Описание ООП по направлению подготовки 040101.65 "Психосоциальные технологии работы с населением"

Специальность:

040101.65 Социальная работа,
специализация "Психосоциальные технологии работы с населением"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 29 мая 2015,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10 марта 2000 г. № 83 мжд / сп

 

 

Описание образовательной программы:   

  Полный текст ООП

 

ГСЭ.Ф.1. Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4.000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специализации. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.2. Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности студента - будущего специалиста в области социальной работы. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.3. Отечественная история Отечественная история. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть истории человечества. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этно-культурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII в.в. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV в.в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексты общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, квалификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е г.г. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е г.г. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е г.г. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытка осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х г.г.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-19991 г.г. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 г.г.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.
ГСЭ.Ф.4. Философия Философия. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблемы истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Философские проблемы социальной работы.
ГСЭ.Ф.5. Правоведение Правоведение. Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федерального устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности в социальной сфере. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
ГСЭ.Ф.6. Экономика Экономика. Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Макроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос и факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВНП и способы его изменения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индекс цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности перехода экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурный сдвиг в экономике. Формирование открытой экономики. Экономические аспекты социальной работы.
ГСЭ.Р.1. Русский язык и культура речи Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документа. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
ГСЭ.Р.2. Политология Объекты, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электронные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Политические аспекты социальной работы.
ГСЭ.Р.3. Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъекты культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Культурологические основы социальной работы
ГСЭ.В.1_1 Этнология Этнология Этнология в системе социальных наук. Этнодифференцирующие признаки. Основные этнические процессы. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Классификации народов и этнических групп. Этнические аспекты социализации. Национальный характер. Психология межэтнических отношений. Миграция и взаимодействие культур. Межэтнические конфликты. Психологические характеристики этносов.
Гсэ.В.1_2 Психология межгрупповых отношений Межгрупповые и межличностные отношения. Структурные, динамические и содержательные характеристики межгруппового восприятия. Социальная категоризация. Формирование социальной идентичности. Групповая идентификация. Межгрупповое сравнение и взаимоотношения групп с различным социальным статусом. Межгрупповая дифференциация. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию межгрупповой дифференциации: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Этнические, профессиональные, возрастные, полоролевые стереотипы, их наиболее существенные свойства. Стратегии сохранения позитивной групповой идентичности при неблагоприятном сравнении. Эффект внутригруппового фаворитизма и его детерминанты. Внешнегрупповой фаворитизм у низкостатусных групп меньшинства. Механизмы межгруппового восприятия, используемые группой для поддержания ее положительного образа. Межгрупповой конфликт. Основные теории межгруппового конфликта: концепции В. Макдугалла, З.Фрейда, К.Лоренца, Л. Берковитца, Т. Адорно, А.Тэшфела и Д.Тернера. Урегулирование межгрупповых конфликтов. Межгрупповые контакты и взаимодействие культур. Межгрупповые отношения и средства массовой коммуникации.
ГСЭ.В.2_1 PR-технологии в социальной работе Роль связей с общественностью в современном обществе. "Связи с общественностью": многообразие определений и понятий, нормативный и аналитический подходы к определению PR.Пропаганда, журналистика, рек-лама и PR: сходство и различия данных сфер деятельности. Оп-ределение понятий, коммуника-тивная общность данных видов деятельности. Сущностные ха-рактеристики PR-деятельности Понятие "социальная информа-ция", требования к социальной информации. Источники соци-альной информации. Социальные аспекты производственной деятельности. Негосударственные организации в социальной сфере. Маркетинг социальных услуг. Специфика связей с общественностью в социальной сфере.
ГСЭ.В.2_2 Делопроизводство в социальной сфере Формы управленческой деятельности в учреждениях социальной сферы. Функций управления: прогнозирование, планирование, организационно-распорядительная деятельность, учет и отчет финансирования, материально-техническое обеспечение. Подготовка и оформление управленческих документов. Требования к оформлению документов. Подготовка, согласовании, подписании и утверждении документов в управленческой деятельности. Распорядительные документы: приказ по основной деятельности и приказ по личному составу. Организационные документ: уставы, положения и инструкции. Информационно-справочные документы: акты, справки, докладные и объяснительные записки, телеграммы и телефонограммы. Организация работы с документами: регистрация документов, контроль их исполнения, систематизация, формирование и оформление дел, подготовка и передача дел в архив.
ГСЭ.В.3_1 Социальное страхование Страховая форма социальной защиты населения Социальные и профессиональные риски Социально-экономическая сущность со-циального страхования Основные категории и понятия социаль-ного страхования Принципы, функции, факторы развития социального страхования Субъекты (участники) социального страхования Государственное регулирование обяза-тельного социального страхованияОсобенности формирования националь-ной системы социального страхования России Система обязательного социального страхования Законодательная база обязательного со-циального страхования Финансовые основы системы обязатель-ного социального страхования Проблемы, недостатки и перспективы системы обязательного социального страхования Формирование территориального обяза-тельного социального страхования Основные проблемы социальной защи-ты лиц, самостоятельно обеспечиваю-щих себя работой (самозанятого населе-ния
ГСЭ.В.3-2 Развитие социально-психологических идей Развитие социально-психологических идей Исторические предпосылки развития социальной психологии. Этапы становления. Теории первого периода развития социальной психологии: "Психология народов" - (М. Лацарус, Г. Штейнталь); "Психология толпы" - (Т. Тард и С. Сигеле), "Психология инстинктов социального поведения" (Мак-Даугол). Основные теоретические ориентации в соц. психологии. Основные понятия, теории, представители и проблематика их работ. Общая оценка. Нерешенные проблемы. Необихевиоризм: Теория элементарного социального поведения Дж. Хоманса, Социобихевиоральный подход А. Бандуры, Теории межличностного взаимодействия Д. Тибо и Г. Келли. Психоанализ: Подход К. Хорни, Природа авторитарной личности в концепции Т. Адорно, теория группового развития Бенниса и Шепарда, Трехмерная теория интерперсонального поведения. Когнитивизм: Теория поля К. Левина, Теория структурного баланса Ф. Хайдера, Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, Теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Гуманистическая ориентация: Феноменология Р. Мэя, Клиентоцентрированный подход К. Роджерса, Учение о самоактуализации А. Маслоу, Я-концепция и трансактный анализ Э. Берна, Идеографический подход к исследованию личности Дж. Оллпорта, Концепция манипулирования Э. Шострома. Интеракционизм: "Социальный бихевиоризм" Дж. Мида, Ролевые теории. Теории референтной группы. Этнометодологии Г. Гарфинкеля. "Анализ эпизодов" и "Дискурсивная концепция" Р. Харре. Сильные и слабые стороны европейской и американской традиции в социальной психологии. Современные теоретические работы (С. Московиси, А. Тэшфел, Л. Росс).
ЕН.Ф.1. Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра; Дифференциальные и интегративные исчисления; ряды; дифференциальные уравнения; элементы теории вероятности; математические модели видов и процессов в системе социальной работы; математические методы исследования в социальной работе.
ЕН.Ф.2. Информатика Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; компьютерный практикум.
ЕН.Ф.3. Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре
ЕН.Ф.4. Информационные технологии в социальной сфере Использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики. Интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли. Корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации. Распределение базы данных. Пример использования при решении задачи государственного пенсионного обеспечения. Компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов. Автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения. Компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли.
ЕН.Р.1. Математическая статистика Генеральная совокупность. Статистическое и графическое представления выборочных данных. Теория оценок. Описательные статистики. Основы теории статистического вывода
ЕН.В.1_1 Физиология Организм как система. Опорно-двигательная система. Кровь и лимфа. Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Эндокринная система. Нервная система. Сенсорные системы. Высшая нервная деятельность.
ЕН.В.1_2 Возрастная психофизиология Общие вопросы возрастной психофизиологии. Биологическое созревание и психическое развитие. Возрастные психофизиологические особенности ощущений и восприятия. Возрастные психофизиологические особенности психодинамических функций. Психофизиологические характеристики младенческого и раннего возраста, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового возраста. Психофизиология зрелого и старческого возраста. Психофизиология пола.
ОПД.Ф.1. Антропология Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике. Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек - личность - индивидуальность. Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Проблемы девиантности развития человека. Антропологические основания социальной работы.
ОПД.Ф.2. Основы социальной медицины Социальная медицина: основные понятия и категории, междисциплинарный характер социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье. Генетическая и социальная обусловленности здоровья. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни. Факторы риска заболеваний. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Санитарное законодательство. Классификация болезней, структура заболеваемости населения, основные инфекционные заболевания. Инфекционные болезни. Общие принципы и социальны факторы профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинская этика. Умение и навыки неотложной медицинской помощи. Социально-медицинская просветительская деятельность. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина; стратегия Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ОПД.Ф.3. Психология Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция повеления и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Психологические основы социальной работы.
ОПД.Ф.4. Педагогика Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование. Воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели. Содержание, структура непрерывного образования, единство образования и сообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. Педагогические основы социальной работы.
ОПД.Ф.5. Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Социологические проблемы социальной работы.
ОПД.Ф.6. Социальная экология Возникновение и развитие экологии. Основные категории экологии. Экология и современные экологические проблемы. Связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами. Окружающая среда. Понятие и элементы окружающей среды. Качество жизни и качество окружающей среды. Охрана окружающей среды и вопросы теории. Экологический кризис и возможности его решения. Понятие и причины экологического кризиса. Формирование экологической культуры: экологическая этика. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Важнейшие принципы экокультуры. Становление экологической этики. Экология и здоровье. Экологические аспекты здоровья. Проблемы социопатий. Экология социопатий. Принципы экологической безопасности. Экологическое развитие России. Стратегия существования и развития цивилизации. Экологические проблемы социальной работы.
ОПД.Ф.7. Социальная политика Сущность, основные принципы и основные категории социальной политики. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения). Социальная политика в системе общественных отношений. Социальная политика и социальная безопасность. Демографические и этнографические аспекты социальной политики. Основные парадигмы и приоритеты социальной политики в России и за рубежом. Правовое обеспечение социальной политики. Социальная политика и принципы социальной защиты. Социальное страхование. Пенсионное обеспечение. Жилищная политика. Трудовые отношения. Охрана здоров
ОПД.Ф.8. История социальной работы Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы в России и за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества. Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы. Международно-правовые нормы и принципы социальной работы. Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России. Международный опыт социальной работы.
ОПД.Ф.9. Теория социальной Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.
ОПД.Ф.10 Технология социальной работы Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер. Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.
ОПД.Ф.11Профессионально-этические основы социальной работы Профессионально значимые ценности социальной работы, их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной работе. Основные этапы становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в системе социальной работы. Особенности этического кодекса социальной работы. Деонтологические вопросы социальной работы. Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.
ОПД.Ф.12 Организация, управление и администрироване в социальной работе Принципы, структура, функции и методы управления в системе социальной работы на общефедеральном и региональном уровнях. Администрирование в социальных службах. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Проблемы управления персоналом в системе социальной работы. Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников. Профессиограмма специалистов социальной работы и пути повышения их профессиональной компетентности.
ОПД.Ф.13 Экономические основы социальной работы Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Социальные гарантии, льготы и выплаты. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы. Особенности бухгалтерского учета в социальных организациях, учреждениях и службах
ОПД.Ф.14 Правовое обеспечени социальной работы Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина. Системы социальных гарантий: структура, виды, субъекты гарантий, механизм реализации. Ответственность граждан за нарушения социальных прав и свобод. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения. Основы гражданского права. Основы уголовного права. Основы трудового законодательства. Основы исправительного права. Основы семейного законодательства и ювенального права. Нормативно-правовые документы, регулирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание. Охрана прав несовершеннолетних, лиц с особыми нуждами, пенсионеров и т. п. Правовые вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями; защита интересов клиента в суде и государственных органах
ОПД.Ф.15 Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы. Сущность и технология проектирования в социальной работе, нормативная база, информационное обеспечение проектирования деятельности организаций, учреждений и служб в области социальной работы. Технологические проблемы моделирования в социальной работе; виды, методы, пути и средства апробации.
ОПД.Ф.16. Конфликтология в социальной работе Понятия, факторы, структура и типология конфликтов в социальной работе. Конфликты, компромиссы и консенсусы в социальной работе. Этапы развития конфликта; деструктивный и конструктивный пути развития конфликтов. Модели управления развития конфликтов в социальной работе. Методика разрешения конфликтов в процессе социальной работы. Методы профилактики, предупреждения и минимизации конфликтов в социальной работе.
ОПД.Ф.17 Методика исследований в социальной работе Особенности научно-исследовательского исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы. Роль эксперимента, подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования в социальной работе. Основные требования к оформлению итогов исследования, методика подготовки выпускной (квалификационной) работы.
ОПД.Ф.18 Социальная статистика Предмет и задачи социальной статистики. Современная организация статистики. Методы и измерения в социальной статистике. Система показателей социальной статистики. Статистика численности, состава и движения населения. Статистика личности и семьи. Статистика производственных сил, уровня и качества жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения, природоохранной деятельности, общественного мнения
ОПД. Р.1. Пенсионное обеспечение Понятие и общая характеристика принципов пенсионного обеспечения. Система пенсионного обеспечения в РФ. Источники пенсионного обеспечения. Вид и структура трудовых пенсий. Государственное пенсионное обеспечение. Порядок выплаты и доставки пенсий. Общая характеристика пенсионного законодательства. Судебная защита пенсионных прав.
ОПД.Р.2. Введение в профессию История становления социальной работы. Социальная работа как наука и учебная дисциплина, особый вид деятельности. Содержание профессиональной подготовки социальных работников. Функции и структура социальной работы. Человек как субъект и объект социальной работы. Социальные проблемы клиента и способы их решения. Структура и принципы деятельности социальных служб. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы.
ОПД.Р.3. Социальная безопасность Сущность социальной безопасности, её место в общей системе безопасности. Основные категории и понятия социальной безопасности. Социальная безопасность как совокупность факторов и мер жизнеобеспечения и воспроизводства социальных субъектов. Структура социальной безопасности, её объект и субъект. Социальная безопасность и глобализация. Проблемы социальной безопасности в социальной работе. Роль государства в обеспечении социальной безопасности. Региональный аспект социальной безопасности.
ОПД.В.1_1 Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Теоретико-методологические аспекты социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Типологии сфер жизнедеятельности общества. Социальная работа в сфере занятости. Опыт современной социальной работы в сфере производства, производственной и социальной инфраструктуры. Специфика методики социальной работы в организациях и учреждениях образования, здравоохранения, обороны, юстиции, внутренних дел и т. п. Социальная работа в уголовно-исправительной системе. Особенности социальной работы в социально-этической сфере, городской и сельской местности; в культурно-досуговой и других сферах.
ОПД.В.1_2 Основы социального управления Социальное управление как отрасль научного знания. Управление в социальной сфере. Генезис теорий социального управления. Законы и принципы социального управления. Целеполагание в управлении. Нормативное регулирование и моделирование в управлении. Социальный контроль и эффективность социальном управлении. Формирование инновационной управленческой культуры.
ОПД.В.2_1 Опыт социальной работы с различными группами населения Социальная работа в сфере социальной защиты инвалидов. Социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Социальной защиты лиц без постоянного места проживания, бомжей. Социальной защиты ветеранов, социальной защиты граждан, пострадавших от политических репрессий. Социальной защиты мигрантов, вынужденных переселенцев, беженцев. Социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальной защиты граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ОПД.В.2_2 Управление социальной работой Понятие социального управления и его особенности. Научные и культурные предпосылки развития дисциплины. Объекты и субъекты социального менеджмента. Основные проблемы теории управления. Направления деятельности социальной работы. Система управления социальной работой. Функции управления. Организационная структура управления. Методы управления. Организационный методы управления. Методы создания и реорганизации. Мотивация труда социальных работников. Значение мотивации в управлении социальной работой. Региональные модели управления социальной работой
ОПД.В.3_1 Психологния религии Предмет и методы психологии религии. Происхождение и значение религии для общества. Религиозное сознание и религиозный опыт. Психология религиозности. Основные религиозные течения. Тенденции развития религиозности в современной России.
ОПД.В.3_2 Профессиональные риски в социальной работе Концепция приемлемого риска. Сущность понятия категории риска. Источники риска для работника: искусственная среда обитания, внутренняя среда, естественная среда, профессиональная среда, непрофессиональная среда, социальная среда. Условий и факторов, обусловливающих негативные влияния на жизнедеятельность человека в конкретных условиях жизненного пространства и социального времени, среды обитания и возраста. Реабилитационно-превентивные стратегии, технологии реабилитации и социальной защиты от негативного воздействия кризисных условий. Проблема нарушения профессионального развития в трудах Л.С. Выготского, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Г.Е. Сухаревой, В.В. Лебединского, А.К. Марковой, В.П. Подвойского и др. Основные факторы негативного влияния трудового процесса на личность социального работника: когнитивные, поведенческие, аффективно-мотивационные и другие стереотипы. Динамика отклонений и нарушений в профессиональном развитии. Профессиональные деформации личности: состояния психической усталости, эмоциональной напряженности, стрессы. Система мониторинга и управления профессиональными рисками в социальной работе. Синдром "эмоционального сгорания" как дезадаптированность в профессиональной деятельности. Основные признаки синдрома сгорания. Факторы, обуславливающие возникновение синдрома "эмоционального сгорания": личностный, ролевой, организационный. Психогигиена социального работника по предупреждению синдрома "сгорания".
СД.Ф.1. Семьеведение Семьеведение как наука и профессиональная деятельность. Понятие семьеведения. Предмет и функции семьеведения. Семья и брак. Семья и быт. Основные типы семьи. Тенденции и перспективы развития семьи в современном обществе. Теоретические подходы к изучению семьи. Государственная семейная политика РФ: реализация и перспективы развития. Законодательное обеспечение государственной семейной политики. Гендерные аспекты государственной семейной политики. Организация социальной защиты семьи в РФ. Основные направления и технологии социальной работы с семьей. Социально-экономические, духовно-культурные, духовные и т. п. основания современной семьи. Нормативно-правовая база функционирования семьи, социальной защиты семьи, материнства и детства. Сравнительный анализ развития семьи в России и за рубежом. Региональные особенности социальной поддержки семьи.
СД.Ф.2. Гендерология и феминология Теоретико-методологические основы феминологии. Феминология. Женский вопрос и его эволюция. Сравнительно-исторический анализ положения мужчины и женщины в истории в России и за рубежом. Проблемы женского движения в прошлом и настоящем. Становление и развитие массового женского движения в России и за рубежом. Половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе. Положение женщин в системе общественных институтов. Понятие гендерологии, ее объект, предмет, основные методы анализа. Концепция гендера: многомерность понятия. Мужчина и женщина как субъекты общества. Медико-биологическая, психическая, социокультурная характеристика их социализации: общее и особенное. Проблемы культуры пола, стереотипы мускулинности и феминности в обществе. Методы и технологии гендерного анализа. Гендерная политика: цели, задачи, принципы, направления. Гендерная стратегия РФ. Гендерный подход в практике социальной работы.
СД.Ф.3. Социальная геронтология Понятие и задачи геронтологии. Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
СД.Ф.4. Проблемы социальной работы с молодежью Молодежь как половозрастная группа. Медико-биологическая, психологическая, демографическая, этнографическая и социокультурная характеристика. Проблемы социализации молодежи в наши дни. Законодательные основы решения проблем молодежи. Сравнительная характеристика политики государства и общества в отношении к молодежи в России и за рубежом
СД.Ф.5. Занятость населения и ее регулирование Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица. Сравнительная характеристика труда и занятости за рубежом и в России. Понятие, виды и динамика безработицы в современном обществе. Правовые проблемы признания и социальной поддержке безработных граждан в России. Проблемы управления занятостью населения в стране, регионе и районе. Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости.
СД.Ф.6. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы Понятие психосоциальной работы. Ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы. Нормативно-правовые основы психосоциальной работы в социальных службах. Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, индивидуальная и групповая психотерапия, игротерапия, социо-, психотерапия и т.д.). Содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.
СД.Ф.7. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы, социальная педагогика Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов. Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения.
СД.Ф.8. Содержание и методика социально-медицинской работы Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет. Концепция социально-медицинской в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы. Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в различными группами населения. Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.
СД.Ф.9. опыт организационно-административной работы в системе служб. Организаций и учреждений Нормативно-правовая база организационно-административной работы. Содержание и методика организационно-административной работы в центрах социального обслуживания, в системе социальной работы, в органах, учреждениях и организациях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов. Опыт кадрового обеспечения организационно-административной деятельности в системе социальной работы.
СД.В.1_1 Психология общения Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Проблема общения в истории философии и культуры. Подходы к изучению общения в западной и отечественной психологии. Общение как коммуникация. Трудности и барьеры коммуникации. Массовая коммуникация и ее специфика. Вербальная и невербальная коммуникация. Проблемы публичного выступления. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия. Общение как социальная перцепция. Межличностная аттракция. Специфика делового общения. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития.
СД.В.1_2 Акмеология Теоретические основания и предметная область акмеологии личности. Прикладное значение акмеологии. Задачи курса. Акмеологическое изучение человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Возраст, общество, культура. Возрастной символизм. Возрастной подход к изучению взрослого человека как индивида. Виды возрастных периодизаций. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека. Физическое и когнитивное развитие в период ранней, средней и поздней взрослости. Возрастно-половая дифференциация психофизиологического развития. Проблема самореализации личности. Самореализация личности в ведущих сферах жизнедеятельности. Творческий потенциал и его реализация в период взрослости. Акмеология субъекта деятельности. Развитие субъекта деятельности, профессиональное самоопределение и саморазвитие. Самореализация человека в период зрелости как предмет познания. Пол и различные виды деятельности. Отечественные исследования характеристик зрелой личности.
СД.В.2_1 Геронтопсихология Предмет геронтопсихологии. Проблемы психологической теории старения. Возрастные изменения в старости: биологические, когнитивные, изменения в эмоциональной сфере. Особенности личности пожилого человека. Роль личностного фактора в процессе старения. Пожилой человек в обществе, семье, культуре. История формирования стереотипов пожилого человека. Выход на пенсию и особенности адаптации пожилых людей. Социально- психологическая помощь пожилым людям. Система социально-психологической помощи пожилым людям.
СД.В.2_2 Социальные инновации Предмет инноватики. Специфика социальных инноваций. Социальные изменения и инновации. Типология инноваций. Источники социальных инноваций. Жизненный цикл инноваций и инновационного процесса. Социальные технологии инноваций. Инновационная политика. Участники нововведений. Инновационное поведение. Принципы и методы инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура. Инновационный риск. Инновационные стратегии. Нововведения в организациях. Региональные проблемы инновационной деятельности.
СД.ДС.Ф.1. Психологические основы социальной работы Место психологии в социальной работе. Психологическая компетентность специалиста по социальной работе. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике. Поведенческий подход в психосоциальной практике. Гуманистический подход в практике психосоциальной работы. Экзистенциальный подход в психосоциальной работе. Общая характеристика лиц и групп населения, выступающих в качестве клиентов психосоциальной работы. Многоаспектное оценивание клиента. Психологические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи. Психологические особенности работы с вынужденными мигрантами. Психологические особенности клиентов, находящихся в посттравматическом состоянии и их поддержка. Специфика психосоциальной работы с шоковой травмой. Суицидальное поведение и его диагностика в практике психосоциальной работы.
СД.ДС.Ф.2. Организация служб психологической помощи Организационно-методологические принципы службы психологической помощи. Психологическая помощь на современном этапе. Этические аспекты деятельности служб ПП. Особенности организации и содержания деятельности СПП. Нормативно-правовые основы деятельности СПП. Характеристика документации служб. Службы психологической помощи в системе образования. Организация психологической помощи в правоохранительной системе. Психологическая помощь в социальных центрах. Психологическая помощь на предприятиях. Сравнительный анализ деятельности служб психологической помощи в различных учреждениях.
СД.ДС.Ф.3. Психосоциальная работа в медицине Профессионально-значимые качества медицинского работника. Становление этических принципов врачевания. Деонтология взаимоотношений врача и больного. Социальное и индивидуальное в болезни. Понятие о внутренней картине болезни. Психика хронического больного в динамике. Движение идей о взаимоотношении телесных и психических процессов. Соматоформные и конверсионные расстройства. Психофизиологические механизмы психосоматических расстройств. Соматопсихические расстройства.
СД.ДС.Ф.4. Клиническая психология в медицине Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности. Патология чувственного познания. Патология памяти, внимания, воли и эмоций. Патология рационального познания и речи. Нарушения сознания и личности. Основные патопсихологические синдромы. Психопрофилактика и ее место в практике социальной работы. Организация психопрофилактических мероприятий. Модель психопрофилактики аддиктивного поведения у детей и подростков.
СД.ДС.Ф.5. Семейная психология Семья как социокультурный феномен. Структурно функциональные характеристики семьи. Функции и типология семьи. Психологически особенности семейных отношений. Психология супружеских отношений. Детско-родительские отношения. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье. Ненормативные кризисы жизненного цикла семьи. Дисфункциональные семьи. Задачи и основные направления оказания психологической помощи семье. Психологическая помощь семье в деятельности социального работа
СД.ДС.Ф.6. Основы психологического консультирования Психологическое консультирование, психотерапия и интервьюирование: определение понятий. Направления и школы современной психотерапии и консультирования. Этика консультативных и психотерапевтических отношений. Модель эффективной деятельности консультанта. Позиция консультанта. Перенос и контрперенос. Понятие о психологической проблеме. Психологические проблемы на разных этапах развития личности. Этапы и стадии психологического консультирования. Навыки консультирования.
СД.ДС.Ф.7. Семейное консультирование Теоретические и методологические основы семейного консультирования. Цели, задачи, принципы семейного консультирования, его место в профессиональной работе социального работника. История развития служб семейного консультирования. Общие черты организации и проведения семейного консультирования. Основные направления семейного консультирования. Основные направления семейного консультирования. Психодинамическая модель консультирования семьи. Поведенческая модель семейного консультирования. Структурная модель консультирования семьи. Трансгенерационная модель семейного консультирования. Основанная на опыте модель семейного консультирования. Интегративная модель семейного консультирования. Методы семейной психодиагностики и психологической коррекции семейный взаимоотношений. Психологическое консультирование семьи на различных этапах ее развития и по поводу различных проблем.
СД.ДС.Ф.8. Психология профессиональной деятельности Профессиональная деятельность как предмет и объект психологического изучения. Проблема психологической классификации профессий, образ мира разнотипных профессионалов. Профессиограмма как метод многомерного изучения личности. Психограмма. Методы исследования профессиональной деятельности. Психологические проблемы профессионального обучения. Состояния человека в труде, профилактика неблагоприятных функциональных состояний.
СД ДС. Ф.9.Профессиональное консультирование Исторические и современные аспекты управления трудом и становления системы психолого-трудоведческой помощи населению в России. Общественное разделение труда и психология специальности. Предмет труда как основной мотив и регулятор психологической направленности деятельности специалиста. Средства труда как совокупность способов и приспособлений для достижения заданного результата труда. Профессиоведческие характеристики деятельности профконсультанта. Введение в психологическое профессиональное консультирование. Психологическая помощь клиенту в профконсультации и организация труда профконсультанта.
СД.ДС. Ф.11 Методы индивидуальной коррекционной работы Теоретические основы психологической коррекции. Сущность психологической коррекции. Методы бихевиорального направления. Техники психоаналитического направления. Техники гештальт-направления. Техники гуманистического направления. Методы коррекционной работы: игровая терапия, арт-терапия, сказкотерапия, телесная терапия.
СД ДС.Ф.11 Организация социального попечительства Организация социального попечительства История института опеки и попечительства. Проблемы российского законодательства в области опеки и попечительства. Структура и содержание деятельности органов опеки и попечительства. Виды опеки и попечительства и сходные формы устройства граждан. Усыновление и опека (попечительство) как социальные технологии. Приемная семья и патронат: сходство и отличительные особенности. Зарубежная практика реализации форм опеки и попечительства. Опыт негосударственного участия в осуществлении социального попечительства в России и Кемеровской области.
СД ДС Ф.12 Специальные разделы в психологии Дезонтогения по типу стойкого общего недоразвития: умственная отсталость. Дезонтогения по типу задержанного развития: ЗПР. Деменции. Психология глухого ребенка. Психология слепого ребенка. Ранний детский аутизм. Диагностика нарушений в развитии. Общие подходы к обучению, социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями.
СД ДС.Ф.13 Методы групповой психологической работы Основные понятия, формы, принципы и методы групповой психологической работы (тренинга). Начальная стадия тренинга (знакомство). Переходная стадия (фрустрация). Продуктивная стадия (работоспособность). Завершающая стадия. Критический анализ групповой динамики тренинга.
ФТД.1. Основы безопасности жизнедеятельности человека Человек и среда обитания. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе "человек-среда обитания". Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Техногенные опасности и защита от них. Идентификация травмирущих и вредных факторов, опасные зоны. Экобиозащитная техника. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Антропогенные опасности и защита от них. Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе "человек-машина". Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечение БЖД. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение БЖД.
ФТД.2 Социальная реабилитация Виды, уровни и принципы социальной реабилитации. Правовые и организационно-методические основы социальной реабилитации. Формы и методы социальной реабилитации инвалидов с детства. Формы и методы социальной реабилитации инвалидов по общему заболеванию, травме и инвалидов войны. Формы и методы социальной реабилитации наркологических и нервно-психических больных. Формы и методы социальной реабилитации детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
ФТД.3. Юридическая психология Предмет, задачи, система, методы и история юридической психологии. Правовая психология. Правовая социализация и правопослушное поведение. Дефекты правовой социализации. Криминальная психология. Психология личности преступника. Психологические предпосылки преступного поведения. Психология преступного деяния. Психология преступных групп. Типология преступных групп. Психология преступности несовершеннолетних. Психология терроризма. Психология предварительного следствия. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Психология судебного процесса (по уголовным делам). Исправительная (пенитенциарная) психология. Превентивная психология. Психологическая служба в правоохранительных органах
ФТД.4. Психология девиантного поведения Введение в курс "Психология девиантного поведения". Цели и задачи курса. Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Биологические теории девиантного поведения. Психологические теории девиантного поведения. Понятие девиантного развития. Общая характеристика факторов риска девиантного развития детей и подростков. Семья как фактор риска девиантного развития. Девиантная виктимность личности подростка. Акцентуации характера как фактор девиантного развития подростков. Нарушения здоровья как фактор риска девиантного развития несовершеннолетних. Риски развития аддиктивности в подростковом возрасте. Делинквентное поведение подростков. Подростково-молодежные неформальные объединения. Особенности суицидального поведения несовершенослетних. Подходы к исследованию агрессии в современной психологии.
ФТД.5. Проблемы повышения жизненного уровня малообеспеченных Показатели и системы показателей уровня жизни. Дифференциация доходов населения. Проблемы выравнивания доходов. Исследования социально-экономической дифференциации в России. Бедность - причины, анализ, методика счета. Сопоставление уровня жизни. Система социальной помощи в РФ. Политика адресной социальной помощи малоимущим. Система социальной помощи малоимущим за рубежом
ФТД.6. Психологическая диагностика Предмет и основные понятия психодиагностики. Отличия научного подхода в психодиагностики. Место психодиагностики в системе психологических наук и практике (область применения). История психодиагностики. Профессионально-этические принципы в психодиагностике. Методы психодиагностики: классификация. Психометрические основы психодиагностики (ПМ). Стандартизация психодиагностических методов. Требования к построению и проверке методик. Методы психодиагностики: наблюдение, эксперимент, опрос, интроспекция, тестировании. Психодиагностика познавательной сферы. Диагностика общих и специальных способностей. Психодиагностика черт и типов личности. Психодиагностика индивидных свойств личности. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности. Изучение ценностей, интересов и склонностей. Изучение самосознания. Изучение коммуникативных особенностей личности. Психодиагностика в профессиональном консультировании. Проективные методики - как общий класс методик психодиагностики. Методы статистической обработки данных в психодиагностических исследованиях (компьютерная диагностика).
ФТД.7. Социальная патология Введение в курс "Социальная патология". Цели и задачи курса, основные категории. Характеристика подходов к исследованию социальной патологии. Социологические теории социальной патологии. Биологические теории социальной патологии. Психологические теории социальной патологии. Проблема преступного поведения в социологии и психологической науке. Психология криминальной агрессии. Социальные аспекты проституции. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения. Суицидальное поведение как вид социальной девиации. Вандализм как форма подростково-молодежной девиантности. Сексуальные отклонения. Социальное аутсайдерство. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности.
ФТД.8. Практическая психология и психодиагностика Психологическая компетентность специалиста по социальной работе. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике. Поведенческий подход в психосоциальной практике. Гуманистический подход в практике психосоциальной работы. Экзистенциальный подход в психосоциальной работе. Общая характеристика лиц и групп населения, выступающих в качестве клиентов психосоциальной работы. Многоаспектное оценивание клиента. Психологические основы взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи. Психологические особенности работы с вынужденными мигрантами. Психологические особенности клиентов Стандартизация психодиагностических методов. Требования к построению и проверке методик. Методы психодиагностики: наблюдение, эксперимент, опрос, интроспекция, тестировании. Психодиагностика познавательной сферы. Диагностика общих и специальных способностей. Психодиагностика черт и типов личности. Психодиагностика индивидных свойств личности. Изучение мотивационно-потребностной сферы личности. Изучение ценностей, интересов и склонностей. Изучение самосознания. Изучение коммуникативных особенностей личности. Психодиагностика в профессиональном консультировании. Проективные методики - как общий класс методик психодиагностики. Методы статистической обработки данных в психодиагностических исследованиях (компьютерная диагностика).

 

  Учебный план ООП - ?????

  Учебный план ООП - ?????

Практики:

Ознакомительная практика

Практика способствует повышению профессионального мастерства студентов, приобретению навыков управленческой, организаторской, диагностической работы. Она проводится в социальных службах, территориальных центрах социальной защиты отделах городского и областного департамента социальной защиты и представляет собой практическую деятельность, в ходе которой осуществляется формирование профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по специальности, приобретение навыков работы в коллективе. Практика носит ознакомительный характер.
Цель ознакомительной практики - познакомиться с деятельностью учреждений социальной защиты населения, спецификой проблем клиентов, услугами, предоставляемые этими учреждениями.
Задачи ознакомительной практики: 1. ознакомиться с деятельностью и структурой учреждений социальной сферы и спецификой клиентов; 2. ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами организаций и учреждений социальной защиты населения; 3. изучить функциональные обязанности руководителя и персонала (социального работника и специалиста по социальной работе) органа учреждения, в котором студент проходит практику.

Организационно-административная практика

Организационно-административная практика проводится в интересах профессионализации студентов по избранной специальности. Практика позволяет закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения, а также развить умения, навыки и овладеть передовыми методами. Она проводится в социальных службах, территориальных центрах социальной защиты отделах городского и областного департамента социальной защиты и представляет собой практическую деятельность, в ходе которой осуществляется формирование профессиональных умений, широкое ознакомление с реальной профессиональной деятельностью по специальности, приобретение навыков работы в коллективе. Производственная практика представляет собой самостоятельное выполнение студентом в условиях предприятия определенных задач.
Целью производственной практики является: 1. закрепление и углубление знаний, полученных студентами при теоретическом обучении в рамках специализации; 2. закрепление и выработка умений использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях предстоящей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе; 3. интеграция теоретического обучения с практической деятельностью.
Задачами организационно-административной практики являются: 1. закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков работы социального работника в организации и проведении социальной работы с различными категориями населения на предприятиях, в центрах и социальных службах; 2. формирование и развитие профессиональных качеств, необходимых современному социальному работнику; 3. стимулирование интереса к научно-исследовательской работе; 4. активизация познавательной деятельности студентов; 5. изучение нормативно-правовых актов, законов, методических рекомендаций по организации социальной помощи; 6. изучение и осмысление опыта социальной работы; 7. сбор и систематизация фактического материала для разработки курсовой работы; 8. получение практики проведения и использования результатов социологических, социально-психологических исследований территориальными социальными службами. 9. выработка умений анализировать материалы и делать из них выводы. 10. выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач в организационной и управленческой деятельности. 11. изучение и осмысление опыта социальной работы, функциональных обязанностей должностных лиц, содержания, форм и методов социальной работы с различными категориями граждан.

Учебная практика

Учебная практика направлена на формирование будущего специалиста и поэтому основное назначение практики в чреждениях социальной защиты населения состоит в переходе от учебной ситуации, где элементы практики вводятся в форме ролевой игры, задач или моделирования определенных ситуаций, к реальной обстановке. Во время прохождения учебной практики студенты имеют возможность пробовать себя в деятельности под руководством опытных наставников. Учебная практика позволяет закрепить знания, полученные студентами в процессе обучения, а также развить умения, навыки и овладеть передовыми методами. Учебная практика способствует формированию у будущего специалиста профессиональной направленности, мотивации, профессионально личностных качеств (добросовестность и пунктуальность, толерантность, чувство ответственности, уважение к профессии и профессиональной деятельности), профессионального самосознания (идентификации с профессиональной деятельностью). Учебная практика помогает студентам соотнести теоретические знания с реальной действительностью.
Цели учебной практики: 1. познакомиться с современным состоянием социальной работы в учреждениях социальной защиты населения. 2. освоить методы социальной работы с различными категориями населения.
Основными задачами учебной практики являются: 1. ознакомиться с содержанием деятельности учреждений социальной защиты населения и направлениями их работы; 2. изучить опыт работы специалиста одного из отделов учреждения социальной защиты населения (проанализировать деятельность специалиста по социальной работе / социального работника); 3. ознакомиться с формами и методами социальной работы в учреждении социальной защиты населения; 4. принять участие в деятельности соответствующего учреждения, его отдела; 5. принять участие в оказании того или иного вида помощи клиенту; 6. использовать теоретические знания и практические умения в конкретных условиях предстоящей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Преддипломная практика