Назад


ПУТЬ К ВОЙНЕ ИЛИ О ТОМ КАК РЕЛИГИЯ ВЛИЯЕТ НА ВОЕННУЮ ОБСТАНОВКУ В МИРЕ

16.12.2015

Религия. Вера. Бог. Разве эти слова несут в себе негативное значение? Так почему в современном мире мы привыкли окрашивать их в темный цвет и называть именно их причинами многочисленных мировых войн?

Большинство сложившихся и сохранившихся в настоящее время религий ни в коей мере не пропагандируют насилие. Но так было не всегда. Религия первобытного человека предполагала под собой большое количество поводов для убийства врага, ведь религиозные мотивы войны имели форму божественных наставлений, порой и приказов. И противление воле богов могло принести людям неудачи, гнев богов, оттого и первые религиозные войны были такими жестокими и беспощадными. В большинстве первобытных языческих религий достойную жизнь в загробном мире мог получить только тот, кто был храбрым и мужественным при жизни, кто захватывал и подчинял себе чужие племена. В большинстве случаев первобытная религия также утверждала, что все, убитые храбрым войном люди, будут служить ему в качестве рабов в будущем. Война для первобытных людей была той самой добродетелью, из-за которой человек после смерти могу обрести блаженство.

Практически у каждого народа были свои «боги войны». Например, Божества Тибета вели войны друг против друга, а бог войны возглавлял божественную армию. Самым могущественным из тибетских божеств был бог, побеждающий врагов, он был похож на древнегреческого Геракла. Его напоминает и военное божество китайцев – Куан Те, который при своей жизни был военачальником и неоднократно при своей службе отличился во время войн. На севере существовал культ Одина, тесно связанный с военным делом, влиятельным во время войн был и культ Тора. Войны за добычу и пиратство поощряли Афина и Зевс в Древней Греции, а в Древнем Риме достаточно высоко почитались Марс и Арес.

Но интересно то, что первобытные народы не сражались друг с другом из-за религиозных различий, как поступали более цивилизованные народы. Основная причина религиозных войн – это распространение «своей», «правильной» веры. И здесь примером может служить и христианство, и мусульманство, с его деятельностью после смерти пророка Мухаммеда, и католицизм с его Крестовыми походами. Но разве в большинстве случае это не политическая борьба идеологий, а не простое и такое желанное распространение «верной» религии?

Разве не понимали правители того времени, что религия – есть рычаг, управляющий народом, и с его помощью можно делать что угодно? В том числе вести экономические и идеологические войны, заставляя всех верующих думать, что все что не делается, делается во имя веры.

Одна из главных проблем современного мира заключается в том, что общество разделено. Разделено по религиозным причинам. И даже если не брать в учёт то, что мировые религии продолжают противоборствовать друг с другом, пусть и не так очевидно, как это было ранее, то разлад можно наблюдать и внутри каждой отдельной религии. Нет единства в христианстве, исламе. Каждая религия разделена на конфессии, которые противоборствуют внутри, и зачастую это противоборство может приводить к ужасным последствиям. Яркий тому пример – Исламское государство. Ситуацию ухудшает и расцвет различного рода сект, которые лишь прикрываются религиозными мотивами, а вместо этого всего лишь используют верующих людей.

Еще одной проблемой является то, что религия близка к политике. Зачастую господствующие религии становятся в большинстве стран своеобразными символами патриотизма, а в крайних случаях могут и выступать в виде нациолизма, расовой и религиозной вражды. В странах, где есть остро противоборствующие партии такое положение дел можно назвать взрывоопасным, ведь конфликт может возникнуть и из-за небольшой провокации одной из сторон.

Современные религии не проповедуют насилие и не поощряют его. Поощряет оно теми, кто экономически и политически заинтересован в международных и внутригосударственных конфликтах. Давайте разграничивать политику и религию, отделять веру от всего остального, что не имеет к ней никакого отношения.

В заключение хочется привести слова французского философа Поля-Анри Гольбаха:

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Ali miss G специально для электронной версии студенческого вестника «Статус-ВО!»

https://vk.com/feed?q=#status_view&section=search