Описание ООП по направлению подготовки 06.04.01 Биология (Ботаника)

 

Направление подготовки:

06.04.01 Биология, направленность (профиль)  "Биоразнообразие и рациональное использование биоресурсов"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1052
(зарегистрировано в Минюсте РФ  08 октября 2015 № 39224)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").

Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет подготовку магистров по направлению подготовки 06.04.01 Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Цели ОПОП:

·Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.04.01 Биология, способствующих социальной мобильности и устойчивости выпускника на рынке труда.

·Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образования с учетом профессиональных стандартов, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности.

·Формирование социально-личностных качеств магистров, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом  запросов  населения региона в получении профессионального образования,  в формировании исследовательских, профессиональных  и общекультурных компетенций. Факультет, реализующий данную ОПОП,  формирует  условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса,  предоставляя  каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными  характеристиками  ОПОП являются  оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к  российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академической  магистратуры.

Квалификация, присваиваемая выпускникам - Магистр

Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники.

Программа магистратуры   ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной:

Научно-исследовательская деятельность:

самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры;

формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования;

выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели;

освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов;

работа с научной информацией с использованием новых технологий;

обработка и критическая оценка результатов исследований;

подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

Дополнительно обучающийся готовится к таким видам профессиональной деятельности, как:

педагогическая деятельность:

осуществление педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки;

осуществление педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с направлением подготовки.

Кроме этого, для более углубленной подготовки к научно-исследовательской деятельности с учетом направленности (профиля) программы магистратуры, введены специальные компетенции, позволяющие приобрести навыки: организации и проведения научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; формулировки новых задач, возникающих в ходе исследования; выбора, обоснования и освоения методов, адекватных поставленной цели; освоения новых теорий, моделей, методов исследования; разработки новых методических подходов; работы с научной информацией с использованием новых технологий.

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы - Биоразнообразие и рациональное использование биоресурсов

Развитие научной школы, базирующейся в Кемеровском государственном университете и ведущей прикладные и фундаментальные научно-исследовательские разработки в области биологии, осуществляется через подготовку высококвалифицированных магистров, способных эффективно решать актуальные задачи изучения биологического разнообразия и рационального использования биологических ресурсов. Основная профессиональная образовательная программа разработана таким образом, что позволяет осуществлять подготовку выпускников, удовлетворяющих запросам работодателей. Выпускники направления подготовки 06.04.01 - Биология, направленности Биоразнообразие и рациональное использование биоресурсов  подготовлены к самостоятельной работе на должностях биолога,  зоолога, ботаника, эколога, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях; к педагогической деятельности.

Магистр данного направления имеет возможность овладеть широким спектром исследовательских и аналитических методов в области общей биологии, прикладной и фундаментальной зоологии, ботаники, экологии, что позволит ему эффективно реализовывать свои знания и умения в научно-исследовательских учреждениях и организациях, таких как:

·   научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации биологического и более узкого зоологического, ботанического, медицинского и сельско-хозяйственного профилей (лаборатории и отделы систематики, экологии, физиологии, охраны, генетики и селекции животных и растений, ландшафтного дизайна и экспертизы растительного сырья; станции защиты растений, ботанические и зоологические сады);

·   органы охраны природы и управления природопользованием;

·   образовательные учреждения общего, профессионального и дополнительного образования.

В ходе подготовки по основной магистерской программе магистранты имеют возможность параллельно получить дополнительную квалификацию "Преподаватель высшей школы" (лицензия на программы дополнительных квалификаций в КемГУ имеется), целью которой является подготовка будущего преподавателя высшей школы к учебной и научно-исследовательской деятельности.

Выполнение выпускной квалификационной работы, научно- исследовательская практики осуществляется на базе лабораторий кафедры биоразнообразия и биоресурсов, биостанции ИБЭиПР, на базе НИИ, заповедников, Ботанических садов, других вузов, производственных организаций с использованием их материально - технических возможностей на основе соответствующих договоров.

Практики:
 
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая. Научно-педагогическая практика проходит в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии), в профильных классах общеобразовательных учреждений, в вузе.

Научно-исследовательская практика проводится на биостанциях ИБЭиПР и на лабораторно-экспериментальной базе кафедры биоразнообразия и биоресурсов (в лабораториях анатомии и морфологии растений, систематики низших и высших растений, физиологии растений, биотехнологии растений, научного гербария, экологии почв и эколого-генетических исследований растений; зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоолоргической коллекции). Кроме того, практики проводятся на базах учреждений, с которыми ИБЭиПР имеет договоры о творческом сотрудничестве и соглашения о партнерстве:  научно-исследовательские учреждения СО РАН, СО РАСХН (Красноярский НИИСХ; ИЦиГ; ВНИИР им. Н. И. Вавилова); Кузбасский ботанический сад; МП г. Кемерово "Кемеровский ботанический сад"; Юргинский машиностроительный завод, музей-запорведник "Томская писаница" и др.
 
 
 
 
Аннотации к рабочим программам:
 
М1.Б.1 Философские проблемы естествознания Основные понятия философии естествознания, проблема познания связей и закономерностей явлений природы, история развития натурфилософских представлений, современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни, синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной, философские проблемы теории познания в естественных системах.
М1.Б.2 Иностранный язык Профессиональное и бытовое общение и чтение научной литературы, реферирование и аннотирование научной литературы, научно-технический перевод.
М1.Б.3 Экономика и менеджмент высоких технологий Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
М1.В.1 Инновационный менеджмент Высокие технологии и инновации в современной экономике. Организационные структуры и формы инновационной деятельности. Рынок инноваций. Государственное регулирование в сфере высоких технологий. Управление интеллектуальной собственностью. Инновационный потенциал региона и региональная инновационная политика.Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента. Коммуникации в системе менеджмента. Разработка управленческих решений. Мотивация деятельности в менеджменте. Человек в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стратегия и тактика в системе менеджмента.
М1.В.2 Иностранный язык 1 Лексико-грамматический материал для профессионального общения и чтения периодической научной литературы; курс реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научно-технического перевода
М1.ДВ.1 Научный иностранный язык Коммуникативный, культурологический и технологический аспекты в формировании речевых умений и навыков. Специфика лексических средств делового и профессионального дискурса. Оформление деловых документов и написания статей на английском языке. Знания особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации. Изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке.
М1.ДВ.1 Вопросы современной философии Периоды и типы философии 20 в. Философские школы, течения и направления 20 века и современности.
М2.Б.1 Компьютерные технологии в биологии Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; современные информационные технологии; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
М2.Б.2 Математическое моделирование биологических процессов Математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей биологических процессов; математические модели в билогии; методы качественного исследования динамических моделей биологических систем; математическая теория ферментативных процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели фотосинтеза, модели распределенных биологических систем.
М2.Б.3 Спецглавы физических и химических наук Основные методологические принципы и методы естественнонаучного познания; критерии разграничения достижений науки и псевдонауки на современном этапе; ключевые этапы истории развития и постановки проблем естествознания; современная физическая, химическая, естественно-научная, эволюционная и др. научные картины мира. Физические, химические свойства природных объектов. Системные и несистемные подходы к рассмотрению природных объектов. Суть процессов в микромире, являющихся основой современных технологий экспериментального исследования и нанотехнологий. Фундаментальные законы функционирования и развития, свойственные всем уровням организации материи. Знание о современном состоянии и перспективах развития естественных наук, тенденций развития наук.
М2.В.1 Молекулярная биология Задачи молекулярной биологии. Организация исследований по молекулярной биологии. Уровни молекулярной организации. Три биотических потока. Механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
М2.ДВ.1 Современные способы презентации научной информации Структура аудио и видеосредств, телекоммуникационные системы и методика их применения. Распространение информации в виде графики, ГИС-технологий, анимаций, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др.
М2.ДВ.1 Компьютерные технологии в науке и образовании ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером, принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний, применение пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
М3.Б.1 Современные проблемы биологии Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 1 Эволюция основных ботанических понятий. Роль гербария для развития ботанических и биологических исследований. Значение ботанических исследований в Сибири для развития биологии. Современное состояние и развитие ботанической науки в Сибири. Проблемы и перспективы развития ботаники в 21 веке. Сохранение флористического разнообразия как один из эффективных способов сохранения окружающей среды. Сущность и идеи Конвенции по сохранению биологического разнообразия.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 2 Ретроспектива и современные проблемы генетики человека (введение в предмет). Человек - объект генетического анализа. Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека. Популяционный и цитогенетический методы в генетике человека. Биохимические и молекулярно-генетические методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогены, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Фармакогенетика, генетика алкоголизма.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 3 Физиология как наука. Организм, его функции, гомеостаз. Регуляция функций. Возбудимые ткани, их свойства. Проведение возбуждения по нервам и синапсам. Свойства и функции центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Общая характеристика, отличия от соматической нервной системы. Железы внутренней секреции. Стресс и антистрессорные системы организма. Сон. Биоритмы. Роль системы дыхания для организма. Общая характеристика дыхательной функции. Свойства, производительность и регуляция деятельности сердца. Законы гемодинамики. Артериальное давление. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления. Основы трофологии. Функциональная система питания. Функции пищеварительного тракта и их регуляция. Система выделения и регуляция водно-солевого обмена. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Образование и здоровье.
М3.Б.2 История и методология биологии История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук, основные понятия и категории, методологические аспекты биологических наук и их приложений, место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи, роль выдающихся ученых в развитии биологических наук, зарождение новых научных направлений.
М3.Б.3 Учение о биосфере Эволюция биосферы, В.И. Вернадский и космологический смысл его учения, современное развитие биосферологии, взаимодействие природы и общества, антропогенное влияние на биосферу, методы прикладной экологии, экология человека в аспекте целостных представление о биосфере.
М3.Б.4 Современная экология и глобальные экологические проблемы Происхождение и строение Земли, взаимодействие геосфер, живые системы, роль живого в эволюции Земли; экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы.
М3.В.1 Промышленная ботаника Изучение особенностей строения, роста и развития растений и формирования фитоценозов в зоне действия загрязнений промышленных предприятий и нейтрализация с помощью растений. Типы нарушенных земель. Биологическая, сельскохозяйственная, лесохозяйственная рекультивация
М3.В.2 Флора и растительность Кемеровской области Основные понятия флористики и фитоценологии. Типы флоры и растительности. Ботанико-географическое районирование. Характеристика и современное состояние флоры и растительности региона.
М3.В.3 Региональные растительные ресурсы Предмет, задачи, методы и основные понятия ботанического ресурсоведения. Натурные и сырьевые растения естественной флоры. Растительное сырье. Поиск новых полезных растений. Обзор основных групп полезных растений региона.
М3.В.4 Биотехнология растений История биотехнологии растений. Методы культивирования растений in vitro. Культура каллусных тканей, клеточных суспензий. Клональное размножение. Культура изолированных тканей и клеток в селекции. Трансгенные растения.
М3.В.5 Охрана растений Методы и формы охраны растений. Нормативные документы. Территориальные и видовые стратегии охраны. Биологические основы уязвимости редких видов и их охраны.
М3.В.6 Большой практикум Флористический практикум. Методы оценки состояния популяций растений. Методы культуры растений in vitro. Анатомический практикум. Методы фитомониторинга.
М3.ДВ.1 Методы молекулярной биологии в селекции растений Типы молекулярных маркеров. Полимеразная цепная реакция. Электрофорез в агарозных гелях.
М3.ДВ.1 Иммунитет растений Физиологические основы иммунитета растений. Взаимодействие "патоген-хозяин". Видовой и расовый состав патогенов. Специфическая и неспецифическая устойчивость растений. Методы защиты растений. Методы искусственного заражения, определения видового и расового состава патогена.
М3.ДВ.2 Растения в городской среде Особенности городских экосистем. Функции растений города. Видовое разнообразие городских флор. Газопоглотительная способность и газоустойчивость растений. Оптимизация среды средствами озеленения.
М3.ДВ.2 Агроэкология Изучение взаимодействия человека с окружающей средой в процессе сельскохозяйственного производства, влияние сельского хозяйства на природные комплексы и компоненты, характер функционирования агроэкосистем в условиях техногенных нагрузок. воздействия на среду механического (обработка почвы, осушение, орошение, выпас скота), химического (удобрения, яды, стимуляторы) и биологического (посев и посадка растений, микробные препараты, навоз и т.п.) характера.
М3.ДВ.3 Методы фитоценологии Картография и топография. Типы картографического материала. Электронные карты. Геоботанические карты. Редактирование картографического материала. Создание и анализ векторных карт для фитоценологии.
М3.ДВ.3 Интродукция растений Основные понятия и история интродукции. Вклад ученых в развитие интродукции растений. Интродукция растений природной и культурной флоры. Оценка перспективности интродуцентов и успешности акклиматизации.
М3.ДВ.4 Фитооптимизация урбосреды Стили проектирования. Элементы ландшафтного дизайна. Введение в агротехнику декоративных растений. Классификация и использование растений открытого грунта. Проектирование ландшафтов в условиях уробонизированной среды.
М3.ДВ.4 Фитоэргономика помещений Основы фитодизайна интерьеров. Агротехника растений закрытого грунта. Классификация и использование декоративных растений. Рекомендации по оформлению интерьеров растениями.
ФТД.1 Педагогика и психология высшей школы Общая педагогика. Педагогическое мастерство. Система высшего образования за рубежом. Педагогические технологии высшей школы. Педагогические технологии профессионально-ориентированного обучения. Педагогическое мастерство. Педагогика высшей школы. История образования в России. Психология человека. Техника речи и основы актерского мастерства.
ФТД.2 Популяционная биология Популяционная биология - биологическая наука, изучающая строение и закономерности развития популяций. Процессы, идущие на популяционном и организменном уровне. Демографические и генетические параметры популяций. Методы исследования зависимостей популяционных параметров от факторов среды.
ФТД.3 Экологический мониторинг Понятие мониторинга. Мониторинг окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Ступени мониторинга. Объекты мониторинга. Характеризуемые показатели мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга.
 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.