Д 212.088.09

Диссертационный совет Д 212.088.09

Почтовый адрес : 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», ДС Д 212.088.09
Е-mail: sovetkemsuD212.088.09@yandex.ru
Тел.: (384-2) 58-12-90 (председатель, ученый секретарь, технический секретарь)

Научные специальности:

  • 19.00.02 - Психофизиология
  • 19.00.07 - Педагогическая психология

Яницкий Михаил Сергеевич – председатель, доктор психологических наук, профессор.
Адрес: 650000 г. Кемерово, пр-кт Советский, 73, корпус КемГУ №8, каб. 8505

Литвинова Надежда Алексеевна,
д-р биол. наук, профессор – заместитель председателя

Хакимова Нурия Равильевна,
канд. психол. наук, доцент - ученый секретарь

Ляхова Марина Анатольенва,
канд.психол.наук, технический секретарь
 


Краткая информация о Совете

Согласно Приказу Минобрнауки России № 717/нк от 09.11.2012 г. утвержден состав диссертационного совета Д 212.088.09, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», и предоставлено право приема к защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по специальностям научных работников 19.00.07 – «Педагогическая психология», 19.00.02 – «Психофизиология» (биологические науки).

Унифицированная карточка ресурса Д 212.088.09

Унифицированная карточка ресурса Д 212.088.09

 

Диссертационный совет

Название:  

Д 212.088.09 - Кемеровский государственный университет

Шифр:  

Д 212.088.09

Тип:  

докторский

Утвержден:  

приказ Рособрнадзора № 1110-167 от 20.05.11

Основное описание:  

Защита диссертаций по специальностям:

  • 19.00.02 Психофизиология - Биологические науки
  • 19.00.07 Педагогическая психология - Психологические науки

Отрасль науки:  

  • Биологические науки
  • Психологические науки

Состояние совета:  

Действующий совет

 

Научная специальность:

 

Паспорт научной специальности

19.00.02 Психофизиология

Паспорт научной специальности

19.00.07 Педагогическая психология

 

 Унифицированная карточка ресурса
(Паспорта научных специальностей)

Основное описание

Название:  

19.00.02 Психофизиология

Шифр специальности:  

19.00.02 Психофизиология

Основное описание:  

Формула специальности: Содержанием специальности 19.00.02 - "Психофизиология" является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Области исследований:  

1. История и методология психофизиологии: - психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика. - психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; - ключевые проблемы психологии (психофизическая, психофизиологичес-кая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.

2. Методы психофизиологии: - организация психофизиологи-ческого исследования, его этапы. Специфика психофизиологии-ческого исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах; - методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии; - связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; - методы многомерного анализа в психофизиологии; - психофизические методы в психофизиологии; - методы спектрального анализа биоэлектри-ческой активности мозга в психофизиологии; - локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с исполь-зованием методов дипольного моделирования в психофизиоло-гическом исследовании; - методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; - мето-ды совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; - компьютерное обеспече-ние психофизиологического эксперимента; - методы исследова-ния нейронной активности в психофизиологии; - косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.); - методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.); - моделирование психических явлений; - системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез.

3. Классификация психических явлений и психофизиология. Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.

4. Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:

  • исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;
  •  "перцептивные пространства" и их использование в психофи-зиологии для интеграции данных нейрофизиологии и психоло-гии;
  • психофизиология целостного восприятия ("гештальт-психофизиология");
  • механизмы константности восприятия;
  • механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;
  • механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;
  • механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорно-перцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;
  • сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.

5. Функциональные состояния человека, эмоции и стресс и адаптация:

  • механизмы регуляции функциональных состояний человека;
  • механизмы ритмической активности мозга;
  • психофизиология сна;
  • психофизиология эмоциональных состояний;
  • механизмы выражения (экспрессии) эмоций;
  • психофизиология стресса;
  • психофизиология функциональных резервов организма;
  • психофизиология адаптации и работоспособности.

6. Когнитивная психофизиология:

  • механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;
  • механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;
  • механизмы произвольного внимания;
  • внимание и модулирующие системы мозга;
  • психофизиология памяти;
  • механизмы рабочей памяти;
  • механизмы декларативной и процедурной памяти;
  • нейронные механизмы памяти;
  • механизмы речи, развитие речи;
  • межполушарная асимметрия и речь;
  • мышление и функциональная асимметрия мозга;
  • механизмы интеллектуальных функций;
  • психофизиология нарушений речи и мышления.

7. Системная психофизиология:

  • теория функциональных систем;
  • механизмы системной детерминации активности нейрона;
  • системогенез;
  • стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.

8. Психофизиология развития и обучения:

  • механизмы формирования навыков;
  • психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;
  • психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенезе;
  • нейронные механизмы пластичности;
  • участие генома в механизмах пластичности;
  • механизмы формирования способностей;
  • связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;
  • психофизиология процессов развития и старения;
  • психофизиология речевого и интеллектуального развития;
  • психофизиология эмоционального развития;
  • депривация и нейропсихическое развитие;
  • обогащенная среда и нейрогенез;
  • системная психофизиология научения.

9. Физиологические основы осознаваемых и неосозноваемых форм психического отражения:

  • психофизиологические парадигмы исследования сознания;
  • психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;
  • сознание и модулирующие системы мозга;
  • осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;
  • механизмы сознания и установка;
  • психофизиология защитного и овладевающего поведения.

10. Психофизиологические механизмы движения:

  • механизмы инициации движения;
  • механизмы управления движением;
  • механизмы программирования и коррекции движений;
  • механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;
  • механизмы движений глаз;
  • функции движений глаз в процессах восприятия.

11. Психофизиология индивидуальных различий (дифферен-циальная психофизиология):

  • физиологические основы индивидуальных различий;
  • механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;
  • психофизиология темперамента;
  • психофизиология характера;
  • генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;
  • психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;
  • биохимические основы индивидуальных различий.

12. Психофизиология общения:

  • биологические основы социального (просоциального) поведе-ния (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;
  • психофизиологический статус лидера и подчиненного;
  • механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;
  • психофизиология агрессии;
  • психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;
  • психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.

13. Прикладная психофизиология:

  • эргономическая психофизиология;
  • психофизиология профотбора и профпригодности;
  • психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;
  • психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;
  • диагностика функциональных состояний;
  • механизмы формирования наркотической зависимости;
  • психофизиология взаимодействия "человек - компьютер";
  • психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;
  • психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;
  • психофизиология в системе компьютерного обучения;
  • психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;
  • психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.

Отрасли науки:  

  • биологические науки
  • медицинские науки
  • психологические науки

 

Унифицированная карточка ресурса
(Паспорта научных специальностей)

Основное описание

Название:  

19.00.07 Педагогическая психология

Шифр специальности:  

19.00.07 Педагогическая психология

Основное описание:  

Формула специальности: Содержанием специальности 19.00.07 - "Педагогическая психология" является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Области исследований:  

  1. Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие.
     
  2. Психология образовательной среды.
     
  3. Психология учебной деятельности, учения.
     
  4. Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности.
     
  5. Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся.
     
  6. Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогичес-кого контроля (педагогическая психодиагностика).
     
  7. Психологические условия эффективности педагогического воздействия.
     
  8. Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.
     
  9. Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды.
     
  10. Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений.
     
  11. Психологические особенности различных типов обучения.

Отрасль науки:  

Психологические науки