделения и концентраций. Химический практикум.
ЕН.Ф4.3 Органическая химия Основные понятия органической химии, положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Классификации органических веществ, реакций и реагентов. Современная международная номенклатура. Изомерия органических соединений, алканы, алкены, алкины, алкадиены, ациклические углеводороды, арены, галогено-производные углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, амины, аминокислоты, пептиды, белки, высокомолекулярные соединения, гетероциклы, нуклеиновые кислоты. Химический практикум.
ЕН.Ф4.4 Физколлоидная химия Химическая термодинамика, равновесие в гетерогенных системах, растворы, электролиты, кинетика, катализ, коллоидные системы, методы их изучения. Химический практикум.
ЕН.Ф5 Общая биология Сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, основные концепции и методы биологических наук; стратегия охраны природы
ЕН.Ф6 Науки о Земле Основы динамической геологии, физической географии, почвоведения; положение в Солнечной системе, оболочечное строение, физические поля Земли, эволюция Земли, геофизические условия жизни
ЕН.Р1 Биогеография Биогеография как наука. Закономерности географического распространения организмов. Географический ареал, принципы биогеографического анализа. Классификация сообществ, биогеогра-фическое разделение сообществ, закономерности распределения сообществ. Биогеографическое картирование и районирование. Основные типы биомов суши, практические аспекты биогеографии
ЕН.Р2 Природные ресурсы региона Характеристика природных ресурсов Кемеровской области, их состояние и охрана. Комплексная охрана природных ресурсов Кузбасса.
ЕН.В1.1 Ландшафтоведение Ландшафтоведение как наука о ландшафтной оболочке. История и становление развития ландшафтоведения. Биогеосистем-ная концепция. Структура и свойства биогеосистем. Дифференциа-ция географической оболочки. Систематика ландшафтов. Физико-географическое районирование. Концепция культурного ландшафта. Прикладное ландшафтоведение
ЕН.В1.2 Химия природных соединений Возникновение органических молекул на Земле, первичный метаболизм, фотосинтез, аэробный метаболизм, пептиды и белки, нуклеиновые кислоты; стероиды, душистые вещества.
ОПД.Ф1.1 Микробиология и вирусология История и методы науки, вирусы, бактерии. Морфология, физиология, распространение, размножение, классификация, роль в биосфере и жизни человека. Методы культивирования. Практикум.
ОПД.Ф1.2 Ботаника Грибы, лишайники, водоросли, высшие споровые, голосе-менные, покрытосеменные. Морфология, анатомия, размножение, географическое распространение, классификация, происхождение и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения в лабораторных и полевых условия; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф1.3 Зоология Животные. Морфология, анатомия, образ жизни, географи-ческое распространение, размножение, классификация, происхожде-ние и эволюция, роль в биосфере и жизни человека. Методы прижизненного наблюдения в лабораторных и полевых условиях; описания; культивирования; таксономических исследований; коллекционирования. Практикум
ОПД.Ф2.1 Физиология растений Физиологические процессы зеленого растения: фотосинтез, дыхание, водообмен растений, рост и развитие. Молекулярные механизмы физиологических процессов, ферменты, гормоны, биологически активные вещества, формирование иммунитета растений, методы физиологии растений. Практикум.
ОПД.Ф2.2 Физиология человека и животных Строение и функции основных систем органов животных и человека, принципы восприятия, передачи и переработки информации в организме, регуляция жизненных функций и системы обеспечения гомеостаза, сравнительный аспект становления функций, основы этологии и методы экспериментальной работы с лабораторными животными. Практикум.
ОПД.Ф2.3 Иммунология История, основные понятия и принципы иммунологии, структурная организация иммунной системы. Эволюция иммунитета. Иммунокомпетентные клетки и лимфоидные органы и ткани, механизмы иммунных реакций, клеточный гуморальный иммунитет, нарушения иммунитета, формирование иммунитета животных и человека. Практикум
ОПД.Ф3.1 Гистология Предмет, задачи, методы, история развития гистологии; ткани, их происхождение в индивидуальном и историческом развитии; типы тканей, их структурные и функциональные особенности, культуры тканей. Практикум.
ОПД.Ф3.2 Цитология Строение и принципы жизнедеятельности клетки, единство и разнообразие клеточных типов, воспроизведение и специализация. Методы световой микроскопии. Культуры клеток, выделения и исследования субклеточных структур. Практикум.
ОПД.Ф3.3 Биофизика Энергетика клеток растений и животных, кинетика биологических процессов. Биофизика клеточных процессов. Радиационная биология. Изотопный анализ. Практикум
ОПД.Ф3.4 Биохимия и молекулярная биология Субклеточные компоненты, их биохимические характеристики, структура и свойства белков, нуклеиновых кислот, углеводов; пути биосинтеза макромолекул; структура и функции биомембран. Принципы регуляции метаболизма. Потенции фотометрии, приемы изучения ферментативной активности. Практикум.
ОПД.Ф4.1 Генетика и селекция Наследственность и изменчивость на всех уровнях организации живого, генная теория, мутагенез, природные и антропогенные мутагены, генетическая инженерия и ее применение в биотехнологии, генетические основы селекции, генетика популяций. генетическое обоснование эволюции, методы генетического анализа и селекции. Практикум
ОПД.Ф4.2 Теории эволюции Основные теории эволюции, история становления эволюционных представлений, генетическое основы эволюционного процесса, концепция видообразования. Макроэволюция, микроэволюция. Семинарские занятия
ОПД.Ф5 Биология размножения и развития Условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, причины аномалий, биологический возраст; методы получения и исследования эмбрионального материала. Практикум.
ОПД.Ф6.1 Экология и рациональное природопользование Взаимодействие организма и среды, факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы. Практикум
ОПД.Ф6.2 Актуальные проблемы окружающей среды Антропогенные воздействия и экологический прогноз, методы ана-лиза и моделирования экологических процессов, экологические принципы природопользования и охрана природы: атмосферы, гидросферы, почв, растительного и животного мира. Практикум.
ОПД.Ф6.3 Основы экологического образования учащихся Взаимосвязь экологии и экологического образования, структура содержания экологического образования, методы и приемы формирования экологической ответственности. Практикум
ОПД.Ф7.1 Анатомия и морфология человека Антропогенез, морфология человека. Предмет, задачи и методы анатомии, ткани, кости и их соединения, опорно-двигательный аппарат, нервная система и анализаторы; внутренние органы. Практикум
ОПД.Ф7.2 Возрастная физиология и валеология Формы поведения, закономерности интегральной деятельности мозга, механизмы памяти, целенаправленных действий; психофи-зиологические и биосоциальные особенности человека. Здоровье, экология, факторы риска, причины и типы основных патологий, стресс и адаптация, генетика и демография; методы анализа и коррекции физиологического состояния.
ОПД.Ф8 Введение в биотехнологию Цели и задачи биотехнологии, современные методы биотехнологии, основные направления и перспективы развития биотехнологии, возможности ее применения в фармакологии и медицине, в охране природы и хозяйственных целях.
ОПД.Р1 Почвоведение с основами растениеводства Химический состав почвообразующих пород и почв, органическая часть, поглотительная способность, кислотность, щелочность, буферность почв, диагностика питания растений, растениеводство, биологические особенности культур. Практикум.
ОПД.Р2 История и методология биологии Исторические этапы и принципы развития биологии как комплексной науки о живой природе. Биологические знания в Древней Греции и Риме, основные тенденции развития естествознания в эпоху Возрождения. Развитие биологии в 18 веке и успехи систематики. Биология на заре 19 века, становление эволюционизма. Методологическое значение теории естественного отбора. Развитие эволюционной биологии во второй половине 19 века, во второй половине 20 века
ОПД.Р3 Методика преподавания биологии Предмет, задачи и методология методики преподавания биологии, основные исторические этапы развития, образовательные и воспитательные задачи биологии в школе; содержание, система и принципы построения курса биологии в современной школе, методы и методические приемы обучения биологии, основные и дополнительные формы организации учебного процесса, материальная база. Практикум.
ОПД.Р4 Методика преподавания естествознания Предмет, цели, задачи методики преподавания естествознания; методологические основы методики естествознания, методы ис-следования, становление естествознания как учебного предмета, ме-тоды и методические приемы, педагогические технологии обра-зования, урок как основная форма обучения естествознания в школе, дидактические условия формирования суждений и умозаключений по предмету, методика и проведение эксперимента. Практикум
ОПД.В1.1 Растительный мир Кузбасса и его охрана Физико-географический очерк, систематический, экологичес-кий, биоморфологический анализ флоры, типы растительности, ресурсные виды, система земледелия области, влияние хозяйственной человека на растительный мир области и его охрана, особо охраняемые природные территории, охраняемые растения
ОПД.В1.2 Современные проблемы зоологии Современные проблемы таксономии животных, новые направления в науке, современные методы исследования беспозво-ночных и позвоночных животных, проблемы редких и исчезающих видов животных, охрана и разведение редких видов, региональные проблемы зоологии, эколого-фаунистические исследования региона, региональная Красная книга, фауна особо охраняемых природных территорий Кузбасса.
ОПД.В2.1 Генетика человека Ретроспектива и современные проблемы генетики человека. Человек - объект генетического анализа. Генеалогический, близнецовый, биохимический и молекулярно-генетический методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогенез. Хромосомные и моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Фармакогенетика.
ОПД.В2.2 Основы индивидуального здоровья Факторы, формирующие здоровье; физическое, психическое и репродуктивное здоровье: показатели, нарушения, профилактика, способы сохранения здоровья.
специализация   "Зоология"
ДС.Ф1 История зоологии Введение. Первые шаги в познании зоологии и эволюции. Библия. Античный мир (Древняя Греция и Римская империя). Средние века и эпоха Возрождения. Эпоха Великих географических открытий и её значение для развития зоологии. Развитие зоологии в Европе и России в XVII - XIX вв. Освоение и исследование Сибири XVII - XVIII вв. от русских землепроходцев и академических экспедиций в. до экспедиций РГО XIX в. Развитие зоологических и экологических исследований в Сибири в XIX начале ХХ вв. Роль Томского и Иркутского университетов в развитии зоологических исследований в Сибири. Современные исследования в Западной и Восточной Сибири. Деятельность АН СССР и СО РАН Зоологические исследования в Кемеровской области и развитие природоохранной деятельности.
ДС.Ф2 Научные основы зоологических и экологических исследований Процесс научного творчества. Теория, эксперимент, практика в биологии Структура научного творчества, его диалектическая природа. Теория и практика зоологических исследований. Структура исследовательской работы. Полевые и экспериментальные исследования беспозвоночных животных. Полевые и экспериментальные исследования позвоночных животных. Оформление результатов научной работы. Общие требования. Стиль научной речи и письма. Библиография
ДС.Ф3 Практическая зоология беспозвоночных Введение. Вреди-тели леса и зеленых насаждений. Вредители сельскохозяйственных растений. Методы и технические средства защиты леса, зеленых насаждений и сельскохозяйственных угодий. Технические вредители и вредители продовольственных запасов. Техническая энтомология. Полезные насекомые, пчеловодство. Беспозвоночные животные - объект экологического мониторинга.
ДС.Ф4 Медицинская энтомология Введение в медицинскую энтомологию. Природные очаги трансмиссивных болезней. Медицинское значение блох. Медицинское значение вшей. Медицинское значение кровососущих клопов. Клещи - переносчики возбудителей болезней и паразиты человека. Синантропные насекомые и меры борьбы с ними
ДС.Ф5 Практическая зоология позвоночных Введение. Значение млекопитающих в жизни человека. Ресурсы млекопитающих и способы их использования. Современное охотничье хозяйство. Значение птиц в жизни человека. Спортивная охота "по перу". Птицеводство. Ресурсы рептилий и амфибий. Значение рыб в жизни человека. Вредные и полезные животные сельского и лесного хозяйства. Охрана животного мира.
ДС.Ф6 Паразитология Предмет, цели и задачи паразитологии, ее место в системе биологических наук. Связь паразитологии с сельскохозяйственными и медицинскими науками. Теорети-ческое и практическое значение паразитологии. Краткий исторический очерк развития паразитологии. Методы паразитологических исследований. Понятие о паразитах и паразитизме. Распространение паразитизма в животном мире. Морфологические адаптации паразитов к их образу жизни. Приспособления жизненных циклов паразитов к жизненным циклам хозяев. Влияние географических факторов на паразитофауну. Профилактика природно-очаговых заболе-ваний. Влияние на паразитофауну хозяйственной деятельности человека. Воздействие паразитов на хозяина. Влияние хозяина на паразита. Клеточные и тканевые реакции, гуморальные реакции. Иммунитет. Паразитические простейшие. Плоские черви Ленточные черви. Круглые черви. Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Особенности строения, распространения, биологии
ДС.Ф7 Основы охотничьего хозяйства Введение. Значение охотничьих животных в жизни человека в разных условиях. Охотничьи звери. Охотничьи птицы. Современное охотничье хозяйство. Охотничье хозяйство Кемеровской области
ДС.Ф8 Методы математической обработки зоологических данных Значение математической обработки биологических данных на современном этапе. Генеральная совокупность, выборка, признак, репрезентативность выборки. Классификация признаков. Биологические объекты как многомерные системы. Изменчивость признаков. Критерии достоверности материала. Основные методы многомерной статистики. Меры сходства между выборками. Интерпретация полученных данных. Приемы обработки качественных данных. Индексы разнообразия животного населения и их производные. Принципы математической обработки фаунистических списков
ДС.Ф9 Зоогеография Введение. История зоогеографии. Понятия о зоогеографии. Ареал и фауна. Типы ареалов. Зоогеографии-ческое деление суши: Нотогейская суша - Новозеландская область, Австралийская область. Полинезийская область. Взаимоотношения их в прошлом. Неогейская суша. Неотропическая область. Палеогейская суша. Мадагаскарская область. Эфиопская область. Индо-Малайская область. Арктогейская суша. Голарктическая область. Неарктическая подобласть. Палеарктическая подобласть. Ее деление, границы. Фауна морских побережий и тундры Евразии. Фауна тайги и ее происхождение. Фауна степей, пустынь и горных экосистем. Океаническая и морская фауна. Экологические зоны моря. Зоогеографические зоны мирового океана. Фауна морей Палеарктики: южнорусские моря. Северные моря. Моря аркбассейна. Дальневосточные моря. Фауна пресных вод Палеарктики. Зоогеографическое деление. Байкальская область. Заключение. Теория современных очертаний материков. Влияние человека на фауну материков
ДС.Ф10 Этология (поведение животных) Предмет и задачи науки о поведении. История развития науки. Зоопсихология, эколо-гическая физиология, экология. Взаимосвязь современной этологии с другими дисциплинами. Методы изучения поведения. Теоретические основы этологии. Поведение как механизм адаптации к условиям среды. Экологические и эволюционные аспекты поведения животных. Способы этологической организации сообществ. Этологические направления в селекции домашних животных. Использование знаний этологии в управлении поведением животных (звероводство, кинологии, коневодство, оленеводство, естественные популяции).
ДС.Ф11 Сравнительная анатомия животных Ее предмет, цель, задачи и методы. Кинобласт и его приспособления у позвоночных. Нервный аппарат беспозвоночных. Фагоцито-бласт и его производные у беспозвоночных. Мышечная система и сократительно-двигательный аппарат. Возникно-вение и развитие выделительного аппарата у беспозвоночных. Возникновение и типы распределительных аппаратов. Органы размножения и половой аппарат беспозвоночных. Общая характеристика типа Chordata. Кожные покровы и их производные у позвоночных. Скелет. Нервная система. Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Эволюция мочеполовой системы. Филогения позвоночных.
ДС.Ф12 Мониторинг природной и городской среды Современное представление о мониторинге состояния природной среды. Классификация видов мониторинга и их характеристика. Критерии оценки состояния природной среды. Классы устойчивости экосистем. Критерии выделения уровней неблагополучия. Комплексный экологический мониторинг. Мониторинг и геоинформационные системы. Мониторинг состояния отдельных природных сред. Мониторинг состояния почв. Биомониторинг. Урбанизация как глобальный исторический процесс. Экологические проблемы городов. Растения и животные в городе. Оптимизация и охрана городских экосистем.
ДС.Ф13 Заповедное дело. Заповедники и национальные парки мира Международная классификация особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Цели и задачи организации ООПТ. Организация и структура заповедников в России/СССР в разные исторические этапы. Размещение заповедных территорий по географическим зонам. Современное состояние заповедников в России. Система ООПТ Кемеровской области. Краткая история развития заповедного дела в мире. Обзор основных заповедников и национальных парков зарубежной Европы и Северной Америки. ООПТ Азии, Африки, Австралии, Южной Америки. Международные организации по охране окружающей среды
ДС.Ф14 Экология насекомых Основные положения аутэкологии на-секомых. Биологические ритмы. Популяционная экология насекомых. Биоценотические связи насекомых. Насекомые в экосистемах. Роль насекомых в антропогенных экосистемах. Мониторинг антропогенного воздействия. Индикационные возможности отдельных групп насекомых
ДС.Ф15 Проблемы таксономического и биологического разнообразия Системы жизненных форм и принципы их построения. Эколого-физиономическое и морфолого-биологическое направления. Экологическая морфология в изучении онтогенеза и жизненных циклов вида. Эколого-морфологический подход в биогеографии и биогеоценологии. Морфоэкологическая эво-люция видов. Образование жизненных форм. Дивергенция и конвергенция в образовании жизненных форм. Жизненные формы как индикатор среды. Значение экологической морфологии. Теоретический и прикладной аспекты. Охрана природных экосистем и создание искусственных ландшафтов. Формирование городских экосистем. Воспитательное и обще-биологическое значение познания системы живой природы
ДС.Ф16 Основы рыбного и прудового хозяйства Значение рыбы в жизни человека. Рыбоводство как отрасль сельского хозяйства. История развития рыбоводства. Рыбоводно-биологическое обоснование рыбоводства. Понятие об экосистеме рыбоводных водоемов. Пищевые взаимоотношения гидробионтов. Виды рыб, разводимые в хозяйствах, их рыбоводная и биологическая характеристика. Организация и устройство рыбоводных хозяйств. Производство товарной рыбы. Технология разведения. Выращивание и зимнее содержание рыбопосадочного материала. Болезни рыб и борьба с ними.
ДС.Ф17 Радиационная экология Ее цели и основные задачи. Осо-бенности радиоэкологических исследований. Радиоактивность и ее природа. Естественный радиационный фон и эволюция жизни. Ядерное излучение и жизнь. Биологическое действие разных видов излучений. Канцерогенная опасность радиоактивных изотопов. Распределение радиоактивных изотопов в биогеоценозе и накопление их в популяциях животных. Своеобразие распределения радиоизотопов в водной среде. Миграция радиоактивных изотопов по пищевым цепям в зооценозе. Адаптации животных к повышенному уровню естественной и искусственной ионизирующей радиации как абиотическому фактору среды обитания. Здоровье человека и радиация. Медицина против лучевой опасности. Физическая и химическая защита от радиации
ДС.Ф18 Большой практикум Териология. Орнитология. Герпетология. Ихтиология. Энтомология. Паразитология. Школьный эксперимент.
ФТД1 Безопасность жизнедеятельности Взаимодействие человека со средой обитания как основы оптимального воздействия человека со средой обитания. Критерии негативного воздействия; причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций. Источники и уровни различных видов опасностей. Техносфера как зона действия опасностей. Вредные вещества; классификация; агрегатные состояния; пути поступления в организм человека. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Практикум.
ФТД2 Методы работы в теплице Предмет и задачи. Основы земледелия: основные законы, методы борьбы с сорняками, научные основы севооборота, значение обработки почвы. Агрохимия. Минеральные, органические и бактериальные удобрения, система их применения. Растениеводство. Пришкольный учебно-опытный участок. Практикум.
ФТД3 Педмастерство Педмастерство: основы, теория, практика. Профессиональное мастерство как система. Педагогическая техника - компонент профессионального мастерства педагога. Основы организации конструктивного взаимодействия. Мастерство педагогического взаимодействия. Методики организации конструктивного взаимодействия. Практикум
ФТД4 Аудиовизуальные технологии обучения Основные понятия дисциплины из истории аудиовизуальных технологий. Технические средства обучения. Аудиовизуальные средства обучения и учебные электронные издания. Психолого-педагогические основы применения аудиовизуальных технологий обучения. Практикум
ФТД5 Музейное и лабораторное дело Цели и задачи. Пути получения материала для изготовления гистологических препаратов. Фиксирующие вещества и смеси. Общая таксидермия, цели и задачи. Современные способы изготовления чучел животных. Ландшафтные и экологические экспозиции зоологических музеев. Практикум
ФТД6 История Кузбасса Общая характеристика Кемеровской области, первые следы обитания человека; освоение Земли Кузнецкой; открытие каменного угля и металлических руд. Строительство Транссиба. Кемеровский рудник. Копикуз. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. Подъем послевоенных лет. Нарастание застойных явлений. Кузбасс в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям. Современный Кузбасс и перспективы развития. История города Кемерово.
ФТД7 Латинский язык Новолатинский алфавит, правила ударения и чтения, имя существительное: род, число, падеж; имя прилагательное, местоимения, числительные, глаголы, предлоги; основы латинской биологической номенклатуры. Практикум


Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

 

Практики:

  • Учебная практика по почвоведению

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении любой биологической дисциплины. Они дают большой навык полевых исследований, и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, отрабатывают полевые методики - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: Обеспечение будущих специалистов знаниями о факторах почвообразования, физических, химических и биологических свойствах почвы, научить управлять продуктивностью растений на основе знаний физиологии растений и биологических особенностей их развития, обучение основным методам полевых исследований почв; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
Задачи, решаемые в ходе практики: - обучить студентов основным методам полевых исследований; - ознакомить студентов с разными природными ландшафтами; - сформировать понятие о почве и факторах почвообразования; - изучить вклад растительности, животных и микроорганизмов в почвообразование; - изучить морфологию разных типов почв; - научить отбирать почвенные пробы и изготавливать почвенные монолиты; - научить определять биологическую продуктивность растений, объем растительного опада и биологическую активность почв; - дать представление о закономерностях распространения основных типов почв; - развить бережное отношение к окружающей среде.

  • Учебная практика по биоразнообразию

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении животных и растений. Они дают большой навык полевых исследований, и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: изучение морфологических и биологических приспособлений растений к различным условиям обитания, с многообразием методов флористических и фитоценологических исследований; обучение основным методам полевых исследований животных, знакомство с основными представителями фауны Кемеровской области; развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру.
Задачи, решаемые в ходе практики: 1. Научиться оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к различным условиям среды; 2. Закрепить знания по морфологии растений, научиться грамотно описывать и безошибочно определять растения, принадлежащие к несложным в систематическом отношении группам; 3. Различать в природной обстановке и знать латинские названия наиболее характерных для данного района видов древесных и травянистых растений; 4. Освоить методики описания разных растительных сообществ. 5. Получить представление о разнообразии позвоночных животных Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу. 6. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению фауны и экологии животных и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 7. Научиться квалифицированно проводить сбор материала (ботанического и зоологического), его фиксацию и этикетирование. 8. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 9. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. 10. Приобрести навыки проведения наблюдений и экскурсий в природе. 

  • Учебная практика по популяционной генетике

Учебные практики является важным завершающим этапом при изучении дисциплины "Генетика и селекция". Они дают большой навык лабораторных исследований и служат основой при выборе специализации. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения по краеведению, охране животного и растительного мира и его среды обитания - все это необходимые моменты в работе будущих специалистов-биологов.
Цель учебной практики: изучение наследственности и изменчивости организмов на популяционном уровне.
Задачи, решаемые в ходе практики: 1. Закрепление полученных знаний об основных генетических процессах, протекающих в популяции; 2. Освоить методики описания генетической структуры природных популяций. 3. Познакомиться с основными методами полевых исследований по изучению популяционной структуры и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 4. Научиться квалифицированно проводить сбор биологического материала, освоить методы его хранения. 5. Научиться анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 6. Приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

  • Учебная практика по экологии

Учебные практики являются важным завершающим этапом при изучении экологии. Они формируют и совершенствуют навыки полевых исследований. Студенты в ходе прохождения практик получают необходимые сведения о сообществах растений и животных, а также об их взаимодействии со средой обитания, что необходимо для научно-исследовательской и природоохранной деятельности специалистов-биологов. Учебная практика по экологии является базой для получения навыков
работы в полевых условиях: сбора и фиксации материалов, ведению протоколов обследований и наблюдений, систематизации и анализа материала, самостоятельной научно-исследовательской работы и т.п. Все это выступает основой для выполнения учебно-исследовательских работ при написании дипломной работы.
Целями учебной практики по экологии являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин; - изучение сообществ растений и животных, - изучение приспособлений растений и животных к различным условиям обитания; - знакомство с многообразием методов экологических исследований; - развитие бережного отношения к окружающему животному и растительному миру. - приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности.
Задачами учебной практики по экологии являются: 1. Научить различать типичные для региона фитоценозы. 2. Научить оценивать значение различных особенностей строения растений в приспособлении к условиям среды. 3. Обучить методикам описания разных растительных сообществ. 4. Совершенствовать представления студентов о разнообразии животных и растений Кемеровской области, научиться определять их принадлежность к определенному ландшафтному комплексу. 5. Познакомить с основными методами полевых исследований по изучению экологии животных и растений и закрепить полученные навыки при выполнении индивидуальной темы. 6. Совершенствовать навыки студентов квалифицированного сбора материала (экологического), его фиксации и этикетирования. 7. Научить анализировать материалы собственных наблюдений и делать из них выводы. 8. Совершенствовать навыки студентов в самостоятельной научно-исследовательской работы студентов. 9. Совершенствовать навыки студентов в проведения наблюдений и экскурсий в природе .

  • Специальная практика

Целью специальной практики являются проведение студентом научных исследований в соответствии с темами курсовой работы в условиях деятельности научно - исследовательских и производственных коллективов, закрепление теоретических знаний и овладение полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения природных экосистем, а также приобретение практических навыков в сфере работ по зоологии и экологии.
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ: 1. формирование навыков работы со специальной литературой; 2. овладение методиками зоологических и экологических исследований; 3. сбор фактического материала по проблеме; 4. обработка результатов исследований; 5. овладение навыками письменного оформления результатов; 6. знакомство с научными проблемами исследовательского коллектива базы практики.

  • Преддипломная практика

Целью преддипломной практики являются проведение студентом научных исследований в соответствии с темами выпускной квалификационной работы в условиях деятельности научно - исследовательских и производственных коллективов, закрепление теоретических знаний и овладение полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения природных экосистем, а также приобретение практических навыков в сфере работ по зоологии и экологии.
ЗАДАЧИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИЯ: 1. совершенствование навыков работы со специальной литературой; 2. овладение методиками зоологических и экологических исследований; 3. сбор фактического материала по проблеме; 4. камеральная и статистическая обработка результатов исследований; 5. совершенствование навыками письменного оформления результатов.

  • Производственная практика

Во время производственной практики студентам необходимо овладеть профессиональными умениями в соответствии с квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования. Основной целью производственной практики студентов на факультетах КемГУ, где предусмотрена практика, является реализация полученных теоретических знаний студентов в практической деятельности педагога.
Целями производственной практики являются: · формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; · развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; · формирование умений самостоятельной организации воспитательно - образовательного процесса в учебном заведении; · формирование умений осуществления педагогического наблюдения и анализа педагогической деятельности; · формирование профессионально значимых качеств личности учителя биологии; · формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Задачи производственной практики определяются в соответствии с поставленными выше целями. Общими задачами практики являются: 1. адаптировать студента к реальным условиям образовательного учреждения; 2. создать условия для практического применения знаний психолого - педагогических дисциплин, биологических дисциплин и методики преподавания биологии; 3. формировать и совершенствовать базовые профессионально - педагогические умения и навыки; 4. диагностировать профессиональную пригодность студента к педагогической деятельности; 5. обеспечить студентам успешность адаптации в дальнейшей педагогической деятельности. 
Кроме данных задач предусматриваются специфические задачи, определяющие преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях в зависимости от основной специализации студента, с учетом направления подготовки: 1. подготовка к педагогической и просветительской деятельности в области биологии; 2. преподавание биологии в общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждениях.

 

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2010)

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2009)

 

Отчет о результатах самообследования по специальности 020201.65 Биология, направленность (специализация) Зоология