Описание ООП по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение (23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

41.06.01  ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Направленность (профиль):

23.00.02 - Политические институты,

процессы и технологии

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

3 года; 4 года

Форма обучения

очная; заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 900(зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает различные сферы общественно-политического, социокультурного и экономического пространства Российской Федерации и мира, структуры государственной власти и управления (федеральный, региональный и муниципальный уровни), политические партии и общественно-политические движения, региональные и международные организации, система современных международных отношений; политическая культура, взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества, образовательные организации высшего образования.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: политические, экономические, социальные, демографические и лингвистические процессы на локальном, региональном, национальном и международном уровнях, международные отношения и внешняя политика, политическая экспертиза и политическое консультирование; проблемы исторического развития; процессы в сфере культуры, этничности, языка и религии.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области политологии, зарубежного регионоведения и регионоведения России, международных отношений, востоковедения и африканистики, публичной политики и социальных наук;

- преподавательская деятельность в области политологии, зарубежного регионоведения и регионоведения России, международных отношений, востоковедения и африканистики, публичной политики и социальных наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления

Вариативная часть

 

Специальная дисциплина: История политической науки

История и политика. Генезис политики и политических идей в обществе. Власть и политика в историческом процессе и ее научное отражение. Характер и содержание политики и политических комму­никаций в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия). Стра­тегические планы и политические сценарии в странах Древнего Востока. Античная поли­тика и теория. Становление фео­дализма в Западной Европе и развитие политической мысли. Политико-государственные процессы в ХYII-ХIХ вв.: анализ и теории. Способы и модели модернизации политико-государственного устройства России. Политические процессы XXвв. и развитие политической науки.

Педагогика и психология

высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

 Дисциплины по выбору:

 

Новейшие тенденции и направления современной политологии

Характер современных дискуссий о предметном поле политической науки. Универсалии и актуальные проблемы политической науки. Новые вызовы времени. Особенности и основные сюжеты ведущих национальных политологических школ. Новые парадигмы политологического знания: подробная характеристика. Обогащение методов научного знания в современной политической науке. Теоретические и инструментальные возможности политологии. Особенности и задачи отраслевых видов политологии в период модернизации. Взаимосвязь традиций и инноваций в развитии политологического знания. Мировое политологическое сообщество: ведущие научные центры современности.

    Геополитика мирового

    порядка

Основные идеи, методы и принципы геополитики мирового порядка. Классические и современные геополитические концепции. Современная система международных отношений. Россия в новой системе отношений. Формирование новой геополитической политики: геополитические отношения в Европе, Средней Азии, Закавказье. Новая геополитическая динамика: геополитика стран Балтии. Европейская геополитика: современная геополитика стран Восточной Европы, интеграционные процессы стран западной Европы, геополитика и национальная безопасность в Западной Европе. Геополитика ведущих стран мира: место США в системе геополитических отношений, геополитика Японии, геостратегическая политика Китая. Геополитика развивающихся стран.

    Методика преподавания политической науки

Место политической науки в системе высшего и гражданского образования. Политическая наука: генезис дисциплины. Политическое образование  как компонент политической культуры. Предмет и задачи методики преподавания обществознания и политологии. Научно-методическое обеспечение курса политической науки. Методика преподавания как учебная дисциплина. Особенности учебного процесса. Основные формы и типы учебных занятий. Значение лекции в учебном процессе, структура, модели лекций. Место и значение семинара в учебном процессе. Структура, модели семинаров. Методика самостоятельной работы студентов. Использование мультимедиа-технологий в обучении. Функции и формы контроля в учебном процессе. Профессиональная компетентность преподавателя политической науки. Виды деятельности преподавательско-профессорского состава ВУЗа  Преподавание политических наук за рубежом. Особенности ораторских навыков и основы речевой коммуникации

Методология политической науки

Определение понятия "методология науки". Предмет, проблемное поле и метод политической науки. Основные методологические подходы в со­временной политической науке. Методология по­литической науки и общие методы политического анализа. Прикладные методы в политической науке. Фундаментальные и приклад­ные исследования. Понятие "политический ана­лиз". Пространственные и темпоральные коорди­наты прикладного политического анализа. Методы политического анализа. Политический анализ и прогнозирование.

    Диссертационное исследование: структура и оформление

Структура диссертационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение. Структура и оформление введения: актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, степень изученности проблемы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, апробация работы, структура исследования. Оформление названия глав и параграфов. Оформление титульного листа. Оформление статистических материалов, аналитических таблиц. Оформление приложений. Правила описания использованных источников. Порядок подготовки кандидатской диссертации к защите. Получение отзывов и рецензий.

    Моральные аспекты

    политики

    Политика и мораль. Модели нравственного поведения в политике. Цели и средства в политике. Моральный выбор в политике. Политические компромиссы и их моральная оценка. Моральные аспекты политической власти. Этика государственного управления. Насилие в политике. Теория гражданского неповиновения. Добро и зло в политике. Политическая и моральная ответственность. Толерантность как моральная установка. Моральная интеграция общества и чувство политической общности. Моральные нормы как инструмент регулирования политических отношений. Политическая справедливость. Гражданский диалог: от конфликтов к сотрудничеству.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

Учебный план 2016 год очно

Учебный план 2016 год заочно