Направления научной деятельности

Направление научной деятельности: "Психология ценностно-смысловой сферы личности и социальных общностей" под руководством доктора психологических наук, профессора М. С. Яницкого

Основные научные направления кафедры, темы НИР:

«Психология ценностно-смысловой сферы личности и социальных общностей», «Ценностно-смысловые детерминанты становления просоциальной направленности личности». Руководителями тем научно-исследовательских работ являются: д-р. психол. н., профессор Яницкий М.С., д-р. психол. н., профессор Серый А.В., к. психол. н., доцент Иванов М.С.

Научно-исследовательская деятельность на кафедре ведется по следующим основным направлениям:

  • психологические закономерности формирования и развития ценностно-смысловых составляющих индивидуального и массового сознания, особенности динамики ценностно-смысловой сферы при нормальном и патологическом развитии, в процессе обучения и в ходе целенаправленного психологического воздействия (М. С. Яницкий, А. В. Серый);
  • социально-психологические факторы и механизмы социального расслоения в современном российском обществе, психологические особенности различных стратификационных групп в контексте жизненного и профессионального самоопределения (М. М. Горбатова);
  • жизненный сценарий и стратегия жизни; их формирование в зависимости от структурных и фукциональных характеристик семьи; гендерные аспекты социализации (Т. Е. Аргентова);
  • психологическая адаптация как процесс личностной динамики, содержание механизмов адаптации на различных этапах индивидуального развития, факторы эффективности адаптационного процесса, проблема дезадаптации и девиантного поведения (М.С. Яницкий, Е.В. Янко).

Участие кафедры в грантах и научных проектах:

  • Мегапроект «Развитие образования в России». Программа поддержки кафедр (ППК). ИОО-Россия (руководитель – Яницкий М.С.);
  • Мегапроект «Развитие образования в России». Программа «Молодые преподаватели Российских регионов: междисциплинарный ракурс социально-экономических и политических проблем». ИОО-Россия. (руководитель – Яницкий М.С.);
  • Мегапроект «Развитие образования в России». Программа поддержки кафедр (ППК). ИОО-Россия, (руководитель – Яницкий М.С.);
  • «Психологические механизмы переживания несчастных случаев у работников предприятий угольной промышленности» (руководитель – Полетаева А.В., грант губернатора Кемеровской области);
  • «Психологические механизмы переживания несчастных случаев у работников предприятий угольной промышленности Кемеровской области» (руководитель – Серый А.В., грант РГНФ);
  • «Динамика ценностно-смысловой сферы женщин в период беременности» (руководитель – Серый А.В., грант РФФИ);
  • «Социальные и психологические факторы планирования своего будущего в юношеском возрасте» (руководитель – Браун О.А., грант РГНФ).

Профессора кафедры Яницкий М.С., Серый А.В. являются членами нескольких диссертационных советов:

  • по педагогике Д. 212.088.02 при Кемеровском государственном университете;
  • по психологии Д. 212.267.16 при Томском государственном университете, Д 212.088.09 при Кемеровском государственном университете.

Яницкий М.С. является председателем Диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертации Д 212.088.09 по специальностям:

  • 19.00.02 – психофизиология (биологические науки);
  • 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки).

В рамках совета было защищено по специальности 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки) – 24 диссертационных исследования.

Сотрудничество кафедры в рамках научно-исследовательской, инновационной деятельности с различными научными и образовательными организациями:

  • Институт психологии Российской академии наук;
  • Академия педагогических наук Украины;
  • Херсонский государственный университет;
  • Киевский национальный государственный авиационный университет;
  • Московский государственный университет;
  • Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
  • Тихоокеанский государственный медицинский университет;
  • Дальневосточный федеральный университет;
  • Томский государственный университет;
  • Новосибирский государственный педагогический университет; 
  • Красноярский государственный педагогический университет;
  • Бурятский государственный университет; 
  • Болгарский университет «Святого Кирилла и Святого Мефодия» и др.

На кафедре социальной психологии и психосоциальных технологий совместно с Томским государственным университетом, Киевским национальным государственным авиационным университетом, Кемеровским сообществом гештальт-терапевтов, Камчатским государственным университетом им. Витуса Беринга, Тихоокеанским государственным медицинским университетом, Болгарским университетом «Святого Кирилла и Святого Мефодия» (г. Велико-Тырново) было организованно и проведено несколько научно-практических конференций различного уровня таких, как:

  • всероссийская молодежная конференция «Современные методы вкогнитивных науках: от гена к поведению»,
  • международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»,
  • международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы высшего профессионального образования»,
  • федеральная научно-практическая конференция «Начала: надежды и разочарования, итоги и продолжения»,
  • всероссийская научно-практическая конференция «Антропологическая психология в 21 веке: проблемы и перспективы», международная конференция «Психология отношений в постнеклассической парадигме,
  • международная научно-практическая конференция «Ценностные ориентации, идеалы и смыслы личности в поликультурном социуме»,
  • всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения»,
  • всероссийская научно-практическая конференция «Антропологическая психология в 21 веке: проблемы и перспективы».

По результатам работы конференций выпущены сборники статей.

В2014 году (18-19 апреля) преподаватели и студенты кафедры провели молодежный фестиваль «Дружба народов» (при поддержке Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области, Кемеровского государственного университета), посвященный Году Культуры в России и проводился с целью развития межкультурных коммуникаций, воспитания патриотизма, дружбы, укрепления социальных связей и традиций между народами, проживающими в Сибирском регионе.

Фестиваль собрал около 300 гостей самых разных национальностей. География Фестиваля обширна – участники представляли 16 городов и территорий Кузбасса и соседнего Томска. В числе участников:16 образовательных учреждений; 10 центров дополнительного образования и культуры;17 государственных и негосударственных организаций, общественных организаций и объединений.

На площадках фестиваля работали 3 дискуссионные площадки, параллельно проходили 10 творческих интерактивных площадок, 5 мастер-классов и 4 выставки, 3 конкурсных мероприятия, концерт молодежных национальных творческих коллективов. Всего в рамках Фестиваля прошло 19 мероприятий.

В качестве экспертов и спикеров выступили преподаватели социально-психологического факультета КемГУ: Мария Большакова, Ирина Рассохина, Виктория Чигаева, Евгения Кривцова; директор Кузбасского Медиаклуба Гульсара Михайлина и представитель «Союза молодежи Кузбасса» Светлана Шефер.

Основные монографии:

  1. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система (монография) [Текст] / М.С. Яницкий // Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
  2. Яницкий, М.С. Ценностная структура массового сознания современной России (глава коллект. монографии)  [Текст] / М.С. Яницкий // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания. - М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 7-27.
  3. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов (монография) [Текст] /А.В. Серый //  Кемерово, Кузбассвузиздат, 2002.
  4. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика (монография) [Текст] /А.В. Серый // Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004
  5. Яницкий, М.С. Этнические стереотипы в контексте культурно-ценностных различий (на примере коренных народов Камчатки) [Текст] / М.С. Яницкий // Язык. Миф. Этнокультура: подходы и методы исследования. – Кемерово; М.: Изд. Объединение «Российские университеты»: Кузбассвузиздат – АСТШ, 2007. – С. 77-86. ISBN 5-202-00016-2.
  6. Яницкий, М.С. Психологическая адаптация: функциональные, структурные и динамические аспекты [Текст] / М.С. Яницкий, А.Г. Портнова, А.М. Богомолов // Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – С. 96-106.  ISBN 978-5-9270-0110-1.
  7. Иванов, М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности (монография) [Текст] / М.С. Иванов // Томск: Изд-во ТГУ, 2008. – 116 с.
  8. Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность монография / под ред. И.С. Морозовой – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – С. 429-437.
  9. Профессиональная подготовка кадров для социальной сферы: региональный аспект монография / под ред. Т.Н. Мартыновой. – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2009г. – 317 с. – С 113-135.
  10. Полетаева, А.В. Психологические механизмы переживания травматического события [Текст] / А.В. Полетаева – Томск, Издательство Томского государственного педагогического университета, 2008. – 212 с.
  11. Интегральная психология: контуры, уровни, линии развития: коллективная монография / под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово, 2010. – 489с.– ISBN978-5-8353-1043-2.
  12. Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллективная монография / под редакцией М.С. Яницкого, Ю.В. Пелеха. – Тернополь: Навчальна книга. – Богдан, 2011. – 366 с.
  13. Аксенов, М.М., Иванов М.В., Яницкий М.С. Социально-психологические аспекты формирования расстройств личности у подростков-правонарушителей [Текст]/М.М. Аксенов, М.В. Иванов, М.С. Яницкий//монография.- Кемерово, 2011. - 140 с.
  14. Аргентова, Т. Е. Психодинамический подход к исследованию влияния формирования дочери в материнской семье на её будущие отношения с лицами противоположного пола [Текст] / Т. Е. Аргентова,  Л. В. Аргентова // Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности: колл. монография / под ред. И. С. Морозовой. – Кемерово, 2011. – 347 с. С. 193 – 202.
  15. Яницкий, М.С. Ценностное измерение массового сознания [Текст]/М.С. Яницкий. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. - 237 с.
  16. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий/ под ред. А.А. Зеленина, М.С. Яницкого. - Кемерово, ИНТ, 2012.- 328 с.
  17. Браун, О.А., Дранишников, С.А., Ляхова, М.А., Полетаева, А.В. Социальные и психологические факторы планирования своего будущего в юношеском возрасте [Текст]/О.А. Браун, С.А. Дранишников, М.А. Ляхова, А.В. Полетаева. – под ред. О.А. Браун. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013 . - 131 с.
  18. Яницкий, М.С., Пфетцер, С.А., Зеленин, А.А. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции [Текст]/ М.С. Яницкий,С.А. Пфетцер, А.А. Зеленин. – Мин-во обр. и науки РФ, Кемеровский государственный ун-т.- Новосибирск: Издательство СО РАН, 2014. - 146 с. ISBN 978-5-7692-1397-7
  19. Аргентова, Т. Е. Неполная родительская семья как фактор формирования представлений женщин о лицах противоположного пола: монография [Текст] / Т. Е. Аргентова,  Л. В. Аргентова,; ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» – Кемерово, 2014. – 129 с.

Основные учебные издания:

  1. Горбатова, М.М. Методы управления персоналом. Учебное пособие [Текст] / М.М. Горбатова. – Кемерово: Юнити, 2002. – 155 с.
  2. Авилов, Г.М., Серый, А.В., Яницкий, М.С. Ролевая игра: теория, методология. Практика. Учебное пособие. [Текст] / Г.М. Авилов, А.В. Серый, М.С. Яницкий – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 107 с.
  3. Григорьева, Е.В., Полетаева, А.В., Серый, А.В. Социальная патология: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Григорьева, А.В. Полетаева, А.В. Серый – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 48 с.
  4. Симкин, М.Ф. Основы логопедии Учебное пособие [Текст] / М.Ф. Симкин – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2008. – 107 с.
  5. Аргентова Т.Е. Основные теоретические ориентации социальной психологии. Учебное пособие. [Текст] / Т.Е. Аргентова – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 107 с.
  6. Яницкий, М.С. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие [Текст] / под научной редакцией Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 347с. – С. 8-12.
  7. Симкин, М.Л. Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие/ М.Л. Симкин, Е.М. Симкина; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2009. – 248с.
  8. Серый, А.В., Полетаева, А.В. Основы психологического консультирования и психотерапии (учебно-методическое пособие) [Текст] / А.В. Полетаева, А.В. Серый – ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 43 с.
  9. Яницкий, М.С., Серый, А.В. Диагностика уровня развития ценностно-смысловой сферы личности (учебное пособие) [Текст] / М.С. Яницкий, А.В. Серый // МАОУ ДПО ИПК. – Новокузнецк, 2010.
  10. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под научной редакцией Э.М. Казина; ред. коллегия: Н.Э. Касаткина и др.- 2-е изд., доп. и перераб. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.-355с- ISBN 978-5-7148-0358-1.
  11. Яницкий, М.С. Дiагностика рiвня розвитку цiннicно-смисловоi сфери особистостi (навчвльний посiбник)[Текст]/ М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех. - Рiвне: МЕГУ, 2011. - 192 с.
  12. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование [Текст]: учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов: учебно-методическое пособие / отв. ред. Э.М. Казин. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011.- 627 с.- ISBN 978-5-7148-0364-2
  13. Симкин, М. Л., Ланина, Е.М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии: учебное пособие [Текст]/М.Л. Симкин, Е.М. Ланина; Кемеровский государственный университет. - Кемерово, 2013. - 164 с. ISBN 978-5-8353-1609-0
  14. Емельнова, О.В. Психолого-акмеологические аспекты развития экономической активности молодежи: электронное учебное пособие: тексто-графические учебные материалы [Электронный ресурс]/О.В. Емельнова; КемГУ. - Электрон. дан. (0,61 Мб)- Кемерово: КемГУ, 2014. - 1 электрон. опт.диск (CD-ROM/ - Загл. с экрана. - Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ "Информрегистр" 0321402240
  15. Педагогическая психология [Текст]/ Богомолов, А.М., Бондаренко А.Ф., Евтух Н.Б., Казин Э.М., Литвинова Н.А., Лузик Э.В., Матвийчук Н.А., Михальчук Ю.А., Пелех Ю.В., Пелех Л.Р., Портнова А.Г., Свиридова И.А., Серый А.В., Яницкий М.С. под редакцией Н.Б. Евтуха, Ю.В. Пелеха, М.С. Яницкого. Учебник. – Ровно: Фирма "Ассоль", 2014 г. – 287 с.
  16. Аршинова, Е.В., Янко, Е.В. Основы патопсихологии [Текст]/ Е.В. Аршинова, Е.В. Янко// Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 192 с.
  17. Горбатова, М.М., Ляхова, М.А. Психология молодежного общения [Текст]/ М.М. Горбатова, М.А. Ляхова// Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 156 с.
  18. Ланина, Е.М. История логопедии [Текст]/ Е.М. Ланина// Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 94 с.

Участие в общественной деятельности:

Судебно-психологическая экспертиза