Направления научной деятельности

Основные направления научной деятельности кафедры:

  1. Научная школа «Психологические факторы и механизмы самореализации личности в различных сферах деятельности»: стратегия и методология развития личности в условиях профессионального образования; ресурсы и потенциалы личностного развития и самореализации; личностное развитие на различных возрастных этапах; самореализация личности в сфере семейных отношений; родительское отношение как ресурс развития личности в период взрослости (руководитель – проф. Морозова И.С.)
  2. Познавательная деятельность личности, когнитивный стиль и стратегия решения психологических познавательных задач, механизмы и факторы оптимизации познавательной деятельности в образовательном процессе, интенсификации познавательной деятельности личности (И.С. Морозова);
  3. Особенности семейных отношений на разных этапах жизненного цикла семьи, системный подход в семейной психологии, психология материнства и отцовства (К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко, И.С. Морозова);
  4. Образ тела и психология телесности. Телесно-ориентированные подходы в практической деятельности психолога (К.Н. Белогай, И.С. Морозова); 
  5. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и нарушениями развития (Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О., Субботина Л.Г.).
  6. Закономерности самоопределения и профессионализации на разных стадиях обучения, профессиональной самореализации и достижения высокого уровня конкурентоспособности. Стратегии развития профессионализма специалистов социальной сферы. Проблемы саморегуляции в процессе профессионализации (Н.Ю. Сахарчук, З.В. Крецан, Т.О. Отт);
  7. Факторы и механизмы личностного роста; траектории развития самосознания и формирования личностной идентичности на разных этапах онтогенеза (Т.В. Шамовская).

Участие кафедры в грантах:

  1. «Формирование образа тела девушек в подростковом и юношеском возрасте» (2017-2019, ОГОН РФФИ, руководитель проекта – Морозова И.С.);
  2. «Уровни регуляции репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье молодежи» (2014-2015, РГНФ, руководитель проекта – Морозова И.С.); 
  3. «Социально-психологическая поддержка семей, воспитывающих родных, приемных и усыновленных детей с особыми потребностями, в условиях промышленного региона (на примере Кемеровской области» (2014-2015, РГНФ, руководитель К.Н. Белогай)
  4. «Телесность женщины в связи с материнством: психологический аспект» (2012-2013, грант Президента РФ, руководитель – К.Н. Белогай)
  5. «Социальные и психологические факторы планирования своего будущего в юношеском возрасте» (2011-2013, РГНФ, участник проекта Дранишников С.А.);
  6. «Личностное самоопределение православной воцерквленной молодежи» (2010, АКО, руководитель – Сахарчук Н.Ю.);
  7. «Факторы стабильности супружеских отношений в молодой семье» (2009, АКО, руководитель – Белогай К.Н.);
  8. «Интенсификация познавательной деятельности личности как условие повышения конкурентноспособности выпускников вуза на рынке труда» (2009, АКО, руководитель – Морозова И.С.);
  9. «Теория и практика социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся вечерней школы» (2008, РГНФ, участник проекта Морозова И.С.).

Организация конференций и семинаров

Сотрудники кафедры регулярно проводят всероссийские научно-практические конференции:

2012 г. – «Психологическая безопасность: проблемы, технологии реализации».

2010 г. – «Личность в посткризисном социокультурном пространстве: риски, потенциалы развития».

2008 г. – «Вариативность развития личности в современной России: национально-региональные особенности".2005 г. – «Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях».

2007 г. – «Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы».

Учебно-методическая работа:

  • Разработка материалов, необходимых для проведения лекций, практических и лабораторных занятий, консультаций, контрольных работ по дисциплинам, читаемых кафедрой, специальных курсов и семинаров, курсовых и дипломных сочинений по специализации, производственных практик;
  • Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов при изучении кафедральных дисциплин, выполнении курсовых и дипломных работ;
  • Организация работ кафедральных специализированных аудиторий, методических кабинетов и лабораторий;
  • Создание комплектов наглядных пособий к кафедральным курсам и внедрение ТСО в учебный процесс;
  • Внедрение результатов научно-методических исследований в учебный процесс (прежде всего новых технологий обучения);
  • Разработка и публикация учебных, учебно-методических пособий. Высокий уровень содержания разработок определяется наличием грифа - пособия рекомендованы к публикации Советом классических университетов (2 пособия);
  • Совершенствование системы зачетных единиц в образовательном процессе, модульно-рейтинговой оценки учебных достижений студентов;
  • Проведение комплексного мониторинга по различным проблемам организации целостного педагогического процесса;
  • Создание банка учебно-методической литературы по всем специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования на электронных носителях;
  • Применение различных методов обучения, использование мультимедийных технологий.

 

Значимые публикации кафедры

Учебные пособия

  1. Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Организационно – методические аспекты становления и развития психологической службы в учреждении [Текст] / И. С. Морозова, К.Н. Белогай, Т.О. Отт / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2011.  – 310 с.     
  2. Борисенко Ю.В. Основы сексологии. [Текст] / Ю.В. Борисенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 247 с.
  3. Портнова, А.Г., Холодцева, Е.Л. Акмеология [Текст] / А.Г. Портнова, Е.Л. Холодцева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбасвузиздат, 2006. - 121 с.
  4. Аргентова, Л.В. Психология отношений мужчины и женщины [Текст] / Л.В. Аргентова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 92 с.
  5. Морозова И.С., Белогай К.Н., Борисенко Ю.В. Психология семейных отношений [Текст] /И. С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю. В. Борисенко. – Кемерово, 2012. – 424 с. (гриф СибРУМЦ).
  6. Богомолов А.М. Возрастная изменчивость адаптационного потенциала личности в детском возрасте [Текст] / А.М. Богомолов; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 82 с.
  7. Белогай К.Н. Психология беременности и развитие ребенка в раннем возрасте [Текст]/ И. С. Морозова, К.Н. Белогай. – Кемерово, 2012. – 160 с.
  8. Горбунова Г.П. Факторы риска в психическом развитии ребенка [Текст] / Г.П. Горбунова. – Кемерово, 2013-84 с. 
  9. Педагогическая психология: учебник / под ред. Н.Б. Евтуха, Ю.В. Пелеха, М.С. Яницкого. – Ровно, 2014. – 287 с. (преподавателями кафедры подготовлен ряд разделов учебника).
  10. Морозова И.С., Детерминанта стилевой организации когнитивного поведения [Текст] / Е.С. Гольдшмидт, И.С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 180 с.
  11. Хакимова, Н.Р. Экспериментальная психология [Текст] / Н.Р. Хакимова, С.А. Дранишников; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 132 с.
  12. Горбунова, Г.П. Что такое геронтопсихология [Текст] Г.П. Горбунова, Т.В Канаева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 144 с.
  13. Морозова, И.С. Развитие когнитивных процессов в онтогенезе [Текст] / И.С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2009. - 204 с.
  14. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию [Текст]/ К.Н. Белогай; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 144 с.
  15. Борисенко, Ю.В. Введение в сексологию для психологов [Текст] / Ю.В. Борисенко; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 127 с.
  16. Крецан, З.В. Эргономика [Текст] / З.В. Крецан; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 88 с.
  17. Микрюкова, Т.Ю., Субботина, Л.Г. Методические аспекты психологического консультирования [Текст] / Т.Ю. Микрюкова, Л.Г. Субботина; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 48 с.: ил. - ISBN 978-5-8353-0582-7.
  18. Морозова, И.С., Белогай, К.Н., Будич, Н.Ю. Практические аспекты личностного самоопределения [Текст] / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Н.Ю. Будич; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 121 с.
  19. Морозова, И.С., Григорьева, О.Ф. Одаренность: из детства в отрочество [Текст] / И.С. Морозова, О.Ф. Григорьева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 180 с.

Монографии

  1. Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности: коллективная монография [Текст] / под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово, 2011. – 347с.
  2. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография [Текст] / под ред. И. С. Морозовой. – Кемерово: ИНТ, 2010. – 489 с.
  3. Родитель и ребенок: момент встречи: коллективная монография [Текст] / под ред. К. Н. Белогай; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 118 с.
  4. Горбунова, Г. П. Как дети дошкольного возраста решают мыслительные задачи: монография [Текст] / Г. П. Горбунова. - Кемерово: ГОУ КРИПК и ПРО, 2010. - 160 с.
  5. Аргентова, Л. В. Неполная родительская семья как фактор формирования представлений женщин о лицах противоположного пола: монография [Текст] / Л. В. Аргентова, Т. Е. Аргентова; ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» – Кемерово, 2014. – 129 с.
  6. Мирюкова, Т.Ю. Психологические механизмы развития личности: монография [текст] / Т.Ю. Микрюкова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово, 2010. - 108 с.
  7. Белогай К.Н. Родительское отношение личности: структура, развитие, механизмы формирования [Текст] / К. Н. Белогай. – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: ООО «ИНТ», 2010. – 158 с.
  8. Белогай К.Н. Материнство и телесность женщины [Текст] / К. Н. Белогай / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 240 с.
  9. Морозова, И.С. Эффективность управления филиалом в структуре образовательного комплекса в условиях диверсификации профессионального образования [Текст] / И.С. Морозова, А.П. Картавцева, Н.П. Шубина. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 203 с.
  10. Морозова, И. С. Психологические основы интенсификации познавательной деятельности личности [Текст]/ И. С. Морозова; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 280 с.: ил.
  11. Морозова, И. С., Филатова, Е. В. Социально-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся вечерней сменной школы [Текст] / И. С. Морозова, Е. В. Филатова. - Кемерово: ЮНИТИ, 2008. - 136 с.
  12. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: коллективная монография [Текст]/ под ред. И. С. Морозовой; рец. Э. В. Галажинский, Р. Д. Санжаева; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд. Томского гос. пед. ун-та, 2008. - 464 с.
  13. Портнова, А. Г., Богомолов А. М. Психологическая защита в контексте социально-психологической адаптации и развития личности: монография [Текст]/ А. Г. Портнова, А. М. Богомолов; ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 188 с.
  14. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В.Борисенко. – Москва - Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. – 220 с.
  15. Субботина, Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в образовательном процессе: монография [Текст]/ Л. Г. Субботина. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. - 152 с.
  16. Будич, Н. Ю. Психологические факторы личностного самоопределения: монография [Текст] / Н. Ю. Будич. - Кемерово: ИНТ, 2010. - 103 с.