Критерии оценки итогового сочинения

при приеме в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ) на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета

 

Итоговое сочинение оценивается по пяти критериям. При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если при проверке сочинения хотя бы по одному критерию поставлен «незачет», то за сочинение выставляется 0 баллов. Если поставлен «зачет» по всем пяти критериям, за сочинение выставляется 1 балл.

Критерии оценивания

Баллы

К1. Соответствие теме

Выпускник рассуждает на предложенную тему, обнаруживая понимание проблемы, сформулированной в задании; коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

«зачет»

Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

«незачет»

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения убедительно аргументирует свою точку зрения, выстраивая свое рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору; показывает разный уровень его осмысления: от отдельных элементов анализа произведения (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

«зачет»

Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения; точка зрения автора сочинения не аргументирована, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

«незачет»

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

«зачет»

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

«незачет»

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

«зачет»

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

«незачет»

К5. Грамотность

Орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, допущенные в сочинении, не затрудняют чтение и понимание текста (в сумме не более 5 ошибок на 100 слов).

«зачет»

Орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

«незачет»

 

Критерии оценивания итогового сочинения