Описание ООП по направлению подготовки 030401.65 "Отечественная история"

Специальность:

030401.65 История,
специализация "Отечественная история"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 марта 2000г. (номер гос. регистр. 308 гум/сп)

 

Описание образовательной программы:   

  Полный текст ООП

 

Цели ООП

Подготовить специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Квалификация, присваиваемая выпускникам

Историк, преподаватель истории

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:

- образовательная(работа в высших и средних специальных учебных заведениях, школах, гимназиях и лицеях);

- научно-исследовательская(работа в вузовских лабораториях, архивах, музеях, НИИ, библиотеках);

- культурно-просветительская(работа в организациях и учреждениях культуры);

- экспертно-аналитическая(работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);

- организационно-управленческая(работа в органах государственного и регионального управления, местного самоуправления).

Основные виды профессиональной деятельностивыпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника музеев, архивов, консультанта и эксперта общественных, муниципальных и государственных организаций.

Направленность (специализация) основной образовательной программы

Образовательная программа имеет направленность (специализацию) (далее - специализацию) "Отечественная история", ориентированную на углубленное знание проблем Истории России с древнейших времен до начала XXв., особенности ее социального, экономического, политического и культурного развития, понимание специфики развития отдельных территорий в составе Российского государства.

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

ГСЭ.Ф.01
Иностранный язык
 
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.Лексический минимум в объеме 400 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.)Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования.Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное общение, доклад).Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.02
Физическая культура
 
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.03
Философия
 
Предмет философии. Место и роль философии в культуре.Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.
Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право.Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.Религиозные ценности и свобода совести.Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ГСЭ.Ф.04
Экономика
 
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор, Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект
замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и
предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.
Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Распределение и доходы. Преобразования а социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ГСЭ.Ф.05
Русский язык и культура речи
 
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
ГСЭ.Р.01
Психология
 
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.    Основные психические процессы. Структура сознания.    Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности.   Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
ГСЭ.Р.02
Культурология
 
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и   "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация
ГСЭ.Р.03
Политология
 
Объект, предмет и метод политической науки. Функции поли­тологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции по­литики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая дина­мика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
 
Концепции экономического развития
 
Процесс возникновения и эволюции экономических идей как отражение    экономического    и    социального    развития    общества. Становление экономической теории: меркантилизм и физиократия. Классическая политическая экономия. Марксистская политэкономия. Советская      экономическая      теория.       Основные      направления "экономике".     Альтернативные     экономические     теории.     Новый институционализм.     Новые     исторические     школы.     Германский ордолиберализм.
Социология политики
Методы      социологического      анализа      исторических      и политических событий. Становление социологии политики в России и на Западе. Социология политики или политизированная социология? Мотивации и детерминанты политической деятельности. Власть во взаимодействии с обществом. Политические партии и общественные организации.    Социология    протеста    и    гражданское    общество. Политические   изменения   и   социально-политические   конфликты. Социология     выборов.     Политика     в     процессе     глобализации: национализм и империализм, "антиглобалистское" движение.
ГСЭ.В.01
1. Правоведение
 
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современ­ности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответствен­ность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации -основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Фе­дерации.Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
 
2. История государства и права
 
Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.
Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации); античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы; роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права; образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.
ГСЭ.В.02
1. Педмастерство
 
Подготовка к успешному прохождению педагогической практики: закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии; приобретение умения и навыков вербального и невербального общения, НОТ, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций; овладение педагогическими техниками. 
Культура педагогического общения. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Система воспитательной работы классного руководителя. Основы профессионально саморазвития и самовоспитания педагога.
2. История педагогики
Происхождение, развитие и значение понятия "дидактика". Общая и частная дидактика. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики: обучение, учение (научение), преподавание, образование, самообразование.Характеристика дидактических систем прошлого и настоящего. Традиционная дидактическая система (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт). Дидактика прагматизма (Дж. Дьюи). Современные дидактические концепции и их философские, психологические и общедидактические основы. Концепция развивающего обучения. Вклад отечественных педагогов и психологов в обоснование и развитие данной концепции (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).Характеристика ведущих педагогических теорий: сущность воспитания, научные подходы и принципы педагогической деятельности традиции русской отечественной педагогики (диалектика воспитания и самовоспитания), "новое воспитание" (40-60-ые годы), Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер), теория коммунистического воспитания, педагогика фрейдизма, экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, педагогика сотрудничества (80-90-ые годы, Россия) и др.
ЕН.Ф.01
Математика и информатика
 
Основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации
ЕН.Ф.02
Концепции современного естествознания
 
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;      история естествознания; панорама современного естествознания;       тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и      мегамиры; пространство, время; принципы относительности;    принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие;     близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы   суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения   энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания     энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли;   современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы:    ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;    географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа   организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;   человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество;   работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические      циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой    и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
ЕН.Р.01
Новые информационные технологии в работе специалиста-историка
Научная организация труда историка с использованием новейших информационных технологий. Формы, методы и приемы научно-исследовательской деятельности студента-историка.
История возникновения и современные направления развития сети Интернет. Электронные каталоги и архивы. Основные принципы поиска информации в сети Интернет. Поиск и анализ информации по выбранной теме. Электронные презентации исторических материалов. Новые информационные технологии в историческом образовании.
ЕН.В.01
1. История естественнонаучной и технической мысли
 
Наука и естествознание. Основные этапы развития мировой естественнонаучной и технической мысли. Формирование отдельных элементов научного знания в древних обществах.
Возникновение науки в эпоху античности. Развитие науки в период раннего и классического средневековья (V-XV вв.). Научная мысль периода позднего средневековья (XVI - I половина XVII вв.). Переворот в развитии научных знаний. Наука и техника в первый период нового времени (середина XVII - середина XIX вв.). Развитие научного мировоззрения во второй период нового времени (конец XIX - начало XX вв.) Основные тенденции развития науки и техники в новейшее время (XX - начало XXI вв.). Достижения отечественной естественнонаучной и технической мысли (X - начало XXI вв.)
 
Социально-экономическая статистика
 
Социально-экономическая статистика как наука. Задачи и методы социально-экономической статистики. Организация органов статистики Российской империи, СССР, России. Организация международной статистики. Показатели социально-экономической статистики. Классификации и группировки в социально-экономической статистике. Статистика национального богатства. Статистика природных ресурсов и окружающей среды. Статистика науки и научно-технического прогресса. Статистика производства общественного продукта. Основы демографической статистики.
Статистика численности и состава населения. Статистика движения населения. Статистика трудовых ресурсов. Статистика социального развития общества. Статистика здравоохранения и здоровья населения. Статистика народного образования, культуры и искусства
ЕН.В.02
1. Количественные и естественнонаучные методы в гуманитарных исследованиях
Единство мира и способы его познания. Естественные и гуманитарные науки: общее и особенное. Физика и исторические науки. Химия и исторические науки. Биология и исторические науки. Слово, образ, творчество. Слово и число. Число и история.
 
2. Проблемы экологии и охраны окружающей среды Экологические процессы и тенденции развития биосферы на глобальном уровне. Концепция экосистемы; основные экологические
проблемы в контексте мирового развития; экологические аспекты здоровья; современные экологические процессы и перспективы;международные усилия в деле разрешения и предотвращения
экологических проблем.
ОПД.Ф.01
Всеобщая история:
 
Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.
Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно­европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья.
История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.
Место XX века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в   мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.
ОПД.Ф.02
История России
 
История России в системе мировой истории; характерные черты исторического процесса в России; этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы.Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие.Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения.Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества.
ОПД.Ф.03
Источниковедение
 
Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками.
ОПД.Ф.04
История исторической науки. Историография
 
Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
ОПД.Ф.05
История мировой и отечественной культуры
 
Понятие об основных культурно-исторических эпохах; культура Древнего Востока; культура Древней Греции и Древнего Рима; культура средневековой Европы; культура Византии; культура Древней Руси; европейская культура эпохи Возрождения; европейская культура Нового времени; основные этапы истории культуры России; проблемы культуры XX в.
ОПД.Ф.06
История мировых религий
 
Религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.
ОПД.Ф.07
Археология
 
Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология   и методы изучения, общие черты и характерные особенности        жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от     эпохи палеолита до раннего средневековья.
ОПД.Ф.08
Этнология
 
Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития
ОПД.Ф.09
Вспомогательные исторические дисциплины
 
Классификация вспомогательных исторических дисциплин в соответствии с классификацией исторических источников и структурой источниковедческой критики; методы исторической
географии, палеографии, кодикологии, хронологии, метрологии, нумизматики, сфрагистики, геральдике, генеалогии и др.
ОПД.Ф.10
История регионов мира
 
История стран Азии и Африки. Особенности формирования социально-классовой структуры восточного общества. Религия и политика на Востоке. Основные проблемы развития Востока в средние века и новое время. Основные этапы и проблемы истории стран Азии и Африки в средние века и новое время. Особенности развития капитализма в странах Востока (конец XIX - середина XX в.). Крушение колониальной системы. Основные этапы и проблемы развития Востока в новейшее время. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Демографическая проблема в развивающихся странах. Тенденции и особенности развития стран Азии и Африки на современном этапе
ОПД.Ф.11
История регионов и народов России
 
История российской государственности. Государственная символика России Факторы и особенности формирования и развития российского государства Аппарат (механизм) государственного управления и его эволюция в российской действительности Развитие российского законодательства: особенности и тенденции Взгляды на Российское государство и его устройство в политических учениях XI - начала XX вв. Россия-Запад-Восток: сравнительно цивилизационная характеристика. Органы государственной власти в период двоевластия (март-октябрь 1917 г.) Организация власти большевиками в 1918-1924 гг. Государственные органы управления в СССР середине 1920-х - середине 1940-х. гг. Реорганизация власти и управления в годы ВОВ. Трансформация органов управления страной во II половине 1940-х - 1970-х гг. Перестройка государственного аппарата и власти на местах во II половине 1980-х - начале 1990-х гг. Современные российские органы управления.История политических партий начала XX в. Особенности формирования политических партий России. Основные направления общественного движения России в 90-е годы XIX в. История создания и функционирования РСДРП. Неонароднические партии в России. Либерально-буржуазные партии в России. Формирование буржуазной оппозиции в 1907-1916 гг. Монархические организации в России. Аграрный вопрос в программах политических партий России (1905-1907 гг.). Политические партии в Государственной думе (1906-1917 гг.). Политические партии в Февральской буржуазно-демократической революции.
История Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству (конец XVI - начало XX вв.) Хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие Сибири в XVII - начале XX вв.
Административно-территориальное устройство и управление Сибирью в XVI - XIX вв. Развитие общественно-политической мысли в Сибири (конец XVIII - начало XX вв.). Политическая и уголовная ссылка в Сибирь. Политическая жизнь Сибири в 1905-1917 гг. Культурные процессы и изучение региона в XVII - начале XX вв. Сибирь в 1917 г. и в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) Развитие Сибири в условиях НЭПа. Сибирь в условиях модернизации в СССР в конце 1920-х - 1930-е гг. Сибирь в годы ВОВ. Сибирь в   первые послевоенные десятилетия Основные тенденции экономического развития Сибири во II половине 1960-х -1990-е гг. Тенденции развития Сибири на современном этапе.
Историческое краеведение. Формы организации краеведения (государственное, общественное, учебное - школьное и вузовское). Цель и задачи краеведческого образования. Направления школьного краеведения: историческое, географическое, литературное, экологическое. Историческое краеведение в системе исторических и культурологических дисциплин. Его роль в решении образовательных задач школы, значение для формирования личности и воспитания учащихся.
ОПД.Ф.12
Теория и методология истории
 
Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач.
 
ОПД.Ф.13
Классические языки (латинский язык)
 
Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; история их становления и развития, значение для современной языковой культуры; лексические и грамматические основы.
ОПД..Р.01
Педагогика
 
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
ОПД.Р.02
Введение в археологию
 
Место археологии в системе исторических наук. Краткая история археологии. Полевая археология. Камеральная и теоретическая археология. Археологические памятники и источники. Абсолютные и относительные даты. Археологические учреждения, законодательство, литература и архивы. Археология и смежные науки.
ОПД.Р.03
История Латинской Америки
 
Война за независимость и образование независимых государств   в Латинской Америке. Политическое и социально-экономическое развитие Латинской Америки в XIX - начале XX века.
Особенности исторического развития стран Латинской Америки в новейшее время. Модернизация экономики и интеграционные процессы в странах Латинской Америки на рубеже XX-XXI вв.
Культура стран Латинской Америки.
ОПД.Р.04
Методика преподавания
 
История, предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания, цели обучения истории, структура, содержание, программы, стандарты исторического образования в школе; методика    работы с источниками, литературой, учебниками, атласами, картами;   использование ТСО, средств наглядности; методы, методические  приемы и средства преподавания; виды, планирование и структура урока; учебные экскурсии, методика изучения отдельных курсов, факультативные курсы. Практикум.
ОПД.В.01
1. Музееведение
 
История зарождения, становления и развития музеев как общественного института. Развитие музееведческой мысли. Основные понятия и термины музееведения. Виды и типы музеев. Социальные    функции музея. Виды музейной деятельности. Музейный предмет как носитель информации. Музейная экспозиция
2. История первобытного искусства
Генезис и историческое развитие искусства первобытного общества. Памятники первобытного искусства. Значение  и роль изобразительной деятельности в становлении сознания современного человека и в истории мировой культуры. Современные концепции происхождения искусства.
ОПД.В.02
1. История славян
 
Праславяне и древние славяне: проблемы этногенеза, миграции, археологические культуры. Влияние Византийской и Германской империй на славянские страны. Культура и церковь в славянских странах в период Средневековья.
Особенности модернизации и адаптации славянских стран в раннее Новое время. Славяне под властью Османской империи в XVI-XVIII вв. Славянские страны в составе империи Габсбургов XVI - XVIII вв. Религиозные движения, религиозная политика и Реформация в славянских землях в XVI-XVIII вв.
Балканы в центре международных отношений XIX в. Болгария в новое время. Славянские земли в составе Османской империи. Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории (1878-1914). Славянские земли в составе монархии Габсбургов. Македонские земли в 1878-1914 гг. Польские земли в новое время. Чешские земли. Словакия. Культура южных и западных славян в новое время.
Славянские народы в 1914 - середине 1940-х гг. Славянские
 земли в первой мировой войне. Особенности социально-экономического и политического развития. Балканские государства во второй мировой войне. Славянские страны в середине 1940-х - начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития.
 
2. Россия и Европа
 
Формирование государственных институтов в Европе и России: общие черты и отличия. Е:вропа и Россия в средние века: путь от изоляции к вхождению в систему общеевропейских отношений.
Место России в общественном сознании европейцев. Специфика общественно-политического и социально-экономического развития России относительно Западной Европы в эпоху средневековья. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Европы в эпоху средневековья. Реформы Петра Великого и проблема догоняющего развития, самобытности, европеизации и вестернизации России.  Формирование мегасистемы Россия-Европа: конфликт и сотрудничество в рамках мегасистемы. Россия и Европа до ХХ века - этапы взаимодействия, конфликты и противоречия.Буржуазные преобразования в России на рубеже XIX - XX вв.: особенности российского капитализма. Культурно-политическое влияние Европы на развитие российского общества. Россия в европейской политике конец XIX - начала XX вв. СССР как альтернативный западнобуржуазному вариант развития. Основные проблемы и этапы взаимоотношений в рамках Версальско-Вашингтоноской системы 20-30 гг., соперничество "западных демократий", правого и левого тоталитаризмов, сотрудничество СССР и "западных демократий" во II мировой войне.
Проблема "Россия и Европа" в эпоху "холодной войны". Особенности Ялтинско-Потсдамского мироустройства: области конфликта и сотрудничества. Основные принципы внешней политики СССР и западные внешнеполитические доктрины. Идеология и геополитика как факторы взаимоотношений. Проблема разрядки и конвергенции двух систем.Преобразования в России на рубеже XX - XXI вв.: особенности современного российского капитализма. Культурно-политическое влияние Запада на развитие современного российского общества. Россия в европейской и мировой политике конца XX - начала XXI вв. Экономика, идеология и геополитика как факторы взаимоотношений России и Запада в постбиполярном мире.
ДС.01.01
Проблемы источниковедения и историографии истории России до начала XX века
 
1. Основы исторической библиографии
Предмет и метод библиографии. Библиография и историческая    наука. Развитие исторической библиографии в дореволюционной России. Советская историческая библиография. Периодические и продолжающиеся издания XVIII - начала XX вв. Историческая периодика: 1917-1997 гг. Энциклопедии, справочники, словари. Ретроспективный поиск литературы.
2.  Использование вспомогательных исторических дисциплин   в работе с письменными источниками
Палеография, хронология, метрология - как вспомогательные исторические дисциплины. Археография - как наука о письменных источниках. Кириллица: происхождение, состав, эволюция алфавита. Календарные системы, их эволюция. Эры. Григорианский и юлианский календари. Письменные памятники Древней Руси (X -XIII вв.). Система мер в Древней Руси (Х-ХШ вв.). Развитие русской письменности в XIII- XVI вв.: полуустав, скоропись Развитие русской письменности в XVII в.: скоропись. Изменение системы мер на Руси в XIV - XVII вв. Реформа алфавита и изменения письменности в XVIII-XIX вв. Метрические единицы и приведение российской системы мер к европейским стандартам. Особенности сибирской письменности. Археографическое описание документов. Особенности работы с подлинниками документов.
3. Отечественная генеалогия
Генеалогия как единая гуманитарная наука о людях. Основные направления использования генеалогических данных. Причины появления родословных материалов. Оформление практической генеалогии. Генеалогический жанр в художественной культуре России XVI-XVII вв.
Публикация генеалогических источников. Периодические издания по генеалогии. Генеалогия в отечественном архивном образовании в к. XIX - начало XX в.
Предмет и задачи генеалогического исследования. Генеалогические единицы (род, фамилия, династия). Термины родства и свойства. Законы и закономерности генеалогии (генеалогический счет; теоретическое число предков; "закон убывания предков"; математическое моделирование времени жизни фамилии). Методика генеалогических исследований.
4. Российская колонизация Америки XVIII - 60-е гг. XIX в.
Основные проблемы изучения истории российской колонизации Америки. Открытие Россией северо-запада Америки. Освоение Русской Америки во второй половине XVIII в. Российско-американская компания: развитие торгово-административной монополии. Освоение Русской Америки в первой половине XIX в. Русская Америка во внешней политике Российской империи. Географические исследования русских в Америке. Местное население   Русской Америки. Русская православная церковь на Аляске. Продажа русских колоний Соединенным Штатам Америки.
5. Актуальные проблемы историографии истории Сибири XVI -начала XX вв.
Накопление исторических знаний о Сибири и становление исторической науки (XVII - XIX вв.). Научные исторические школы Сибири XX в.: формирование и развитие. Проблема присоединения Сибири в отечественной историографии. Вопросы социально-экономического развития Сибири XVII - начала XX вв. в трудах отечественных исследователей. Управление и административно-территориальные преобразования на территории Сибири в оценке отечественных историков. Культура и общественно-политическая жизнь Сибири в трудах отечественных исследователей.
ДС.01.02
Актуальные проблемы социально-политической истории России
 
1. Система образования в России второй половины XIX - начала XX вв.
Государственная политика в области образования во II половине XIX - начале XX вв. Управление образованием в дореволюционной России. Система начального народного образования. Среднее общее и профессиональное образование. Высшее общее и профессиональное образование.
2. История Русской православной церкви в Западной Сибири в XVI - начале XX вв.
Начальный период истории РПЦ в Сибири. Первые сибирские архиереи. Сибирское духовенство в XVII в. Период "выживания" РПЦ в Сибири. Расширение пределов "сибирской церкви" в XVIII в. Конфессиональная политика государства и "сибирская церковь". Период наивысшего подъема РПЦ в Сибири. Православные монастыри, женские общины Томской епархии. Конфессиональная политика государства и РПЦ в XIX - начале XX в. "Новое миссионерство". Сибирское духовенство в XIX - начале XX вв. РПЦ в Сибири в начале XX в.
3. Ссылка и каторга в Сибири в XVI - начале XX в.
"Ссылка" и "каторга", как меры наказания. Историческое развитие взглядов на ссылку и каторгу. Опыт западноевропейских стран по организации каторги и ссылки в колонии. Особенности Сибири как места ссылки. Историография проблемы: основные направления, дискуссионные вопросы. Основные виды источников по теме: законодательные, делопроизводственные, личного происхождения, публицистика и др.Количественный и половозрастной состав сосланных в Сибирь. Демографические проблемы. Взаимоотношения с местным населением. Уровень преступности в Сибири. Экономическая эффективность труда осужденных. Основные отрасли промышленности, в которых использовался труд ссыльных и каторжных. 
4. Социальная история России: сословный аспект (XVIII - начало XX вв.)
Теоретико-методологические основы курса. Дворянское сословие      Городское сословие. Духовенство. Казачество. Крестьянское   сословие. Сословные корпоративные организации. Особенности культуры и менталитета сословий России.
5. История Русской церкви
Историография истории русской церкви. Дореволюционный период. Светская и клерикальная историография. Советская литература по истории русской церкви.
Основы православия. Источники вероучения. Символ веры. Таинства. Заповеди. Богослужение. Круги богослужения. Религиозные   праздники. Устройство храма. Иконостас. Русская икона. Церковная иерархия. Монастыри и монашество на Руси.Русская церковь в домонгольский период. Крещение. Распространение Христианства. Русская церковь в условиях татаро-монгольского владычества. Церковь в условиях формирования централизованного государства (II половина XV - XVI вв.). Ереси XIV-XVI вв. Введение патриаршества в России. Церковь в XVII в.: общие тенденции развития. Церковная реформа Никона. Раскол церкви. Реформация русской церкви в I четверти XVIII в. Русская церковь в XVIII в. Старообрядчество в России. Сектантство XVIII-XIX вв. Русская церковь в XIX столетии. Церковь в начале XX в.Развитие церковного законодательства.
ДС.01.03
Иностранные капиталы в истории России (вторая половина XVIII - начало XX вв.)
 
Иностранный капитал как фактор экономического развития. Источники по истории иностранного капитала в России. Отечественная историография проблемы иностранного капитала в экономике России. Внешние займы Российской империи II половины XVIII в. Иностранные капиталы в экономике Российской империи в I половине XIX в. Иностранные капиталы в России в царствования Александра II и Александра III. Роль зарубежных инвестиций в экономическом подъеме России в 90-е гг. XIX в. Иностранные капиталы в России в начале XX в. Зарубежные инвестиции в российскую экономику в годы экономического подъема 1909-1913 гг. Иностранные капиталы в России в годы первой мировой войны. Революция 1917 г. и национализция иностранных капиталов в России.
ДС.01.04
История городов Сибири XVII - начала XX вв.
 
Источники и историография городов Сибири. Города Сибири в XVII в. Города Сибири в XVIII в. Города Сибири в дореформенное время.  Управление сибирскими городами во II половине XIX -начале XX вв. Городские сословия Сибири в XIX - начале XX вв. Городская семья Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. Культурное развитие городов Сибири.
ДС.01.05
Научная организация труда историка
 
Виды и формы научной работы. Тема и проблема исследования. Выявление и накопление научной информации. Композиция дипломной работы. Оформление дипломной работы. Методы и методология дипломной работы. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.
ФТД.01
Школьная психология
 
Основные направления, проблемы и содержание школьной психологии. Предмет, задачи и методы, модель деятельности школьного психолога. Планирование школьной психологической деятельности. Взаимодействие школьного психолога с учителями, воспитателями и родителями учащихся.
ФТД.02
Проблемы национальной безопасности
 
Основные параметры и критерии обеспечения национальной         безопасности; экономическая, военная, технологическая,     информационная, экологическая и другие компоненты национальной безопасности; основные теоретические концепции национальной безопасности. Характеристика состояния национальной безопасности России; особенности геополитического и геостратегического положения России; Интеграционные процессы на территории бывшего СССР и их влияние на национальную безопасность РФ; основные военные угрозы национальной безопасности и подходы к их нейтрализации; важнейшие государственные документы, определяющие политику РФ в области обеспечения безопасности.Важнейшие проблемы и соглашения в области ограничения и сокращения вооружений и подход к ним РФ; проблемы выполнения имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их выполнением.Развитие контроля над вооружениями после окончания "холодной войны": новая иерархия приоритетов, углубление процесса и его распространение на новые области. Проблема сохранения и универсализации действующих двусторонних и многосторонних документов. Борьба вокруг вступления в силу договоренностей 90-х годов. Характеристика конкретных договоров и соглашений по контролю над вооружениями и вопросов их реализации. Роль российско-американского взаимодействия в этой области.
ФТД.03
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
 
Единство профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Основы пожарной безопасности. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности. Проблемы      национальной и международной безопасности Российской    Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные    средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

 

Учебная (археолого-этнографическая) практика - 4 недели, имеет целью использование и углубление знаний в области археологии, этнографии и вспомогательных исторических дисциплин на летних археологических экспедициях на территории Кузбасса, регионов РФ, Казахстана;

  Археологическая практика

 

Учебная (музейная) практика - 4 недели, проводится на базе музея "Эрмитаж", Кемеровских областных краеведческого музея и музея ИЗО, городских и ведомственных музеев области с целью приобретения навыка в работе с историко-культурными источниками;

  Музейная практика

 

Учебная (архивная) практика - 3 недели, проводится на базе ГАКО и других территориальных и ведомственных архивов Кемеровской области с целью приобретения навыка в работе с источниками;

  Архивная практика

 

Педагогическая практика - 5 недель, имеет целью применение на практике теоретических знаний в области педагогики и приобретение профессионально-педагогических умений и навыков на базе СШ г.Кемерово и области;
 
Преддипломная практика - педагогическая (5 недель) имеет целью применение на практике теоретических знаний в области педагогики и приобретение профессионально-педагогических умений и навыков на базе СШ г.Кемерово и области и преддипломная (8 недель), проводится на этапе завершения работы над дипломными сочинениями для сбора материала по теме на базе библиотек, архивов, музеев столичных городов, Кузбасса, соседних регионов.
 

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2010)

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2009_5_ОЗО)

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2009_6_ОЗО)

 

Отчёт о результатах самообследования по специальности подготовки 030401 "История"