Описание ООП по направлению подготовки 37.04.01 Психология (Консультативная педагогика и психология)

 

Направление подготовки:

37.04.01 Психология,
магистерская программа "Консультативная и педагогическая психология"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23 сентября 2015г. № 1043
(зарегистрировано в Минюсте РФ от 12.10.2015 № 39285)

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология с направленностью (профилем) "Консультативная и педагогическая психология" реализуется в Кемеровском государственном университете на русском языке - государственном языке Российской Федерации  (согласно ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Образовательная программа магистратуры имеет своей целью развитие у магистрантов таких качеств личности, как ответственность, гражданственность, патриотизм, толерантность, следование гуманистическим идеалам, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, осознание социальной значимости психолого-педагогической деятельности, способность принимать организационные решения в различных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, и формирование общекультурных (общенаучных, социальных, информационных и т.п.) компетенций.

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

М1.Б.1 Методические проблемы психологии Развитие психологических идей в допарадигмальный период. Развитие психологии в классический период и методологические установки классического идеала рациональности в психологии. Неклассический этап развития психологии: основные научные и методологические парадигмы. Современное состояние теории и методологии психологии.
М1.Б.2 Планирование теоретического и эмпирического исследования "Особенности планирования научного и прикладного исследования Виды исследований в психологии. Особенности прикладных и теоретических исследований. Естественнонаучная и культурно-историческая традиции. Методология, техника, процедура этапы и методы исследования. Программа исследования. Методологический раздел. Программа исследования. Процедурный раздел программы. Способы формирования выборки. Полевая документация исследования. Представление результатов исследования. Способы представления результатов исследования. Научная статья, тезисы. Способы представления результатов прикладного исследования. Специфика написания отчетов. Структура научной диссертации и требования к диссертационным исследованиям."
М1.Б.3 Качественные и количественные методы исследования в психологии Качественные методы сбора информации. Виды качественных исследований и общий порядок действий исследователя. Метод интервьюирования. Проективные методы исследования. Техника репертуарных решеток. Наблюдение. Методы хранения и обработки качественных данных. Групповые качественные методы исследования. Метод группового интервью. Метод фокус-групп. Ролевая игра как метод исследования группы. Количественные методы исследования. Социометрия. Метод анкетирования. Тестовый метод. Эксперимент. Стратегии анализа количественных данных. Комбинированные качественно-количественные методы исследования. Оценочная биполяризация. Групповая оценка личности. Экспертное оценивание. Качественно-количественный анализ документов. Диагностический потенциал качественных и количественных методов исследования.
М1.В.1 Избранные проблемы психологии развития Проблемы психологии развития в системе наук о человеке. Прикладное и теоретическое значение проблемы, задачи курса. Место психологии развития в системе наук. Культурная антропология, философия, право, социальная педагогика, социология, физиология. Круг проблем психологии развития. Объект, предмет психологии развития. Виды исследований и методы психологии развития. Методологические проблемы психологии развития. Онтологический подход к изучению развития. Онтогенез. Топологические характеристики нормального развития. Феномены развития здоровой личности. Соотношение понятий "зрелость", "здоровье". Нравственное, гражданское развитие. Жизненный путь. Развитие как социокультурное явление. Уровни социализации личности и их значение для достижения зрелости. - Хронологический аспект изучения возрастной изменчивости психики. Возрастной подход. Проблема периодизации психического развития. Хронологические характеристики индивидуального развития человека. Макрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики. Гетерохрония и противоречивость развития. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики. Акселерация и ретардация. - Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека. Значение структурно-генетического подхода в психологии. Структурно-динамическая характеристика развивающейся личности. - Каузальный подход к изучению развития психики. Детерминация психического развития человека. Внешние и внутренние условия, факторы, способствующие развитию. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии. Игра и ее роль в психическом развитии. Субъективные факторы развития: стремление к самореализации. Значение самораскрытия потенциалов, творческих способностей. Проблема оценки и прогнозирования развития Применение диагностического инструментария для определения уровневых и структурных характеристик развития психики в различных сферах жизнедеятельности.
М1.В.2 Избранные проблемы семейной психологии Семья как социокультурный феномен. Семья как социокультурный феномен, ее развитие в социогенезе. Жизненный цикл развития семьи. Психологические особенности семейных отношений. Психология супружеских отношений. Любовь как основа построения современной семьи. Ролевая структура семьи. Особенности межличностного общения в семье. Виды деструкции семьи. Характер межличностных отношений супругов в деструктивных семьях. Супружеские конфликты, их причины. Супружеская измена. Субъективная удовлетворенность браком. Гармонические и дисгармонические семьи. Теоретические основы формирования родительства Детско-родительские отношения. Родительство как культурно-исторический и психологический феномен. Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза. Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопека, устойчивость, активная любовь (А. Роэ, М. Сигельман). Родительская позиция, ее характеристика: адекватность, динамичность, прогностичность (А. С. Спиваковская). Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви (Э. Фромм). Гендерный подход в семейном воспитании. Гендерные различия в семейной социализации детей. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания. Основные направления их коррекции. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье. Факторы, влияющие на характер отношений между братьями и сестрами в семье. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка. Направления оказания психологической помощи семье Психологическая, педагогическая, социальная модели помощи семье. Психологическое сопровождение родительства. Основные направления семейной психотерапии и консультирования: индивидуальная и системная ориентации. Интегративная модель психологической помощи семье. Организация психологической службы семьи.
М1.В.3 Актуальные проблемы психологии личности Теоретические и методологические проблемы психологии личности. Место и роль психологии личности в системе наук о человеке. Своеобразие психологического, социального и философского подходов к человеку. Понятие "личность" и ее структура. Актуальные проблемы теории и практики в психологии личности. Актуальные проблемы исследования и оценки личности в психологии. Личность и ее взаимоотношения с социумом, как поле для исследования. Структура личности. Соотношение понятий - индивид, личность, индивидуальность. Значение исследования личности. Проблема нормы и патологии в развитии и функционировании личности. Методы исследования личности. Представление о личности в психологических теориях. Понятие научной теории личности. Исторический аспект и эволюция психологических теорий. Критерии научности теории. Компоненты теории личности. Основные психологические школы - конкурирующие концепции. Общая характеристика. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы. Понятие социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Процессы социализации: интериоризация, идентификация, интернализация. Стадии социализации личности. Семейное и институциализированное воспитание (образовательные институты, СМИ) в процессе социализации личности. Групповой уровень социального влияния. Межличностное взаимодействие. Актуальные вопросы персональной и социальной идентичности человека. Понятие персональной и социальной идентичности. Проблема психологических исследований социальной идентичности личности. Психологические факторы и механизмы формирования и развития социальной идентичности. Я-концепция как результат развития личности. Ценностно-смысловая сфера личности как проявление личностной идентичности. Регуляция социального поведения личности. Понятие социального поведения и его регуляторов. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. Девиантное поведение. Социальная установка: понятие, структура, функции. Формирование аттитюдов. Изменение социальных установок. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология личности в пространстве психолого-педагогической практики.
М1.ДВ.1 Психодиагностика в психолого-педагогической и консультативной практике Научное психолого-педагогическое исследование. Научное психолого-педагогическое исследование. Основные общенаучные методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование). Общая характеристика методов психологического исследования в образовании. Специфика и принципы психологической диагностики. Проектирование и организация психодиагностического исследования в образовании. Неформализованные методы психодиагностики в образовании. Психологическое тестирование в образовании: основные принципы и методики. Психологическая диагностика в детских образовательных учреждениях Психологическая диагностика в детских дошкольных учреждениях. Практика психологической диагностики готовности ребенка к школьному обучению. Психологическая диагностика в школе. Практика психологической диагностики взрослых. Психологическая диагностика профессиональной пригодности. Практика психологической диагностики при обучении взрослых. Диагностика потребности в обучении, мотивации и способности к обучению.
М1.ДВ.1 Актуальные вопросы психологии девиантного поведения Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Биологические и психологические теории девиантного поведения. Проблема преступного поведения в социологии и психологической науке. Психология криминальной агрессии. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения. Суицидальное поведение как вид социальной девиации. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности. Общие принципы профилактики девиантного поведения и разработки профилактических программ. Профилактика девиаций в подростковом периоде развития. Профилактика аддиктивного и суицидального поведения.
М2.Б.1 Актуальные проблемы теории и практики современной психологии Общие методологические проблемы современной психологии. Общая характеристика основных парадигм психологической науки. Основные этапы развития общества. Характеристика постмодернистского и информационного общества. Толерантное сознание и его социокультурные проявления. Особенности постнеклассической психологии. Вызовы современной цивилизации как актуальные проблемы психологический науки и практики. Основные проблемы развития цивилизации на современном этапе. Проблема глобализации в современном мире. Психология урбанизма. Человек в информационном обществе. "Человеческий фактор" и психологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Актуальные тенденции развития психологии личности. Проблемы формирования толерантности личности и профилактики экстремизма. Требования к организации и проведению исследования в прикладной психологии.
М2.Б.2 Статистические методы в психологии Система статистических методов в психологии Понятие эмпирической математической модели психологического явления. Параметрические и непаметрические статистические методы. Методы многомерного статистического анализа: регрессионный, кластерный, факторный, дискриминантный анализ, многомерное шкалирование. Методы организации психологического исследования Введение в планирование экспериментов в педагогической психологии. Межгрупповой план эксперимента. Виды экспериментальных и контрольных групп. Внутригрупповой план эксперимента: общая характеристика, достоинства и недостатки. Методы обработки анкетных данных. Проблема обработки качественных измерений: логлинейный анализ, шкала Лайкерта, анализ соответствий, логистическая регрессия. Методы математического моделирования. Модели индивидуального и группового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искусственного интеллекта. Модели принятия решений. Применение метода анализа иерархий (МАИ) при выборе оптимальной стратегии поведения.
М2.Б.3 Научные школы и теории в современной психологии Современное состояние психологичес-кой науки. Основные достижения современной зарубежной психологии (теоретичес-кие концеп-ции). Основные теоретические концепции современной отечественной психологии. Научные школы современной психологии. Ведущие научные школы отечественной психологии. Ведущие научные школы и теории современной зарубежной психологии. Перспективы развития психологической науки. Нерешенные проблемы в современной психологии, существующие дискуссии по поводу подходов к их решению, методам исследования. Основные направления развития психологической науки, перспективы.
М2.Б.4 Отрасли психологии, психологические практики и социальные службы Практическая психология как область профессиональной деятельности. Социально-исторической контекст становления практической психологии в России и за рубежом. Психолог-практик - базовые компетенции. Основные позиции психолога-практика. Ролевое кольцо. Позиции психолога при взаимодействии с клиентом. Профессиональная этика. Психологические службы в разных сферах практики. Практическая психология образования. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. Практический психолог образования как профессионал. Основные виды деятельности практического психолога образования. Принципы деятельности практического психолога образования. Медико-психологическая служба (МПС). Приоритетные направления в развитии МПС. Регламентация деятельности и основные направления деятельности практического психолога в системе здравоохранения. Экстренная медико-психологическая помощь. Психологическая служба в правоохранительной системе. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования. Психологическая диагностика. Психологическая коррекция и развитие личности как функции службы. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Формы и методы работы практического психолога. Групповая и индивидуальная психологическая работа. Требования к личности и подготовке психолога в индивидуальной и групповой работе. Микронавыки. Консультативная беседа. Этапы и технологии консультативной беседы. Контакт с клиентом. Психодиагностика в организациях. Цели и задачи психодиагностики. Отбор персонала. Психодиагностика в рамках аттестации персонала. Коррекционно-развивающая работа практического психолога (на примере одной из сфер деятельности).
М2.Б.5 Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога Технические средства современных информационных и коммуникационных технологий. Характеристика назначения и функциональных возможностей программно-аппаратных средств и информационных технологий, используемых в преподавании психологических дисциплин. Основные подходы к поиску учебного материала в сетевых ресурсах, стратегии поиска, принципы информационного поиска в сети, поисковые запросы (языки поиска). Операционные системы и системные программы современных компьютеров и средств коммуникации. Обзор функциональных возможностей аппаратуры и программного обеспечения для самостоятельной подготовки мультимедийного учебного материала c использованием распространенных программных продуктов (например, Microsoft Office 2010). Обзор сложных (расширенных) возможностей программного обеспечения для подготовки презентаций на примере использования системы Microsoft Power Point. Работа с текстовой и аудиовизуальной информацией. Психологические особенности восприятия текста и иллюстраций на презентациях. Способы монтирования сложного мультимедийного содержания в презентации. Способы доработка иллюстраций в графическом редакторе. Основы видеомонтажа: вырезка и склейка видео фрагментов. Телекоммуникационные технологии. Обзор типичных задач, решаемых преподавателем в рамках дистанционного (виртуального) общения с обучающимися и коллегами. Формы и методы проведения такой работы. Обзор типовых возможностей работы с использованием распространенного программного обеспечения. Этика делового общения в режиме телекоммуникационного взаимодействия. Поиск научной информации в библиографических, реферативных и специализированных базах данных, электронных библиотеках. Обзор современных информационных сетевых ресурсов в области психологии и смежных наук: реферативные и полнотекстовые базы данных, on-лайновые справочники и энциклопедии, ресурсы сообществ профессиональных психологов и др. Способы получения информации из электронных баз данных. Специализированное программное обеспечение в психологии. Преимущества и ограничения в использовании специализированного программного обеспечения в психологии. Специфика программного обеспечения в сфере психодиагностики. Методические особенности процесса информатизации психологических методик и проведения прикладных психологических исследований, опосредствованных Интернетом. Обеспечение безопасности информационных технологий. Представление о понятии безопасности в сфере информационных технологий. Угрозы и возможные негативные последствия использования информационных технологий. Основные условия обеспечения безопасности информационных технологий. Информационные технологии в различных областях психологии. Новые технологии в исследовательской, учебной и практической работе психолога.
М2.Б.6 Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования Характеристика психологии как учебного предмета. Цели психологии в области профессиональных умений будущих преподавателей. Цели обучения психологии в области развития личности студентов. Организация содержания курса психологии. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения. Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторной и самостоятельной работы. Формы организации обучения. Реализация системы методов в лекционных курсах. Формирование лекционного мастерства. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Типы учебных задач на семинаре. Проблема ритма учебного семинарского занятия. Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач. Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности. Саморегуляция самостоятельной работы. Организация проведения контроля в процессе обучения психологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Выбор и реализация методов и средств контроля. Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля. Особенности преподавания психологии в системе дополнительного образования. Самоорганизация деятельности преподавателя Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами, с учетом различий в системах управления учением. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения. Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения. Работа преподавателя с представлением о самом себе; учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами. Специфика учебных взаимодействий на начальном этапе - при формировании смыслов и цели обучения. Умение проектировать совместные, разделенные действия со студентами, помощь при переходе к самоорганизации учения.
М2.В.1 Основы личностного консультирования Основные понятия и дефиниции. Цели, задачи, принципы и организационно-правовые аспекты консультативной работы. Основные формы и методы личностного консультирования. Условия и принципы эффективного личностного консультирования. Требования предъявляемые к психологу консультанту. Понятие психологической проблемы. Личностная проблема как сложная жизненная ситуация. Психологические проблемы, вызываемые кризисами развития на основных жизненных стадиях. Этапы, методы, приемы и техники личностного консультирования в психолого-педагогической практике.
М2.В.2 Психологическая адаптация к условиям образовательной среды Теоретические аспекты проблемы психологической адаптации. Понятия "Образовательная среда" и "Адаптация" в различных областях науки. Сравнительная характеристика и анализ определений. Виды адаптации и их характеристика: физиологическая, психологическая, социальная. Уровни социально-психологической адаптации к школе: высокий, средний, низкий и их характеристика. Дезадаптация. Проявление психологической дезадаптации учащихся к образовательной среде. Форма дезадаптации, причины и коррекционные мероприятия. Школьная тревожность как показатель неблагополучия учащихся. Общая характеристика школьной тревожности. "Факторы риска" формирования школьной тревожности и их описание. Многослойность факторов формирования школьной тревожности. Возрастно-специфические причины и динамика школьной тревожности: возрастные задачи развития, социально-педагогические ситуации, типичные причины. Разработка программ диагностики и коррекции адаптации к условиям образовательной среды на разных возрастных этапах. Структура и содержание программы исследования социально-психологической адаптации учащихся к условиям образовательной среды. Структура и содержание программы коррекции проблем адаптации к условиям образовательной среды.
М2.В.3 Психология педагогической деятельности Общая характеристика педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности. Типология современных педагогов. Психологические основы педагогического творчества. Профессиональная "Я-концепция" педагога. Профессионально-личностный рост современных педагогов. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические способности и умения. Успешность и результативность педагогической деятельности Психология познания педагогом личности учащихся Психология педагогического общения и влияния. Синдром профессионального выгорания педагога. Психологическая характеристика стрессоустойчивости педагога.
М2.В.4 Психология познавательной деятельности Характеристика психологии познавательной деятельности как учебного предмета. Роль и место психологии познавательной деятельности на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Подходы к проблеме познавательного и умственного развития. Закономерности процесса усвоения. Этапы процесса усвоения. Оптимизация познавательной деятельности индивида. Завышение значимости процессов по сравнению со знаниями. Переоценка значимости когнитивных факторов по сравнению с эмоциональными и мотивационными факторами. Метапознание и опосредствующие процессы. Когнитивно-стилевая организация личности. Понятие "Когнитивный стиль". Теории когнитивных стилей. Индивидуальный стиль деятельности. Проблемы межстилевой коммуникации. Характеристика теории познавательной деятельности. Предпосылки становления теории познавательной деятельности. Основные положения онтологизма античной классики; теория эмпиризма Ф. Бэкона; рационализм Декарта; трансцендентализм Э. Канта. Ассоциативная теория. Гештальт психология. Теоретические подходы к проблеме познавательной деятельности. Информационный подход (Д. Бродбент; Дж. Макклелланд); культурно-историческая парадигма (К. Ратнер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Технологический подход: различия направлений связаны с тем, какие элементы единства рассматриваются как ведущие, системообразующие начала целостной деятельности. Результат как системообразующий фактор, (П. К. Анохин; Э. Толмен). Акцентуация цели как ведущей составляющей деятельности (А. Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов). Личностная обусловленность свободной инициации (Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, Е.Н. Баканов, В. А. Иванников). Средства деятельности (В. П. Зинченко, П. Я. Гальперин, А. И. Подольский). Смысловой подход (А. Н. Леонтьев); активностный подход (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, А. Г. Асмолов); структурно-иерархический подход (Л. М. Веккер). Виды познавательной деятельности. Классификация видов познавательной деятельности по критерию познавательного действия (Б. Ф. Ломов; В. Г. Большенков; К. А. Абульханова). Компоненты структуры познавательной деятельности личности. Сенсорный, перцептивный и речемыслительный уровни познавательной деятельности. Интенсификация познавательной деятельности. Принципы интенсификации. Факторы, тормозящие процесс интенсивной познавательной деятельности личности. Критериии интенсификации. Способы интенсификации. Особенности функционирования познавательной деятельности на различных возрастных этапах.
М2.В.5 Психология межличностного конфликта и педагогическая конфликтология Истоки и предметное содержание педагогической конфликтологии. Основные теоретические подходы к педагогическим конфликтам. Основные понятия педагогической конфликтологии. Типологизация педагогических конфликтов. Общая характеристика отдельных видов конфликтов: "учитель - учитель", "учитель - родитель", "учитель - ученик", "учитель - администрация" и др. Поведение людей в конфликте. Личностные детерминанты конфликтного взаимодействия. Анализ педагогического конфликта. Способы разрешения и конфликтов. Переговоры. Медиация. Направления профилактики конфликтов. Перспективы развития педагогической конфликтологии.
М2.В.6 Психодинамический подход в консультативной практике Концептуальные ценности психодинамического подхода. История становления психоанализа. Модели психического аппарата. Содержание первой модели психического аппарата (З. Фрейд). Понятие вытеснения и феномены сновидений, острот и ошибочных действий. Содержание промежуточной модели психического аппарата. Понятие сознательного, предсознательного, бессознательного. Классическая модель психоанализа как процесс работы с индивидуальным бессознательным. Содержание итоговой модели психического аппарата ("Я", "Оно", "Сверх-Я"). Содержание концепции инфантильной сексуальности. Стадии психосексуального развития ребенка. Психоаналитического определение понятия травмы. Основные защитные механизмы: генезис и принципы функционирования. Понятие фиксации: определение и механизмы возникновения. Понятие регресса: определение и механизмы возникновения. Понятие первичного и вторичного процессов. Основные принципы психической деятельности. Эдипов комплекс. Обзор психоаналитических теорий личности: А. Адлер, К.-Г. Юнг, К.Хорни, Э. Фромм, Жак Лакан Теория современного психоанализа и психодинамическая модель консультирования Современная теория процесса психоаналитического консультирования. Психоаналитическая Я-психология Анны Фрейд. Детский психоанализ. Психоаналитическая теория объект-отношений (Р. Спиц, М. Кляйн). Анализ отношений между ребенком и матерью (М. Кляйн). Последствия нарушения отношений в системе "мать-ребенок". Современное развитие теории отношений: С. Ференци и М. Балинт, Э. - Г. Эриксон, Д. -В. Винникот, М. Маллер, О. - Ф. Кернберг, Г. Когут. Психоаналитическое понимание сущности и целей личностных изменений в консультативном процессе. Символическая функция бессознательного с точки зрения современного психоанализа. Основные теоретические положения психодинамическо го подхода в консультировании. Техника и практика психодинамического консультированияЦель психоаналитической модели консультирования. Фокус психодинамического консультирования. Классические психоаналитические техники консультирования: продуцирование материала клиентом посредством свободных ассоциаций, трансфера сопротивления; анализирование материала клиентом. Техники психодинамического консультирования: интерпретация, конфронтация, переработка опыта и т.д. Этапы психодинамического консультирования. Анализ защитных механизмов. Работа с переносом в процессе психодинамического консультирования. Техника анализирования переноса. Супервизия. Прикладные аспекты психодинамического подхода: психоаналитическая педагогика, психоаналитическая социология и социальная работа.
М2.В.7 Экзистенциально-гуманистический подход в консультативной практике Введение в учебный курс, основные понятия и дефиниции. Цели, задачи, принципы и организационно-правовые аспекты консультативной работы в рамках экзистенциально-гуманистического подхода. Основные теории экзистенциально-гуманистического подхода в консультировании. Условия и принципы экзистенциально-гуманистического подхода в консультативной практике. Понятие психологической проблемы в экзистенциально-гуманистическом подходе. Этапы, методы, приемы и техники личностного консультирования в экзистенциально-гуманистическом подходе.
М2.ДВ.1 Психология профессионального самоопределения Введение в курс "Профессиональное самоопределение личности". Цель и задачи курса. Развитие профориентационной работы за рубежом и в нашей стране. Исторически сложившиеся и специфические по со-держанию и целям формы профориентации. Соотношение понятий "профориентация" и "профконсультация", "профессиональное самоопределение" и "личностное самоопределение". Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения Сущность профессионального самоопределения как структурного элемента сложного, многоступенчатого процесса развития человека. Парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении. Отличие профессионального самоопределения от личностного и жизненного самоопределения. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии. Типология проблем в выборе профессий. Типичные варианты профессионального самоопределения, предложенные Н.С. Пряжниковым. Основные линии развития субъекта профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное развитие личности. Этапы профессионального самоопределения личности Кризисы профессионального развития личности. Периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Этапы освоения профессии. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития личности. Кризисы профессионального становления как нормативные кризисы, ведущие к развитию личности. Проектирование профессионального жизненного пути. Понятие "личный профессиональный план". Основные обстоятельства, определяющие ситуацию выбора профессии. Структура личных профессиональных планов. Типы личных профессиональных планов. Общая последовательность действии при выборе профессии. Методы и формы профориентационной работы. Профессиональное просвещение оптантов. Формы профессионального просвещения: профессиональная информация и профессиональная пропаганда. Функции профессионального консультирования. Модели проведения профконсультативной работы. Психофизиологические основы способностей. Основные стратегии профконсультирования. Основные группы профориентационных методов. Типы профконсультаций. Пятишаговая модель психологического интервью в процессе профессионального консультирования. Факторы, определяющие задачи профконсультанта. Методика индивидуальной профконсультации в зависимости от ситуации выбора профессии. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
М2.ДВ.1 Обучение и воспитание в различных этнических группах Теоретическое обоснование изучения этнических особенностей. Предметная область, задачи, цели этнопсихологии, педагогической антропологии, кросс-культурной психологии и этнической педагогики. Этнические аспекты социализации. Культурное многообразие современного мира. Этническая идентичность. Формы проявления этнического многообразия Традиционные средства народной педагогики. Религия, как фактор воспитания. Этнопсихологические аспекты учебно-педагогического сотрудничества и общения.
М2.ДВ.2 Практикум по когнитивно-бихевиоральному консультированию Когнитивно-бихевиоральное мировоззрение. Философские предпосылки когнитивно-бихевиорального мировоззрения (Эпиктет, Платон). Бихевиористская психология Б.Ф. Скинера и когнитивные исследования Д. Келли как предпосылки возниеновения данного направления. Когнитивно-бихевиоральное мировоззрение как развитие идей экзистенциально-гуманистического направления. Рационально-эмоциональная терапия А.Эллиса. Ценности РЭТ. Особенности РЭТ по сравнению с другими подходами. Основные принципы и методы. Интерпретация в РЭТ. Когнитивная терапия А. Бека. Определение когнитивной терапии. Когнитивная модель депрессии. Требования к когнитивному терапевту. Роль эмоций в когнитивной терапии. Терапевтические отношения в Когнитивной терапии А. Бека (базовое доверие, раппорт). Основные стадии терапевтического сотрудничества. Структура терапевтического интервью. Стратегия терапии. Техники когнитивной терапии А. Бека. Домашние задания как часть терапии. Завершение терапии. Модель когнитивнго профессиональнго консультирования Д. Крамбольца. Основные конструкты Крамбольца. Техники Крамбольца. Классификация правил и убеждений Крамбольца. Пятишаговая модель. Когнитивно-бихевиоральная терапия Д. Мичебаума. Важность поведения. Точное указание моделей поведения. "Прививка от стресса". Тренировка навыков. Терапия реальности В. Глассера Структура терапевтического интервью. Работа с зависимыми.
М2.ДВ.2 Психологическое сопровождение развития личности Предмет, цели, задачи и субъекты психологического сопровождения. Психологическая служба как организационная структура сопровождения. Основные теоретические подходы к психологическому развитию личности. Психологическое сопровождение когнитивного развития личности на разных возрастных этапах. Психологическое сопровождение развития личности в образовательно-воспитательном процессе. Психологическое сопровождение адаптации в образовательном учреждении. Индивидуальная программа развития личности.
М2.ДВ.3 Основы коррекционно-развивающей работы в образовании Правовые основы коррекционно-развивающей работы в образовании. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения инвалидов детства. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с сенсорными нарушениями. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц со сложным (сочетанным) дефектом развития.
М2.ДВ.3 Инновационные технологии профессионально-ориентированного обучения Теоретические и методологические подходы к пониманию технологии профессионально ориентированного обучения. Понятие "технология" в педагогической науке. Проблема педагогических технологий в исторической перспективе. Структура и принципы построения технологии. Классификация технологий обучения. Традиционные образовательные технологии. Понятие "усвоение знаний". Понятие "уровневая дифференциация" в учебном процессе. Характерные особенности технологии уровневой дифференциации. Понятие "обучающий модуль". Разработка проблемно- модульной программы. Педагогическая эвристика. Технология проведения дискуссий. Сущность деловой игры. Дидактические требования к технологии обучения как учебного исследования. Не традиционные образовательные технологии. Появление технологий нетрадиционного типа. Сущность и механизм реализации технологии "УниверСАМ" инноваций. Создание "пакета" версий - тем и их использование в учебном процессе. Сущность технологии создания "шпаргалки". Основные принципы данной технологии. Сущность, принципы и общая характеристика технологии витагенного обучения. Стадии и источники восприятия витагенной информации. Голографические технологии в педагогике. Метод проектов. Цель и сущность данной технологии. Основные требования к использованию метода проектов. Рефлексия как "человековедческая" технология. Этапы реализации данной технологии. Педагогическая импровизация в "человековедческой" технологии.
М2.ДВ.4 Телесно-ориентированные подходы в психологической практике Теоретические основы психологии телесности. Психофизиологическая и психосоматическая проблемы в медицине и психологии. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. Проблемы психосоматики. Понимание телесности в контексте культурно-исторической концепции развития психики Л.С. Выготского. Идея культурной детерминации психических функций. Предмет психологии телесности. Онтогенез телесности. Этапы онтогенеза телесности. Содержание процесса социализации телесности. Феноменология телесности. Тело как предмет психологии. Границы "Я". Границы тела. Феномен зонда. Формы объективации телесного опыта. Культурное тело. Коммуникативные формы объективации телесности. Сексуальное "культурное" тело. Формирование человеческой сексуальности. "Болезненное" тело. Исследовательские и прикладные проблемы в психологии телесности Принципы объективного подхода в исследовании телесности. Принцип объективизма в исследованиях интрацепции. Интрацепция в психологии. Методологические трудности и ограничения объективистской интерпретации интрацептивного восприятия. Исследования в области семиотики телесности. Смысловое опосредствование телесности. Проблема влияния смысла на телесное восприятие. Основные принципы субъективной интрацептивной семантики. Факторы субъективной эффективности плацебо-лечения. Методы психодиагностики в психологии телесности. Экспериментальные методы исследования телесности. Возможности использования личностных опросников. Проективные методы исследования телесности. Применение методов телесно-ориентированной терапии Системы телесно-ориентированной психотерапии. История и развитие телесной психотерапии. Развитие аналитических техник. Основные области ориентированных на тело подходов. Работа над структурой тела: биоэнергетика, структурная интеграция, техника Александера, метод Фельденкрайза. Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств. Восточные учения, ориентированные на тело. Биосинтез. Актерские психотехники. Танцевальная терапия. Возможности дыхательных техник. Идеомоторная тренировка и метод "Ключ". Возможности применения телесно-ориентированных методов в кризисных ситуациях.
М2.ДВ.4 Организационное консультирование в системе образования Организация: ее виды и виды и основные характеристики. Основные понятия организационной психологии. Общее понятие организации. Классификация организаций. Виды, типы организаций. Жизненный цикл организации и его основные стадии Внутренняя среда организации. Миссия организации. Организационная структура. Организационная культура. Организационное развитие и развитие организаций. Основные концепции развития. Направления развития. Организационная диагностика. Роль консультанта в организационном развитии. Позиции консультанта. Кодекс консультанта. Консультирование процесса изменения.
ФТД.1 Основы социально-психологического тренинга Социально-психологический тренинг, как форма коррекционной и развивающей работы практического психолога. Цели и задачи СПТ. Участники СПТ, их цели и роли. Классификация методов групповой коррекционной и развивающей работы. Основные формы проведения СПТ и их особенности. Требования, предъявляемые к ведущему СПТ и психотерапевтических групп. Этические принципы групповых методов коррекционной и развивающей работы. Преимущества групповой формы коррекционной и развивающей работы. Базовые методы и основные принципы организации и проведения СПТ. Процедурно-организационные аспекты групповой работы в социально-психологическом тренинге. Групповая динамика: стадии развития группы в процессе психологического воздействия: Начальная стадия тренинга (знакомство); Переходная стадия (фрустрация); Продуктивная стадия (работоспособность); Завершающая стадия. Особенности видеотренинга как разновидности СПТ. Критический анализ групповой динамики тренинга. Классификация школ и направлений групповой психотерапии. Психокоррекционная группа. Основные эффекты и механизмы психотерапевтического воздействия в процессе групповой работы. Проблема выбора метода групповой психотерапии.
ФТД.2 Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства Посттравматическое стрессовое расстройство. (ПТСР). определение ПТСР; причины ПТСР; критерии ПТСР; симптомы ПТСР;эпидемиология ПТСР; условия возникновения ПТСР; условия устойчивости к ПТСР; теории возникновения ПТСР; типы ПТСР; профилактика ПТСР. Психодиагностика ПТСР. Проблемы диагностики ПТСР. Методы и методики диагностики ПТСР. Формы и методы работы практического психолога с ПТСР.социальные проблемы коррекции ПТСР. проблемы реабилитации лиц с ПТСР. индивидуальная психологическая работа. Групповая психологическая работа.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практика

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, производственная, педагогическая.
Производственная практика. Цели производственной практики - формирование у магистрантов умений и навыков постановки и решения прикладных психологических задач и формирование готовности к профессиональной практической деятельности в сфере предоставления психологических услуг населению. Задачи производственной практики:
1. Закрепление на практике и в личном опыте знаний и умений, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.
2. Повышение профессиональной компетентности в соответствии с современными требованиями и стандартами.
3. Формирование личного опыта в различных видах деятельности психолога, а именно: психодиагностической, психопрофилактической и сопровождающей, консультативной, психокоррекционной, просветительской.
4. Развитие умений планировать и осуществлять профессиональное взаимодействие с различными категориями граждан, нуждающихся в психологической помощи и поддержке.
5. Овладение опытом исследовательской работы в соответствии с задачами деятельности различных учреждений.
6. Формирование творческого отношения студентов к труду психолога, способствование саморазвитию и самосовершенствованию его в профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская практика магистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы, получения навыков самостоятельной научной работы и опыта практической работы в коллективах исследователей.
Задачи научно-исследовательской практики:
1. Закрепление на практике и в личном опыте знаний и умений, полученных магистрами в процессе изучения теоретических и прикладных дисциплин магистерской программы, формирование научно-исследовательского мышления и мировоззрения в области психологии.
2. Овладение на практике методами и приемами научно-исследовательской деятельности в избранной предметной области.
3. Формирование компетенций психолога-исследователя, способного самостоятельно решать на современном научном и методическом уровне научные задачи фундаментального и прикладного характера.
4. Развитие умений разрабатывать оригинальные научные идеи, формирование творческого отношения к науке психологии.
5. Развитие навыков квалифицированного поиска, отбора, анализа и обобщения актуальной для собственного научного исследования, осуществляемого в рамках магистерской диссертации.
6. Ознакомление с различными этапами научно-исследовательской работы: постановка задачи исследования, литературная проработка проблемы с использованием современных информационных технологий, накопление и анализ теоретического материала, выбор оптимальных методов исследования, сбор эмпирического материала, количественный и качественный анализ данных, формулировка адекватных выводов по итогам исследований, оформление результатов работы в виде отчета и представление его в виде доклада.
7. Развитие и закрепление навыков самостоятельной научной деятельности квалифицированного психолога, способного адекватно решить исследовательские задачи в учреждениях различного типа и готового к эффективному участию в работе научных коллективов.
8. Развитие умений планировать и осуществлять профессиональное взаимодействие с различными людьми для осуществления научно-исследовательских проектов.
Педагогическая практика. Педагогическая практика позволяет студентам магистратуры приобрести навыки преподавания в высшем профессиональном учебном заведении и предусматривает разработку учебно-методических материалов и проведение лекционных и семинарских занятий.
Цели практики:
1. подготовка магистранта к проведению образовательного процесса в средних и высших профессиональных учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования;
2. приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности;
2. овладение магистрантами разнообразными видами педагогической деятельности: гностической, проектировочной, организационной, коммуникативной, диагностической, аналитико-оценочной, рефлексивной.
Задачами практики являются:
4. закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
5. овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения учебных занятий;
6. изучение методики анализа подготовки и проведения учебных занятий;
7. изучение современных образовательных информационных технологий;
8. получение навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активации научно-педагогической деятельности магистров;
9. развитие у магистрантов личных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в основной образовательной программе.

  Учебный план ООП

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 030300.68 Психология