Описание ООП по направлению полготовки 38.04.02 Менеджмент (Управление человеческими ресурсами)

 

Направление подготовки:

38.04.02 Менеджмент,
магистерская программа "Управление человеческими ресурсами"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30 марта 2015 года № 322 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2015 года № 36854)

 
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы до 25.05.2021 года,
выдано свидетельство от 25 мая 2015 года № 1294номер бланка - серия 90А01 № 0001375,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25.05.2021 года,
выдано свидетельство от 25 мая 2015 года № 1294, номер бланка – серия 90А01 № 0001375,
копия свидетельства о государственной аккредитации

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.  N 273-ФЗ).

 

Цели ОПОП

Цель основной образовательной программы - дальнейшее развитие личностных качеств, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров, с использованием передового отечественного и мирового опыта в образовании и инноваций во всех сферах деятельности, позволяющих на высокопрофессиональном уровне осуществлять организационно-управленческую, аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в области управления человеческими ресурсами.

Обеспечение гарантии качества подготовки магистратов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

 

Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности магистров включает:

- научно-исследовательскую деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих задач, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования;

- управленческую деятельность в организациях любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;

- управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления;

- предпринимательскую и организационную деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.

 

Объекты профессиональной деятельности

-                     научно-исследовательские процессы;

-                     процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;

-                     процессы государственного и муниципального управления.

 

Виды профессиональной деятельности

Научно-исследовательская деятельность:

1) организация проведения научных исследований: определение заданий для групп и отдельных исполнителей, выбора инструментария исследований, анализ их результатов, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, подготовка обзоров и отчетов по теме исследования;

2) разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

3) выявление и формулирование актуальных научных проблем;

4) подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.

 

Дополнительно осуществляется подготовка по следующим видам профессиональной деятельности:

 

Организационно-управленческая деятельность:

1)    разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений;

2)    руководство подразделениями предприятий и организаций различных форм собственности, органов государственной и муниципальной власти;

3)    организация творческих коллективов (команд) для решения организационно-управленческих задач и руководство ими.

 

Аналитическая деятельность:

1) поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

2) анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

3) проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности.

 

Задачи профессиональной деятельности

Подготовка магистров по программе "Управление человеческими ресурсами" ориентирована на решение следующих профессиональных задач:

1) использование современных научных подходов и методов менеджмента в управлении человеческими ресурсами;

2) осуществление стратегического анализа человеческих ресурсов, рынков труда;

3) разработка и реализация компенсационной политики организации;

4) анализ организационной культуры и формирование направлений ее совершенствования;

5) реализация принципов социальной ответственности бизнеса;

6) управление деятельностью служб персонала предприятия;

7) формирование планов развития организации и персонала.

 

Направленность (профиль) ОПОП

Направленность программы конкретизирует ее ориентацию на научно-исследовательскую, а также организационно-управленческую, аналитическую деятельность в области управления человеческими ресурсами организаций, предприятий различных видов и любой сферы деятельности.

Достижение целей в подготовке магистров по ОПОП "Менеджмент" направленности подготовки "Управление человеческими ресурсами" соответствует профессиональным стандартам: "Специалист по управлению персоналом" (утвержденный Приказом Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691Н); "Специалист по организации и управлению научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами" (утвержден Приказом Минтруда России от 11 февраля 2014г.№86Н).

 

2017

   Полный текст ООП

 

  Список учебных дисциплин ООП  - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Аннотации к рабочим программам

 

Управленческая экономика Фирма и ее цели. Анализ спроса и потребительское поведение. Оценка и прогнозирование спроса. Теория и анализ производства. Теория и анализ затрат. Рыночные структуры и принятие решений о ценообразовании. Принятие решений в условиях асимметрии информации. Анализ долгосрочных капиталовложений и оценка риска. Экономическая роль правительства.
Методы исследований в менеджменте Организация научно-исследовательской работы магистрантов. Основы проведения исследований в менеджменте. Методологические основы исследований в менеджменте. Методика проведения исследований в менеджменте. Организация исследования.з долгосрочных капиталовложений и оценка риска. Экономическая роль правительства.
Организация связей с общественностью Основы  коммуникаций в связях с общественностью. Воздействие средств коммуникации на процесс становления и развития PR - publicrelations. Основные принципы формирования эффективных инструментов связи с общественностью. Юридический аспект в управлении связями с общественностью. Электронные и технические СМИ. Организация взаимодействия со СМИ. Формы управления связями с общественностью. Планирование активностей в области управления связей с общественностью. Принципы бюджетирования активностей в области управления связями с общественностью. Репутация и корпоративный имидж. Специфические  PR. Кризисные PRенте. Использование SPSS в обработке данных. Организация исследования. Эффективность исследования. Презентация результатов исследования.
Корпоративные финансы Основные понятия и сущность корпоративного управления, границы его распространения. Принципы организации корпоративных финансов. Управление корпоративными финансами и корпоративная культура. Корпоративное управление и экономическая эффективность. Содержание и виды издержек и затрат предприятия. Амортизация и методы ее начисления. Состав доходов организации. Ценовая политика корпорации и ее влияние на выручку от реализации продукции. Прибыль корпорации и методы планирования прибыли. Стадии процесса планирования. Роль прогнозных финансовых отчетов в оценке управленческих решений. Стадии подготовки финансовых прогнозов. Прогнозный отчет о движении денежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках. Прогнозный баланс. Прогнозные финансовые отчеты и принятие решений. Прогнозные финансовые отчеты и риск. Группы финансовых коэффициентов, используемых для анализа. Ключевые стадии анализа финансовых коэффициентов. Вычисление коэффициентов. Финансовые коэффициенты и проблема чрезмерного расширения бизнеса (дефицит финансирования). Использование коэффициентов для прогнозирования финансовых затруднений.
Управление человеческими ресурсами Формирование и развитие концепции управления человеческими ресурсами. Организационный контекст управления человеческими ресурсами. Функции и методы УЧР. Методология организации системы управления человеческими ресурсами.  Кадровая политика организации, ее роль в управлении человеческими ресурсами. Направления реализации кадровой политики, ее эффективность. Подходы к планированию работы с персоналом в зависимости от концепции УЧР. Виды планирования человеческих ресурсов. Кадровый аудит
Иностранный язык Основные управленческие, экономические и финансовые термины. Стратегический, финансовый, информационный менеджмент, управленческие решения. Социальное управление. Социальная сфера. Социальная политика. Управление организациями здравоохранения, социальной защиты и физкультуры. Финансирование международной торговли. Слияние и поглощение компаний. Управление человеческими ресурсами. Национальные особенности делового этикета в разных странах.
Управление проектами и программами

Основы управления проектами. Содержание понятий управления проектами, структура проектного цикла, окружающая среда проекта, состав участников проекта, классификация типов проектов, цель и стратегия проекта, структуризация проектов, методы управления проектами, базовые элементы управления проектом, виды деятельности по управлению проектом, источники и организационные формы финансирования проектов, организация проектного финансирования. Функции управления проектом. Подсистемы управления проектами. Подсистемы управления проектом. Функции управления проектом: планирование, контроль проекта, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организация осуществления, мониторинг, оценка, отчетность, экспертиза, проверка и приемка, бухгалтерский учет, администрирование.

Современный стратегический анализ Методологическая и информационная основа организации стратегического анализа. Методы стратегического анализа. Технология стратегического анализа. Технология принятия стратегических решений.
Концептуальные основы маркетинга Современные тенденции развития маркетинга. Маркетинг территорий и его принципиальные отличия от традиционного маркетинга. Сущность понятий: территориальные, отраслевые и территориально-отраслевые конкурентные позиции.  Комплекс территориального маркетинг-микса (4Р, 7Р).
Принятие управленческих решений Сущность, основные понятия, виды, уровни управленческих решений, внешняя среда при ПРУР. Социально-психологические аспекты принятия и реализации УР. Информационное обеспечение управленческих решений. Реализация и контроль выполнения УР. Сущность, основные понятия, виды, уровни управленческих решений, внешняя среда при ПРУР. Социально-психологические аспекты принятия и реализации УР. Информационное обеспечение управленческих решений. Реализация и контроль выполнения УР. Методы разработки УР в зависимости от этапов. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.Неформализованные, формализованные и комбинированные методы разработки УР.Методы разработки УР в зависимости от этапов. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.Неформализованные методы разработки УР. Формализованные методы разработки УР. Комбинированные и групповые методы разработки УР.Особенности принятия УР в управлении персоналом. Особенности принятия УР управлении человеческими ресурсами.ала. Мотивация трудовой деятельности персонала. Система развития человеческих ресурсов.
Организационное развитие Теоретические основы организационного развития. Сущностные основы и закономерности организационных изменений. Организационная диагностика. Стратегическое управление организационным развитием. Организационное развитие и роль консультантов. Роль командообразования в организационном развитии.
Методология менеджмента Методология менеджмента. Организация менеджмента. Дифференциация и интеграция деятельности в процессах менеджмента. Системы менеджмента. Типология управления, систем управления, процессов управления. Механизм управления. Использование средств управления. Методы управления. Квантификация процессов менеджмента. Технологические схемы менеджмента. Факторы формирования технологий менеджмента. Фактор времени в технологии менеджмента. Аксиология менеджмента. Истоки и факторы эффективности менеджмента. Ресурсы и эффективность менеджмента. Потенциал развития управления. Тенденции развития менеджмента.
Технология коммуникаций в экономике и управлении Коммуникации: сущность и характеристика видов коммуникации. Коммуникационный процесс в управлении. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Информационно-коммуникационные технологии и их основные составляющие. Организация как открытая система: внутрикорпоративные и внешние коммуникации. Каналы коммуникаций. Проекты по созданию коммуникационных технологий.Коммуникации  в государственном управлении. Международные коммуникации и тенденции их развития. Коммуникации: сущность и характеристика видов коммуникации. Коммуникационный процесс в управлении. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Информационно-коммуникационные технологии и их основные составляющие.  Организация как открытая система: внутрикорпоративные и внешние коммуникации. Каналы коммуникаций. Проекты по созданию коммуникационных технологий Коммуникации  в государственном управлении.
Стратегическое управление человеческими ресурсами Введение в стратегическое управление человеческими ресурсами. Подходы к стратегическому управлению человеческими ресурсами. Развитие методов управления человеческими ресурсами. Формирование и реализация стратегий. в области управления человеческими ресурсами. Стратегическое развитие человеческих ресурсов. Управление знаниями. Организационное обучение. Планирование личного развития.лового этикета в разных странах.
Управление системой высшего образования

Основные элементы системы образования РФ. Структура системы высшего образования. Образовательные стандарты. Виды вузов

Организационная структура вуза. Направления деятельности вуза . Факультет в системе управления вузом. Стратегическое управление вузом. Особенности финансирования отраслей социальной сферы.  Специфика финансирования образования. Проблемы финансирования системы ВПО РФ. Управление экономической деятельностью вуза.  Система оплаты труда в вузе.
Организационная культура Организационная культура: сущность, основные понятия, функции и задачи. Основные элементы организационной культуры. Типы организационной культуры. Организационная культура и управление персоналом. Методы изучения организационной культуры. Механизмы формирования и управления организационной культурой
Система сбалансированных показателей Генезис и основные концепции систем сбалансированных показателей. Показатели сбалансированных систем. Проектирование систем сбалансированных показателей. Внедрение сбалансированных систем показателей.
Психология инклюзивного образования  
Компенсационный менеджмент

Понятие компенсационного менеджмента и компенсационной политики организации. Методы формирования базовой части заработной платы. Компенсации за эффективность труда. Построение системы премирования за текущие показатели деятельности с использованием сбалансированной системы показателей. Компенсации долгосрочного характера. Системы участия персонала в прибыли. Пенсионные планы. Оплата труда топ-менеджеров компании. Компенсации, не связанные с результатами труда

Мотивация персонала Мотивация как функция управления персоналом Зарубежные и отечественные теории мотивации Виды и формы организации стимулирования. Компенсационная политика.Прямая мотивация: сущность и способы. Принуждение как метод мотивации Опережающее стимулирование как процесс Проблемы теории и практики материального стимулирования Проблемы теории и практики морального стимулирования. Методы изучения мотивационной сферы организации
Социология и психология управления Теоретические и методические основы социологии управления. Объект, предмет социологии управления. Объект, субъект, предмет, принципы, методы и функции социального управления. Качественные и количественные методы исследования в социологии управления. Социальная жизнь общества как предмет исследования и управления. Трудовая деятельность и занятость как предмет социологического анализа. Управление трудовыми коллективами, организациями, социальной адаптацией, трудовыми конфликтами, качеством и уровнем жизни населения.
Управление рисками Концептуальные основы управления рисками. Математический аппарат управления рисками. Методы идентификации, измерения и картографирования рисков. Интегрированные системы риск-менеджмента. Управление рисками предприятия на финансовом рынке. Управление операционными рисками предприятия. Управление кредитными рисками предприятия. Управление рисками ликвидности и банкротства предприятия.
Управление социальной ответственностью Общество, государство и бизнес: сущность понятий и целевые установки. Государство как социально-ответственный субъект управления обществом. Общество: структура и проблемы развития с позиций социальной ответственности. Бизнес: структура и проблемы развития. Социальная ответственность бизнеса: сущность, направления и формы реализации. Опыт взаимодействия органов власти, общества и бизнес-структур. Управление социальной ответственностью на основе механизма конструктивного взаимодействия.
Социальная статистика и оценка эффективности организаций социальной сферы Объект, предмет изучения, задачи и организация социальной статистики. Информационная база социальной статистики. Взаимосвязь социальной статистики с другими общественными науками. Методы исследования, применяемые в социальной статистике. Понятие, виды и способы статистического наблюдения. Анкетное, монографическое, сплошное и выборочное наблюдение. Абсолютные и относительные показатели, их значение и основные виды. Статистика населения. Изучение состава населения, семьи и домохозяйства. Статистика уровня жизни, уровня развития человеческого потенциала. Статистика доходов и расходов населения, статистика потребления населением товаров и услуг. Социальная защита и социальное обеспечение населения. Статистика жилищных условий, коммунального и бытового обслуживания, статистка занятости и безработицы, статистика системы образования, досуга, спорта и туризма. Интеллектуальная статистика, статистика политической и общественной жизни. Оценка эффективности работы организаций социальной сферы: методы, инструменты, способы оценки. Теоретические и методические подходы к оценке. Однокомпонентные, двухкомпонентные и интегральные показатели оценки. Объективная и субъективная составляющие в оценке работы организаций социальной сферы.
Организация деятельности служб управления персоналом

Организационное проектирование службы управления персоналом. Кадровое обеспечение и делопроизводство. Информационное обеспечение деятельности. Методическое и нормативное обеспечение деятельности. Показатели эффективности деятельности служб управления персоналом.

Экономика и управление в организациях социальной сферы Системное содержание управления здравоохранением, социальной защитой и физкультурой. Организация и управление охраной здоровья и социальной защитой. Государственная политика в области охраны здоровья и социальной защиты населения. Сущность и содержание управления организациями социальной сферы. Формы собственности в здравоохранении, физкультуре и спорте. Коммерческий сектор в здравоохранении, физкультуре и спорте. Некоммерческий сектор в здравоохранении, физкультуре и спорте. Предмет экономики здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта. Здоровье как экономическая и социальная категории Производственно-экономические процессы в здравоохранении, физкультуре и спорте. Экономические отношения в системе здравоохранения, социальной защиты, физической культуры. Сущность труда и виды трудовой деятельности. Оплата труда работников социальной сферы. Финансы здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта. Медицинское и социальное страхование. Ценообразование в социальной сфере. Нормирование и планирование в социальной сфере.дитования. Бизнес-план инвестиционного проекта, его содержание.коммуникационных технологий Коммуникации  в государственном управлении.
Социальная политика и качество жизни Социальная политика как объект научного познания. Подходы к трактовкам социальной политики. Социальная политика как система. Характеристика основных концептуальных элементов социальной политики: цель и задачи; принципы; приоритеты. Основные направления социальной политики: обеспечение доходов и благосостояния; охрана здоровья, образование, культура, физическая культура и спорт, социальная защита, социоэкологическая политика, семейная и демографическая политика, жилищная политика, правоохранительная сфера. Субъекты и объекты социальной политики. Механизмы социальной политики: нормативно-правовые, экономическое, организационно-управленческие. Функции, меры, формы социальной политики. Социальные нормативы. Социальные программы. Социальная сфера как объект социальной политики. Государственная, региональная, муниципальная социальная политика. Организационный уровень социальной политики. Роль и место социальной защиты в социальной политике. Эффективность социальной политики. Статистические и социологические показатели результативности социальной политики. Социальная политика и качество жизни. Уровень и качество жизни населения: содержание понятий и способы измерения. Мониторинг качества жизни.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

2015

    Учебный план ООП(очно-заочная)

 

2016

Учебный план ООП(очная)

 

2016

Учебный план ООП(очно-заочная)

 

Практика

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная (оргнаизационно-управленческая), учебная (научно-исследовательская), производственная (педагогическая), производственная (преддипломная).
Учебная (научно-исследовательская) практика. Целями  практики являются: 1. Получение навыков решения конкретных научно-практических задач путем непосредственного участия студента в научно-исследовательской деятельности. 2. Овладение магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессиональных компетенций в этой области. 3. Сбор материалов по теме магистерской диссертации.
Задачами  практики являются (в соответствии с видами профессиональной деятельности магистров): 1. В области научно-исследовательской деятельности: Разработка методов и инструментов, необходимых для проведения исследования и анализа его результатов; Подготовка отчетов и публикаций, отражающих основные результаты исследования. 2. В области аналитической деятельности: Выявление и формулирование актуальных научных проблем;
Поиск, сбор, систематизация и обработка информации по теме исследования; Анализ результатов исследования. 3. В области организационно-управленческой деятельности: Изучение и анализ современных методов организации и проведения научно-исследовательской работы; Разработка программы научного исследования, организация ее выполнения.
Производственная (организационно-управленческая) практика. Целями  практики являются: 1. Закрепление и углубление ранее полученных навыков в решении конкретных экономических, организационных и управленческих задач путем непосредственного участия студента в организационно-управленческой деятельности. 2. Овладение магистрантами основными методами управления в сферах, соответствующих магистерским программам и формирование у них профессиональных компетенций в этих областях. 3. Сбор материалов по теме магистерской диссертации. Важной целью практики является приобщение студента к социальной среде предприятия (организации) с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере. Задачами  практики являются (в соответствии с видами профессиональной деятельности магистров): 1. В области организационно-управленческой деятельности: Изучение и анализ сложившихся практик управления в соответствующих магистерской программе сферах; Разработка предложений по совершенствованию управления в конкретной организации с акцентом на направленность магистерской программы. 2. В области аналитической деятельности: Поиск, сбор, систематизация и анализ количественной и качественной информации об основных направлениях работы с персоналом в организации (для Магистерской программы "Управление человеческими ресурсами"), о методах управления финансами (для программы "Финансовый менеджмент"); об основных направлениях работы в организациях социальной сферы (для Магистерской программы "Менеджмент организаций социальной сферы"); Выявление и формулирование актуальных проблем в области управления в сферах, соответствующих магистерской программе. В области научно-исследовательской деятельности: Изучение и разработка методов и инструментов, необходимых для решения конкретных управленческих задач в сфере управления человеческими ресурсами в организации, регионе, в сфере управления финансами, в сфере управления организациями здравоохранения, социальной защиты и физической культуры; Подготовка отчетов и публикаций, отражающих основные результаты прохождения практики.
Производственная (педагогическая) практика. Цель педагогической практики: Приобретение студентом-магистрантом навыков педагогической и учебно-методической работы. Формирование и развитие профессиональных навыков преподавателя высшей школы. Задачами педагогической практики являются (в соответствии с видами профессиональной деятельности): Развитие навыков научно-педагогического мышления; Изучение (овладение) методики (кой) подготовки и проведения учебных занятий; Овладение методикой проверки, рецензирования курсовых (контрольных) работ; Получение навыков самообразования, содействие научно-педагогической деятельности магистранта; Изучение активных методов преподавания управленческих дисциплин; Овладение навыками разработки учебно-методических материалов по управленческим дисциплинам.

Производственная (преддипломная)  практика. Целями производственной (преддипломной) практики являются: 1. Получение навыков решения конкретных практических  задач путем непосредственного участия студента в деятельности исследуемой организации, а также приобретение практических навыков работы после изучения теоретических дисциплин. 2. Завершение всей предварительной работы, необходимой для получения основных результатов выпускной работыи формирование у них профессиональных компетенций в этой области. 3.     Сбор материалов по теме магистерской диссертации. Задачи (в соответствии с видами  профессиональной деятельности магистров)1.      В области исследовательской деятельности: Доработка методов и инструментов, необходимых для проведения исследования и анализа его результатов;    Подготовка отчетов и публикаций, отражающих основные результаты исследования  2.      В области аналитической деятельности:    Работа над проблемой по теме магистерской диссертации;   Сбор, систематизация и обработка информации по теме исследования;  Анализ результатов исследования. В области организационно-управленческой деятельности:  Подробное знакомство с предприятием, организацией, фирмой, включая его организационную, производственную и кадровую структуру. ·         Сбор данных, отражающих изменения на предприятии в течение определенного периода времени и необходимых для написания выпускной работы.      Изучение экономических и социальных аспектов деятельности одного из отделов предприятия, изучение основных функций управления данного подразделения.