Описание ООП по направлению подготовки 031001.65 Филология (Русский язык и литература)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ООП

Направление подготовки:

031001.65 Филология, профиль "Русский язык и литература"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации:

25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

 государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2000 года № 70 гум / сп (зарегистрировано в Минюсте РФ ???)

 

Описание образовательной программы: 

 
Наименование дисциплины Содержание дисциплины
ГСЭ.Ф.1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; чтение транскрипции; лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц; понятие о дифференциации лексики по сферам применения; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера; культура и традиции стран изучаемого языка; говорение: диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее простых лексико-грамматических средств; аудирование: понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации; чтение: несложные прагматические тексты; письмо: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное и деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.2 Физическая культура Социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая и физическая специальная подготовка в системе воспитания; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.3 Отечественная история Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Древняя Русь. Специфика формирования единого российского государства. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Особенности и основные этапы экономического развития России. Становление индустриального общества в России. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века. Россия в начале ХХ века. Политические партии России. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Великая Отечественная война. Холодная война. СССР в середине 60-80-х годов. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.)
ГСЭ.Ф.4 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии. Типология культур. Место и роль России в мировой культуре. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.
ГСЭ.Ф. 5Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушения и юридическая ответственность. Конституция РФ - основной закон государства. Особенности федеративного устройства
ГСЭ.Ф.6 Психология и педагогика "Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Мозг и психика. Структура психики. Познавательные процессы. Эмоции и чувства. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Педагогика Предмет, объекты, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными -системами "
ГСЭ.Ф.7 Русский язык и культура речи Стили современного русского языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидность литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие. Языковые формулы официальных документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Ф.8 Социология Основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Уяснить определение общества как надындивидуальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; знать предпосылки функционирования и воспроизводства общественного целого. Иметь представление об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений. Уметь анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов.
ГСЭ.Ф.9 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
ГСЭ.Р.1 Возрастная педагогика Основные принципы организации обучения и воспитания на каждой возрастной стадии. Сущностные характеристики развития личности ребенка в разные периоды его жизни. Основные понятия "возраст", "возрастное развитие", "возрастные особенности", "динамика возраста" и др. Возрастные периодизации развития личности, кризисы ее возрастного развития, ведущие виды деятельности
ГСЭ.Р.2 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания.
ГСЭ.Р.3 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения экономической системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и её формы. Инфляция и её виды. Совокупный спрос и совокупное предложение. Инвестиции. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике
ГСЭ.В1.1 История Кузбасса История Кузнецкой земли с древнейших времен до XVI. Освоение Земли Кузнецкой 1721-1893 г. начало широкого промышленного использования угольных богатсв и социально-политическое преображение Кузбасса (1893-1919). Превращение Кузбасса в индустриальное сердце Сибири. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.Подъем в послевоенные годы. Нарастание застойных явлений (1976-1989). Условия кризиса и перехода к рыночным отношениям. Кузбасс расправляет плечи (1998-2008). История города Кемерова.
ГСЭ.В1.2 Проблема человека в философии ХХ века Проблема человека в ХХ веке. Формирование антропологических представлений в истории философии. Проблемы индивидуального существования. Проблемы социального существования. Человек в современном мире.
ГСЭ.В2.1 Классицизм и барокко в истории Западной цивилизации "Великие стили". Архитектура и скульптура барокко. Барокко в итальянской живописи. Караваджо. Рубенс и фламандская школа. Голландская живопись XVII века. Портрет. Пейзаж. Натюрморт.Бытовой жанр. Вермейер. Творчество Рембрандта "Золотой" век в испанской живописи. Рибера. Сурбаран. Веласкес. Веласкес. Классицизм в европейской живописи ХVII века. "Болонская академия". Французское искусство ХVII века. Н. Пуссен. К. Лоррен. Садово-парковое искусство ХVII века. Версаль как памятник классицизма.
ГСЭ.В2.2 Художественная культура русского романтизма Художественная культура России. Влияние событий Великой Французской революции, Отечественной войны 1812 г., на художественную культуру. Формирование романтизма в России. Романтизм и реализм в творчестве Кипренского, Тропинина. Развитие пейзажной живописи: С. Щедрин, Ф. Алексеев. Проявления романтизма в творчестве великого русского художника А. Куинджи. Архитектурные стили начала XIX века. Музыкальная культура.
ГСЭ.В2.3 Психология чтения Объект и предмет психологии чтения. Операции и средства чтения. Работа с книгой как отражение общей культуры человека, его мировоззрения, логического мышления, эрудиции и ориентировки в языке. Процедуры усвоение знаний (уяснение и закрепление). Последовательность действий и операций при работе с книгой. Изучающее и усваивающее чтение. Приемы скоростных видов чтения.
ГСЭ.В3.1 Возрастная психология Предмет, методы возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии. Понятие возраста. Закономерности психического развития. Основные периодизации развития личности. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития младших школьников. Особенности развития подростков. Психологические особенности юношеского возраста. Проблемы профессионального и личностного самоопределения. Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека. Зрелость в онтогенезе человека. Поздняя зрелость. Психология старения и долгожительства.
ГСЭ.В3.2 Педагогическая этика Теоретическое и практическое овладение основными компонентами культуры педагогического общения. Инновационные педагогические системы и информационные системы и информационные технологии в учебном процессе. Концепции и образовательные проекты в России и мире, ставшие основой массовых педагогических движений в различных странах.
ГСЭ.В4.1 Философия языка Введение в антиномический анализ языка. Основные антиномии в лингвистике. Антиномии "онтология - гносеология", "основание - обоснование". Антиномии русской орфографии. Антиномия "внешнее - внутреннее". Язык и мышление. Языки действительность. Антиномия "объективное - субъективное". Антиномия "статика - динамика". Антиномия "конкретное - абстрактное". Антиномии "содержание и форма", "функция и субстанция" в языке. Антиномия "анализа и синтеза" в языке и лингвистике. Принцип дополнительности при описании противоречивых объектов. Философские аспекты современных направлений в лингвистике (лингвосинергетике, антропологической лингвистики, лингвогерменевтики, лингводидактики).
ГСЭ.В4.2 Прикладная лингвистика Предмет, методы, объект прикладной лингвистики, их широта и разнообразие. Типы прикладных лингвистик. Структурная и математическая лингвистика. Компьютерная и квантитативная лингвистика. Русская лексикография. Корпусная лингвистика и автоматизация в лексикографии. Культура речи как оптимизация социальной функции языка. Политическая лингвистика. Лингвистическое консультирование. Перевод с точки зрения оптимизации коммуникативной функции языка.
ГСЭ.В4.3 История русского языка в школе Дисциплина призвана придать объяснительный - с точки зрения истории русского языка - аспект различным разделам по современному языку. Дается краткий очерк хронологии исторического развития русского языка, основных языковых процессов и законов, все это нацелено на объяснение различных трудных для усвоения учениками разделов русского языка. История фонетических, морфологических и синтаксических явлений, изучаемых в школьном курсе русского языка, происхождение слов, обоснование написания слов, логика исключений из орфографических правил.
ЕН.Ф.1 Математика и информатика Место и роль математики в современном мире, мировой культуре и истории. Основные черты математического мышления. Математическое моделирование. Информация, методы ее хранения, обработки и передачи. Аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации. Роль математики и информатики в гуманитарных исследованиях. Компьютерный практикум
ЕН.Ф.2Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; пространство, время; динамические и статические закономерности в природе; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; генетика и эволюция; человек, биосфера и космические циклы; принципы универсального эволюционизма
ЕН.Р.1 Аудиовизуальные технологии обучения Аудиовизуальные (современные оверхед-проекторы, диапроекторы, эпипроекторы), динамические аудивизуальные (телевидение, видеозапись), акустические средства обучения (звуковоспроизводящая и звукозаписывающая техника)
ЕН.В1 Интернет технологии Создание и сохранение документа. Работа с документом. Форматирование документа. Подготовка документа к печати. Импорт рисунков. Таблицы в MICROSOFT WORD 2000. Оформление документов MICROSOFT WORD. Работа с большими документами. Работа в глобальной компьютерной сети Интернет. Навыки поиска информации
ЕН.В1 Компьютерный практикум Создание и сохранение документа. Работа с документом. Форматирование документа. Подготовка документа к печати. Импорт рисунков. Таблицы в MICROSOFT WORD 2000. Оформление документов MICROSOFT WORD. Работа с большими документами. Работа в глобальной компьютерной сети Интернет. Навыки поиска информации
ОПД.Ф.1.1 Введение в языкознание Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Место языкознания в системе наук. Генеалогическая классификация языков. Природа и сущность языка. Фонетика как раздел языкознания. Язык и общество. Система и структура языка. Теории происхождения языка. Функционально-стилистическая дифференциация языка. История развития письма. Алфавит. Виды алфавитов. Понятие о литературном языке. Пути развития литературных языков. Лексикология как наука. Грамматика как наука. Морфология как раздел языкознания. Части речи, критерии выделения частей речи. Синтаксис как раздел языкознания. Понятие синтагмы, типология синтагм. Развитие языков в связи с развитием устойчивых социальных объединений.
ОПД.Ф.1.2 Общее языкознание Предмет языкознания, место языкознания в системе других наук. Язык и общество. Язык и речь. Язык и мышление. Функции языка. Язык как конкретно- историческая категория. Система и структура языка. Семиотика и лингвосемиотика. Язык как знаковая система. Язык как развивающееся явление. В. фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. Язык и культура. Ф. де Соссюр и современное структурное языкознание. Пути развития современного языкознания
ОПД.Ф.1.3История лингвистических учений Теория именования. Античное языкознание. Восточные лингвистические традиции. Языкознание Средних веков и Нового времени. Языкознание ХIХ в. Становление языкознания на Руси. Языкознание ХХ в.
Классические языки:  
ОПД.Ф.2.1 Латинский язык "Этапы развития латинского языка. Письменные памятники латинского языка. Формирование и расцвет классического латинского языка. Роль латинского языка в истории европейской культуры (античность, Средние века, Возрождение, Новое время). Влияние латинского языка на фopмирование новых европейских языков (особенно романских) и на образование международной общественно-политической и научной терминологии. Фонетика. Моpфология (имя существительное, имя прилагательное, местоимения, наречия, числительные, глагол, предлоги). Словообразование. Лексика. Синтаксис. Простое предложение. Значение падежей. Синтаксис глагола. Синтаксис сложного предложения. Основы римского стихосложения. "
ОПД.Ф.2.2 Древнегреческий язык "Краткие сведения из истории древнегреческого языка. Звуковой состав древнегреческого языка. Древнегреческое ударение. Морфология. Грамматические категории имени: род, число, падеж. II склонение. III склонение. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Имя числительное. Местоимения. Глагол. Наречия. Предлоги, их происхождение, падежная сочетаемость. Древнегреческое словообразование. Функциональное значение падежей. Сложное предложение. Лексика. Индоевропейское наследие в греческой лексике. "
Литературоведение:  
ОПД.Ф.3.1История русской литературы до Ххвека "Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. Ее объем и специфические особенности. Проблема периодизации древнерусской литературы. Пути становления новой русской литературы в XVIII. Своеобразие литературы XVIII в. как "века Просвещения". А. Д. Кантемир, эстетика и творчество. Творчество М. В. Ломоносова. Русский классицизм и творчество А. П. Сумарокова. Развитие русской литературы 60 - 70-х годов XVIII в. Творчество Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина. Русская литература последней четверти XVIII века. Реформа литературного языка Н. М. Карамзина. Творчество А. Н. Радищева. Литературное движение 1790-1820-х гг. Русский романтизм и поэзия В. А. Жуковского. Гражданский романтизм декабристов. Русский реализм и его истоки. Романтизм А. С. Пушкина. Михайловское творчество А. С. Пушкина и формирование реализма. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в литературном процессе XIX века. Болдинское творчество А. С. Пушкина и лирика последнего десятилетия. Исторические жанры в творчестве А. С. Пушкина. Литературное движение 1830-х гг. Лирика, лироэпос и драматургия М. Ю. Лермонтова. Роман "Герой нашего времени" в литературном процессе XIX века. Русская повесть 1830-х гг. Романтическое творчество Н. В. Гоголя. Драматургия Н. В. Гоголя. Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души". Духовная проза Н.В. Гоголя и идеологические споры конца 1830-40-х гг. Литературный процесс 1840 - 1860-х гг. Феномен "натуральной школы". Творчество А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева. Контекст "поэтической" эпохи 1850-х гг. Поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Драматургия А.Н. Островского. Литературная эпоха второй половины Х1Х века. Проблемы жанровой динамики в процессе литературной эволюции Творчество Л.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина,В. Г. Короленко, А. П. Чехова. "
ОПД.Ф.3.2 История русской литературы ХХ века Основные периоды развития и творчеством крупнейших писателей русской литературы ХХ столетия. Русская литература XIX-XX века: акмеизм, символизм, футуризм. Творчество А. Блока, Н. Гумилева, Л. Андреева.Русская литература 1920-х-середины 1950-х гг.; творчество М. Горького,.В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, А. Платонова, И. Шмелева, М. Шолохова, М. Булгакова, В. Набокова, М. Цветаевой, Д. Хармса, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др.; русская литература второй пол. 1950-х-сер. 1980-х гг; творчество В. Шукшина, А Тарковского, А Твардовского, И. Бродского, В. Высоцкого и др.; русская литература второй половины 1980-х-1990-хгг.; творчество С. Довлатова, Т. Толстой, В. Пелевина, А. Битова и др.
ОПД.Ф.3.3 История зарубежной литературы Изучаются следующие историко-литературные периоды в развитии мировой литературы: Античность, Средние века, Возрождение, Зарубежная литература XVIII-XX вв. Выделяются направления: барокко, классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм. Студенты учатся идентифицировать произведения по особенностям поэтики; анализировать произведения разных направлений; соотносить тенденции одного направления с литературными тенденциями предшествующих и последующих литературных парадигм; видеть преемственность в рамках литературного парадигмального развития.
ОПД.Ф.3.4 Теория литературы Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. Литература как вид искусства: понятие "художественности", ценность и оценка. Литературное произведение как целостность: текст и смысл, текст и мир. Литературное произведение как событие: автор, герой, читатель. Основные параметры "мира литературного произведения": пространство и время. Сюжет литературного произведения, сюжет и мотив, сюжет и фабула. Ракурсы изображения героя в литературном произведении: внешность и внутренний мир. Смысловые формы литературного героя: тип, характер. Композиция. Типология художественности: героика, идиллика, трагизм, сатира, юмор, ирония. Понятие литературного рода. Эпос, лирика, драма. Жанры литературного произведения. Основные категории исторической поэтики.
ОПД.Ф.3.5 Введение в литературоведение Науки литературоведческого цикла. Основные школы и направления отечественного и зарубежного литературоведения. Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Искусство как форма общественного сознания. Художественный образ в словесном творчестве. Художественное время и художественное пространство в словесном творчестве. Литература и другие виды искусства. Сюжет и фабула в литературном произведении.Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения. Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения. Композиция в литературном произведении. Слово в литературном произведении. Литературные роды и жанры. Литературный процесс. Основные аспекты изучения исторического развития словесного творчества. Метод, стиль, литературное направление.
ОПД.Ф.3.6История и теория литературной критики Литературная критика как форма словесно-идеологической жизни. Исторические типы литературной рефлексии. Классическая русская литературная критика. Содержание понятия, проблема периодизации русского литературно-критического процесса. "Эпоха Белинского" (30-40-е гг)."Шестидесятые" (50-е - 70-е гг. 19в.). Критическое творчество А. В. Дружинина и Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Литературная критика 80-90-х гг и становление "неклассического" типа литературной рефлексии. Критика Д. И. Писарева и Н. Н. Страхова, Н. К. Михайловского и К. Леонтьева.
ОПД.Ф.3.7 Устное народное поэтическое творчество Фольклористика как наука. Специфика фольклора. Славянская мифология. Высшие божества и низшая демонология. Обряд и обрядовые жанры УНТ. Русская народная сказка. Несказочная проза. Былины. Народная лирическая песня и частушка. Фольклорный театр и народная драма. Детский фольклор.
ОПД.Ф.4.1 Современный русский язык "Фонетика. Строение и развитие русской фонетической системы, организация фонетического уровня языка как компонента языковой системы; особенности сегментных и суперсегментных единиц языка; фонема, ее признаки и функции; позиции фонем, вариант и вариации фонемы, фонемный ряд; орфоэпические нормы современного русского языка; действие фонетических законов в тексте; фонетическое, морфофонематическое транскрибирование текста; типы интонационных конструкций в тексте. Лексикология. Основные закономерности строения и развития лексико-семантической системы языка, категориальные признаки слова как единицы лексического уровня языка, признаки и типы фразеологических единиц, типы лексических значений по разным основаниям, организация лексической системы и ее социолингвистические характеристики. Соотношение значений и стилистической окраски слов, динамические процессы в лексике, системные связи и отношения слов, Словообразование. Историко-научный контекст и современное состояние науки о словообразовании, актуальные направления структурного и функционального словообразования, три основных раздела современного русского словообразования - морфемика, морфонология и дериватология; морфемный и словообразовательный анализ, словообразовательная морфемика и ее единицы, морфонологические процессы, словообразовательная мотивация и производность, производное слово и его структура, словообразовательное значение, основные единицы словообразовательной системы. Морфология. Основные закономерности строения и развития морфологической системы языка, устройства и функционирования грамматических категорий и частей речи русского языка в их взаимосвязи, грамматические признаки лексемы и словоформы как базовых единиц функционирования морфологической системы русского языка, признаки и типы грамматических категорий, частей речи, лексем и словоформ по разным основаниям, связь морфологической системы с другими системами русского языка, грамматические процессы в их связи с ментальными и социолингвистическими процессами, различные подходы к морфологии русского языка и их историческая преемственность. Синтаксис. Основные положения теории синтаксиса словосочетания и простого предложения, основные фундаментальные понятия синтаксиса, составляющие его терминологическую базу. Синтаксический анализ сложного предложения и текста. Структура, значение и синтаксические связи сложного предложения и текста. Основные синтаксические школы и их концепции, имена известных лингвистов, внесших вклад в разработку синтаксической теории языка. "
ОПД.Ф.4.2 Стилистика Статус стилистики в системе языковедческих дисциплин. Актуальные направления современной стилистики. Основные понятия и категории лингвистической стилистики. Классификации стилистических ошибок. Функциональная стилистика как центральное направление современных стилистических исследований. Стиль и дискурс. Текст как "реальная величина стилистики". Основные направления стилистического анализа текста. Речевой жанр как особая коммуникативная система. Система функциональных стилей современного русского языка. Принципы, методы и приемы обучения стилистике в школе. Фонетическая стилистика. Стилистические ресурсы лексики. Лексические образные средства. Стилистические ресурсы морфологии. Синтаксические средства языка в стилистическом аспекте
ОПД.Ф.4.3 Старославянский язык Старославянский язык в его отношении к праславянскому и современным славянским языкам. Славянские азбуки. Памятники старославянской письменности. Фонетическая система старославянского языка. Редуцированные гласные. История формирования старославянского вокализма (история монофтонгов, дифтонгов и дифтогоидов с носовыми). История формирования старославянского вокализма (История дифтонгических сочетаний с плавными). Чередования гласных. История формирования старославянского консонантизма. Лексика и словообразование. Грамматические категории имени существительного. Система склонения имен существительных. Исторические изменения падежных окончаний существительных в процессе развития языка. Местоимения. Имя прилагательное. Сравнительная степень имен прилагательных. Основные грамматические категории и формообразующие основы глагола. Настоящее время. Простое прошедшее время: аорист и имперфект. Сложное прошедшее время: перфект и плюсквамперфект. Система будущих времен. Ирреальные наклонения. Причастие. Инфинитив и супин. Комплексный анализ старославянского текста.
ОПД.Ф.4.4 История русского языка "Законы и тенденции исторического развития русского языка. Основные методы и источники исторического изучения русского языка. Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений. История фонетической системы русского языка. Причины и типы морфологических изменения. Характеристика основных категорий имени существительного: рода, числа, категории лица/одушевленности. Распределение по типам склонения. Местоимение, имя прилагательное в древнерусском языке, история их грамматических категорий. Глагол в древнерусском языке, история грамматических категорий. Исторические изменения в семантике предложения: предикативность, модальность, определенность. Предмет истории литературного языка, цели, задачи, содержание данной дисциплины. Понятие языковой нормы как ведущей категории литературного языка. Периодизация истории литературного языка. Возникновение книжно-языковой традиции на Руси. Проблема происхождения русского литературного языка. Характер книжно-письменного языка Киевской Руси. Особенности нормативного процесса в ХI-ХIV вв. Основные характеристики литературного языка Древней Руси. Петровская эпоха и её роль в истории русского литературного языка. Второй и третий этапы кодификации русского литературного языка. Стабилизация норм литературного языка в начале ХIХ века. Синтез церковнославянских и русских языковых элементов в творчестве А. С. Пушкина и стабилизация норм литературного языка. Литературный язык второй половины ХIХ века. Особенности развития литературного языка в ХХ веке "
ОПД.Ф.4.5 Русская диалектология Диалекты русского языка трактуются как макросистема, в которой все отдельные единицы взаимосвязаны между собой. В курсе рассматриваются эти связи на уровне лексико-семантической системы. Практический аспект курса связан с выработкой умений по сбору лексического материала, его систематизации и лексикографической обработке. Рассматриваются основные виды диалектных словарей.
ОПД.Ф.4.6 Практикум по русскому языку Выработка навыков грамотного письма. Принципы русской орфографии и пунктуации. Диктанты.
ОПД.Ф.4.7 Риторика Предмет современной риторики в связи с категорией эффективности. Дисциплинарная схема риторики. Методы современной риторики. Риторика в контексте гуманитарных дисциплин: на примере взаимодействия культуры речи и риторики. Предварительное определение понятия "речевое воздействие". Типология воздействия по функциям речевого общения. I. Фатика. II. Суггестия. III. Информирование и убеждение. Речевое воздействие коммуникативного акта. Риторические аспекты понимания высказывания. Риторическая критика. Речепорождение как категория риторики. Прагматическая модель речепорождения.
ОПД.Ф.4.8 Введение в славянскую филологию Филология как комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих язык и воплощённую в языке, а также выражаемую посредством языка культуру человека. Филология в контексте гуманитарных наук. Стратификация филологии по объекту изучения отдельных языков и группам родственных языков. Компоненты славистики и славянской филологии: русистика, украинистика, белорусистика, полонистика, богемистика, словакистика, сорбистика, македонистика, сербокроатистика, словенистика.Современный славянский мир. Славянские языки (живые и мёртвые), их классификация. Диалектное разнообразие и литературные языки у славян. Этническая близость славян. Антропологические типы современных славян. Этногенез и древнейшая история славян. Понятие о праславянском языке. Балто-славянские языковые отношения. Славянская письменность. Старославянский язык. Характеристика современных славянских языков. Краткий очерк истории славянской филологии. Культурная общность славян.
ОПД.Ф.5.1 Славянский язык (чешский, сербский) Лексико-грамматический материал, необходимый для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической и диалогической). Реферирование и аннотирование научной литературы. Научно-технический перевод.
ОПД.Р.1 Методика преподавания русского языка и развития речи Цель курса "Русский язык" в школе. Коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенция. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Программа как документ, определяющий состав и структуру курсов. Программы по русскому языку. Формы и приемы работы по русскому языку. Типы уроков по русскому языку. Новые образовательные технологии. Методика изучения основных разделов курса русского языка. Понятие культуроведческого аспекта. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку.Инновационные процессы в перестройке системы преподавания русского языка в школе. Методика изучения основных разделов школьного курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.Понятия речь, речевая ситуация, развитие речи, речевое взаимодействие. Классификация форм речевой деятельности (устной и письменной), условия и приемы ее формирования.
ОПД.Р.2 Методика преподавания литературы Современная литературно-образовательная ситуация. Технологии литературного образования. Стратегия курса, цели и задачи. Литература как учебный предмет в общеобразовательной школе и специализированных учебных заведениях. Культура чтения и культура читателя. Этапы читательского становления школьника. Проблема диалога в литературном образовании. Технология освоения драматического произведения. Монографическая тема. Технология освоения лирического произведения. Технология освоения эпических произведений. Литературно-образовательные концепции и программы. Интегрированные уроки литературы.
ОПД.Р.3 Славянское лингвострановедение Лингвострановедение как научная филологическая дисциплина. Понятие "культура" как базовое для лингвострановедения. Взаимосвязь "язык - культура". Лингвострановедческая теория слова Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. Лингвострановедческая лексикография. Истоки лингвострановедения в языкознании. Учение А. А. Потебни о лексической семантике и его значение для лексикографии и лингвострановедения. Язык как культурное наследие нации. Фразеология с точки зрения лингвострановедения. Афористика в аспекте лингвострановедения. Национально - культурная семантика ономастической лексики. Лингвострановедение и текст. Этногенез и культура древних славян. История. Культура славянских народов. Письменность в славянских странах. Этнолингвистика и славянское лингвострановедение (символика славянских обрядов, обычаи, традиции). Сравнительное изучение славянских литератур. О межкультурных связях в системе славяноведения. Из истории изучения славистики.
ОПД.Р.4 Методология лингвистического анализа Типы лингвистического анализа в научных исследованиях и практике обучения. Изучение типов лингвистического анализа, используемых в школе, по степени научности и адаптированности.. Научные основы проведения лингвистического анализа художественного текста в контексте его цельности и связности, а также при его смысловой и модусной интерпретации.
ОПД.Р.5 Методология литературоведческого анализа Проблемы истолкования литературного произведения и категория художественного смысла. Неопределяемость художественного смысла и способы его обнаружения. Выработка практического умения преодоления герменевтической беспомощности. Процедура "медленного чтения" (close reading).
ОПД.В1.1 Основы филолологического анализа Понятие текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Поэтика заглавия. Языковые средства, трактующие подтекст. Выявление особенностей индивидуально-авторской картины мира. Методы и приемы филологического анализа художественного текста.
ОПД.В1.2 Поэтика мифа Миф как научное понятие. Возникновение мифологического сознания. Мифология как система. Миф и религия. Мифологическая картина мира. Миф как текст. Основные мифологические оппозиции. Современные теории мифа. Сравнительная мифология. Мифологии Древнего Мира. Библейская картина мира и библейские сюжеты в европейской литературе. Евангельский текст в русской поэзии ХIХ-ХХ вв.
ОПД.В1.3 Лексика религий Значение религиозных наименований для русской культуры. Источники изучения религиозной лексики. Главенствующие семантические поля и ЛСГ лексики религии и их функции. Церковная иерархия; люди, имеющие непосредственное отношение к церкви. Имена собственные: церковные имена, заимствованные из греческого языка. Номинации библейских событий. Религиозные обряды и праздники. Предметы культа и одеяния церковнослужителей. Религиозные постройки и их части. Заимствования в лексике религии. Старославянизмы в русском языке. Грецизмы в русском языке. Древнееврейские заимствования в русском языке. Другие языки: латинизмы, немецкие заимствования и др. Языковые знаки в религиозной лексике русского языка. Символ веры. Наименование Верховного Начала. Слова молитв
ОПД.В1.4 Лингвистика текста Курс формирует филологический взгляд на текст как объект лингвистического анализа, определяет направления исследовательской мысли и готовит студента к самостоятельной научной работе с избранным объектом. В рамках спецкурса излагаются основные аспекты описания и изучения текста в его функциональном предназначении и антропоцентрическом осмыслении, возможность его неоднозначной его интерпретации, формируются и определяются основные методы лингвистического анализа текста.
ОПД.В1.5 Основы стиховедения Проза и поэзия. Понятие ритма. Метрическая и ритмическая композиция. Стиховедение и стихосложение. Типы стихосложений. Метрическая система стихосложения. Принцип изохронизма. Логаэд. Разновидности логаэдов. Сапфический стих, алкеев стих, фалекий. Гликоней, ферекратей, адоний, асклепиадов стих. Силлабическая система стихосложения. Принцип изосиллабизма. Тоническая система стихосложения. Принцип изотонизма. Доля, такт, акцент. Типы тонического стиха. Свободный стих, верлибр. Силлабо-тоническая система стихосложения. История развития европейского стиха. История развития русского стиха. Разделы стиховедения (фоника, метрика, строфика). Рифма. Функции рифмы. Классификация рифм. Строфика. Понятие строфы. Твердая строфическая форма. Мелодика стиха. Каденция, антикаденция. Напевный стих. Говорной стих. Ораторский стих.
Спецкурсы Курсы лекций, представляющие собою углубленную разработку какой-либо актуальной темы из области лингвистики или литературоведения по программе, предложенной профессором или доцентом
Спецсеминар Целью дисциплины является привитие студентам навыков научной работы через а) знакомство студентов с актуальными научными направлениями и современными методами исследования, б) выработку умения прилагать научные знания к самостоятельно собранному материалу, в) привития навыков составления научного текста в соответствии с современными требованиями, г) выработка навыков ведения научной дискуссии.
Просеминар Просеминар является основополагающим курсом профессиональной подготовки, в рамках которого студенты должны получить основные представления о современных требованиях к проведению филологических научных исследований, Умения, навыки и знания, полученные при изучении данной дисциплины, прежде всего, должны использоваться при написании курсовых работ, а также во всех случаях проведения филологических исследований на конкретном языковом и литературном материале
Семинар дипломников Развитие навыков написания и оформления дипломной работы: структура и содержание основных разделов дипломной работы, оформление результатов проведеноног исследования. Правила оформления бибилографического аппарата работы. Правила публичных выступлений и процедура защиты дипломных работ. Выступление с материалами собственных научных исследований. Предзащита дипломной работ.
ФТД.1 Безопасность жизнедеятельности Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
ФТД.2 Педагогическое мастерство Специфика и компоненты педагогической деятельности. Качества личности, присущие педагогу-мастеру. Культура педагогического общения в деятельности современного учителя. Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя. Мастерство убеждающего воздействия учителя. Социально-психологические факторы эффективности речи учителя. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Психолого-педагогические особенности организации игровой деятельности на уроке и вне урока. Пути и средства формирования педагогического мастерства учителя. Организация учебной и воспитательной деятельности. Гностические и проектировочные способности педагога. Взаимосвязь познавательных процессов и способностей и их влияние на процесс обучения в целом. Стимуляция исследовательской активности учащихся как способ развития познавательных способностей в творческих процессах. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Компоненты педагогической техники (голос, мимика, пластика и др.). Сущность педагогического самообразования и самовоспитания. Творческий рост педагога.
ФТД.3 Литература Анализ литературных произведений разных жанров, направлений и эпох
ФТД.4 Русский язык Изучение сложных случаев русской орфографии и пунктуации. Выработка навыков грамотного письма

 

Практики:

  учебная практика,  производственная практика

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 031001.65 Филология

   Учебный план ООП (год начала подготовки 2010)

   Учебный план ООП (год начала подготовки 2010_ОЗО)

   Учебный план ООП (год начала подготовки 2009_ОЗО)