Описание ООП по направлению подготовки 040201.65 "Социология организаций"

Направление /
Специальность подготовки:

040201.65 Социология,
специализация "Социология организаций"

Уровень образования:

высшее образование - специалитет

Нормативный срок обучения:

5 лет

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

17 июля 2014,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению /
специальности подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10 марта 2000 г. №68гум/сп
(зарегистрировано в Минюсте РФ  ???)

 

Описание образовательной программы:   

Основная образовательная программа по специальности 040201.65 Социология, специализации "Социология организаций", реализуемая в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" представляет собой систему документов, разработанную на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по соответствующей специальности.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

  Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП  - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

Наименование дисциплины Содержание дисциплины
   Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.Ф.1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
ГСЭ.Ф.2 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
ГСЭ.Ф.3 Отечественная история "Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Особенности социального строя Древней Руси. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Особенности и основные этапы экономического развития России. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Особенности социального строя Древней Руси. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Особенности и основные этапы экономического развития России. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. "
ГСЭ.Ф.4 Культурология Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.Культура и личность. Инкультурация и социализация
ГСЭ.Ф.5 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Cоциальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Мировая политика и международные отношения. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
ГСЭ.Ф.6 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны.
ГСЭ.Ф.7 Психология и педагогика "Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. "
ГСЭ.Ф.8 Русский язык и культура речи Стили современного русского литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
ГСЭ.Ф.9 Философия Предмет философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Человек, общество, культура. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
ГСЭ.Ф.10 Экономика "Введение в экономическую теорию. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики. "
Вариативная часть  
ГСЭ.Р.1 История Сибири Первые сведения о Сибири: представления о Сибири в средние века на основе монгольских источников, интерес европейцев. История и культура Сибири позднего средневековья. Географические представления о северном морском пути. Колонизация Поморья и начало русского проникновения за Урал. Поход Ермака. Города Сибири. Источники по истории Сибири. Письменность в Сибири. Эпические произведения народов Сибири. Материальная культура. История военного дела Сибири.
ГСЭ.Р.2 Экономическая география Законы и закономерности его развития и организации экономической жизни общества. Территориальная организация общественного производства. Особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов. Общая экономическая география. География промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и др. Региональная экономическая география и география мирового хозяйства. Основные школы экономической географии. Ведущие научные центры исследования экономической географии.
ГСЭ.Р.3 Введение в социологию Курс "Введение в социологию" является важным в подготовке социологов бакалавров. Этот курс вводит студентов в научное поле социологии, дает представление о предметной области социологии, ее логическом аппарате (отдельных законах, принципах, категориях и понятиях). Студенты изучают особенности социологического "вторжения" в общественную жизнь. Следом за курсом "Введение в социологию" студенты изучают общую социологию (второй семестр), с которой данный курс соприкасается, предваряя изучение основ социологии. Изучение курса связано также с учебными дисциплинами "История социологии", "Методология и методика социологических исследований".
ГСЭ.Р.4 Конституционное право История развития конституционного права. Источники права. Конституция. Основные права и свободы человека и гражданина. Регулируемые общественные отношения. Методы регулирования. Нормы. Методы конституционного права как науки: формально-юридического анализа; сравнительно-правовой; системный; правового моделирования; статистический; конкретно-социологический; диалектический. Субъекты регулируемых отношений: физические лица, государство, субъекты федерации, социальные и этнические общности, общественные объединения граждан. Структура конституционного права. Социально-экономическое, политическое и территориальное устройство государства. Система государственной власти. Система внутреннего самоуправления.
ГСЭ.Р.5 Введение в политологию Основные понятия политической науки. Концепции и теории политологии. Понятия "власть" и "политика" в политической науке. История изучения политической науки в деятельности ученых-политологов. Политическая культура. Междисциплинарные аспекты в политологии. Политическое участие: формы и методы. Политическое пространство.
Дисциплины по выбору  
ГСЭ.В1 Транзитивное общество "Транзитивность в обществе. Проблемы переходов: междисциплинарный аспект. Классические и современные концепции переходов. Типология и специфика социальных переходов. Структура транзитивного общества. Факторы и условия развития транзитивных процессов. Социальные сети в транзитивном обществе. Социальные изменения и транзитивы: общее и отличия. Политические трансформации. Трансформационный процесс в России: сущность, направления и результаты. Социальный механизм трансформации российского общества. Этика Возникновение этики и ее предмет. Моральные пророки и учителя человечества (Конфуций, Будда, Моисей, Мухаммед). Общие черты в учениях Конфуция, Будды, Моисея, Мухаммеда. Понятие этики, морали, нравственности. Нормативная и теоретическая этика. Виды этики. Соотношение традиционной и современной этики. Возникновение социологии морали (М. Вебер) и ее специфика. Возникновение метаэтики (Д. Мур) и ее особенности. Дескриптивная этика. Понятие и виды прикладной этики. Идея счастья и ее место в западной культурной традиции. Деонтология. Понятие аксиологии. Особенности этической аксиологии. Концепции добра и зла в классической традиции, в том числе в христианстве. Этика любви. Мораль как специфическое явление в жизни человека и общества. Нравственное измерение культуры. Прикладная этика. Медицинская этика. Биоэтика. Коммуникативная этика. Этикет и ритуал."
ГСЭ.В2 Экологическая социология Инвайроментальная социология как самостоятельная социологическая дисциплина. Элементы социально-экологической теории (Р. Парк, Ю. Бэрджесс и др.). Возникновение экологической социологии. Изучение экологических проблем глазами социологов и специалистов по массовым коммуникациям и общественному мнению. Концептуальные основы российской экосоциологии. Социальная экология города. Экологические движения. Социальные изменения и экологическая политика. Перспективы развития экологической социологии в современном постпереходном обществе (социально-экологические прогнозы). Эстетика Закономерности эстетического отношения человека к миру. Развитие личности, духовности и гуманистического мировоззрения; усвоение основ теории эстетики, основных закономерностей, тенденций и принципов ее развития. Ознакомление студентов с проблематикой, историей эстетического знания. Этикет (поведение в общественных местах, гостевой этикет, речевой этикет, внешний вид и др.). Искусство (изобразительное искусство, музыка, театр, кино и т. п.). Деятельность человека и его увлечения (трудовая, спортивная, игровая, художественная деятельность). Эстетика и религиозное искусство.
Цикл ЕН    Общие математические и естественнонаучные дисциплины
   Дисциплины федерального компонента
ЕН.Ф.1 Математика Аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; численные методы; функции комплексного переменного; элементы функционального анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных.
ЕН.Ф.2 Информатика Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации; компьютерный практикум.
ЕН.Ф.3 Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; генетика и эволюция; человек; физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе / принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
   Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента
ЕН.Р.1 Документоведение Документоведение как научная дисциплина. Методы исследования документоведческих проблем: общенаучные и специальные методы. Документ и его функции. Классификация документов. Информационные свойства и коммуникативные возможности документа. Способы и средства документирования, материальные носители информации. Понятия "документирование", "способы, методы и средства документирования". Эволюция способов документирования. Структура документа. Организационно-распорядительные и справочно-информационные документы.
ЕН.Р.2 Анализ данных Введение в анализ данных. Механизмы "извлечения информации" и "добычи данных". Общая статистка. Проверка статистических гипотез. Репрезентативная выборка и методы выборочного исследования. Сравнение статистических критериев. Графический анализ статистических данных. Комплекс теоретических и прикладных вопросов, связанных с методологией и построением статистических диаграмм их применением и описанием при различных статистических методах обработки и анализа социологической информации. Построение и анализ рядов распределения и временных рядов, методы аналитических группировок и корреляционно-регрессионного и сравнительного анализа. Анализ социологических данных в электронных статистических пакетах.
Дисциплины по выбору  
ЕН.В1 Теория измерения Роль измерений в жизни человека и общества. Общие принципы измерения. Общая теория измерений - составная часть метрологии. Понятие и классификация методов и средств измерений. Методика обработки результатов некоторых типов измерений. Теория измерений в эконометрике. Методы сбора и анализа социологических данных. Одномерные шкалы как процессы моделирования интересующей социолога эмпирической системы: основные типы одномерных шкал; принципы построения основных используемых в эмпирической социологии одномерных шкал; роль формализации в построении теории социологического измерения. Медико-социальные проблемы общества Изучение состояния здоровья населения в условиях социально-экономических преобразований в стране. Влияние медико-социальных факторов, определяющих образ жизни на формирование здоровья членов общества. Комплекс мероприятий по улучшению условий жизни общества. Медико-социальные характеристики и вопросы медицинского обеспечения населения и профессиональных групп. Данные анализа общей, первичной и госпитализированной заболеваемости. Результаты статистических исследований выборочного признака "количество первичных обращений по поводу заболеваний". Исследование "выживаемости". Социальные последствия запущенных заболеваний, профессиональные заболевания. Зависимости между факторами, формирующими образ жизни, и количеством обращений. Комплекс мероприятий по оптимизации лечебно-профилактической работы медицинским службам с населением и в социальных организациях.
ЕН.В2 Новые информационные технологии Формирование научного понятия информации и методологии информационных технологий. Развитие информационных технологий и инфраструктуры (широкое распространение персональных компьютеров фотографии и фильмы тематического информационного подпространства (обучающего модуля). Операционные системы и оболочки. Основные виды прикладных программ для персонального компьютера (ПК). Информационная поддержка социологических исследований. Использование аппаратных и программных средств информационных технологий в качестве дидактического средства обучения для повышения наглядности при изложении учебного материала, моделирования различных объектов и процессов, систематизации и логического упорядочения информации. Принципы информационного обмена. Компьютерные телекоммуникационные сети. Средства мультимедиа. Базы данных MS Access и т. п. Поиск информации в Интернете. Обмен мнениями в режиме списка рассылки (файлообменные системы и редакторы). Чат и тест в режиме on-line. Продвижение сайтов. Теория и практика информационного поиска. Информационное обеспечение социологического образования Информационная база преподавания социологии. Принципы и методики формирования базы и банков данных в обеспечении преподавания. Применение компьютерных телекоммуникаций в образовании. Обучение применению средств информационных технологий в социологическом образовании (автоматизированные системы управления, автоматизированные рабочие места, мультимедийные средства и др.). Система информационного обеспечения социологического образования (на уровнях страны, регионов, вузов). Программно-технологические (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения). Организационно-методические приемы (инструкции учащимся и преподавателям) организации учебного процесса. Информационная культура преподавателей и студентов. Методы преобразования информации в социологическом исследовании (свертывание - развертывание информации, реферирование, аннотирование и обзоры). Навыки индивидуальной информационной культуры в образовательном процессе: подготовка курсовых и дипломных работ, исследовательской продукции.
Цикл ОПД  Общепрофессиональные дисциплины
   Дисциплины федерального компонента
ОПД.Ф.1 История социологии Начальный этап развития социологии; О. Конт - основатель позитивизма; британская традиция (Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер); Э. Дюркгейм и развитие социологизма; формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса; М. Вебер: его влияние на последующее развитие социологии; зарождение марксистской социологии и ее эволюция в европейской мысли; неомарксизм; особенности развития марксистской социологии в России; начальный этап развития социологии в США; эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности; современная социология Европы и США; структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс и Р. Мертон); феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель); теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф); теория социального обмена (Дж. Хоманс и П. Блау); З. Фрейд и неофрейдизм в социологии; крупнейшие социологи современной Англии, Франции, Германии (Э. Гидденс, П. Бурдье, Н. Луман, П. Бергер); творчество П. Сорокина (российский и американский периоды); социология в России; натуралистические теории (Н. И. Ножин, А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд, Л. И. Мечников); субъективная школа (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский); неопозитивизм в русской социологии (П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев, А. С. Звоницкая); неокантианская школа (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Хвостов); социология в России и СССР после событий 1917 г.; институциализация социологии; история социологического образования; крупнейшие социологи России (Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский и др.). Социология в СССР. Современная российская социология. Социологические школы и центры, международные связи социологов.
ОПД.Ф.2 Общая социология Теоретико-методологические основы развития социологии в России. Формы институциализации науки. Научные теории в понимании объекта и предмета социологии. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области. Социальные структуры и социальные системы, общество как социокультурная система. Личность как социальная система: субъект и продукт социальных отношений. Социальные общности как формы социальной организации индивидов и источник социальных изменений. Социальные связи, взаимодействие между индивидами, группами, общностями. Социальные институты и институциональные отношения; оценки и ценностные ориентации в структуре личности и культуры. Массовое сознание и массовые действия, социальные изменения, источники социального напряжения. Глобализация социальных процессов в современном мире. Социокультурные особенности развития российского общества.
ОПД.Ф.3 Методология и методика социологического исследования Социологическое исследование как отрасль социологической науки; предмет и метод социологического исследования; понятие социологического исследования;. методологическая роль теории в социологическом исследовании; виды социологического исследования; программа социологического исследования; концептуальная и операциональная модели объекта и предмета социологического исследования; переменные в социологическом исследовании; гипотезы социологического исследования; измерение в социологическом исследовании; социальные показатели и индикаторы в социологическом исследовании; шкалы и индексы в социологическом исследовании; выборка в социологическом исследовании; методика, техника и процедура в социологическом исследовании; количественные и качественные методы в социологическом исследовании; анализ документов; метод наблюдения; метод опроса; метод интервью; метод экспертных оценок; социометрия; социальный эксперимент; метод фокус-групп; метод исследования случая (case study); биографический метод; анализ и обработка данных в социологии; многомерные методы анализа данных; обобщение данных и представление результатов; подготовка и представление научного отчета.
ОПД.Ф.4 Демография Предмет и методы демографии; историческая, социологическая, экономическая, этническая и медицинская демография; теории демографических изменений; источники данных о населении; переписи; воспроизводство населения; демографическая структура и демографические процессы; рождаемость и репродуктивное поведение; смертность и самосохранительное поведение; социально-демографические показатели; демографическое прогнозирование; цели и направления демографической политики: различие теоретических подходов; демографическая экспертиза законопроектов.
ОПД.Ф.5 Социальная статистика Основы социально-экономической статистики; статистика населения и трудовые ресурсы; статистика национального богатства, производства и обращения общественного продукта; статистика труда, издержек производства, его эффективности и качества работы; статистика национального дохода и финансов, уровня и качества жизни населения; статистика социальной структуры общества, здоровья населения и здравоохранения; статистика народного образования, культуры и искусства; международная статистика.
ОПД.Ф.6 Социальная антропология Социальная антропология как научная и учебная дисциплина; объект исследования и предметное поле; соотношение с другими гуманитарными дисциплинами. Единство и различие понятий цивилизация и культура; соотношение социального и культурного; показатели социокультурного процесса; миры человека и константы его существования: труд, познание, любовь, доминирование, игра; смерть как культурный феномен; архетипы культуры, ментальность, массовое и общественное сознание; парадигмы социоантропологического познания; семиотические системы как "кладовые" опыта жизнедеятельности людей; виды и формы трансляции социального и научного знания; методы социоантропологического исследования.
ОПД.Ф.7 Социальная психология Предмет социальной психологии; социально-психологические основы изменения поведения: нормы и патология; массовые процессы и малые группы; психология групп; социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики; техника проведения социально-психологического эксперимента в малых группах; личность и социальные установки; внутренняя регуляция социального поведения субъекта; нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы; индивидуальные схемы установки в стрессовой ситуации; ролевое поведение и установка; прикладные исследования проблем личности в социальной психологии.
ОПД.Ф.8 Социология труда и экономическая социология "Взаимосвязь социологии труда с эргономикой, психологией и физиологией труда и др. научными дисциплинами. Направленность исследований в социологии труда. Отраслевое и этнорегиональное подразделение труда; профессии и профессиональная структура; субъекты труда, их функции и характеристики; социология трудовых коллективов; прикладная социология труда. Предмет, метод и направления экономической социологии; социально-экономические уровни; макроэкономическая социология; основные социально-экономические модели стран мира и России; региональная экономическая социология; микроэкономическая социология; социальный маркетинг. "
ОПД.Ф.9 Социология организаций Предмет и задачи социологии организаций; основные этапы развития социологии организаций; происхождение, развитие и функционирование организаций; эволюция организационных систем; жизненные циклы организаций; системный и экологический подходы в социологии организаций; формы организации бизнеса; организация как социотехническая система; организационная культура; методы организационной диагностики; персонал организации; высшее окружение организации; функционирование организаций на международном рынке; миссия организаций.
ОПД.Ф.10 Социология коммуникаций Социология коммуникаций как специальная отрасль социологии; предмет и аппарат социологии коммуникации (коммуникативный акт, информация, речевая деятельность, социокоммуникативная система); социологические доминанты коммуникации; системность коммуникации (естественные и искусственные коммуникативные системы); уровни организации коммуникации (семиотический, лингвистический, паралингвистический, металингвистический, синтетический); коммуникативная личность; типы коммуникации (межличностная, межгрупповая, массовая коммуникация); институты коммуникации; методы изучения коммуникативных процессов.
ОПД.Ф.11 Основы менеджмента Предмет теории менеджмента; особенности менеджмента как науки и искусства; инфраструктура менеджмента; этика деловых отношений; историческое развитие теории менеджмента; школы и направления в теории менеджмента; стратегическое планирование; менеджмент как совершенствование организации; мотивация деятельности в менеджменте; властные отношения в организации; регулирование и контроль в системе менеджмента; управление человеком и группой; стиль менеджмента и имидж менеджера; коммуникации в менеджменте; профессиональные и социальные роли менеджера; менеджер как лидер, участник переговорного процесса и консультант; сравнительный менеджмент; менеджмент в многонациональных компаниях.
ОПД.Ф.12 Социальная экология Экология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи; значение экологии в связи с производственной и непроизводственной деятельностью человека; методы оценки состояния окружающей среды; особенности социальной экологии; общие принципы и способы защиты окружающей среды; экологическая токсикология, ее виды и влияние на образ жизни и здоровье человека; служба экологического контроля и мероприятия по охране окружающей среды; контроль за соблюдением регламентов содержания химических, биологических, радиационных и других элементов окружающей среды; роль научных и общественных организаций, объединений, движений в защите окружающей среды; понятие "экологическая культура", значение соблюдения правил личной гигиены, уровня культуры индивидуума, его нравственных устоев в профилактике загрязнения окружающей среды на производстве и в быту.
ОПД.Ф.13 Социология религии Предмет и метод социологии религии; социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы; церковь как социальный институт; отношения религии и общества; социальные функции религии; система теоретических и операциональных понятий; психология религии; религия как феномен культуры; свобода совести; формы свободомыслия в историческом процессе; социологические исследования различных проблем религии.
ОПД.Ф.14 Социальное прогнозирование и проектирование Функции социального прогнозирования; обоснование и апробация социальных проектов, управляемые модели; нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение социального проектирования; технологии социального проектирования; стадии, методы и инструментарий социального проектирования, разработка социальных программ и планов. Социальное прогнозирование как метод научного познания и преобразования общественной жизни; содержание и функции социального прогнозирования. Сфера применения социального прогнозирования, его виды; технологические этапы и методы социального прогнозирования; технология моделирования.
ОПД.Ф.15 Социологические проблемы изучения общественного мнения Значение общественного мнения в современном обществе. Предмет, задачи и структура курса. Общественное мнение как специальная теория. Представление об общественном мнении в истории философской и социологической мысли. Отечественная школа изучения общественного мнения. Подходы к структуризации общественного мнения. Основные виды функций общественного мнения в современном обществе и их характеристика. Подходы к типологизации функций. Определение общественного мнения как социального института. Признаки формирования общественного мнения как социального института. Понятие общественного мнения. Соотношение понятий "общее мнение" и "общественное мнение". Проблема репрезентативности общественного мнения. Каналы и способы формирования общественного мнения.Теоретические и прикладные исследования общественного мнения. Влияние общественного мнения на социальное и государственное управление.
ОПД.Ф.16 Политическая социология Предмет и структура политической науки; специфические закономерности взаимоотношений общественных субъектов по поводу власти; внутренняя и внешняя политика; фундаментальные и прикладные аспекты политологических исследований; место социологии политики в системе политических наук; роль политических знаний в создании современных политических технологий; методологические парадигмы в развитии современной политической науки.
ОПД.Ф.17 Социология семьи Социология семьи как наука; становление социологии семьи; социология семьи в России - история формирования, современные теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии семьи и демографии; основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи; cемья, ее структуры и функции; семейное поведение - основные виды и типы; брачность и разводимость; рождаемость и репродуктивное поведение; смертность и самосохранительное поведение; cоциология семейных изменений; эволюция семьи, ее структур и функций; проблемы современной российской семьи; воспроизводство населения России - основные проблемы демографической политики в конце 90-х гг.; семья и семейная политика; соотношение социальной, семейной и демографической политики.
ОПД.Ф.18 Социология культуры Объект и предмет социологии культуры; морфология культуры; повседневная, массовая и "высокая" культура; субкультуры в современном обществе; творчество; современные задачи, проблемы функционирования и развития; художественная культура: формы и субъекты творчества; парадигмы художественного освоения социальной реальности; социокультурные последствия коммерциализации искусства; масс-медиа, социокультурные функции; современное телевещание: тема насилия и последствия их воздействия на различные слои населения; Интернет и его роль в социализации личности; методы социокультурного исследования. Массовая культура как объект социологического изучения.
ОПД.Ф.19 Социология духовной жизни Задачи и функции учебной дисциплины; компоненты духовной жизни на общественном, групповом и индивидуальном уровнях; аналитические единицы духовной жизни, и сущность и функции в жизни общества; виды и циклы социокультурных коммуникаций; социологические проблемы научного и художественного творчества, социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института; массовая культура как объект социологического изучения.
ОПД.Ф.20 Социология международных отношений Предмет социологии международных отношений; основные парадигмы науки о международных отношениях; национальные школы; основные критерии международных отношений; тенденции развития международных отношений и методы их изучения; международные отношения в свете теории хаоса; система международных отношений; структура и среда международных отношений; участники международных отношений; национальные интересы и внешнеполитические цели государства; сила и влияние в международных отношениях; право и мораль в международных отношениях; международно-политические процессы: конфликтное измерение, переговоры и сотрудничество; Россия в системе современных международных отношений; методика анализа и прогнозирования международных отношений.
ОПД.Ф.21 Этносоциология Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины; этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей; самоопределение человека в различных типах этнокультурных систем; социальная культура этнических общностей; этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности; этнические аспекты миграционных процессов; этносоциология семейно-брачных отношений, культурной и языковой жизни; социальный контекст формирования этнического сознания и самосознания; методы сбора информации и процедуры этносоциологического исследования.
ОПД.Ф.22 Теория и практика социальной работы Сущность, цели и задачи социальной работы, ее практика, методы, формы; социокультурные факторы дифференциации ее содержания, уровней и форм; социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы; взаимосвязь социальной политики и социальной работы; групповая и индивидуальная терапия; социальная диагностика и профилактика; социальная адаптация и реабилитация; социальное обеспечение, страхование, опека, посредничество и консультирование; социальная экспертиза и прогнозирование; современные теории социальной работы; развитие социальной работы в России.
ОПД.Ф.23 Государственное и муниципальное управление Методологический и теоретический подход к системе государственного управления; предмет и метод теории государственного управления; общество как объект государственного управления; государство как субъект управления социальными процессами; становление и развитие системы государственного управления и местного самоуправления в России; организация процесса государственного управления; государственная кадровая политика; государственное управление в условиях трансформации экономической и политической системы; региональное и муниципальное управление; управление государственными финансами.
Вариативная часть  
ОПД.Р.1 Социальная инноватика Социальная инноватика: понятие и предметная область. Типология нововведений и их основания. Инновационные процессы: специальные теории и структуры управления нововведениями. Инновационный потенциал. Социальные технологии и нововведения. Культура социальных нововведений. Инновационные организации: понятие, структура, механизмы формирования. Нововведения и нестабильность: кризисные ситуации и возможности сопровождения. Инновационные виды деятельности / взаимодействия.
ОПД.Р.2 Политические ресурсы региона Понятие политических ресурсов Социологические трактовки политических ресурсов. Структура и функции политических ресурсов. Использование политических ресурсов в публичной политике. Политическое использование административных ресурсов. Упущенные политические ресурсы: проблемы использования и восполнения. Информационные политические ресурсы. Использование социальных ресурсов в политике. Региональная специфика формирования и использования политических ресурсов.
ОПД.Р.3 Социальная политика и местное развитие "Социальная политика как целостная система. Структура социальной политики. Субъекты социальной политики. Основные направления и принципы социальной политики в современной России. Модели социальной политики. Социальная политика в регионах. Проводники региональной политики в социальной сфере. Федеральные целевые программы как система мер по решению приоритетных задач социальной политики. Миграция населения (внешняя и внутренняя). Местная и региональная социальная политика: особенности реализации, критерии эффективности. Работа местных органов управления по социальному обеспечению. Специфика местного развития. Инициативы населения в социальном развитии территорий. "
ОПД.Р.4 Экономика образования Образование и социально-экономическое развитие общества. Образование как экономическая категория. Институциональная организация производства услуг образования. Сравнительная характеристика систем образования зарубежных стран. Функционирование российской системы образования.
ОПД.Р.5 Политические идеологии Политическое сознание и идеология. Понятие "политическая идеология". Типология политических идеологий. Функции политических идеологий. Идеология и власть. Методы идеологического воздействия на граждан и общество. Государственная идеология. Национальная идея. Современные политические идеологии. Либерализм. Консерватизм и неоконсерватизм. Социал-демократические идеологии. Коммунистическая и социалистическая идеологии. Идеология фашизма. Способы и приемы продвижения политических идеологий. Идеологическая борьба. Политико-идеологический спектр в современной России. Идеологический механизм политической социализации.
Дисциплины по выбору  
ОПД.В.1 Институциональные изменения "Социальное развитие. Принципы формирования и развития в социальных моделях. Развитие и изменение в обществе, к вопросу о транзитивности состояний. Институциональный уровень изменений. Социальная дисфункция и развитие аномии. Институциональные признаки социальных изменений. Самоорганизация общества Общество как социальная система. Организационные принципы в социологии и смежных науках. Принципы самоорганизации в обществе. Сложные самоорганизующиеся системы. Т. де Шарден - основатель теории сложных систем. Уровни самоорганизации. Влияние и возможности местной самоорганизации в современном обществе. Самоорганизующие признаки. Самоорганизация на региональном уровне. "
ОПД.В.2 Социология детства "Предметная область социологии детства. Социологические исследования детства: парадигмы изучения детства, опросные и неопросные методы исследования. Положение детей в России. Социальная депривация детей. Девиантное поведение детей. Актуальные проблемы детства. Права ребенка. Функции социальных учреждений в решении проблем детства. Детская субкультура. Возрастной символизм и образы детства. Социальное время Предметная область исследований социального времени. История изучения. Вклад в разработку темы социального времени К. Маркса. Социологический подход ко времени в работах Э.Дюркгейма (ритмическая природа социальной жизни, представления о "качественном времени"). П. Сорокин и Р. Мертон в статье "Социальное время: методологический и функциональный анализ". Российские исследователи использования показателей времени Д. П. Журавский и Н. И. Зибер. Бюджет времени. Первые в мире обследования бюджетов времени в 1922-1923 гг. в СССР (С. Г. Струмилина). Анализ изменений в использовании времени. "
ОПД.В.3 Социология личности "Теоретические подходы к изучению личности в отечественной социологии. Ролевая концепция изучения личности. Феноменологическая теория изучения личности. Источники феноменологического подхода к изучению личности (В. Дильтей, Э. Гуссерль, М. Вебер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Г. Мид). Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Теории изучения выдающейся личности. Проблемы взаимодействия личности и толпы. Характеристики "массового человека". Н. К. Михайловский о взаимодействии героя и толпы. Изучение "психологии масс" (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигеле, С. Московичи). Смысл жизни личности. Социальная значимость поисков смысла жизни. Социальные качества личности. Соционические типы личности. Методы изучения личности. Социология политики Понятие "социология политики". Предмет и проблемная область социологии политики. Междисциплинарный аспект социологии политики. О роли изучения вопросов социологии политики в социальных и политических науках. Социологический анализ политики. Политическое в обыденной жизни человека и общества. Рассмотрение различных трактовок понятия "социология политики". О различии политической социологии и социологии политики. Социология политики как сфера научно-практической деятельности. Этапы становление социологии политики в качестве научной дисциплины: классический и современный периоды. История изучения социологии политики в России и за рубежом. "
ДС Дисциплины специализации  
ДС. Ф.1 Маркетинг Принципы и функции маркетинга. Понятия о рынке, анализ рынков, конкурентов и потребностей клиентов. Сегментирование потребителей в конкурентном окружении. Методы и стратегия ценообразования. Принципы и особенности стратегии и тактики продаж (презентации компании, товаров и услуг). Товар и товарная политика. Управление продвижением продукции или услуг на рынок и работа с потребителями организации. Маркетинговый анализ. Маркетинговое планирование. Профессия - менеджер. Психология потребительского поведения. Управление качеством в сфере услуг. Система маркетинговых коммуникаций в сфер услуг. Понятие маркетинговой стратегии. Особенности рекламных кампаний. Особенности формирования деловой репутации. Особенности промо-акций. Интернет как технология продвижения продукта. Внутренний маркетинг в сфере услуг. Оценка и оптимизация маркетинга в компании. Брендинг компании и продуктов.
ДС. Ф.2 Социология образования Предмет социологии образования. Институциализация образования, системные функции, региональные процессы и структуры в образовании, социальные противоречия в образовании. Становление института образования в России. Функции института образования. Образование как статусно-иерархический различитель. Высшая школа и образовательная политика. Региональная система образования.
ДС. Ф.3 Методика преподавания социологии Особенности дидактики высшей школы. Методика преподавания как наука. Общая характеристика форм контроля знаний. Зачет как основная форма контроля знаний. Теоретические основы методики преподавания социологии. Структура методики преподавания. Лекция как основная форма вузовского обучения. Самостоятельная работа в вузе. Формы проведения семинарских занятий и их методическое обеспечение. Индивидуальные знания по социологии. Научно-исследовательская работа студентов. Анализ литературы по методики преподавания социологии в высшей школе. Организация планирование и программирование учебного процесса в высшей школе. Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук.
ДС. Ф.4 Менеджмент в социальной сфере Предметная область науки о менеджменте в социальной сфере. Структура социальной сферы. Объект и предмет управления в социальной сфере. Теории решения социальных проблем. Формирование системы информационного обеспечения управления в социальной сфере.
ДС. Ф.5 Социолингвистика Предметная область социолингвистики. Методы социолингвистики. Социальные функции языка. Общество и многоязычие. Функция языка (варианта) как идентификатора. Языковые меньшинства. Языковая политика и языковое планирование. Типы и теории языкового планирования. Этапы и процедуры, составляющие языковое планирование. Сохранение языка. Языковой сдвиг. Исчезающие языки. Устойчивость языков. Причины устойчивости языков. Основные формы существования языка и их характеристика. Методики исследования и анализа языковых процессов. Коммуникативная деятельность человека. Социальные функции языка. Основные направления языковой политики.
ДС. Ф. 6 Связи с общественностью Сущность деятельности по связям с общественностью (PR). История развития связей с общественностью. Правовые аспекты связей с общественностью. Коммуникация в PR-деятельности. Связи с общественностью в системе управления. Планирование и организация управления связей с общественностью. Деятельность служб связей с общественностью. Лоббирующая деятельность отделов по связям с общественностью. Деятельность менеджера по связям с общественностью. Управление кризисными и конфликтными ситуациями в PR-деятельности. Социальные PR-технологии. Рекламные PR-технологии.
ДС. Ф. 7 Рекламоведение Реклама как экономическое и социокультурное явление. История рекламы. Анализ структуры рекламного текста. Целевые рекламные аудитории. Вербальные элементы рекламы: выделенный текст; основной текст; кода (эхо-фраза). Невербальные элементы рекламы: фотографии, рисунки, инфографика (таблицы, графики, схемы), макеты рекламы, шрифты, цветовое решение и т. д. Техники создания рекламных текстов и проведения рекламных акций. Реклама в средствах массовой информации (СМИ). Событийный маркетинг в рекламе. Политическая реклама. Вирусная реклама. Реклама в сети Интернет.
ДС. Ф. 8 Мировая политика (Глобализация. Геополитика) Мировые политические процессы. Предмет и основные парадигмы науки о международных отношениях; национальные школы; основные критерии международных отношений; тенденции развития международных отношений и методы их изучения; международные отношения в свете теории хаоса; система международных отношений; структура и среда международных отношений; участники международных отношений; национальные интересы и внешнеполитические цели государства; сила и влияние в международных отношениях; право и мораль в международных отношениях; международно-политические процессы: конфликтное измерение, переговоры и сотрудничество; Россия в системе современных международных отношений; методика анализа и прогнозирования международных отношений.
ДС. Ф. 9 Социология конфликтов Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта. Социальные основания конфликтов. Типы и уровни конфликтов. Модели конфликтов. Методы исследования конфликта. Концепции структурных конфликтов и структурного насилия. Диагностика и экспертиза конфликтов. Динамика социального конфликта. Развитие социального конфликта на разных уровнях. Основные подходы, стили и способы разрешения конфликта.
ДС. Ф.10 Социология управления Предмет социологии управления. Социология управления как наука об управленческих отношениях в системе управления. Социальные цели управления. Принципы управления. Обратная связь как управленческий принцип. Система управления: ретроспектива и современное состояние в российском обществе. Виды управления. Социальные основы системного взаимодействия на управленческих уровнях. Функции управления. Этапы управленческого цикла. Видовое разнообразие управления. Решения. Управленческие кадры и отношения (социальные проблемы).
ДС. Ф.11 Социальная педагогика Социальная педагогика как отрасль научного знания и сфера практической деятельности. Методы социальной педагогики. Социализация личности как социально-педагогическая проблема. Мегафакторы социализации личности. Основные макрофакторы социализации. Воспитательное влияние микрофакторов социализации. Воспитательное влияние микросоциума. Нарушение процесса социализации. Профессиональный портрет социального педагога. Содержание и основные направления деятельности социального педагога. Работа социального педагога с семьей. Специфика социально-педагогической работы с различными группами и категориями населения. Социализирующее воздействие местных сообществ, уличной и дворовой среды.
ДС. Ф.12 Гендерная социология Социологические исследования гендерной проблематики. Гендерная социология в России: этапы становления и развития. Социальное конструирование гендера: мужского и женского компонентов. Приобретение социально-профессионального опыта и статуса, материального благополучия, а также продвижение по карьерной лестнице и самореализация. Влияние фактора пола. Стили гендерного поведения. Гендерные аспекты взаимодействия в социальных организациях и группах. Гендерная политика. Дискриминация по признаку пола. Язык и гендер. Феминизация. Проблема половой дифференциации и семья в современных социологических исследованиях.
Дисциплины по выбору  
ДС. В1 Пенитенциарная социология "Пенитенциарная социология как специфическая отрасль социологии. Предмета и объект пенитенциарной социологии. Срезы социальной реальности, подлежащие изучению в пенитенциарной социологии. Принципы пенитенциарной социологии. Место пенитенциарной социологии в системе наук. Объяснение феномена тюрьмы в пенитенциарной социологии. Функции пенитенциарной социологии. Социальный дизайн и социальная инфраструктура Цели освоения дисциплины "Социальный дизайн и социальная инфраструктура":1) ознакомление с концепцией социального дизайна; 2) обучение выбору адекватных методов анализа социокультурной среды и поиску путей взаимодействия с местным сообществом в процессе работы; 3) формирование представлений о социальном характере сервисной деятельности, способах и средствах оказания услуг, о способах практического применения знаний в области сервисной деятельности. Понятие дизайна, его виды. Функции дизайна в жизни человека, общества. Социальный дизайн. Концепция дизайна в современной России "
ДС. В2 Социология территорий "Предмет социологии территорий. Структура курса "Социология территорий". Соотношение социологии территорий с другими отраслями социологической науки: соотношение социологии территорий с экономической социологией, социология территорий и история социологии, социология территорий и методика социологических исследований, социология территорий и социальное проектирование. Связь социологии территорий с другими отраслями социологической науки. Внутриорганизационные конфликты и напряжения Понятие, уровни, причины и механизмы возникновения социальной напряженности. Формы проявления социальной напряженности. Конфликт, базовые категории, понятия и определения. Конфликтное противоборство как деятельность. Организационно-технологические конфликты. Конфликты в организации. Профилактика конфликтов в организациях. "
ДС. В3 Социальная патология "Теории происхождения социальных патологий: биологические, психологические, социологические. Виды отклоняющегося поведения. Формы проявления социальной патологии. Алкоголизм как форма социальной патологии в обществе. Наркомания как форма социальной патологии в обществе. Проституция как общественная проблема. Суицид как крайняя форма социальной патологии. Проблема преступного поведения. Социальные причины преступности. Нищенство и бродяжничество как социальная патология. Социальный контроль над отклоняющимся поведением. Социальная геронтология Предмет социальной геронтологии. История науки. Жизненные циклы человека. Биологические и социальные признаки старения. Старение населения как социально-демографическая проблема. Теории старения. Продолжительность жизни. Феномен долгожительства Типы старения. Старость как социальная проблема. Медико-биологические проблемы пожилых людей. Отношение к жизни и смерти. Одиночество. Поздняя социализация. Старость и трудовая активность Личная жизнь в третьем возрасте. Культура старости. Жизненные ценности стареющих людей. Стереотип старости в обществе. Самоорганизация пожилых и старых людей. Профессиональная компетентность лиц, работающих с пожилыми людьми. Социальная поддержка пожилых людей в трудных жизненных ситуациях. "
ДС. В4 Социология выборов "Выборы как средство институциализации социального неравенства. Социальные функции выборов. Социологическое сопровождение выборной кампании: роль и место профессионала-социолога. Субъекты (участники) выборной кампании. Социологические измерения в избирательной кампании: прогнозы и электоральная статистика. Абсентеизм. Эффективность избирательной кампании (социологический аспект). Социологическое сопровождение работы команды кандидата в ходе выборной кампании. Социальные технологии в избирательных кампаниях. Социология молодежи Социология молодежи как отрасль социологического знания. История социологического изучения молодежи (российский и зарубежный анализ исследований). Молодежь как социальная группа. Юность как социальная проблема. Ювенология. Социальное развитие молодежи. социализации личности и социальных групп в условиях социальной трансформации Проблемы генерационного отчуждения между поколениями. Девиантное и делинквентное поведение молодежи. Молодежный экстремизм и молодежная субкультура. Концепция, принципы и пути реализации государственной молодежной политики. Молодежь и социальные ресурсы общества. "
ФТД. Факультативы  
ФТД.1 Современная западная социология Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности. Интепретативная социология. Обновление теорий социального действия и поведения. Конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана. Теории социального выбора и трактовка инструментальной рациональности. Современные концепции социальных изменений. Циклические изменения (Работы П. Штомпки и др.). Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. Никлас Луман. И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире. Обновление структуралистских теорий. П. Блау, М. Фуко, П. Бурдье - личный вклад в современный структурализм. Теория структурации Э. Гидденса и возможности обновления концепции стратификации. Критическая социология сегодня. Современные концепции общества и общественной жизни.
ФТД.2 Безопасность жизнедеятельности Основы безопасности жизнедеятельности. Воздействие техносферы на человека. Производственная безопасность. Охрана труда. Электромагнитные волны, защита от них. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Современная война. Оружие массового поражения. Современное состояние Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Аварийно-спасательная служба. Разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий. Организация гражданской обороны на объектах экономики. Радиационная защита. Химическая защита. Взрыво-, электро- и пожаробезопасность. Инженерная защита. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Оказание первой медицинской помощи. Развитие системы безопасности жизнедеятельности в образовательных областях.
ФТД.3 Социоинженерия Предмет социальной инженерии (СИ). Место социоинженерии в системе социологии. История развития социальной инженерии. Основные направления социоинженерной деятельности. Социальные технологии в СИ. Методы социоинженерии. Пределы и последствия социоинженерного вмешательства. Социоинженерное сопровождение социальных процессов. Управленческое консультирование как вид социоинженерной деятельности.
ФТД.4 Социология повседневной жизни Трактовки предмета социологии жизни. Эволюция социологических трактовок человека, жизни, общества. Жизненные силы человека и адаптация в пространстве жизни. Жизненные циклы человека и социализация. Жизнедеятельность и поведение человека. Завершение жизни человека как социальная проблема общества.
ФТД.5 Социология социальной сферы Система социальных, социально-экономических, социально-этнических отношений, связи общества и личности. Социальные факторы. Жизнедеятельности общественных, социальных и других групп и личностей. Качественное содержание социальной сферы. Предмет и структура социологии социальной сферы. Социальная деятельность. Социальная структура общества. Социальная инфраструктура.
ФТД.6 Тоталитарные секты "Изучение новых религиозных движений (НРД) в рамках современного российского законодательства. Задачи: 1) выявление сущности новых религиозных движений; 2) анализ вероучения и культовой практики различных НРД; 3) исследование проблем деструктивной деятельности НРД, практики манипуляции человеческим сознанием; 4) рассмотрение особенностей "антикультового движения"; 5) изучение возможности дальнейшей эволюции НРД. Проблемы определения "новых религиозных движений". Понятия "нетрадиционная религия", "оппозиционная религия", "возникающая религия", "религии нового века", "тоталитарные секты", "деструктивные культы". Образ НРД "изнутри" и "извне". Причины появления и распространения в России и СНГ. Социальная база новых религиозных движений. Отношение к НРД в обществе. "

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2003)

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2009)

  Учебный план ООП (год начала подготовки 2010)

Практики:

Производственная практика

Практика студентов является составной частью воспитательно-образовательной программы. Организация производственной практики направлена на обеспечение непрерывности последовательности овладения студентами практических навыков и умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника университета. Практику проходят студенты 2 курса в четвертом семестре. Продолжительность практики две недели.
Целью производственной практики является развитие профессиональных способностей студента в условиях социологического производства на основе использования теоретических знаний в различных ситуациях, возможных в будущей профессиональной деятельности специалиста.
При прохождении практики студент должен выполнить следующие задачи: 1. Приобрести, закрепить и совершенствовать практические навыки и умения в организации и проведении исследования. 2. Изучить и осмыслить опыт практической работы специалиста-социолога. 3. Систематизировать фактический материал. 4. Выполнить индивидуальное задание.

Производственная практика

Практика студентов является составной частью воспитательно-образовательной программы. Практику проходят студенты 3 курса в пятом семестре. Продолжительность практики две недели. Практика проводится на факультетах КемГУ и в других высших и средних профессиональных учебных заведениях, где преподается курс "Социологии".
Целью практики является овладение студентами основными функциями педагогической деятельности и формирование у них профессиональных качеств преподавателя.
При прохождении практики студент должен выполнить следующие задачи: 1. Ознакомиться с формами организации и методами воспитательно-образовательного процесса в вузе. 2. Ознакомиться с разносторонней деятельностью преподавателя вуза как ученого, педагога, воспитателя. 3. Овладеть навыками самостоятельного ведения учебно-воспитательной, методической работы преподавателя.

Производственная практика

Практика студентов имеет своей задачей закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении, на основе глубокого изучения работы учреждения или организации, на которых студенты проходят практику, а так же овладение производственными навыками.
Практику проходят студенты 4 курса в восьмом семестре, 5 курса в девятом семестре. Продолжительность практики три и две недели соответственно.
Целью производственной практики является развитие профессиональных способностей студента в условиях социологического производства на основе использования теоретических знаний в различных ситуациях, возможных в будущей профессиональной деятельности специалиста.
При прохождении практики студент должен выполнить следующие задачи: 1. Изучить формы и методы использования результатов социологических, социоинженерных, социально-психологических и статистических исследований территориальными социальными службами, ведомствами, управленческими структурами, организациями. 2. Провести организационную диагностику. 3. Выполнить индивидуальное задание. 4. Собрать практический материал для написания дипломной работы. 5. Подобрать необходимую исходную информацию для научно-исследовательской работы.

Преддипломная практика

Практика студентов имеет своей задачей закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении, на основе глубокого изучения работы учреждения или организации, на которых студенты проходят практику, а так же овладение профессиональными навыками социолога. Практику проходят студенты 5 курса в десятом семестре. Продолжительность практики семь недель.
Целями преддипломной практики является углубление практических умений и навыков по профессиональной деятельности в рамках специальности "Социология" и разработка методологического раздела программы социологического исследования как составной части плана дипломной работы.
При прохождении практики студент должен выполнить следующие задачи: 1. Проанализировать литературу и документальные источники с целью сбора и обработки информации (для теоретической части дипломной работы), разработка программы и инструментария исследования (для эмпирической части). 2. Провести пилотажное исследование по теме дипломной работы. 3. Создать информационную базу по заявленной теме дипломного исследования (проектирования), провести первичный анализ данных, составить план дипломной работы и выдвинуть рабочие гипотезы исследования.

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 040201.65 Социология