Описание ООП по направлению подготовки 44.06.01 – Образование и педагогические науки (13.00.08 – Теория и методика профессионального образования)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

44.06.01  ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

Направленность (профиль):

13.00.08 - Теория и методика

профессионального образования

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года, 4 года

Форма обучения

очная, заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 902(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает исследование педагогических процессов, образовательных систем и их закономерностей, разработка и использование педагогических технологий для решения задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области образования и социальной сферы;

- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

Специальная дисциплина:

Теория профессионального образования

Дисциплина  "Теория профессионального образования" предполагает знание аспирантом основных проблем современной профессиональной педагогики, методики профессионального обучения и истории их развития. Педагогические системы в профессиональном образовании. Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги (преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели); обучаемые (учащиеся, студенты). Средства профессионального обучения как категория профессиональной дидактики. Характеристика современных средств профессионального обучения. Лабораторно-практическая база профессионального обучения. Тренажеры и имитаторы в профессиональном обучении. Учебно-производственные средства обучения. Общее понятие о проектировании профессионально-педагогических систем: конкретизация и детализация целей профессионального образования на диагностической основе; их реализация посредством педагогических технологий и педагогических техник Теория и практика воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях. Развитие идеи гуманизации профессионального образования как усиление его личностной направленности

Методология профессионального образования

Дисциплина  "Методология профессионального образования" предполагает знание аспирантом основных проблем современной профессиональной педагогики, методики профессионального обучения и истории их развития. В курсе рассматриваются  источники и условия исследовательского поиска, передовой опыт, организация опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях. Ориентировочный, диагностический, постановочный, преобразующий и заключительный этапы исследования. Педагогическая концепция как основа педагогического исследования. Исследовательский проект и исследовательская программа: соотношение и специфика. Организация составления программы исследования. Алгоритм составления программы. Условия организации исследовательского поиска: организационные и методические условия. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования. Уровни методологических принципов. Принцип и требование. Основные принципы, учитываемые при организации исследования. Природа и функции образовательных инноваций. Характеристика исследовательского поиска в профессиональном образовании. Современная стратегия обновления и развития современного профессионального образования. Функции профессионального образования. Поисково-исследовательская функция. Теоретические основы и проблематика современных исследований в области профессионального образования.

 Дисциплины по выбору:

Методология научных исследований в области профессионального образования

Для овладения культурой научного исследования в области профессионального образования  аспиранту необходимо освоить разнообразные  стратегии, тактики, методы и формы организации информационного поиска, педагогического эксперимента, психолого-педагогической диагностики.

В ходе освоения дисциплины формируется понятие о логике исследования,  этапах его конструирования. Отрабатываются  навыки формулирования методологического аппарата исследования: Проблема и тема исследования. Объект и предмет, цели и задачи исследования. Группы задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая, практико-преобразовательная.  Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Исследовательские методы и методики. Классификация методов: теоретические и эмпирические. Систематизация и интерпретация результатов исследования. Апробация работы. Оформление результатов поиска. Основные требования к оформлению результатов. Требования к логике и методике изложения. Основные методические варианты изложения. Основные виды изложения результатов исследования

Педагогические технологии в профессиональном образовании

Данная дисциплина ориентирует аспирантов в проблемах теории педагогических технологий и особенностях их применения в современной образовательной практике. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях  компетентностно- ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  Особо обращается внимание на использование педагогических технологий в контексте реализации ФГОС.  

В основе дисциплины  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня  содержания и уровня подготовки обучающихся. В процессе занятий рассматриваются   традиционные и нетрадиционные технологии: ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения",   "Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографическим методом проекций" и др.).  Обосновывается отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитания. Определяются  основные требования, предъявляемые к технологиям.     Доказывается взаимосвязь и взаимообусловленность теории обучения и педагогических технологий в условиях вуза, а также  значение технологий в формировании компонентов компетенций.

Педагогическая деятельность и мастерство работников учреждений профессионального образования

Целью освоения дисциплины "Педагогическая деятельность и мастерство работников учреждений профессионального образования" является систематизированное освоение аспирантами новейшей научной, методической и практико-ориентированной информации в сфере педагогики, психологии, социологии, философии и культурологи образования. Углубленная теоретико-практическая подготовка обеспечит развитие педагогического мышления, представлений о механизмах профессионального творчества. Основные задачи:

а)   Содействовать формированию аспирантами современных представлений по вопросам организации и мастерства профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях,

б)   Способствовать овладению аспирантами основными понятиями и терминами, описывающими реальности, традиции и нововведения в профессиональном образовании, включая вопросы управления и организации воспитательно-образовательного процесса,

в) Активизировать развитие профессиональных педагогических способностей и умений, освоению культуры умственного труда, профессиональной деятельности и педагогического взаимодействия.

Для освоения заложенного в программе содержания компетенций, предполагается педагогическое сопровождение освоения аспирантами научной, методической, практико-ориентированной информации и включение их в активную поисковую, аналитическую и организаторскую деятельность - учебные дискуссии, исследовательскую работу, моделирование учебных и воспитательных ситуаций, проектирование реализации элементов современных технологий, микропреподавание.

Технологии профессионально-ориентированного образования

Дисциплина "Технологии профессионально-ориентированного образования" дают  теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально - ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы. Материал дисциплины нацелен на развитие профессионального мастерства аспирантов и должен способствовать овладению ими технологической и методической инструментовкой учебного процесса, а значит, содействовать росту профессиональной зрелости и педагогической квалификации.

Раздел  "Ретроспективный анализ термина "Технология" в педагогической науке и практике"посвящен рассмотрению  понятие "технология" в педагогической науке и в исторической перспективе, методологической основе, структуре и  принципам  построения педагогической технологии, разнообразию классификаций. В разделе "Современные технологии профессионально-ориентированного обучения" представлен обзор современных педагогических технологий  XX - XXI веков, их концептуальных положений и  ведущих идей. Рассматриваются технологии, используемые в работе с педагогическим коллективом, технология самовоспитания и самообразования педагога, технология "Мастер- класс", технология "Педагогическая студия" и ряд других. Раздел 3  рассматривает технологии предметно-ориентированного  обучения: эвристическая технология, технологии дифференцированного обучения, технологию "Полного усвоения знаний", Технология концентрированного обучения, технологию модульного обучения, технология проблемно - модульного обучения. При изучении дисциплины рассматриваются личностно-ориентированные технологии  обучения и  нетрадиционные технологии обучения используемые в преподавании высшей школы.

Профессиональная этика

Дисциплина "Профессиональная этика"  изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности преподавателя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Цель курса: углубить знания аспирантов в области общенаучной и педагогической этики; способствовать формированию этико-нравственной культуры и этической конвенциональности будущего педагога. 

Нормативно-правовые основы высшего образования

Образование в современном обществе. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве РФ. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций. Управление системой образования. Государственный и государственно-общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных организаций. Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования.

Менеджмент

в образовании

Дисциплина рассматривает методологическую основу менеджмента, как современного ориентира управления образовательной организации; характеризует цели, задачи, функции, принципы  и методы педагогического менеджмента. Раскрывает психолого-педагогические основы кадровой политики и делового общения, а также способы формирования корпоративной культуры современного образовательного учреждения.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2016 год очно

Учебный план 2016 год заочно