Описание ООП по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (08.00.01 Экономическая теория)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

38.06.01 ЭКОНОМИКА

Направленность (профиль):

08.00.01 - Экономическая теория

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 898 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает экономическую теорию, макроэкономическое управление, регулирование и планирование, экономику и управление предприятием, отраслями и межотраслевыми комплексами, менеджмент, маркетинг, логистику, управление инновациями, финансы, денежное обращение и кредит, бухгалтерский учет, статистику, математические и инструментальные методы экономики, мировую экономику, экономику предпринимательства.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: концептуальные (фундаментальные) проблемы экономической науки, включая методы экономического анализа; прикладные проблемы функционирования различных экономических агентов, рынков и систем.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области экономики;

- преподавательская деятельность.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Рабочие программы

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант;                   3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

Вариативная часть

Обязательные дисциплины

Методология

научного

исследования

Природа научного знания. Наука как специфическая форма общественной деятельности и ее приложение в экономике. Характер экономического знания и его функции. Схема экономического исследования. Виды научных исследований. Оформление научного исследования. Организационные, методологические и методические основы исследования. Проблема метода и методологии в научном исследовании. Экономическая методология как направление экономических исследований. Законы и закономерности экономического исследования. Научный аппарат, структура и логика экономического исследования. Работа с научной литературой, отчетами предприятия. Классификация методов экономических исследований. Социологические методы в экономических исследованиях. Эконометрические методы в экономических исследованиях. Маркетинговые методы в эконометрических исследованиях. Экономические методы исследования регионального развития.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

Экономическая

теория

Рассматриваются особенности рыночной системы в современных условиях, специфика теории потребительского  поведения. Варианты действия законов спроса и предложения в различных условиях. Развитие и поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Макроэкономические равновесия. Цикличность экономического развития, ее проявление в условиях экономических кризисов последних двух десятилетий. Особенности безработицы и инфляции в современных условиях. Роль денежно-кредитной и фискальной политики в развитие экономики РФ. Основные направления социальной политики России.

Дисциплины по выбору

направленные на сдачу кандидатского экзамена по специальности:

Институциональная экономика

Целью дисциплины "Институциональная экономика" является формирование способностей  к  анализу  нестандартных ситуаций,  возникающих  в  ходе  трансформаций  общественной  структуры, практических  умений  моделировать  и  прогнозировать  поведение  экономических субъектов в определенных институциональных рамках. Программа курса включает следующий круг вопросов.

Основные направления институциональной экономики. Методы институциональной экономической теории. Базовые категории основных направлений современного институционализма. Институциональная среда, ее составляющие.Теория прав собственности и трансакционных издержек. Теория контрактов. Проблема координации действий экономических агентов и контракты. Теория неполных контрактов. Теория фирмы. Внелегальный рынок как институциональная система. Теория государства и государственного вмешательства. Основные теоретические модели государства в неоинституциональной экономической теории: контрактное государство Дж. Бьюкенена, модель оседлого бандита М. Олсона, синтетическая теория государства Д. Норта.

Глобальная экономика

Предметом курса глобальной экономики  является  изучение качественных изменений в характере мирового хозяйства. Цель дисциплины:выработка у магистрантов научного представления о причинах и закономерностях возникновения и развития  глобальной  экономики; формирование у магистрантов представлений о механизме функционирования глобальной экономики; формирование представлений о месте и роли процессов глобализации в жизни общества. Особенностямиизучения дисциплины является связь изучаемого теоретического материала с текущими мировыми экономическими событиями. Поэтому в процессе обучения преобладает самостоятельный поиск знаний магистрантами. В основе - работа магистрантов с первоисточниками - трудами зарубежных и отечественных экономистов. Особое  значение придается развитию инициативы в постановке и решении познавательных проблем, в использовании методов критического анализа.

направленные на подготовку к преподавательской деятельности:

Технологии профессионально-ориентированного обучения

 

Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. 

В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего 

образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей

и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

Освоение основ педагогической и учебно-методической работы

в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по специальности

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (организационно-исследовательская практика)

Освоение основ научно-исследовательской работы: получение навыков решения конкретных научно-практических  задач путем непосредственного участия аспиранта в научно-исследовательской деятельности; овладение аспирантами основными приёмами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессиональных компетенций в этой области; сбор материалов по теме выпускной научно-квалификационной работы

 

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2015 год очно