Описание ООП по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (07.00.02 – Отечественная история)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

46.06.01  ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

И АРХЕОЛОГИЯ 

Направленность (профиль):

07.00.02 - Отечественная история

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 904 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает: решение профессиональных задач в образовательных организациях высшего образования, профильных академических институтах и других НИИ; архивах, музеях; других организациях и учреждениях культуры; в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях и их отражение в исторических источниках.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области истории и смежных социально-гуманитарных наук;

- преподавательская деятельность в области исторических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант;            3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

 

Вариативная часть

Специальная дисциплина: Важнейшие проблемы историографии отечественной истории

Понятие "историография отечественной истории". Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической науки.

Предмет, цели и принципы историографического анализа отечественной истории новейшего времени. Социокультурные и организационные условия. Внутренняя логика развития исторического знания. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение. Основные аспекты и методология современного историографического исследования отечественной истории в новейшее время. Проблемы периодизации истории историографии Отечественной истории. Понятия школ и направлений в истории историографии отечественной истории. Популяризация материалистического понимания истории. Реорганизация исторического образования, создание новых центров подготовки историков-марксистов. Особенности исторических дискуссий1920-х - первой половины 1930-х годов. Развитие организационных форм советской исторической науки в 1930-1950-е годы. Развитие сети научных учреждений и вузов. Подготовка кадров историков. Основные проблемы конкретно-исторических исследований. Локальные исследования. Историографические школы в провинции. Методологические поиски и дискуссии. Анализ изучения отдельных проблем отечественной истории в советской историографии конца 1950-х - первой половины 1980-х годов.

"Эпистемологическая революция" и переопределение предмета исторического знания. Роль нарратива. Проблема опосредования: язык и текст. Переосмысление природы исторического источника и исторического факта. Пересмотр базовых концептов социальной истории и "исчезновение" исторической реальности: акцент на дискурсивный аспект социального опыта. От "воссоздания" прошлого к его "конструированию". Методология и практика исторического постмодернизма. Дискуссии о соотношении микро- и макроанализа в зарубежной и российской историографии. Исторические исследования в современной России. Попытки переосмысления истории России. Практика работы "круглых столов" в отечественных исторических журналах и ее связь с научно-исследовательским процессом. Историография истории России в ХХIвеке. Авторы. Основные направления дискуссий. Современная власть и отечественная историческая наука.

Педагогика

и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

Методология

и методика исторического исследования

Предмет истории, его особенности. Проблема объективности исторического познания.

Междисциплинарные подходы.Новая социальная история. История и психология. Историческая антропология. Количественные методы в истории. История ментальностей. Устная история. Интеллектуальная история. Микро-история. Историческая биография. Локальная история. Гендерная история.

Понятие "методология истории". Его содержание. Позитивизм и его роль в формировании методологии истории. Марксистская парадигма истории. Формирование методологии истории как научной и учебной дисциплины. Основные этапы изучения методологии истории в отечественной историко-философской литературе.

Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем исторической науки в отечественной историографии. Историческая эпистемология сегодня. Структурализм в истории. История и семиотика. Постмодернизм в истории.

Проблема объективности. Своеобразие исторического познания. Трудности получения адекватного знания о прошлом. Историческая истина как истина-версия. Ее объективные и субъективные основания. Понятие идеального типа в историческом познании. Исторический источник и исторический факт. Факт как "фрагмент действительности" и научно-исторический факт. Их соотношение. Роль воображения и интуиции в историческом исследовании.

Взаимовлияние истории и современности. История и идеология. История и политика. Актуальность в истории. Исторический опыт и современность. Уроки истории.

Методкак теоретически обоснованное средство познавательной деятельности. Структура метода. Роль метода в научном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса.

Методы научного исследования как показатель уровня развития науки. Классификация научных методов.

Логический метод в истории. Системно-функциональный анализ. Моделирование в истории. Опыт применения общенаучных методов в исторических исследованиях.

Историко-генетический и ретроспективный методы. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический метод. Опыт применения специально-научных методов в исторических исследованиях.

Предмет и объект исследования. Выявление источников и выбор методов исследования. Реконструкция исторической реальности. Объяснение исторического явления.

Междисциплинарные подходы в современной исторической науке

Предмет,   цель   и   задачи   курса.   Терминология. История   как   научная   дисциплина.   Исторические дисциплины;   дисциплины,   связанные   с   историей; смежные дисциплины.

Методология   исторического   исследования. Трансдисциплинарность   и   ее   виды. Трансдициплинарность  в  междисциплинарном  подходе. Дисциплинарный   подход.   Полидисциплинарный (мультидисциплинарный) подход. Трансдисциплинарный (системный) подход. Идея междисциплинарности. Ее центральное место в развитии методологии истории на современном этапе. Становление   междисциплинарного   подхода   в зарубежной   историографии   в   последней   трети   ХХ   - начале  XXI  вв.   Теория   модернизма.   Влияние постмодернизма   на   современную   историческую   науку. 1960-е   -   начало   1970-х   гг.   -   начало   "золотого   века" междисциплинарного   взаимодействия.   Возникновение "новой   истории".   Группа   французских   историков журнала   "Анналы".   Фернан   Бродель   (1902-985)   и   его идея "глобальной истории". Ж. Дюби, Жак ле Гофф - представители третьего поколения "Школы "Анналов"". История ментальностей. Дискуссии между историками и социологами во

Франции,   США,   Великобритании.   "Новая   социальная история".   Социальная   история   и   социальная антропология.   От   социальной   истории   к социокультурному подходу. "Новая   локальная   история"   и   микроистория. Модели Кита Райтсона, Чарльза Фитьян-Адамса. "Новая политическая история", "новая экономическая история", "новая городская история". Возникновение   новых   подходов   и   новой проблематики в историческом исследовании на рубеже ХХ   - ХХI  вв.  "Гендерная  история"   как  часть   нового междисциплинарного   научного   направления.   Джоан Скотт.   "Интеллектуальная   история".   Артур   Лавджой (1873-1962).   "Новая   биографическая   история",   "новая культурная история". Устная история. Синергетический подход. Психокибернетика. Клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов. Междисциплинарный   подход   в   современной отечественной   историографии.   Методы   социальных   и гуманитарных  наук  в   истории:   теоретические   вопросы взаимодействия   и   взаимовлияния   дисциплин:   истории, социологии,   политологии,   лингвистики,   психологии; проблемы   бытования   субдисциплин:   исторической социологии,   социальной   истории,   исторической психологии   и   др.   Опыт   междисциплинарных взаимосвязей в исследовательской практике исторических исследований   XX   в.

Современные подходы к оценке исторического источника

Источниковедение: предмет, научно-познавательный статус, структура. Современная парадигма истории и источниковедение. Изучение объектов культуры как источников информации о человеке и обществе - главная задача источниковедения. Понятие "исторический источник". Проблема истолкования содержащейся в нем информации.

Источниковедение и исторический источник в контексте истории исторического знания. Возникновение источниковедения в конце XVIII- первой половине XIXв. Оформление источниковедения как научной дисциплины в середине XIXвека. Позитивистские методы исторического исследования. Методология "познания познанного".

Основные цели и этапы изучения источника в позитивистской парадигме. Подготовительная критика (определение подлинности, места и времени создания находящегося в распоряжении историка текста по его внешним особенностям, изучаемым приемами вспомогательных дисциплин), критика происхождения (установление автора источника), негативная внутренняя критика истинности и точности передачи им фактов, сравнительный анализ фактических свидетельств (согласование фактов).

Методологические дискуссии антипозитивистской направленности в конце XIX - начале XX в. Внимание к познавательной деятельности историка.

Источниковедение и методологическое обособление наук о культуре. Методология источниковедения как системное знание.

Источник как феномен культуры и реальный объект познания. Междисциплинарная проблематика источниковедения: источник, текст, произведение, автор. Источник как антропологический ориентир гуманитарного знания. Система отношений: человек-произведение-человек.

Феномен лингвистического поворота в историографии последних десятилетий XX в. Зависимость коммуникации и подвижности культурного контекста. Постмодернистская культурная ситуация.

Суть современной методологии источниковедения. Подход к источнику как к целостному произведению, явлению культуры своего времени. Фундаментальные принципы методологии источниковедения.

Классификация исторических источников. Типы источников. Типы, виды и разновидности письменных источников. Внешняя и внутренняя критика источников.

Общая характеристика исторических источников и методы их изучения. Летописи (анналы) как исторический источник и методы их изучения. Хронографы. Памятники законодательства как исторический источник и методы их изучения. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Приемы источниковедческого анализа нарративных источников.

Структура источниковедческого исследования. Исторические условия возникновения источника. Проблема авторства источника. Обстоятельства создания источника. Авторский текст, произведение и его функционирование в социокультурной общности. Функционирование произведения в культуре. Интерпретация источника. Анализ содержания. Источниковедческий синтез.

Особенности

работы с письменными источниками

Основные   виды   письменных   и их эволюция в XVI - начале XX вв.   Законодательство   как   исторический источник. Делопроизводственная документация и ее особенности. Статистические источники. Источники   личного   происхождения:   сословная стратификация   и   эволюция   данного   вида источников.   Периодическая   печать.   Особенности наполнения   и   изменения   внутри   разных   видов

источников. Развитие русской письменности в  XVI  -  XIX вв. Скоропись. Кириллица: происхождение, состав, эволюция   алфавита.  Возникновение   и   развитие скорописи. Скоропись - как основной тип почерка. Развитие   и   особенности  скорописи.   Строчные, надстрочные   буквы.   Лигатуры.  Особенности эволюции   скорописи   в   зависимости   от   местных традиций. Изменения материалов и орудий письма. Эволюция внешних признаков рукописей. Разработка единых образцов документов в  XIX в. Появление новых орудий письма. Возникновение машинописи. Археографическое   описание   документов. Особенности работы с подлинниками документов. Основные   принципы   археографической   обработки документов.   Методы  датировки   рукописей. Основные   проблемы   трактовки   письменных памятников.  Условия   хранения   архивных документов. Определение особенностей материала, на  котором   написан   источник.   Датировка документа на основании палеографических данных и его содержания. Правила публикации письменных памятников различных эпох

Основные

вопросы истории

и историографии региональной истории

Понятие "регион" в контексте исторической науки. Современные подходы к определению предмета и содержанию региональной (местной, локальной) истории. Региональная историография и историческое краеведение. Использование понятийного аппарата и основ смежных дисциплин: историческая демография, историческая социология, этнография, история экономики и др.

Зарождение и становление сибирского исторического краеведения (XVIII-начало XXвв.). Отражение истории Сибири в трудах крупных российских историков XVIII- начала XIXвв. Топографические описания и другие материалы XVIIIв. по истории региона.

Основные этапы изучения региональной истории после 1917 г. Сибирское историческое краеведение в 1920-е гг.: Труды по истории региона. Начало издания "Сибирской Советской Энциклопедии".

Активизация исторического краеведения в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Проведение краеведческих конференций. Формирование структур краеведческого движения. Работы сибирских краеведов-любителей. Публикация работ по истории краев и областей региона. Труды профессиональных историков по истории Сибири 1990-2010-х гг.

Важнейшие вопросы историографии и истории Сибири в новейший период.

Формирование в 1990-2010-е гг. новых политических институтов. Социально-экономическая ситуация в регионе.

Актуальные проблемы

истории Сибири

Накопление исторических знаний о Сибири и становление исторической науки (XVII- XIXвв.). Исследования и зарождение научных представлений о Сибири в XVIIв. Развитие науки в Сибири в XVIII-XIXвв.

Научные исторические школы Сибири: формирование и развитие. Начало формирования исторических знаний в Сибири. Томская историческая школа: формирование и развитие. Организация и деятельность института истории СО РАН в области истории. Омская историческая школа: формирование и развитие.

Иркутская историческая школа: формирование и развитие. Кемеровская историческая школа: формирование и развитие.

Проблема присоединения Сибири в отечественной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в дореволюционной историографии. Проблема присоединения Сибири к Русскому государству в советской и современной историографии. Национальная политика в Сибири.

Вопросы социально-экономического развития Сибири XVII- начала ХХ вв. в трудах отечественных исследователей. Начало хозяйственного освоения региона. Кабинетский хозяйственно-экономический комплекс. История транссибирской железнодорожной магистрали. Роль и место иностранного капитала. Сибирская торговля. Сибирское крестьянство и городское население. Сибирское купечество. Формирование сибирского пролетариата.

Управление и административно-территориальные преобразования на территории Сибири в оценке отечественных историков. Административно-территориальные преобразования на территории Сибири. Политика Российского государства в отношении Сибири. Сибирские кабинеты. Институт воеводского и губернского управления. Сибирская крестьянская община.

Культура и общественно-политическая жизнь Сибири в трудах отечественных исследователей. Материальная и духовная культура сибирского крестьянства. Городская культура. РПЦ в Сибири. Образование и просвещение в Сибири.

Современные подходы в историографических исследования по истории Сибири ХХ в. Основная проблематика исследований. Способы оценок исторических фактов в отечественной историографии

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

Учебный план 2016 год очно

Учебный план 2016 год заочно