Описание ООП по направлению подготовки 46.06.01 – Юриспруденция (12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право)

Описание ООП по НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

 

Направление подготовки

40.06.01  ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 

Направленность (профиль):

12.00.02 - Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Уровень образования

высшее образование -

подготовка кадров высшей квалификации

Нормативный срок обучения

4 года

Форма обучения

заочная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы

свидетельство о государственной аккредитации

до 25 мая 2021 года

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 1538 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2014, в ред. Приказа Минобрнауки России

от 30.04.2015  №  464)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки аспиранта по данной направленности и включает в себя: учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Область профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, включает разработку и реализацию правовых норм, проведение научных исследований, образование и воспитание, экспертно-консультационную работу, обеспечение законности и правопорядка.

Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу аспирантуры, являются общественные отношения в сфере правотворчества, реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции;

- преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

 

Полный текст ООП

Перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Обязательная (базовая) часть

История

и философия

науки

Цель изучения дисциплины - понять объективную логику истории и философии науки, их место и роль в культуре, познакомиться с основными направлениями, школами и этапами развития; сформировать целостное представление о проблемах современной философии науки; развить навыки видения и учѐта философских оснований научного исследования и его результатов; сформировать активную гражданскую позицию молодого ученого. Программа состоит из трёх разделов: 1) Общие проблемы философии науки; 2) История той отрасли науки и научной специальности, в которой работает аспирант; 3) Современные философские проблемы научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант.

В первом разделе рассматриваются вопросы, общие для аспирантов всех специальностей (с учетом естественнонаучного, технического или социально-гуманитарного профиля подготовки); о предмете и основных концепциях современной философии науки, о науке в культуре современной цивилизации, о структуре научного знания, динамике науки как процессе порождения нового знания, научных традициях и научных революциях, типах научной рациональности, особенностях современного этапа развития науки, перспективах научно-технического прогресса, науке как социальном институте, основных направлениях развития науки.

Во втором блоке отражаются философские вопросы возникновения науки и этапы исторической эволюции соответствующей отрасли научных знаний и научной специальности в культурном, философско-методологическом и онтологическом ключе.

Третий раздел посвящен современным философским проблемам научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант. Философия по отношению к науке выполняет методологические и мировоззренческие функции. Вопросы по разделу современных философских проблем научной отрасли и специальности, в которой работает аспирант, должны ориентировать его на онтологические, методологические, логические аксиологические, этические, деонтологические, эстетические проблемы научной дисциплины и учитывать определенные компетенции той или иной специальности.

Иностранный

язык

Данная дисциплина необходима для расширения языковой компетенции в сфере иноязычной культуры профессионального общения и повышения общего культурного уровня.

Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления.

Вариативная часть

Специальные дисциплины 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Данная дисциплина посвящена изучения актуальных проблем специальных дисциплин специальности 12.02.02 - конституционного и муниципального права, конституционному судебному процессу. В частности рассматриваются вопросы: современного понимания конституционной теории, конституционного строя и его основ, народовластия, общественных объединений, правового статуса человека и гражданина, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственного устройства, избирательного права и избирательной системы, органов государственной власти, президентской власти, законодательной власти, судебной власти, государственной власти в субъектах Российской Федерации, конституционных начал организации местного самоуправления, конституционного судопроизводства, актов конституционной юстиции, организации и деятельности органов конституционного контроля в зарубежных странах, Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, функций и полномочий органов конституционного контроля, порядка осуществления конституционного судопроизводства, рассмотрения отдельных категорий дел, системы местного самоуправления, основ местного самоуправления, предметов ведения и полномочий местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления.

Педагогика

и психология высшей школы

Изучение курса по проблемам педагогики высшей школы предполагает овладение знаниями о педагогической деятельности. Теоретические знания, которыми овладевают аспиранты, дают возможность познакомиться с сущностными характеристиками этой деятельности, сформулировать  свою педагогическую позицию. Изучение курса способствует пониманию педагогических  основ  процесса  развития  обучающегося  как будущего профессионала, грамотной организации педагогического процесса в различных  типах учебных заведений  и его совершенствованию в изменяющихся социально-экономических условиях.

Диссертационное исследование: структура и оформление

Изучение дисциплины направлено на подготовку аспиранта к самостоятельной работе над научным исследованием в области юриспруденции. Освещаются вопросы выбора темы диссертационного исследования, постановки целей и задач диссертационного исследования, сбора и анализа материала, оформления диссертационного исследования. Рассматриваются проблемы защиты диссертации.

Методология юридической науки

Дисциплина посвящена изучению научного познания его развитию и современным представлениям по данному вопросу. Рассматриваются проблемы методологии научного познания в общем, и методологии научного познания в области юриспруденции в частности. Изучаются отдельные проблемные вопросы юридической эпистемологии и философии права.

 Дисциплины по выбору:

Защита прав граждан Российской Федерации в Европейском суде по правам человека

Освоение дисциплины необходимо для закрепления и углубления знаний в области сравнительного правоведения, соотношения международного и внутригосударственного права; получения навыка применения международно-правовых норм в законодательной и правоприменительной практике Российской Федерации.

Изучение дисциплины способствует освоению регламента подачи жалоб в Европейский суд по правам человека, включая условия приемлемости петиций. Изучается практика взаимодействия с Европейским судом, в том числе типовые жалобы граждан РФ, типичные ошибки при их подаче,  основные правовые позиции Европейского суда по вопросам жалоб граждан РФ.

Современный федерализм

Дисциплина направлена на углубленное изучение теории федерализма, эволюции институтов федеральной государственности и его современных проблем. Затрагиваются проблемы суверенитета в федеральном государстве, федеративного режима и разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами как центральное звено федеративного режима.

Технологии профессионально-ориентированного обучения

Курс ориентирован на теоретическую и практическую подготовку  аспирантов в области  использования в учебном процессе вуза современных технологий обучения традиционного и нетрадиционного типов. Цель освоения дисциплины: дать общее теоретическое и практическое представление о современных технологиях профессионально  -  ориентированного обучения, которые могут использоваться в системе профильной и высшей школы.  В основе курса  - теоретический и практический блоки, позволяющие расширить и систематизировать знания аспирантов в области современных образовательных технологий, а также помочь педагогам в выборе оптимальной стратегии преподавания в зависимости  от уровня подготовки обучающихся. Рассматриваются основные вопросы: традиционные ("Технология полного усвоения знаний", "Технология уровневой дифференциации, "Технология концентрированного обучения", "Технология модульного и проблемно-модульного обучения", "Технология КОС" и др.)  и нетрадиционные технологии обучения ("Технология "УниверСАМ  инноваций", "Технология создания шпаргалки", "Технология витагенного обучения с голографичес-ким методом проекций" и др.); методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы (на примерах ряда конкретных дисциплин); анализируются основные виды и формы учебной деятельности преподавателя в вузе (технологии подачи учебного материала в виде нестандартных лекционных и практических занятий); рассматривается влияние содержания конкретной дисциплины на выбор технологии обучения.

Нормативно-правовые

основы

высшего образования

Образовательное  законодательство  РФ  и  особенности. Федеральные государственные образовательные стандарты. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус преподавателей и обучающихся. Правовое регулирование управления качеством образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

Педагогическая практика

Освоение основ педагогической и учебно-методической работы в высших учебных заведениях, овладение педагогическими навыками проведения отдельных видов учебных занятий и подготовки учебно-методических материалов по специальности

Организационно-исследовательская практика

развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет научно-квалификационной работы

Научные исследования

Научно-исследовательская деятельность.

Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук

Государственная итоговая аттестация

Подготовка и сдача государственного экзамена.

Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)

 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин ООП соответствует требованиям образовательного стандарта.

 

Учебный план 2015 год очно

Учебный план 2016 год заочно