Описание ООП по направлению подготовки 030401.65 "История средних веков"

Специальность:

030401.65 История, специализация "История средних веков"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 марта 2000 г. (номер гос. регистр. 308 гум/сп)

 

 

Описание образовательной программы:   

  Полный текст ООП

 

Цели ООП

Подготовить специалиста к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.

Квалификация, присваиваемая выпускникам

Историк, преподаватель истории

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

Основными областями профессиональной деятельности выпускника являются:

- образовательная(работа в высших и средних специальных учебных заведениях, школах, гимназиях и лицеях);

- научно-исследовательская(работа в вузовских лабораториях, архивах, музеях, НИИ, библиотеках);

- культурно-просветительская(работа в организациях и учреждениях культуры);

- экспертно-аналитическая(работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);

- организационно-управленческая(работа в органах государственного и регионального управления, местного самоуправления).

Основные виды профессиональной деятельностивыпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника музеев, архивов, консультанта и эксперта общественных, муниципальных и государственных организаций.

Направленность (специализация) основной образовательной программы

Образовательная программа имеет направленность (специализацию) (далее - специализацию) "История средних веков", ориентированную на углубленное знание проблем всемирной истории в эпоху Средневековья, особенности социального, экономического, политического и культурного развития Европы и Америки, понимание специфики развития отдельных территорий.

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

ГСЭ.Ф.01
Иностранный язык
 
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.Лексический минимум в объеме 400 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.)Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования.Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное общение, доклад).Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.02
Физическая культура
 
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности.Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.03
Философия
 
Предмет философии. Место и роль философии в культуре.Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие.Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право.Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.Религиозные ценности и свобода совести.Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность.Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык.Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ГСЭ.Ф.04
Экономика
 
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор, Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение.Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и
предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала.Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство.
Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. предпринимательство. Теневая экономика. Распределение и доходы. Преобразования а социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики
ГСЭ.Ф.05
Русский язык и культура речи
 
Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле.Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
ГСЭ.Р.01
Психология
 
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.    Основные психические процессы. Структура сознания.    Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности.   Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
ГСЭ.Р.02
Культурология
 
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры.
Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и   "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация
ГСЭ.Р.03
Политология
 
Объект, предмет и метод политической науки. Функции поли­тологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции по­литики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая дина­мика. Современные политологические школы.Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
 
Концепции экономического развития
 
Процесс возникновения и эволюции экономических идей как отражение    экономического    и    социального    развития    общества. Становление экономической теории: меркантилизм и физиократия. Классическая политическая экономия. Марксистская политэкономия. Советская      экономическая      теория.       Основные      направления "экономике".     Альтернативные     экономические     теории.     Новый институционализм.     Новые     исторические     школы.     Германский ордолиберализм.
Социология политики
Методы      социологического      анализа      исторических      и политических событий. Становление социологии политики в России и на Западе. Социология политики или политизированная социология? Мотивации и детерминанты политической деятельности. Власть во взаимодействии с обществом. Политические партии и общественные организации.    Социология    протеста    и    гражданское    общество. Политические   изменения   и   социально-политические   конфликты. Социология     выборов.     Политика     в     процессе     глобализации: национализм и империализм, "антиглобалистское" движение.
ГСЭ.В.01
1. Правоведение
 
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современ­ности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответствен­ность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации -основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Фе­дерации.Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
 
2. История государства и права
 
Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации.Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации); античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы; роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права; образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.
ГСЭ.В.02
1. Педмастерство
 
Подготовка к успешному прохождению педагогической практики: закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии; приобретение умения и навыков вербального и невербального общения, НОТ, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций; овладение педагогическими техниками. 
Культура педагогического общения. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Система воспитательной работы классного руководителя. Основы профессионально саморазвития и самовоспитания педагога.
2. История педагогики
Происхождение, развитие и значение понятия "дидактика". Общая и частная дидактика. Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики: обучение, учение (научение), преподавание, образование, самообразование.
Характеристика дидактических систем прошлого и настоящего. Традиционная дидактическая система (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт). Дидактика прагматизма (Дж. Дьюи). Современные дидактические концепции и их философские, психологические и общедидактические основы. Концепция развивающего обучения. Вклад отечественных педагогов и психологов в обоснование и развитие данной концепции (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
Характеристика ведущих педагогических теорий: сущность воспитания, научные подходы и принципы педагогической деятельности традиции русской отечественной педагогики (диалектика воспитания и самовоспитания), "новое воспитание" (40-60-ые годы), Вальдорфская педагогика (Р. Штайнер), теория коммунистического воспитания, педагогика фрейдизма, экзистенциализма, прагматизма, бихевиоризма, педагогика сотрудничества (80-90-ые годы, Россия) и др.
ЕН.Ф.01
Математика и информатика
 
Основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации
ЕН.Ф.02
Концепции современного естествознания
 
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод;      история естествознания; панорама современного естествознания;       тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и      мегамиры; пространство, время; принципы относительности;    принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие;     близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы   суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения   энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания     энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли;   современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы:    ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая;    географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа   организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция;   человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество;   работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические      циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой    и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
ЕН.Р.01
Новые информационные технологии в работе специалиста-историка
 
Научная организация труда историка с использованием новейших информационных технологий. Формы, методы и приемы научно-исследовательской деятельности студента-историка.
История возникновения и современные направления развития сети Интернет. Электронные каталоги и архивы. Основные принципы поиска информации в сети Интернет. Поиск и анализ информации по выбранной теме. Электронные презентации исторических материалов. Новые информационные технологии в историческом образовании.
ЕН.В.01
1. История естественнонаучной и технической мысли
 
Наука и естествознание. Основные этапы развития мировой естественнонаучной и технической мысли. Формирование отдельных элементов научного знания в древних обществах.
Возникновение науки в эпоху античности. Развитие науки в период раннего и классического средневековья (V-XV вв.). Научная мысль периода позднего средневековья (XVI - I половина XVII вв.). Переворот в развитии научных знаний. Наука и техника в первый период нового времени (середина XVII - середина XIX вв.). Развитие научного мировоззрения во второй период нового времени (конец XIX - начало XX вв.) Основные тенденции развития науки и техники в новейшее время (XX - начало XXI вв.). Достижения отечественной естественнонаучной и технической мысли (X - начало XXI вв.)
 
2. Социально-экономическая статистика
Социально-экономическая статистика как наука. Задачи и методы социально-экономической статистики. Организация органов статистики Российской империи, СССР, России. Организация международной статистики. Показатели социально-экономической статистики. Классификации и группировки в социально-экономической статистике. Статистика национального богатства. Статистика природных ресурсов и окружающей среды. Статистика науки и научно-технического прогресса. Статистика производства общественного продукта. Основы демографической статистики.
Статистика численности и состава населения. Статистика движения населения. Статистика трудовых ресурсов. Статистика социального развития общества. Статистика здравоохранения и здоровья населения. Статистика народного образования, культуры и искусства
ЕН.В.02
1. Количественные и естественнонаучные методы в гуманитарных исследованиях
 
Единство мира и способы его познания. Естественные и гуманитарные науки: общее и особенное. Физика и исторические науки. Химия и исторические науки. Биология и исторические науки. Слово, образ, творчество. Слово и число. Число и история.
 
2. Проблемы экологии и охраны окружающей среды. Экологические процессы и тенденции развития биосферы на глобальном уровне. Концепция экосистемы; основные экологические
проблемы в контексте мирового развития; экологические аспекты здоровья; современные экологические процессы и перспективы;международные усилия в деле разрешения и предотвращения
экологических проблем.
ОПД.Ф.01
Всеобщая история:
 
Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его месте в человеческой истории. Проблемы антропогенеза и социогенеза. Переход к социально-стратифицированному обществу. Основные эпохи мировых цивилизаций социально-экономическом, политическом и культурном аспектах. Типы цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим.
Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно­европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и доколумбовой Америки в эпоху средневековья.
История нового времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы.
Место XX века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в   мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности.
ОПД.Ф.02
История России
 
История России в системе мировой истории; характерные черты исторического процесса в России; этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы.Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие.Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения.Советское государство, противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия, становление гражданского общества.
ОПД.Ф.03
Источниковедение
 
Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками.
ОПД.Ф.04
История исторической науки. Историография
 
Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
ОПД.Ф.05
История мировой и отечественной культуры
 
Понятие об основных культурно-исторических эпохах; культура Древнего Востока; культура Древней Греции и Древнего Рима; культура средневековой Европы; культура Византии; культура Древней Руси; европейская культура эпохи Возрождения; европейская культура Нового времени; основные этапы истории культуры России; проблемы культуры XX в.
ОПД.Ф.06
История мировых религий
 
Религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.
ОПД.Ф.07
Археология
 
Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология   и методы изучения, общие черты и характерные особенности        жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от     эпохи палеолита до раннего средневековья.
ОПД.Ф.08
Этнология
 
Наука о народах-этносах; этнос, его структура, этническое сознание, механизмы символизации этнической культуры, этносоциальный организм, типология этнических общностей; принципы классификации народов мира; проблемы этногенеза и основные этапы этнической истории; этнический фактор в мировой истории, современные тенденции этносоциального развития
ОПД.Ф.09
Вспомогательные исторические дисциплины
 
Классификация вспомогательных исторических дисциплин в соответствии с классификацией исторических источников и структурой источниковедческой критики; методы исторической
географии, палеографии, кодикологии, хронологии, метрологии, нумизматики, сфрагистики, геральдике, генеалогии и др.
ОПД.Ф.10
История регионов мира
 
История стран Азии и Африки. Особенности формирования социально-классовой структуры восточного общества. Религия и политика на Востоке. Основные проблемы развития Востока в средние века и новое время. Основные этапы и проблемы истории стран Азии и Африки в средние века и новое время. Особенности развития капитализма в странах Востока (конец XIX - середина XX в.). Крушение колониальной системы. Основные этапы и проблемы развития Востока в новейшее время. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Демографическая проблема в развивающихся странах. Тенденции и особенности развития стран Азии и Африки на современном этапе
ОПД.Ф.11
История регионов и народов России
 
История российской государственности. Государственная символика России Факторы и особенности формирования и развития российского государства Аппарат (механизм) государственного управления и его эволюция в российской действительности Развитие российского законодательства: особенности и тенденции Взгляды на Российское государство и его устройство в политических учениях XI - начала XX вв. Россия-Запад-Восток: сравнительно цивилизационная характеристика. Органы государственной власти в период двоевластия (март-октябрь 1917 г.) Организация власти большевиками в 1918-1924 гг. Государственные органы управления в СССР середине 1920-х - середине 1940-х. гг. Реорганизация власти и управления в годы ВОВ. Трансформация органов управления страной во II половине 1940-х - 1970-х гг. Перестройка государственного аппарата и власти на местах во II половине 1980-х - начале 1990-х гг. Современные российские органы управления.История политических партий начала XX в. Особенности формирования политических партий России. Основные направления общественного движения России в 90-е годы XIX в. История создания и функционирования РСДРП. Неонароднические партии в России. Либерально-буржуазные партии в России. Формирование буржуазной оппозиции в 1907-1916 гг. Монархические организации в России. Аграрный вопрос в программах политических партий России (1905-1907 гг.). Политические партии в Государственной думе (1906-1917 гг.). Политические партии в Февральской буржуазно-демократической революции.
История Сибири. Присоединение Сибири к Русскому государству (конец XVI - начало XX вв.) Хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие Сибири в XVII - начале XX вв.
Административно-территориальное устройство и управление Сибирью в XVI - XIX вв. Развитие общественно-политической мысли в Сибири (конец XVIII - начало XX вв.). Политическая и уголовная ссылка в Сибирь. Политическая жизнь Сибири в 1905-1917 гг. Культурные процессы и изучение региона в XVII - начале XX вв. Сибирь в 1917 г. и в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) Развитие Сибири в условиях НЭПа. Сибирь в условиях модернизации в СССР в конце 1920-х - 1930-е гг. Сибирь в годы ВОВ. Сибирь в   первые послевоенные десятилетия Основные тенденции экономического развития Сибири во II половине 1960-х -1990-е гг. Тенденции развития Сибири на современном этапе.
Историческое краеведение. Формы организации краеведения (государственное, общественное, учебное - школьное и вузовское). Цель и задачи краеведческого образования. Направления школьного краеведения: историческое, географическое, литературное, экологическое. Историческое краеведение в системе исторических и культурологических дисциплин. Его роль в решении образовательных задач школы, значение для формирования личности и воспитания учащихся.
ОПД.Ф.12
Теория и методология истории
 
Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач.
ОПД.Ф.13
Классические языки (латинский язык)
Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; история их становления и развития, значение для современной языковой культуры; лексические и грамматические основы.
ОПД.Р.01
Педагогика
 
Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
ОПД.Р.02
Введение в археологию
 
Место археологии в системе исторических наук. Краткая история археологии. Полевая археология. Камеральная и теоретическая археология. Археологические памятники и источники. Абсолютные и относительные даты. Археологические учреждения, законодательство, литература и архивы. Археология и смежные науки.
ОПД.Р.03
История Латинской Америки
 
Война за независимость и образование независимых государств   в Латинской Америке. Политическое и социально-экономическое развитие Латинской Америки в XIX - начале XX века.
Особенности исторического развития стран Латинской Америки в новейшее время. Модернизация экономики и интеграционные процессы в странах Латинской Америки на рубеже XX-XXI вв.
Культура стран Латинской Америки.
ОПД.Р.04
Методика преподавания
 
История, предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания, цели обучения истории, структура, содержание, программы, стандарты исторического образования в школе; методика    работы с источниками, литературой, учебниками, атласами, картами;   использование ТСО, средств наглядности; методы, методические  приемы и средства преподавания; виды, планирование и структура урока; учебные экскурсии, методика изучения отдельных курсов, факультативные курсы. Практикум.
ОПД.В.01
1. Музееведение
 
История зарождения, становления и развития музеев как общественного института. Развитие музееведческой мысли. Основные понятия и термины музееведения. Виды и типы музеев. Социальные    функции музея. Виды музейной деятельности. Музейный предмет как носитель информации. Музейная экспозиция
 
2. История первобытного искусства
Генезис и историческое развитие искусства первобытного общества. Памятники первобытного искусства. Значение  и роль изобразительной деятельности в становлении сознания современного человека и в истории мировой культуры. Современные концепции происхождения искусства.
ОПД.В.02
1. История славян
 
Праславяне и древние славяне: проблемы этногенеза, миграции, археологические культуры. Влияние Византийской и Германской империй на славянские страны. Культура и церковь в славянских странах в период Средневековья.Особенности модернизации и адаптации славянских стран в раннее Новое время. Славяне под властью Османской империи в XVI-XVIII вв. Славянские страны в составе империи Габсбургов XVI - XVIII вв. Религиозные движения, религиозная политика и Реформация в славянских землях в XVI-XVIII вв.Балканы в центре международных отношений XIX в. Болгария в новое время. Славянские земли в составе Османской империи. Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории (1878-1914). Славянские земли в составе монархии Габсбургов. Македонские земли в 1878-1914 гг. Польские земли в новое время. Чешские земли. Словакия. Культура южных и западных славян в новое время.Славянские народы в 1914 - середине 1940-х гг. Славянские земли в первой мировой войне. Особенности социально-экономического и политического развития. Балканские государства во второй мировой войне. Славянские страны в середине 1940-х - начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития.
 
2. Россия и Европа
Формирование государственных институтов в Европе и России: общие черты и отличия. Е:вропа и Россия в средние века: путь от изоляции к вхождению в систему общеевропейских отношений.
Место России в общественном сознании европейцев. Специфика общественно-политического и социально-экономического развития России относительно Западной Европы в эпоху средневековья. Особенности внешнеполитического взаимодействия России и Европы в эпоху средневековья. Реформы Петра Великого и проблема догоняющего развития, самобытности, европеизации и вестернизации России.  Формирование мегасистемы Россия-Европа: конфликт и сотрудничество в рамках мегасистемы. Россия и Европа до ХХ века - этапы взаимодействия, конфликты и противоречия.
Буржуазные преобразования в России на рубеже XIX - XX вв.: особенности российского капитализма. Культурно-политическое влияние Европы на развитие российского общества. Россия в европейской политике конец XIX - начала XX вв. СССР как альтернативный западнобуржуазному вариант развития. Основные проблемы и этапы взаимоотношений в рамках Версальско-Вашингтоноской системы 20-30 гг., соперничество "западных демократий", правого и левого тоталитаризмов, сотрудничество СССР и "западных демократий" во II мировой войне.
Проблема "Россия и Европа" в эпоху "холодной войны". Особенности Ялтинско-Потсдамского мироустройства: области конфликта и сотрудничества. Основные принципы внешней политики СССР и западные внешнеполитические доктрины. Идеология и геополитика как факторы взаимоотношений. Проблема разрядки и конвергенции двух систем.
Преобразования в России на рубеже XX - XXI вв.: особенности современного российского капитализма. Культурно-политическое влияние Запада на развитие современного российского общества. Россия в европейской и мировой политике конца XX - начала XXI вв. Экономика, идеология и геополитика как факторы взаимоотношений России и Запада в постбиполярном мире.
ДС.03.01
Человек Средневековья. Проблемы менталитета
 
1. Человек Средневековья. Проблемы менталитета
Структура и особенность ментальных установок средневекового человека. Пространство и время в системе мировоззрения средневекового человека. Средневековые исторические представления. Брак и семья и брачно-семейные отношения в западноевропейском средневековом обществе. Средневековые представления о труде и богатстве. Средневековое право и правовые воззрения. Религиозные представления и религиозная практика в средние века. Жизнь и смерть в сознании средневекового человека. Морально-этические представления, роль и место искусства средневекового человека. 
 
2. Историография истории средних веков
Анализ историографии по основным проблемам средневековой истории. Гуманистическая историография в Италии и других странах Европы. Эрудитская историография XVII в. Деятели эпохи Просвещения о Средневековье. Западноевропейская историография XIX в.: концепции, методы, характеристика феодализма. Зарождение и развитие русской медиевистики. Западноевропейская исследования по проблемам Средневековья начала - середины XX в. Особенности и методология советской медиевистики. Современные направления исследований по средневековой истории.
 
3. Северная Европа в раннее Средневековье
Природно-климатические, демографические и материальные условия существования североевропейской цивилизации. Социальный облик Северной Европы периода раннего средневековья. Власть и становление государств в Северной Европе в вендельский период и эпоху викингов. Походы викингов во второй половине VIII -середине XI вв. Северная Европа в системе евразийских торговых связей.  Города Северной Европы: генезис, функции, тенденции развития.    Правовые традиции Северной Европы. Религиозные воззрения и религиозная практика населения Северной Европы VI-XI вв.   Ментальность и ценностные ориентиры североевропейского населения.        Основные характеристики североевропейской цивилизации в раннее средневековье.
 
4. Художественная культура западноевропейского Средневековья
Культура западноевропейского средневековья, ее содержание и особенности. Западноевропейская культура в XIV-XV вв. Зарождение и развитие гуманизма.
 
5. Византия XI-XII вв. - цивилизация, культура, мировоззрение
Специфика историко-культурного развития Византии в IX-XII вв. Зарубежная и отечественная историография. Территория и население византийской империи IX - XII вв. Основные черты экономического и политического развития. Социальные связи и иерархия византийского общества IX-XII вв. Структура власти и подчинения, Церковь в Византии в IX-XII вв. Быт и повседневность византийской империи IX-XII вв. Представления о мире византийского человека IX-XII вв. и особенности его мировоззрения.
ДС.03.02
Социальные и культурные процессы в средние века и раннее новое время
 
1. История Латинской Америки в доколониальный и колониальный период
Особенность исторического развития Латинской Америки до европейских завоеваний. Заселение и освоение человеком американского континента. Культуры Месоамерики. Цивилизации Южной Америки и Андского нагорья. Конкиста и колониальная система XVII-XVIII вв. Открытие и исследования  европейцами Латинской Америки в конце XV - начале XVI в. Испанская и португальская колониальные системы. Католическая церковь в колониях. Культура Латинской Америки колониального периода.
2. Материальная культура западноевропейского Средневековья
Особенности материальной культуры Средневековья. Система жизнеобеспечения человека в средние века. Коммуникации и транспорт. Рыцарский доспех и его эволюция. Дом и домашняя утварь   в деревне и городе. Средневековый замок. Собор и общественные постройки в городе. Питание в средние века. Костюм и его эволюция. Предметы досуга. Книга.
3. Проблемы абсолютной монархии в странах Западной Европы
Специфика социально-политических структур в период перехода от Средневековья к раннему Новому времени. Постановка вопроса о причинах возникновения абсолютизма, его социальной сущности, политической природе и историческом месте в отечественной историографии. Социально-экономическое развитие Франции в конце XV - первой половине XVII вв. Складывание и утверждение абсолютизма во Франции в конце XV - XVII вв. Структура государственного аппарата французской абсолютной монархии (королевская власть, центральное управление, провинциальная администрация, управление финансами, армия и флот, соучастие поданных в управлении). Особенности абсолютной монархии в Англии. Государственный строй Испании. Регионально-княжеский абсолютизм в Италии и Германии. Особенности абсолютизма в странах Северной Европы.
4. Переход от Средневековья к Новому времени: теории и концепции
Трансформация европейского общества в Раннее Новое время. Кризис феодализма и генезис капитализма: формационный подход.   Проблемы формирования буржуазного менталитета в работах М. Вебера и В. Зомбарта. Развитие западноевропейского общества      в свете культурно-морфологического анализа О. Шпенглера. Кризис   средневековой цивилизации и генезис капитализма в свете цивилизационного подхода А. Дж. Тойнби. Теории традиционного и индустриального обществ в европейской науке. Современные теории модернизации и переходного общества. Геополитические концепции истории: глобализм и мир-системный анализ.
5. Духовная культура западноевропейского Средневековья
Культура и человек средневековья в историографии. Современное состояние изучения проблемы духовной культуры средневековья. Культура Византии. Ранний период (IV - середина VII вв.). Развитие византийской культуры в VII-XII вв. и ее влияние на западноевропейские страны. Культура поздней Византии (XIII -середина XV вв.). Зарождение и развитие гуманизма. Западноевропейская наука в период классического средневековья. Схоластика. Алхимия. Михаил Пселл и его "Хронография" как исторический источник, народов северной Европы в героических сказаниях. "Круг Земной" Снорри Стурлуссона как исторический источник. Средневековые университеты как центры развития философской и общественно-политической мысли в классическое средневековье. Образ мира в зеркале алхимии.
ДС.03.03
Гуманистическая мысль Англии в XIV-XVI вв.
 
Особенности гуманизма в Англии. Основные проблемы английского гуманизма в отечественной и англо-американской историографии. Исторические предпосылки формирования гуманизма в Англии. К вопросу о раннем английском гуманизме. "Христианский гуманизм" круга Эразма - Мора. Абсолютистское направление в общественно-политической мысли Англии (30-е - 50-е гг. XVI в.). Кризисные явления в гуманистической мысли Англии конца XVI - начала XVII вв. Роль и значение гуманизма в общественном и культурном развитии Англии.
ДС.03.04
Школа "Анналов" и проблемы исторической антропологии ("новой социальной истории")
 
Развитие историко-антропологических исследований в рамках школы "Анналов" и их влияние зарубежные и отечественные исследований проблем Средневековья и раннего Нового времени. Кризис исторической науки в первой половине XX века и становление школы "Анналов". Структурализм Фернана Броделя и мир-системный анализ. Поворот к истории человека во французской историографии 1960-х гг. Третье поколение школы "Анналов" и развитие исторической антропологии. Историческая антропология: проблемы самоопределения и особенности национальных школ. Демографические исследования в контексте исторической антропологии. Четвертое поколение историков школы "Анналов": постмодернистский взгляд на прошлое. Кризис испанского общества в свете историко-антропологической методологии (современные методологические направления в отечественной медиевистике).
ДС.03.05
Научная организация труда историка
 
Виды и формы научной работы. Тема и проблема исследования. Выявление и накопление научной информации. Композиция дипломной работы. Оформление дипломной работы. Методы и методология дипломной работы. Процедура публичной защиты выпускной квалификационной работы.
ФТД.01
Школьная психология
 
Основные направления, проблемы и содержание школьной психологии. Предмет, задачи и методы, модель деятельности школьного психолога. Планирование школьной психологической деятельности. Взаимодействие школьного психолога с учителями, воспитателями и родителями учащихся.
ФТД.02
Проблемы национальной безопасности
 
Основные параметры и критерии обеспечения национальной         безопасности; экономическая, военная, технологическая,     информационная, экологическая и другие компоненты национальной безопасности; основные теоретические концепции национальной безопасности. Характеристика состояния национальной безопасности России; особенности геополитического и геостратегического положения России; Интеграционные процессы на территории бывшего СССР и их влияние на национальную безопасность РФ; основные военные угрозы национальной безопасности и подходы к их нейтрализации; важнейшие государственные документы, определяющие политику РФ в области обеспечения безопасности.Важнейшие проблемы и соглашения в области ограничения и сокращения вооружений и подход к ним РФ; проблемы выполнения имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их выполнением.Развитие контроля над вооружениями после окончания "холодной войны": новая иерархия приоритетов, углубление процесса и его распространение на новые области. Проблема сохранения и универсализации действующих двусторонних и многосторонних документов. Борьба вокруг вступления в силу договоренностей 90-х годов. Характеристика конкретных договоров и соглашений по контролю над вооружениями и вопросов их реализации. Роль российско-американского взаимодействия в этой области.
ФТД.03
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
 
Единство профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Основы пожарной безопасности. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности. Проблемы      национальной и международной безопасности Российской    Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные    средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

 

Учебная (археолого-этнографическая) практика - 4 недели, имеет целью использование и углубление знаний в области археологии, этнографии и вспомогательных исторических дисциплин на летних археологических экспедициях на территории Кузбасса, регионов РФ, Казахстана;

  Археологическая практика

 

Учебная (музейная) практика - 4 недели, проводится на базе музея "Эрмитаж", Кемеровских областных краеведческого музея и музея ИЗО, городских и ведомственных музеев области с целью приобретения навыка в работе с историко-культурными источниками;

  Музейная практика

 

Учебная (архивная) практика - 3 недели, проводится на базе ГАКО и других территориальных и ведомственных архивов Кемеровской области с целью приобретения навыка в работе с источниками;

 

Педагогическая практика - 5 недель, имеет целью применение на практике теоретических знаний в области педагогики и приобретение профессионально-педагогических умений и навыков на базе СШ г.Кемерово и области;

 

Преддипломная практика - педагогическая (5 недель) имеет целью применение на практике теоретических знаний в области педагогики и приобретение профессионально-педагогических умений и навыков на базе СШ г.Кемерово и области и преддипломная (8 недель), проводится на этапе завершения работы над дипломными сочинениями для сбора материала по теме на базе библиотек, архивов, музеев столичных городов, Кузбасса, соседних регионов.

 

  Учебный план ООП

 

Отчёт о результатах самообследования по специальности подготовки 030401 "История"