Описание ООП по направлению подготовки 06.04.01 Биология (Зоология и биоэкология)

 

Направление подготовки:

06.04.01 Биология, 
направленность (профиль) "Зоология и биоэкология"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ОПОП по очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021 (№ 1294 от 25.05.2015),
 копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1052
(зарегистрировано в Минюсте РФ  08 октября 2015 № 39224)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации").

Институт биологии, экологии и природных ресурсов ведет подготовку магистров по направлению подготовки 06.04.01  Биология на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Цели ОПОП:

·Формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.04.01 Биология, способствующих социальной мобильности и устойчивости выпускника на рынке труда.

·Получение выпускниками профессионального профильного практико-ориентированного образования с учетом профессиональных стандартов, позволяющего успешно работать в избранной сфере деятельности.

·Формирование социально-личностных качеств магистров, способствующих укреплению нравственности, развитию общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели, готовности принимать решения и профессионально действовать.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная профессиональная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования,  в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Факультет, реализующий данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными  характеристиками  ОПОП являются  оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, в том числе за счет создания цифровой образовательной среды, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к  российским и мировым информационным ресурсам, обеспечение развития электронной библиотеки.

В соответствии с целями настоящая ОПОП является программой подготовки академической  магистратуры.

Квалификация, присваиваемая выпускникам - Магистр

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Виды профессиональной деятельности выпускника, к которым готовятся выпускники

Программа магистратуры   ориентирована на научно-исследовательский  вид профессиональной деятельности как основной:

Научно-исследовательская деятельность:

самостоятельный выбор и обоснование цели, организация и проведение научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры;

формулировка новых задач, возникающих в ходе исследования;

выбор, обоснование и освоение методов, адекватных поставленной цели;

освоение новых теорий, моделей, методов исследования, разработка новых методических подходов;

работа с научной информацией с использованием новых технологий;

обработка и критическая оценка результатов исследований;

подготовка и оформление научных публикаций, отчетов, патентов и докладов, проведение семинаров, конференций.

Дополнительно обучающийся готовится к таким видам профессиональной деятельности, как:

педагогическая деятельность:

осуществление педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в соответствии с направлением подготовки;

осуществление педагогической деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с направлением подготовки.

Кроме этого, для более углубленной подготовки к научно-исследовательской деятельности с учетом направленности (профиля) программы магистратуры, введены специальные компетенции, позволяющие приобрести навыки: организации и проведения научного исследования по актуальной проблеме в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры; формулировки новых задач, возникающих в ходе исследования; выбора, обоснования и освоения методов, адекватных поставленной цели; освоения новых теорий, моделей, методов исследования; разработки новых методических подходов; работы с научной информацией с использованием новых технологий.

Направленность основной профессиональной образовательной программы - Зоология и биоэкология

Развитие научной школы, базирующейся в Кемеровском государственном университете и ведущей прикладные и фундаментальные научно-исследовательские разработки в области биологии, осуществляется через подготовку высококвалифицированных магистров, способных эффективно решать актуальные задачи современной зоологии и биоэкологии. Основная профессиональная образовательная программа разработана таким образом, что позволяет осуществлять подготовку выпускников, удовлетворяющих запросам работодателей. Выпускники направления подготовки 06.04.01 - Биология, направленности Зоология и биоэкология подготовлены к самостоятельной работе на должностях зоолога, эколога, биолога, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях; к педагогической деятельности.

Магистр данного направления имеет возможность овладеть широким спектром исследовательских и аналитических методов в области общей биологии, прикладной и фундаментальной зоологии, экологии, что позволит ему эффективно реализовывать свои знания и умения в научно-исследовательских учреждениях и организациях, таких как:

·   научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации биологического и более узкого зоологического, медицинского и сельско-хозяйственного профилей (лаборатории и отделы систематики, экологии, физиологии, охраны, генетики и селекции животных, ландшафтного дизайна и экспертизы растительного сырья; станции защиты растений, ботанические сады);

·   органы охраны природы и управления природопользованием;

               - образовательные учреждения общего, профессионального и дополнительного образования.

Практики:
 
         Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
 
      При реализации магистерской программы предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская и научно-педагогическая. Научно-педагогическая практика проходит в общеобразовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии), в профильных классах общеобразовательных учреждений, в вузе.
        Научно-исследовательская практика проходит в органах охраны природы и природопользования (в соответствии с договорами о совместной подготовке специалистов), на биостанции "Ажендарово" биологического факультета, в лабораториях "Зоологическая коллекция", в музее археологии, этнографии и экологии Южной Сибири Кемеровского госуниверситета, музее-заповеднике "Томская Писаница", государственном заповеднике "Кузнецкий Алатау". Лаборатории кафедры обеспечены оборудованием, необходимым для научно-исследовательской работы с животными, компьютерами, оснащенными лицензионными статистическими программами, обширной зоологической коллекцией, расходными материалами. Для каждого обучающегося составляются индивидуальные программы практики. Руководство научно-исследовательской практикой осуществляют преподаватели кафедры, имеющие научные степени и звания.
 
 
 

Аннотации к рабочим программам :

 

М1.Б.1 Философские проблемы естествознания Основные понятия философии естествознания, проблема познания связей и закономерностей явлений природы, история развития натурфилософских представлений, современная естественнонаучная картина мира, место в ней наук о жизни, синергетика как универсальный язык описания эволюционирующей вселенной, философские проблемы теории познания в естественных системах.
М1.Б.2 Иностранный язык Профессиональное и бытовое общение и чтение научной литературы, реферирование и аннотирование научной литературы, научно-технический перевод.
М1.Б.3 Экономика и менеджмент высоких технологий Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Банковская система. Международная экономика. Основы прикладной экономики. Основы маркетинга. Финансовые институты. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.
М1.В.1 Инновационный менеджмент Высокие технологии и инновации в современной экономике. Организационные структуры и формы инновационной деятельности. Рынок инноваций. Государственное регулирование в сфере высоких технологий. Управление интеллектуальной собственностью. Инновационный потенциал региона и региональная инновационная политика.Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента. Коммуникации в системе менеджмента. Разработка управленческих решений. Мотивация деятельности в менеджменте. Человек в организации. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стратегия и тактика в системе менеджмента.
М1.В.2 Иностранный язык 1 Лексико-грамматический материал для профессионального общения и чтения периодической научной литературы; курс реферирования и аннотирования научной литературы; навыки научно-технического перевода
М1.ДВ.1 Научный иностранный язык Коммуникативный, культурологический и технологический аспекты в формировании речевых умений и навыков. Специфика лексических средств делового и профессионального дискурса. Оформление деловых документов и написания статей на английском языке. Знания особенностей стиля делового письма, резюме, стандартных языковых клише и правил внешнего оформления документации. Изложение краткого содержания своей магистерской диссертации на изучаемом иностранном языке.
М1.ДВ.1 Вопросы современной философии Периоды и типы философии 20 в. Философские школы, течения и направления 20 века и современности.
М2.Б.1 Компьютерные технологии в биологии Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; современные информационные технологии; основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации.
М2.Б.2 Математическое моделирование биологических процессов Математический аппарат, применяемый для построения кинетических моделей биологических процессов; математические модели в билогии; методы качественного исследования динамических моделей биологических систем; математическая теория ферментативных процессов; модели эволюции и развития в биологии, модели фотосинтеза, модели распределенных биологических систем.
М2.Б.3 Спецглавы физических и химических наук Основные методологические принципы и методы естественнонаучного познания; критерии разграничения достижений науки и псевдонауки на современном этапе; ключевые этапы истории развития и постановки проблем естествознания; современная физическая, химическая, естественно-научная, эволюционная и др. научные картины мира. Физические, химические свойства природных объектов. Системные и несистемные подходы к рассмотрению природных объектов. Суть процессов в микромире, являющихся основой современных технологий экспериментального исследования и нанотехнологий. Фундаментальные законы функционирования и развития, свойственные всем уровням организации материи. Знание о современном состоянии и перспективах развития естественных наук, тенденций развития наук.
М2.В.1 Молекулярная биология Задачи молекулярной биологии. Организация исследований по молекулярной биологии. Уровни молекулярной организации. Три биотических потока. Механизмы хранения, передачи и реализации генетической информации. Строение и функции нерегулярных биополимеров (белков и нуклеиновых кислот).
М2.ДВ.1 Современные способы презентации научной информации Структура аудио и видеосредств, телекоммуникационные системы и методика их применения. Распространение информации в виде графики, ГИС-технологий, анимаций, ЗD-представлений, аудио, различных интерактивных систем и др.
М2.ДВ.1 Компьютерные технологии в науке и образовании ПЭВМ, практические навыки работы с компьютером, принципы построения автоматизированных систем обучения и контроля знаний, применение пакетов прикладных программ в учебном процессе, текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных, информационные сети, геоинформационные системы.
М3.Б.1 Современные проблемы биологии Актуальные проблемы, методологические достижения и перспективные направления наук о биологическом многообразии, физиологии, молекулярной и клеточной биологии, биологии развития, генетики, антропологии, экологии, теоретической биологии, эволюционной теории.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 1 Эволюция основных ботанических понятий. Роль гербария для развития ботанических и биологических исследований. Значение ботанических исследований в Сибири для развития биологии. Современное состояние и развитие ботанической науки в Сибири. Проблемы и перспективы развития ботаники в 21 веке. Сохранение флористического разнообразия как один из эффективных способов сохранения окружающей среды. Сущность и идеи Конвенции по сохранению биологического разнообразия
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 2 Ретроспектива и современные проблемы генетики человека (введение в предмет). Человек - объект генетического анализа. Генеалогический и близнецовый методы в генетике человека. Популяционный и цитогенетический методы в генетике человека. Биохимические и молекулярно-генетические методы в генетике человека. Проблемы медицинской генетики. Тератогены, врожденные пороки развития. Хромосомные болезни. Моногенные болезни. Болезни с наследственной предрасположенностью. Медико-генетическое консультирование. Методы пренатальной диагностики. Фармакогенетика, генетика алкоголизма.
М3.Б.1.1 Современные проблемы биологии, часть 3 Физиология как наука. Организм, его функции, гомеостаз. Регуляция функций. Возбудимые ткани, их свойства. Проведение возбуждения по нервам и синапсам. Свойства и функции центральной нервной системы. Вегетативная нервная система. Общая характеристика, отличия от соматической нервной системы. Железы внутренней секреции. Стресс и антистрессорные системы организма. Сон. Биоритмы. Роль системы дыхания для организма. Общая характеристика дыхательной функции. Свойства, производительность и регуляция деятельности сердца. Законы гемодинамики. Артериальное давление. Регуляция тонуса сосудов и артериального давления. Основы трофологии. Функциональная система питания. Функции пищеварительного тракта и их регуляция. Система выделения и регуляция водно-солевого обмена. Здоровье человека и факторы, его определяющие. Образование и здоровье.
М3.Б.2 История и методология биологии История возникновения и развития биологии и смежных с ней наук, основные понятия и категории, методологические аспекты биологических наук и их приложений, место биологии в системе научного знания, междисциплинарные связи, роль выдающихся ученых в развитии биологических наук, зарождение новых научных направлений.
М3.Б.3 Учение о биосфере Эволюция биосферы, В.И. Вернадский и космологический смысл его учения, современное развитие биосферологии, взаимодействие природы и общества, антропогенное влияние на биосферу, методы прикладной экологии, экология человека в аспекте целостных представление о биосфере.
М3.Б.4 Современная экология и глобальные экологические проблемы Происхождение и строение Земли, взаимодействие геосфер, живые системы, роль живого в эволюции Земли; экологические группы организмов; взаимодействие организма и среды; факторы среды; сообщества организмов, экосистемы, их состав, разнообразие, динамика, пищевые сети и цепи, взаимодействие биологических видов; структура, эволюция и условия устойчивости биосферы; антропогенные воздействия и экологический прогноз; методы анализа и моделирования экологических процессов; экологические принципы природопользования и охрана природы.
М3.В.1 Систематика и экология животных Современные подходы к изучению систематики позвоночных. Экология сообществ водных и наземных животных Биология редких и исчезающих видов животных Кемеровской области
М3.В.2 Введение в охотоведение Основы охотоведения и ведения охотничьего хозяйства. Система ООПТ Кемеровской области. Племенная работа с хозяйственно ценными животными.
М3.В.3 Биология хозяйственно-значимых животных Основы непрерывного экологического образования. Экологические основы содержания животных в неволе
М3.В.4 Современные аспекты экологического образования Основы непрерывного экологического образования. Экологические основы содержания животных в неволе
М3.В.5 Научные основы содержания и разведения декоративных животных Прикладная аквариумистика, разведение и содержание амфибий и рептилии, декоративных птиц, млекопитающих.
М3.В.6 Большой практикум Принципы создания зоологических коллекций и экспозиций, организация коллекционных фондов.
М3.ДВ.1 Прикладная энтомология Значение насекомых в жизни человека. Медицинская энтомология. пчеловодство и шелководство
М3.ДВ.1 Прикладная териология Значение млекопитающих в жизни человека. племенное животноводство, собаководство, пушное звероводство.
М3.ДВ.2 Методы исследования позвоночных животных Обзор современных общепринятых методов полевой и лабораторной работы с зоологическими объектами
М3.ДВ.2 Методы исследования беспозвоночных животных Обзор современных общепринятых методов полевой и лабораторной работы с зоологическими объектами
М3.ДВ.3 Основы организации зоологических коллекционных фондов Экономические основы использования ресурсов дикой живой природы. Экологический менеджмент и аудит
М3.ДВ.3 Природоохранное дело Основные принципы нормировании качества окружающей среды. Мониторинг объектов животного и растительного мира.
М3.ДВ.4 Контроль качества воды Основные принципы нормировании качества окружающей среды. Мониторинг объектов животного и растительного мира. Методы биоиндикации. Использование объектов животного и растительного мира для оценки качества среды обитания.
М3.ДВ.4 Экономические правовые основы природопользования Экономические основы использования ресурсов дикой живой природы. Экологический менеджмент и аудит Основные нормативно-правовые акты, регулирующие использование биологических ресурсов на федеральном и региональном уровне
ФТД.1 Педагогика и психология высшей школы Общая педагогика. Педагогическое мастерство. Система высшего образования за рубежом. Педагогические технологии высшей школы. Педагогические технологии профессионально-ориентированного обучения. Педагогическое мастерство. Педагогика высшей школы. История образования в России. Психология человека. Техника речи и основы актерского мастерства.
ФТД.2 Популяционная биология Популяционная биология - биологическая наука, изучающая строение и закономерности развития популяций. Процессы, идущие на популяционном и организменном уровне. Демографические и генетические параметры популяций. Методы исследования зависимостей популяционных параметров от факторов среды.
ФТД.3 Экологический мониторинг Понятие мониторинга. Мониторинг окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Ступени мониторинга. Объекты мониторинга. Характеризуемые показатели мониторинга. Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования. Единая государственная система экологического мониторинга.
 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.