Описание ООП по направлению подготовки 04.06.01 Химические науки (02.00.03 – Органическая химия)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

04.06.01  ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Направленность (профиль):

02.00.03 - Органическая химия

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 869 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, наукоемких технологий и химического образования, охватывающие совокупность задач теоретической и прикладной химии (в соответствии с направленностью подготовки), а также смежных естественнонаучных дисциплин.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются новые вещества, химические процессы и общие закономерности их протекания, научные задачи междисциплинарного характера.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области химии и смежных наук;

- преподавательская деятельность в области химии и смежных наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Реакционная способность и пути реакций органических соединений

Механизмы органических реакций. Цель - углубленное представление о механизмах  органических реакций, знание которых  помогает увидеть логичность и обусловленность химических явлений, понять взаимосвязь между  строением соединений и их реакционной способностью. Дисциплина предусматривает детальное изучение гомолитических, гетеролитических и перициклических реакций, включая реакции замещения у насыщенного атома углерода, реакции присоединения к кратным связям углерод-углерод и углерод-гетероатом, ароматическое электрофильное, нуклеофильное и радикальное замещение, реакции отщепления, реакции образования карбоциклов и гетероциклов, различные согласованные реакции  (односторонние и двусторонние  реакции, контролируемые обменными взаимодействиями). Значительное внимание будет уделено теории возмущений и ее применению к  оценке химической реакционной способности.

Стереохимические аспекты органических реакций. Цель - получение углубленных знаний в области пространственного строения органических соединений и влияния пространственного строения на механизм  и скорость химических реакций (динамическая стереохимия). Будут рассмотрены стереохимические аспекты реакций замещения, присоединения и отщепления. Особое внимание будет уделено стереоселективности и стереоспецифичности органических реакций.

Педагогика и психология высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Современные спектроскопические методы установления строения органических соединений

Цель - приобретение навыков определения строения органических соединений с помощью современных физических методов исследования.

Будут изучены широко используемые спектроскопические методы такие, как электронная спектроскопия в ультрафиолетовой и видимой области. ИК-, ЯМР-, ЭПР- и масс-спектроскопия., электронная микроскопия.

Перегруппировки

в органической химии

Цель - получение углубленных знаний о перегруппировок органических молекул. Перегруппировки, ввиду их  многочислен-ности и разнообразия, являются существенной составной частью органической химии. Будут рассмотрены наиболее важные перегруппировки: пинаколиновая, ретропинаколиновая, перегруппировки эфиров фенолов, бензиловая, перегруппировки Бекмана, Демьянова, Фаворского и др.

Современные воззрения в биохимии

Цель - ознакомление с современными достижениями и перспективами развития смежной с органической химией областью науки - биохимией.

Основы химии хинонов

Цель - ознакомление с методами синтеза и свойствами хинонов и хиноидных соединений. Будут изучены производные бензохинонов, 4-нафтохинона, 9,10-антрахинона, 9,10-фенантренхинона и других хинонов. Данный курс является важным для аспирантов специальности 02-00-03-органическая химия, поскольку исследования в области химии хинонов  - одно из основных научных направлений кафедры органической химии КемГУ и аспиранты обычно выполняют свои диссертационные исследования в этой области химии.

Основные современные методы синтеза органических полимеров

Цель - ознакомление с современными методами синтеза органических полимеров, изучение физико-химических свойств некоторых полимеров.  Будут рассмотрены особенности синтеза органических мономеров и полимеров, области их применения, методы модифицирования, создание современных нанокомпозитных полимерных материалов. И изучены физико-химические основы синтеза и модифицирования нейтральных и ионообменных сорбентов полимерной природы.

Ретросинтетический анализ молекулярных структур

Цель - овладение навыками научного планирования пути синтеза сложного органического соединения.

Из двух стратегических подходов к синтезу сложного органического соединения (планирование от исходных соединений и планирование от целевой структуры) планирование от целевой структуры является более общим и более надежным. Содержание этого подхода обозначается как ретросинтетический анализ, при котором  осуществляется трансформация целевой структуры в последовательность прогрессивно упрощающихся структур по схеме, завершающейся  простыми исходными соединениями. Продуманный ретросинтетический анализ, управляемый  химической логикой и тщательно отобранными  критериями выбора каждого шага, является мощным инструментом для разработки эффективной стратегии синтеза. 

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

Учебный план 2014 год очно