Семинары

Методологический семинар «как сотворить безупречную диссертацию»

В период с 20 февраля по 13 марта 2013 года в Кемеровском государственном университете прошла серия занятий методологического семинара с общим названием «Как сотворить безупречную диссертацию». Проводил семинар доктор технических наук, профессор С. А. Прокопенко. Слушатели – а это и магистранты, и аспиранты разных годов обучения, и соискатели ученых степеней кандидата и доктора наук, и преподаватели КемГУ – получили не только знания о том, что такое качественная диссертация, но и заряд уверенности в том, что каждый может такую сотворить.

Группа работала два раза в неделю по четыре часа с десятиминутным перерывом на отдых. Уникальный опыт преподавателя по нахождению тем для диссертаций – кандидатской и докторской, их написания и необычная методология подготовки соискателя к выходу на защиту – это те «изюминки», которые украшали содержание семинаров и в буквальном смысле слова завораживали слушателей.

Каждое занятие заканчивалось вопросом Сергея Артуровича к аудитории: «Что интересного и что полезного вы сегодня узнали?». Безусловно, каждый слушатель решал для себя сам – что интересно, а что полезно, но в целом мы узнали, какими качествами должен обладать ученый, сколько времени требуется на диссертацию, как рассчитать бюджет времени соискателя, из чего складывается компетенция ученого и что у цели диссертации есть формула. На семинаре были разобраны требования ВАК РФ к диссертациям и соискателям, понятия актуальности и научной новизны, объекта и предмета, метода,  обоснованности и достоверности исследования. Слушателям был предложен алгоритм сотворения диссертации, интересное видение её структуры, дано представление о том, как формулировать проблему, противоречие, научные положения, где искать идею и как подготовить доклад по диссертации.

Вершинин Я.Н., аспирант: «Я совершенно не пожалел, что попал на этот семинар и посещал его целые четыре недели. Думаю, что мне обязательно пригодится и алгоритм выхода на кандидатский уровень, и понимание структуры автореферата диссертации. Особенно эти занятия, как мне кажется, полезны для аспирантов 2 года обучения: на первом году аспирант собирает литературу и читает её, а вот к написанию приступает позже. Те знания, которые нам дал Сергей Артурович, полезны для тех, кто уже пишет текст».

 Миллер Н.А., аспирант: «В университете такие семинары нужны; хочется, чтобы они были регулярными, чтобы на них отводилось больше времени. Это очень мотивирует на подготовку диссертации. Все знания, которые я получил на семинаре, обязательно буду использовать. И схемы, и предложенные алгоритмы – все это очень полезно. Интересным показалось то, что сначала надо подготовить автореферат диссертации, а потом только саму диссертацию. Хочу сказать, что я, например, думал: бросать диссертацию или продолжать работу над ней. После семинара решил, что буду продолжать свою научную работу».

Савельева И.В., преподаватель КемГУ: «Мне кажется, что на любом этапе подготовки диссертации посещение такого семинара может оказаться полезным для аспиранта. Очень запомнилась схема структуры диссертации: понимание того, что каждая задача вытекает в научное положение, новизну и личный вклад автора и что всё в диссертации взаимосвязано, многое даёт. Хотелось бы иметь возможность рассмотреть все то же самое ещё и на примерах, понятных для гуманитарию. А в целом, каждое занятие было очень логично выстроено, увлекательно, все иллюстрировалось примерами из научной работы самого преподавателя. Я очень благодарна С.А. Прокопенко и организаторам за возможность участия в этом семинаре».

На последнем занятии каждый попробовал изобразить свою диссертацию одним рисунком. Это, и еще заполнение анкеты «Мои интеллектуальные обретения» (ссылка), безусловно, способствовали лучшему пониманию каждым участником семинара идеи, структуры своей диссертации и пути к ней.

 

Отдел аспирантуры и докторантуры КемГУ

Фотоальбом семинара