Описание ООП по направлению подготовки 47.06.01 – Философия, этика и религиоведение (09.00.11 – Социальная философия)

Направление подготовки

47.06.01 – ФИЛОСОФИЯ, ЭТИКА И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Направленность (профиль):

09.00.11 – Социальная философия

Уровень образования

высшее образование –

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

до 29 мая 2015,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 905 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014  № 33711)

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает образовательные организации системы общего и профессионального образования; академические и научно-исследовательские организации; средства массовой информации, учреждения культуры; общественные организации, органы государственного и муниципального управления.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

- различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия);

- процессы познавательной деятельности;

- теория и практика общественной коммуникации;

- социальная активность личности и ее формы.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику;

- преподавательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику.

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История и философия науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина:

Социальная философия

Предмет и структура социальной философии. Методы изучения общества в социальной философии. Философское и конкретно-научное познание социальной реальности. Социальная философия в современном обществе. Природа и общество. Общество как целостная система. Философия труда и собственности. Философия политики. Духовная сфера жизни общества. Социальная сфера жизни общества. Проблема человека в социальной философии. Философия культуры. Философия истории.

Смысл истории

Целью предлагаемого курса является формирование у аспирантов  представлений о цели, этапах и смысле человеческой истории. Освоение дисциплины предусматривает изучение разделов:

Смысл истории - важнейшее понятие историософии.Античная историософия о смысле истории. Христианская историософия о смысле истории. Историософия Нового времени о смысле истории. Представления русских философов о смысле истории. Представления современных западных философов о смысле истории.

Человек и общество

Целью предлагаемого курса является формирование у аспирантов основных  представлений о  взаимосвязи человека и общества. Освоение дисциплины предусматривает изучение разделов: Понятийное определение человека, индивида, личности, самости, индивидуальности.

Многообразие образов  человека. Методологические  ориентации

в изучении проблемы человека. Проблема взаимоотношения человека и общества. Социальные факторы конституирования личности.

Педагогика и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

				Философская антропология

Введение: Понятия «человек» и «общество», «культура», их взаимосвязь. Становление философской антропологии. Развитие философской антропологии. Проблема человека в русской религиозной философии. Человек как единство социального и биологического. Общественное и индивидуальное в историческом бытии и сознании человека. Человек в системе социальных отношений. Человек и история. Человек и культура. Проблема человека в начале третьего тысячелетия.

Философия человека в Новое

и Новейшее время

Целью предлагаемого курса является формирование у аспирантов основных  представлений о  понимании человека в философии Нового и Новейшего времени. Освоение дисциплины предусматривает изучение разделов: Проблема человека в философии  XVII- XVIIIвв. Проблема человека как субъекта духовной деятельности в немецкой классической философии. Проблема человека в иррационалистической  философии XIX-XXв. Проблема человека в западной  философии XXвека. Философская антропология в России. Критика классической философско-антропологической программы.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  – теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные («Технология полного усвоения знаний», «Технология уровневой дифференциации, «Технология концентрированного обучения», «Технология модульного и проблемно-модульного обучения», «Технология КОС» и др.)  и нетрадиционные технологии обучения («Технология «УниверСАМ  инноваций», «Технология создания шпаргалки», «Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций» и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

Представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.