Описание ООП по направлению подготовки 06.04.01 Биология (Зоология и биоэкология)

 

Направление подготовки:

06.04.01 Биология, 
направленность (профиль) "Зоология и биэкология"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 100
(зарегистрировано в Минюсте РФ  25 февраля 2010 № 16496)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").

Биологический факультет ведет подготовку магистров по направлению подготовки 06.04.01  Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Основная образовательная программа подготовки магистров представляет собой систему учебно-методических документов, разработанных на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ, регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся; и включает в себя: календарный учебный график, учебный план направления, компетентностную характеристику выпускника, рабочие программы учебных дисциплин (модулей), программы практик и научно-исследовательской работы обучающихся, методические материалы, устанавливающие порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и государственной итоговой  аттестации выпускников.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники:

Программа магистратуры   ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной:

Научно-исследовательская деятельность: самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования; выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели; освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов; работа с научной информацией с использованием новых технологий; обработка и критическая оценка результатов исследований; подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

Дополнительно обучающийся готовится к  таким видам профессиональной деятельности, как:

Научно-производственная деятельность: самостоятельное планирование и проведение лабораторно-прикладных работ, контроль биотехнологических процессов в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; освоение и участие в создании новых биологических и биомедицинских технологий; организация получения биологического материала; планирование и проведение природоохранных мероприятий; планирование и проведение биомониторинга и оценки состояния природной среды; восстановление и культивирование биоресурсов; сбор и анализ имеющейся информации по проблеме с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации; обработка, критический анализ полученных данных; подготовка и публикация обзоров, патентов, статей.

Проектная деятельность:подготовка и публикация научно-технических отчетов и проектов; подготовка нормативных методических документов; составление проектной документации; подготовка научно-технических проектов.

Организационно-управленческая деятельность:  планирование и осуществление лабораторных и полевых исследований в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; планирование и осуществление мероприятий по охране природы, биомониторингу, экологической экспертизе, оценке и восстановлению биоресурсов; планирование и осуществление семинаров и конференций; подготовка материалов к публикации; патентная работа; составление сметной и отчетной документации.

Педагогическая деятельность: осуществление педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки; осуществление педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с направлением подготовки.

 

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 06.04.01 Биология включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:

  • научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации;
  • органы охраны природы и управления природопользованием;
  • общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения профессионального образования (в установленном порядке).

 
Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 06.04.01 Биология, направленности  (программы магистратуры) "Зоология и биоэкология", являются: биологические системы различных уровней организации; процессы жизнедеятельности животных в условиях промышленного региона; живые организмы как объекты мониторинга, индикации и оптимизации среды, территориальные биоресурсы (оценка, эксплуатация, восстановление и охрана);.охранные и интродукционные технологии в применении к объектам животного мира.
 

 
 
 

Аннотации к рабочим программам :

 

М1.Б.1 Философские проблемы естествознания Основные понятия философии естествознания, проблема познания связей и закономерностей явлений природы, история развития натурфилософских представлений, современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни, синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной, философские проблемы теории познания в естественных системах.
М1.Б.2 Иностранный язык Профессиональное и бытовое общение и чтение научной литературы, реферирование и аннотирование научной литературы, научно-технический перевод.
М1.Б.3 Экономика и менеджмент высоких технологий Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
М1.В.1 Инновационный менеджмент Высокие технологии и инновации в современной экономике. Организационные структуры и формы инновационной деятельности. Рынок инноваций. Государственное регулирование в сфере высоких технологий. Управление интеллектуальной собственностью. Инновационный потенциал региона и региональная инновационная политика.Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента. Коммуникации в системе менеджмента. Разработка управленческих решений. Мотивация деятельности в менеджменте. Человек в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стратегия и тактика в системе менеджмента.
М1.В.2 Иностранный язык 1 Лексико-грамматический материал для профессионального общения и чтения периодической научной литературы; курс реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научно-технического перевода
М1.ДВ.1 Научный иностранный язык Коммуникативный, культурологический и технологический аспекты в формировании речевых умений и навыков. Специфика лексических средств делового и профессионального дискурса. Оформление деловых документов и написания статей на английском языке. Знания особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации. Изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке.
М1.ДВ.1 Вопросы современной философии Периоды и типы философии 20 в. Философские школы, течения и направления 20 века и современности.
М2.Б.1 Компьютерные технологии в биологии Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; современные информационные технологии; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
М2.Б.2 Математическое моделирование биологических процессов Математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей биологических процессов; математические модели в билогии; методы качественного исследования динамических моделей биологических систем; математическая теория ферментативных процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели фотосинтеза, модели распределенных биологических систем.
М2.Б.3 Спецглавы физических и химических наук Основные методологические принципы и методы естественнонаучного познания; критерии разграничения достижений науки и псевдонауки на современном этапе; ключевые этапы истории развития и постановки проблем естествознания; современная физическая, химическая, естественно-научная, эволюционная и др. научные картины мира. Физические, химические свойства природных объектов. Системные и несистемные подходы к рассмотрению природных объектов. Суть процессов в микромире, являющихся основой современных технологий экспериментального исследования и нанотехнологий. Фундаментальные законы функционирования и развития, свойственные всем уровням организации материи. Знание о современном состоянии и перспективах развития естественных наук, тенденций развития наук.
М2.В.1 Молекулярная биология Задачи молекулярной биологии. Организация исследований по молекулярной биологии. Уровни молекулярной организации. Три биотических потока. Механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
М2.ДВ.1 Современные способы презентации научной информации Структура аудио и видеосредств, телекоммуникационные системы и методика их применения. Распространение информации в виде графики, ГИС-технологий, анимаций, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др.
М2.ДВ.1 Компьютерные технологии в науке и образовании ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером, принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний, применение пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
М3.Б.1 Современные проблемы биологии Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 1 Эволюция основных ботанических понятий. Роль гербария для развития ботанических и биологических исследований. Значение ботанических исследований в Сибири для развития биологии. Современное состояние и развитие ботанической науки в Сибири. Проблемы и перспективы развития ботаники в 21 веке. Сохранение флористического разнообразия как один из эффективных способов сохранения окружающей среды. Сущность и идеи Конвенции по сохранению биологического разнообразия
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 2 Ретроспектива и современные проблемы генетики человека (введение в предмет). Человек - объект генетического анализа. Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека. Популяционный и цитогенетический методы в генетике человека. Биохимические и молекулярно-генетические методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогены, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Фармакогенетика, генетика алкоголизма.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 3 Физиология как наука. Организм, его функции, гомеостаз. Регуляция функций. Возбудимые ткани, их свойства. Проведение возбуждения по нервам и синапсам. Свойства и функции центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Общая характеристика, отличия от соматической нервной системы. Железы внутренней секреции. Стресс и антистрессорные системы организма. Сон. Биоритмы. Роль системы дыхания для организма. Общая характеристика дыхательной функции. Свойства, производительность и регуляция деятельности сердца. Законы гемодинамики. Артериальное давление. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления. Основы трофологии. Функциональная система питания. Функции пищеварительного тракта и их регуляция. Система выделения и регуляция водно-солевого обмена. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Образование и здоровье.
М3.Б.2 История и методология биологии История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук, основные понятия и категории, методологические аспекты биологических наук и их приложений, место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи, роль выдающихся ученых в развитии биологических наук, зарождение новых научных направлений.
М3.Б.3 Учение о биосфере Эволюция биосферы, В.И. Вернадский и космологический смысл его учения, современное развитие биосферологии, взаимодействие природы и общества, антропогенное влияние на биосферу, методы прикладной экологии, экология человека в аспекте целостных представление о биосфере.
М3.Б.4 Современная экология и глобальные экологические проблемы Происхождение и строение Земли, взаимодействие геосфер, живые системы, роль живого в эволюции Земли; экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы.
М3.В.1 Систематика и экология животных Современные подходы к изучению систематики позвоночных. Экология сообществ водных и наземных животных Биология редких и исчезающих видов животных Кемеровской области
М3.В.2 Введение в охотоведение Основы охотоведения и ведения охотничьего хозяйства. Система ООПТ Кемеровской области. Племенная работа с хозяйственно ценными животными.
М3.В.3 Биология хозяйственно-значимых животных Основы непрерывного экологического образования. Экологические основы содержания животных в неволе
М3.В.4 Современные аспекты экологического образования Основы непрерывного экологического образования. Экологические основы содержания животных в неволе
М3.В.5 Научные основы содержания и разведения декоративных животных Прикладная аквариумистика, разведение и содержание амфибий и рептилии, декоративных птиц, млекопитающих.
М3.В.6 Большой практикум Принципы создания зоологических коллекций и экспозиций, организация коллекционных фондов.
М3.ДВ.1 Прикладная энтомология Значение насекомых в жизни человека. Медицинская энтомология. пчеловодство и шелководство
М3.ДВ.1 Прикладная териология Значение млекопитающих в жизни человека. племенное животноводство, собаководство, пушное звероводство.
М3.ДВ.2 Методы исследования позвоночных животных Обзор современных общепринятых методов полевой и лабораторной работы с зоологическими объектами
М3.ДВ.2 Методы исследования беспозвоночных животных Обзор современных общепринятых методов полевой и лабораторной работы с зоологическими объектами
М3.ДВ.3 Основы организации зоологических коллекционных фондов Экономические основы использования ресурсов дикой живой природы. Экологический менеджмент и аудит
М3.ДВ.3 Природоохранное дело Основные принципы нормировании качества окружающей среды. Мониторинг объектов животного и растительного мира.
М3.ДВ.4 Контроль качества воды Основные принципы нормировании качества окружающей среды. Мониторинг объектов животного и растительного мира. Методы биоиндикации. Использование объектов животного и растительного мира для оценки качества среды обитания.
М3.ДВ.4 Экономические правовые основы природопользования Экономические основы использования ресурсов дикой живой природы. Экологический менеджмент и аудит Основные нормативно-правовые акты, регулирующие использование биологических ресурсов на федеральном и региональном уровне
ФТД.1 Педагогика и психология высшей школы Общая педагогика. Педагогическое мастерство. Система высшего образования за рубежом. Педагогические технологии высшей школы. Педагогические технологии профессионально-ориентированного обучения. Педагогическое мастерство. Педагогика высшей школы. История образования в России. Психология человека. Техника речи и основы актерского мастерства.
ФТД.2 Популяционная биология Популяционная биология - биологическая наука, изучающая строение и закономерности развития популяций. Процессы, идущие на популяционном и организменном уровне. Демографические и генетические параметры популяций. Методы исследования зависимостей популяционных параметров от факторов среды.
ФТД.3 Экологический мониторинг Понятие мониторинга. Мониторинг окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Ступени мониторинга. Объекты мониторинга. Характеризуемые показатели мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга.
 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:
 
         Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
 
      При реализации магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая. Научно-педагогическая практика проходит в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии), в профильных классах общеобразовательных учреждений, в вузе.
        Научно-исследовательская практика проходит в органах охраны природы и природопользования (в соответствии с договорами о совместной подготовке специалистов), на биостанции "Ажендарово" биологического факультета, в лабораториях "Зоологическая коллекция", в музее археологии, этнографии и экологии Южной Сибири Кемеровского госуниверситета, музее-заповеднике "Томская Писаница", государственном заповеднике "Кузнецкий Алатау". Лаборатории кафедры обеспечены оборудованием, необходимым для научно-исследовательской работы с животными, компьютерами, оснащенными лицензионными статистическими программами, обширной зоологической коллекцией, расходными материалами. Для каждого обучающегося составляются индивидуальные программы практики. Руководство научно-исследовательской практикой осуществляют преподаватели кафедры, имеющие научные степени и звания.