Описание ООП по направлению подготовки 39.04.01 Социология (Социология политики и международных отношений)

Направление подготовки:

39.04.01 Социология, направленность (профиль) "Социология политики и международных отношений"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению  подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 года № 326 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 апреля 2015 года № 36889)

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25.05.2021 года,
выдано свидетельство от 25 мая 2015 года № 1294, номер бланка – серия 90А01 № 0001375,
копия свидетельства о государственной аккредитации

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по данному направлению подготовки  реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г.  N 273-ФЗ).

Цель магистерской программы "Социология политики и международных отношений": углубление профессиональных образовательных и общекультурных компетенций по избранному в социологии направлению, содействие личностному развитию. В соответствии с ФГОС ВПО магистерская программа формирует общенаучные, социально-личностные, инструментальные компетенции с учетом специфики региона, вуза и научной школы, а также с учетом востребованности данных специалистов в реальных рыночных условиях.

Область профессиональной деятельности выпускника:
Государственные и негосударственные высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку профессиональных кадров; Органы государственной и муниципальной власти;Исследовательские структуры;Консалтинговые структуры.

Объекты профессиональной деятельности выпускника  являются:
-научные, научно-исследовательские учреждения и организации любой формы собственности;
-федеральные, региональные государственные органы;
-учебно-воспитательные государственные и негосударственные средние, специальные и высшие учебные заведения;
-органы местного самоуправления;
-проектно-аналитические исследовательские организации;
-экспертно-консультационные исследовательские институты;
-научно-образовательные центры (НОЦ) вузов
-инновационные хозрасчетные структуры негосударственной принадлежности

Магистр готов к решению  следующих профессиональных задач

- к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности по избранной программе;

- поисковыми и логическими навыками в организации и проведении исследования,  диагностировать и оценивать ситуации, систематизировать собранный исходный материал для дальнейшей научной обработки;

-обладать достаточным запасом теоретико-методологических знаний для интерпретации социологической информации, оформления ее в виде итоговых продуктов: отчетов, рефератов, статей, концептуальных схем, социальных программ и проектов с использованием компьютерных и мультимедийных технологий.
-владением методологии и методики определения характера социально-политических ситуаций, тенденций политического и социального развития региона, а также степень влияния социокультурных факторов на региональное и межрегиональное развитие и выравнивание внутрирегиональных асимметрий в отношениях между социально дифференцированными субъектами политики, местными сообществами и локальными территориями.

 

Аннотации к рабочим программам

Наименование дисциплины Содержание дисциплины
М1.Б.1 Философия и методология социальных наук Философские и логико-методологические аспекты современной науки. Знание и познание. Познаваемость мира. Познание как деятельность. Теория познания: гносеология, эпистемология. Познание и наука. Предмет, средства и цели науки. Наука как высшая форма познания и знания. Роль и функции философии в научном познании. Наука и разум. Функции научного знания. Основные виды познания: чувственное и рациональное. Основные уровни научного познания: эмпирический и теоретический. Основные элементы научного познания. Концепция теории познания К. Мангейма. Структура научного знания. Классическое противостояние "субъект-объект". Логико-методологический аппарат научного знания. Теория идеальных типов М. Вебера. Методология исследовательских программ Имре Лакатоса. Концепция методов общественных наук Ричарда Рорти. Специфика социальных и гуманитарных наук. Естествознание и социально-гуманитарные науки: сходства и различия. Основные функции социальных и гуманитарных наук. Динамика развития научного знания. Проблемы динамики научного знания. "Структура научных революций" Томаса Куна. Характерные черты и особенности развития научного знания. Понятие научной революции. Типология научных революций. Научная дисциплина как носитель революционных изменений. Проблемы научного творчества. Исторические этапы развития научного знания. Основные философские картины мира. Генезис, становление и развитие новой научной теории. Усиление прагматического и инструментального характера социального и гуманитарного знания. Современное состояние науки. Основные тенденции развития современной науки. Интеграция и дифференциация, междисциплинарность и трансдисциплинарность, математизация и формализация, технизация и информатизация. Наука и глобализация. Этика и ответственность науки и ученого. Основные школы и направления современной философии и методологии. Методология и методы научного познания. Понятие научного подхода и метода. Основные подходы. Классификация научных методов. Методологические основания. Основные эмпирические методы. Основные теоретические методы и подходы. Методологические принципы познания. Формы научного познания. Научно-исследовательская программа.
М1.Б.1 Иностранный язык: профессиональная терминология и основы перевода научных текстов Деловой иностранный язык. Публичные выступления. Участие в работе семинаров и конференций. Иностранный язык для профессиональных целей. Фундаментальная структура социологической теории, ее основные категории, проблемы. История социологической мысли. Современные методы социологических исследований. Моя исследовательская работа.
М1.В.1 История отечественной и зарубежной социологии Научный статус истории социологии. Методы историко-социологических исследований. Основные научные парадигмы и направления в развитии социологии. Международные связи российских социологов в досоветское, советское время и сегодня.  Обзор кризисов в социологии.  Проблемы и достижения современной зарубежной и отечественной социологии (обзор). Международные критерии развития социологии как науки.
М1.В.2 Компьютерные технологии в науке и образовании 1. ВВЕДЕНИЕ Предмет, объект, метод, цель и задачи дисциплины “Компьютерные технологии в науке и образовании”. Основные понятия.
2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информационные технологии. “Новые” информационные технологии. Информационные системы.
3. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Компьютеризация общества. Информатизация общества.
4. БАЗЫ ДАННЫХ Информационный продукт. Информационная услуга. Базы данных. Банки данных. Классификация баз данных информационных услуг и продуктов.
5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ Источник информации. Получатель информации. Канал связи. Сообщение. Схема передачи информации. Носитель информации.
6. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СЕТИ Вычислительные сети (ВС). Преимущества ВС перед локальным компьютером. Классификация вычислительных сетей. Кабельные и беспроводные каналы связи.
7. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ Персональные сети. Локальные сети. Назначение, задачи, круг пользователей.
8. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ Региональные сети. Глобальные сети. Назначение, задачи, круг пользователей.
9. ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ Глобальная сеть Интернет. Основные функции.
10. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Социальное развитие Интернета. История, основные тенденции.
11. WEB - ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Web-технологии в науке. Web-технологии в образовании.
12. ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Конфиденциальная информация. Классификация опасностей для персональной информации. Защита конфиденциальной информации в Интернете.
М1. ДВ.1 Работа с базами данных Излагаются принципы проектирования и использования баз данных, как важнейшего компонента современных информационных систем. Рассмотрены вопросы практической работы с базами данных. Понятие о базах данных и СУБД  База данных и система управления базой данных. Модели баз данных u  Архитектура СУБД  Реализация работы с СУБД в системе Delphi Терминология, используемая в теории баз данных, на стадии проектирования и практической работы с базами данных. Приведены сведения о базах данных, как важнейшем компоненте информационных систем, об общих принципах проектирования этих систем.  Принципы классификации баз данных. Наибольшее внимание уделяется реляционным базам данных, как основным в настоящее время, рассмотрены некоторые теоретические вопросы реляционной теории. Основные этапы проектирования информационной системы и ее базы данных: текстовое описание задачи, построение концептуальной и физической модели в системе CASE Studio, генерация программного кода для создания базы данных. Возможности и особенности СУБД Visual FoxPro. Разобраны последовательность создания базы данных в этой системе, стандартные режимы работы с таблицами базы данных. Назначение и виды отчетов, запросов и проектов при работе с базами данных и последовательность их создания. Способы создания проектов: простейшего на основе одной экранной формы и созданного с помощью "Мастера приложений". Приведен синтаксис некоторых команд и функций алгоритмического языка системы. Основные возможности и особенности СУБД Microsoft Office Access. Разобраны последовательность создания базы данных в этой системе, стандартные режимы работы с таблицами, методы разработки экранных форм, отчетов, запросов, html-страниц. Возможности и особенности системы Microsoft SQL Server, особенности ее инсталляции. Разобраны способы создания базы данных и работы с таблицами в программе Enterprise Manager.  Создание базы данных и Добавление базы данных в BDE  Работа с автономными СУБД на ПК. Создание модуля данных. Доступ к таблицам базы данных. Динамические и постоянные поля. Источники данных. Компоненты для отображения и редактирования данных. Основные методы работы с набором данных Сортировка набора данных. Вычисляемые поля. Закладки (Bookmarks). Фильтры. Выделение диапазонов. Поиск в таблице. Навигация по таблице. Примеры построения и использования баз данных в социологических исследованиях.
М1. ДВ.1 Измерение в социологии Соотнесения понятий социологической теории и измеряемых признаков. Концептуализация и измерение как взаимосвязанные процедуры. Операционализация. Редукция "конструкта" операциональным определениям. Эмпирические измерители, используемые в социологии для изучения регионального развития. Модель измерения. Признак (переменная). Эмпирический индикатор (показатель). Критерии разграничения явных и латентных переменных. Специфика причинных и эффект-индикаторов. Качественные параметры измерения: надежность, валидность. Типы социальных данных.  Шкалирование. Ранжирование.Одномерное шкалирование: классические модели измерения социальных установок. Шкала суммарных оценок. Шкала равнокажущихся интервалов.Шкала социальной дистанции. Шкалограммный анализ.
М1. ДВ.2 Политические коммуникации Понятие "политические социальные функции, междисциплинарные трактовки коммуникации". Концепции политической коммуникации.  Виды и уровни политической коммуникации.  Модели политической коммуникации. Политические коммуникации в виртуальной среде: социологический подход.
М1. ДВ.2 Политические коммуникации Понятие "политические социальные функции, междисциплинарные трактовки коммуникации". Концепции политической коммуникации.  Виды и уровни политической коммуникации.  Модели политической коммуникации. Политические коммуникации в виртуальной среде: социологический подход.
М1. ДВ.2 Теория власти Общая характеристика власти. Основные теории власти. Государственная власть. Власть классов, элит, техноструктур. Власть как выражение микростратегий. Власть как диффузное влияние. Власть и контр-власть.
М2.Б.1 Современные социологические теории 2 Развитие социологии в 1990-2000-е годы: конкретные достижения и проблемы. Смена научных парадигм. Основные признанные реальностью парадигмы и поколения современных теорий (идеи, типология С. А. Кравченко, П. Штомпки):  Линейно-эволюционная теория. Альтернативные теории (структуралистская, неочевидные социологии и др.) - интерпретативная парадигма. Нелинейно-динамическая, с непредвиденными последствиями - интегральная парадигма. Активистская социология - рефлексивная (рефлективная), модерновая.  Нелинейная "социология без границ" ("ничтология")- глобально-бифуркационная парадигма. Теоретическая социология сегодня. Модерн и постмодерн в развитии социологии. Современные интерпретации социального факта и социальной реальности. Интерпретативная социология. Социальный выбор и трактовки инструментальной рациональности. Современные концепции социальных изменений. Неофункционализм: концептуальное осмысление социальных систем. И. Валлерстайн: новые трактовки мир-систем и социальных отношений в мире. Обновление структуралистских теорий. Теория структурации Энтони Гидденса. Критическая социология сегодня. Современные концепции общества и общественной жизни.
М2.Б.2 Современные методы социологических исследований Социологические исследования политических вопросов в обществе: методические приемы. Особенности проведения сравнительных исследований в политической социологии. Изучение отношений население к власти (по результатам всероссийских и местных социологических исследований). Различие между политическим анализом, применяемым в политологии, и социологическим подходом к изучению политических агентов и отношений. Социологическое изучение социально-политических процессов в регионе. "Конверсационный анализ в современной социологии. Дискурс-анализ как метод социологического исследования. Проблемно-ориентированные методики. Метод анализа иерархий и его применение для стратегического анализа политических действий. Программно-целевой подход в изучении проблем регионального развития. Психосемантические методы. Специфика проективных процедур. Метод неоконченных предложений как прием измерения. Методы исследования социальной коммуникации. Основные методы исследования массовых коммуникаций: выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, метод тестирования, социометрия.
М2.Б.3 Научно-исследовательский семинар Обсуждение публикаций и концепций крупных отечественных и зарубежных социологов. Апробация магистерских исследований. Обсуждение общекафедральных исследований. Разработка исследовательских программ, концептуальных схем и социальных проектов. Обсуждение отчетов по прикладным исследованиям. Практическое освоение методик составления заявок на участие в грантах разных фондов, тендерах. Составление технических заданий для проведения исследовательской работы. Разработка методик определения сложности и трудоемкости работ по социальному заказу и на коммерческих условиях.
М2.В.1 Культуроцентризм социального и политического развития региона Культуроцентризм как тенденция социального и политического развития региона. Методологические возможности культуроцентризма, его парадигмальная устойчивость, междисциплинарность, сопряженность с социальной и политической практикой. Связь культуроцентризма с актуализацией противоречий между глобализацией и культурным плюрализмом, миром экономики, политики и культуры. Принципиальные отличия социологической трактовки культуроцентризма от культурологической, историко-культурной, экономической, политологической и др. трактовок.  Критерии типологии норм и ценностей: актуальность, степень доступности для освоения, престижность, легитимность, историко-генетическое основание (происхождение), степень вовлеченности граждан в социальную практику. Социокультурная "связанность" населения. Социальное развитие региона и параллельное и сопряженное социокультурное развитие отрасли культуры, духовного и материального производства благ и услуг, современных технологий размещения, хранения и использования товаров и ресурсов культуры на территории региона и многое другое. Сохранение социокультурных основ жизни. Культура - фундаментальная основа развития общества, его интеграции. Преодоление культурного распада - условие стабилизации и модернизации системного развития общества.
М2.В.2 Методика преподавания социологии в высшей школе Предмет, цели, и задачи дисциплины. Структура методики преподавания. Методика преподавания с точки зрения педагогики и социологии. Связь методики преподавания социологии с другими научными дисциплинами. Понятие "метод обучения". Классификация методов обучения. Понятие "средства обучения". Дидактические принципы, как основа преподавания.  Основные направления совершенствования социологического образования в высшей школе. Нормативно-правовая и методическая база  функционирования двухуровневой системы в России. Основные принципы и идеи ГОС ВПО по социологии. Компетентностный подход и кредитно-модульная организация учебного процесса. Соотношение основных понятий: компетентность, компетенция, квалификация. Виды компетенций. Перевод трудоемкости обучения социологии студентов в систему зачетных единиц. Понятие "система кредитов", "модуль".  Основная образовательная программа по социологии. Студентоцентриваронность образовательных программ. Программа как основной методический документ преподавания учебной дисциплины. Проектирование компетентностно-ориентированных программ по социологии: основные требования, структура. Межпредметные связи социологии с другими дисциплинами. Возможности профилирования в курсе преподавания социологии. Содержание основных разделов программы. Принципы отбора и оценки учебных и научных материалов при разработке программы. Разработка УМК по социологии: основные требования, структура. Правила издания УМК. Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение. Роль лекций в учебном процессе. Классификация лекций. Характеристика различных видов лекций. Методика подготовки лекций по социологии. Методическая композиция лекции. Использование принципов дидактики. Способы фиксации лекции преподавателем: письменный текст, конспект, план лекции. Основные правила и приемы подачи лекционного материала. Работа лектора с аудиторией. Закономерности процессов восприятия, внимания, мышления и поведения аудитории. Критерии оценки лекции по социологии. Цели и задачи проведения семинаров и практических занятий по социологии. Формы проведения семинарских занятий и их методическое обеспечение. Структура семинарских занятий. Учебное исследование как форма практических занятий. Взаимодействие и общение участников семинарского занятия. Требования к подготовке семинарского занятия. Формы активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Самостоятельная работа студентов: понятие, цели и задачи. Основные виды и формы самостоятельной работы студентов при изучении социологии. Методическое оснащение самостоятельной работы студентов. Организация научно-исследовательской работы студентов при изучении социологии. Производственная и педагогическая практика как важный фактор подготовки специалистов. Инновационные методики обучения и возможности их использования в практике преподавания социологии. Новые методы и средства обучения общественным наукам и их использование в преподавании социологии (кейс-метод, портфолио, метод развивающей кооперации, проектный метод и др.). Использование компьютерных и виртуальных технологий в курсах по социологии. Подготовка и использование презентаций в программе Power Point (возможности и ограничения). Электронные библиотеки и порталы по социологии. Технологии дистанционного обучения. Формы контроля знаний в процессе обучения социологии. Общая характеристика форм контроля знаний. Функции контроля. Виды контроля знаний (предварительный, текущий, рубежный, итоговый). Рейтинговая система оценивания деятельности студентов. Контрольно-диагностические задания. Формирование навыков самоконтроля у студентов. Правила приема зачетов и экзаменов. Критерии оценки знаний по социологии. Использование новых информационных технологий в контроле знаний. Контроль достижения набора общекультурных и профессиональных компетенций. Основные требования к преподавателю социологии. Основные направления и планирование работы преподавателя: учебная, методическая, научно-исследовательская, воспитательная, организационная. Подготовка преподавателей социологии и повышение их квалификации. Педагогическая коммуникация: сущность, содержание и структура. Стили педагогического общения. Особенности педагогического общения с группами разного размера: поток, группа, индивидуальное общение. Учет социально-психологических особенностей учебной группы Основы педагогической культуры. Представление о невербальной коммуникации. Оценка студентами преподавателей.
М2.В.3 Модуль 1. Политическая инноватика Предмет политической инноватики. Понятие "политические нововведения". Различие понятий: политические нововведение, новация и политическая модернизация. Типология политических нововведений. Политические практики как база инновационных вторжений. Соотношение традиций и нововведений в политической жизни общества. Освоение нововведений различными группами населения. Отторжение нововведений. Типология ресурсов. Использование и воспроизводство ресурсов в политике. Утраченные и неактуальные на сегодня ресурсы. Размещение политических ресурсов в регионах. Двойственная роль административных ресурсов в политике. Эффективность использования социальных ресурсов в политике. Формы освоения нововведений в обществе. Социальные ресурсы: понятие и типология. Политические ресурсы: понятие, типологический перечень. Зарубежные и отечественные исследователи - о ресурсах общества и политических ресурсах. Административно-управленческие ресурсы территорий. Использование социальных ресурсов в социально-политическом взаимодействии. Мониторинг социально-политического взаимодействия населения и органов государственной власти и местного самоуправления в регионе. Формирование политических ресурсов в обществе (российская специфика). Привлечение упущенных политических ресурсов: эффективность использования. Политические нововведения в условиях социальных изменений. Социальные проекты как политический ресурс. Цикл освоения политических нововведений в обществе: этапы, ресурсы, Проблема освоения нового в формализованной среде: трудности управляемости и адаптивные способности населения. Отношение общества к политическим нововведениям. Политические решения: инновационный и мобилизационный потенциал. Мировой опыт резонансных политических решений. Социальная цена резонансных решений. Социологическая экспертиза политических решений. Социологический анализ эффективности политических и управленческих решений с позиций доверия населения к власти и соучастия в осуществлении решений.
М2.В.4 Модуль 2. Глобализация и международные отношения Глобализация: истоки, геополитическое измерение, стратегический вектор. Ограничения глобализации за счет локализации пространства, стратегическое и национально-государственное "районирование" глобализации. Основные теории международных отношений и методы изучения международной деятельности. Междисциплинарность, автономность и специфика социологических подходов. Научный статус социологии международных отношений (СМО). Методологические основы социологического анализа международных отношений. Структура международного сообщества. Современное национальное государство и мировой порядок. "Демократизация насилия" во имя борьбы с терроризмом и решения острых глобальных проблем человечества. Транснациональные и наднациональные акторы в международных отношениях. Международные конфликты и миротворческие акции.  Дипломатия и стратегическое маневрирование государств на международной арене. Альтерглобализм и антиглобализм.  Система индексов социально-политического развития ООН. Экспертный субъективизм. Россия в системе индексов. Понятие "человеческая безопасность". Глобальная, региональная, национальная безопасность.  Социальные признаки международной безопасности. Социальная мобильность в контексте международной безопасности. Обеспечение безопасности с помощью межгосударственных взаимодействий и международной деятельности глобальных структур.  Международная интеграция: достижения и трудности. Концепция социального и политического пространства применительно к современным процессам международной интеграции. Практики международной интеграции: сравнительный анализ ЕС и СНГ, НАФТА и СНГ. Социальные аспекты в коллективных структурах СНГ: ЕврАзЭС и ОДКБ. Иерархизация мирового социального пространства. Социальные интересы и отношения в сфере влияния международных политических институтов. Международный статус и престиж России. Международные инициативы РФ в интересах международного мира и гражданского согласия внутри страны. Социальные проблемы укрепления национально-государственной безопасности в российском обществе и на глобальном уровне.
М2.В.5 Модуль 3. Социальные отношения, политическое участие и региональная политика Главное отличие социального от несоциального состоит в ориентации на смысл поведения Других (М. Вебер). Законы подражания (Г. Лебон, Г. Тард) и охлократическое, социально опасное, значимое по последствиям и формам, способам его совершения поведение человека. Массовость, подражательность, пограничность охлократических форм поведения и их асоциальность. Анализ иррационального политического поведения (В. Парето).  Системное формирование социальных отношений, их направленность в русло сложившихся и изменяющихся взаимосвязей людей, имеющих различное статусное размещение в обществе и различные конфигурации взаимодействий и сфер влияния. Политическое регулирование системы социальных отношений в регионе. Стабилизирующая роль политических традиций в трансформации системы социальных отношений в регионе. Узловые этапы политической социализации индивида. Условия, сопутствующие / тормозящие политическую социализацию человека или группы людей. Формирование политических ролей и статусов людей в обществе. Роль политической культуры общества в политической социализации.  Социологические трактовки региона и региональной политики. Экологическое и социально-экономическое развитие региона как фактор этносоциального "районирования" территорий. Локализация социокультурных и политических интересов, связь их со стратификационным профилем региона. Молодежная политика в регионе. Размещение производительных сил региона как фактор социального развития региона. Использование социального картографирования в диагностике политической стратификации региона. Приоритетные направления социально-политического развития региона. Специфика трансформации политических ориентаций и предпочтений различных социальных групп в условиях нестабильного и кризисного развития. Процессы взаимодействия неправительственных организаций и общественно-политических объединений с государственной властью, возможности представления и лоббирования социальных интересов. Социально-политический статус инонациональных групп в регионах. Диаспоры и землячества: роль в самоорганизации и взаимодействии с местной властью. Социологическое измерение социального благополучия населения, проживающего в регионе.  Социологическое обоснование направлений и приоритетов региональной политики. Помехи социальному развитию населения региона: рассогласование целей и средств, ожиданий и притязаний с реальными возможностями; расхождение декларативной риторики представителей властных органов и реального состояния дел в повседневной жизни многих обедненных групп и категорий населения; нецелевое транжирство народных средств, особенно на показную демонстрацию успешности социальных экспериментов и личное обогащение; воинствующий корпоративизм чиновников; управленческая и политическая некомпетентность в решении проблем социального развития.
М2.В.6 Модуль 4. Политическое сознание Понятие политического сознания. Структура политического сознания. Нормативно-ценностная система общества как регулятор политического сознания. Мифы и предубеждения в политическом сознании. Массовое политическое сознание и политические установки. Идеологический плюрализм и реальная политическая практика. Глобальные идеологии и социокультурная специфика их освоения. Социологические исследования идеологического спектра современного российского общества. Молодежное сознание и поведение.  Отношение к власти является отражением в общественном, групповом, индивидуальном сознании всего комплекса прав и обязанностей как особого вида социально-политического взаимодействия, осуществляемого в режиме управления-подчинения. Оно является феноменом взаимодействий между субъектами в системе "власть-общество", предопределенных логикой культурообразующей идеи, а также общественными, групповыми, индивидуальными социально-политическими интересами. "Образ власти"  система представлений о сущности, функциях, структуре власти (базовые аспекты), а также ожиданий от власти (экспектаций) конкретной политической деятельности (конъюнктурные аспекты) - в качестве эмпирического референта "отношения к власти". Ментальная дифференциация строится не по линии сознания и реализации своих экономических и политических интересов, а по отношению к экономической и социальной политике государства. Отношение политической элиты и всего общества к резкой фрагментации политического пространства. Понижение степени самоопределения и дифференциации специфических интересов отдельных групп и в то же время избыточная консолидированность элитарных и властных структур - наблюдаемая сегодня тенденция развития массового политического сознания.
М2.В.7 Социальные и политические коммуникации: история и современность Аспекты социологии коммуникаций в направлениях: социального бихевиоризма; символического интеракционизма; феноменологической школы; структурного функционализма; принципах марксистского диалектического учения; неомарксизма; структурализма; сетевых концепциях. Факторы, оказывающие влияние на направленность, динамику и содержание коммуникативного взаимодействия субъектов (сторон). Система языка и коммуникативные системы. Функционирование коммуникативных систем. Коммуникативная система кино − специфическая сфера социальной коммуникации. Интернет в системе массовой коммуникации. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. "Паблик рилейшнз" - общественное мнение на службе политики. Политический язык. Понятие "коммуникативное пространство". Внешние критерии коммуникации. Основные внутренние критерии уровней коммуникации. Семиотический уровень (типология знаков как единиц семиотического уровня коммуникации, социальная обусловленность знаков как единиц семиотического уровня. Лингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Высказывание. Дискурс. Модель М. Хэллидея "ситуативный тип". Металингвистический уровень коммуникации и его коммуникативные единицы. Деловое общение, его виды и формы. Функции и структура деловой беседы. Становление символического информационного обмена. Вербальные, невербальные и синтетические знаки. Невербальные эквиваленты и особенности их функционирования. Типологии знаков. Синтетический уровень. Межнациональные особенности невербального общения. Сравнение уровней коммуникации. Социологические критерии коммуникативных схем. Межличностная коммуникация. Институты коммуникации: типология и социальная роль. Образование как институт коммуникации. Критерии коммуникативной компетентности. Библиотека как институт коммуникации. СМИ как институт коммуникации. Реклама − институт коммуникации. Повседневные коммуникации. Интерактивное общение. Социальные функции массовой коммуникации: присвоения статуса, укрепления социальных норм, дисфункция наркотизации (П. Лазерсфельд и Р. Мертон); информационная, регулирующая и культурологическая функции (В. П. Конецкая). Социально-психологические функции: социальной ориентировки, контакта с другим человеком (Н. Н. Богомолова). Функции массовой коммуникации: информационная, регулирующая, культурологическая, функция политического контроля, функции опосредованного духовного контроля. Барьеры, препятствующие эффективной массовой коммуникации. Массовая коммуникация и сфера общественных связей и отношений. Массовая коммуникация и реклама.  Границы социальных коммуникаций. Социальные сети. Политическая коммуникация как особая форма информационного обмена. Исследования зарубежных и отечественных социологов, посвященные проблемам политической коммуникации. "Паблик рилейшнз" - общественное мнение на службе политики. Политический язык.
М2.ДВ.1 Личность и политика Новые и традиционные формы политической активности населения. Масштабы политического участия личности. Развитие политической культуры в ходе социализации человека. Специфика политической социализации различных социально-демографических групп и категорий населения. Социальный контекст осуществления интересов, ориентаций и предпочтений в политике. Влияние политической социализации и стратификационной принадлежности на политические интересы, ориентации и предпочтения (выбор). Социально-экономическая конъюнктура и политические предпочтения. Личность в политике ценностные ориентации, предпочтения, самореализация; Кадровый потенциал публичной политики. Политическое лидерство. Социологическая типология лидеров. Региональные лидеры. Доверие населения к лидерам. Различия в понятиях "политический лидер" и "государственный деятель". Харизматический лидер. Рутинизация харизмы. Самореализация личности в политических объединениях и структурах власти. Индивидуально-личностный стиль политического участия.
М2.ДВ.1 Глобализация политических процессов История глобализации как процесса. Происхождение и характер процессов глобализации. Социальные, политические, социально-экономические и социокультурные предпосылки глобализации. Многообразие моделей глобализации. Современное состояние глобализационных процессов и их результаты. Характер и особенности формирования современной системы международных отношений. Движущие факторы формирования современного мирового порядка. Вариативность моделей мирового порядка. Глобальная политика и ее перспективы. Позиции и статус России в современном мире. Россия и овый глобальный порядок. Глобальные вызовы и перспективы России. Политические процессы в ключевых мировых регионах. Ключевые глобальные регионы. Политические процессы: региональная и глобальная динамика. Региональные вызовы глобальной стабильности.
М2.ДВ.2 Современная публичная политика Специфика публичной сферы политики.  Субъекты публичной политики.  Типы политического поведения. Социальный контекст протестного политического поведения (стачки, забастовки, голодовки, бойкоты, погромы и пр.). Романтика и трагизм апассионарного типа политического поведения. П. А. Сорокин о воздействии политических актов на людей - о разрушительном пламени политических революций для развития личности. Массовые беспорядки как разновидность поведения. Понятие резонансных политических событий. Политический нигилизм и неучастие в политике. Основные различия между понятиями политической деятельности и политического участия. Общественные ожидания и социальные риски, возникающие в результате политической деятельности. Понятие "власть" в общественном сознании. Кристаллизация общественных и индивидуалистских устремлений посредством политики. Оценка обществом политической деятельности. Современные формы политического участия различных социальных групп и категорий российского общества. Международный опыт поддержания социального порядка и преодоления кризисов политического участия.  Гражданское и политическое общество: возможности участия в политике.  Гражданская культура: роль в преодолении социальной напряженности. Понятие социально-политического взаимодействия. Участники (субъекты) социально-политического взаимодействия. Уровни социально-политического взаимодействия. Факторы "места" и "времени" взаимодействия, а также стороны и ситуации обмена. Анализ механизмов социально-политического взаимодействия в обществе, регионе. Дебаты в СМИ: роль в обозначении позиций и мобилизации социальных сил в политике.  Элементы политики в социальных организациях (анализ уровней и форм социально-политического взаимодействия в структуре организаций).  Политические технологии в региональном развитии. Технологии PR="паблик рилейшнз": зарубежный и российский опыт. Манипулятивные политические технологии: эффективность и пределы использования. Способы разрушения политических технологий и приемов - элементы социальной защиты. Создание гибких адаптивных политических технологий.  Социальная обусловленность выбора в политике. Понятие "выбора" в политической и общественной (повседневной) жизни. Факторы и условия, воздействующие на политический выбор населения. Измерение риска политического выбора. Политические предпочтения: источники формирования и трансформации. Ситуационный подход и факторный анализ в изучении политических процессов в обществе. Социологические исследования публичной и непубличной сферы политики и взаимодействия народа с властью.  Мониторинги общественного мнения по проблематике "Народ и власть", "Инициативы гражданского общества".
М2.ДВ.2 Гендерные проблемы политики Понятие гендера в социологии. Конструктивизм. Гендерные стереотипы. Гендерные идеалы.  Маскулинность и фемининность. Гендерная идентичность. Гендерная дисфория.Формирование гендерной идентичности. Гендерная социализация. Гендерная система.  Три лика гендера: сеть, структура и процесс. "Гендерный порядок" - по работе Р. Коннела. Гендерный режим. Гендерная дискриминация в сфере занятости. Профессиональная гендерная сегрегация, её виды.  Горизонтальная и вертикальная гендерная профессиональная сегрегация. ендерный характер политической и государственной власти. Исследование гендерной асимметрии политической деятельности по ключевым вопросам: Участие женщин в "большой политике": история и современность. Разнообразие женских способов действия в политике и при принятии решений. Женская политическая культура как "амортизатор" агрессивности мужского поведения. Роль женских и мужских сообществ и организаций в продвижении актуальных социальных проблем в политику.Основные условия, обеспечивающие полноправное участие женщин в политике.
М2.ДВ.3 Историческая социология Традиции этнографических и историософических исследований в России. Жизнь и творчество профессора А. А. Исаева /1851-1924/. Вклад социолога-историка Евгения Викторовича Тарле /1874-1955/ в развитие социологии. Этносоциологическая школа. Государственная школа в социологии. Социолог-государственник Борис Николаевич Чичерин /1828-1904/. Василий Осипович Ключевский: жизненный путь и творчество /1839-1911/. Исторические материалы в социологических журналах. Современные исследователи исторической социологии и исторических школ.
М2.ДВ.3 Социальные и политические конфликты: история и современность Типология политических конфликтов в обществе (социологический подход). Социальные причины и поводы возникновения политических конфликтов. Политическая окраска конфликтов в обществе. Роль личностной акцентуации в политических конфликтах. Социологическое объяснение природы политического конфликта. "Кризис-менеджмент" - управление в нестабильной среде. Самоорганизация на местах как форма сопровождения конфликтных ситуаций. Проблемы формирования доверия населения к действиям представителей власти. Роль политических лидеров в снятии социальных и политических противостояний, в урегулировании доконфликтных и постконфликтных этапов развития конфликта на территориях государств и в регионах. Этнополитические конфликты: истоки, причины, формы, связь с национальной политикой и социальным развитием регионов. Экстремизм и терроризм - крайние формы этнополитического конфликта. Меры предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов. Роль международных организаций (ООН, ОБСЕ, НАТО и др.) в урегулировании этнополитических конфликтов. Социологическое изучение роли России в урегулировании современных этнополитических конфликтов. Социальные последствия межнациональных конфликтов.
М2.ДВ.4 Модернизация социальной политики (СП) в современном мире Понятие "модернизация" в социальных науках, междисциплинарный аспект. Политическая модернизация: понятие, этапы, содержание. Виды политической модернизации. Анализ моделей политической модернизации. Модели политической модернизации. Историко-сравнительный подход в изучении политической модернизации. Современные модели политической модернизации. Социальная модернизация и политическая модернизация: комплексное сравнение модернизационных процессов. Политическая модернизация в современной России: проекты, ресурсы и перспективы развития. Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований в РФ. Региональные схемы реализации политических проектов. Трудности и барьеры в осуществлении политических преобразований. Демократизация и авторитаризм в России (баланс власти). Проблемы гражданского мира и социального компромисса. Исторические ретроспективы политической модернизации в России. Модернизация в России - протяженность этапов экономических и политических преобразований.
М2.ДВ.4 Политическая стигматизация Понятие стигматизации. Специфика политической стигматизации. Востребованность стигматизации в политической и социальной практике. Функции политической стигматизации. Коммуникативная функция. Карающая (репрессивная) функция. Механизм стигматизации в социально-политическом взаимодействии власти и населения. Социальные эффекты и последствия политической стигматизации.
М2.ДВ.5 Гражданская культура и политическая этика Теория политической культуры. Объект политической этики. Политическая этика общества. Общественная мораль. Политическая справедливость. Свобода и равенство.
ФТД.1 Культурная политика: Россия и Европа В рамках курса рассматриваются основные проблемы функционирования культурной политики государства, ее основные направления и институты. Анализируются субъекты и объекты культурной политики и их характеристика. Федеральный и региональный уровни культурной политики, особенности механизмов управления сферой культуры: законодательство, система финансирования и т. д. Кроме того, данный курс предполагает анализ большинства действующих на настоящий момент времени моделей управления культурой, как в России, так и за рубежом. В рамках дисциплины освещаются исторические особенности формирования культурной политики России и их влияние на современное развитие сферы культуры. Понятие и сущность культурной политики. Основы правового и финансового регулирования сферы культуры. Основные модели культурной политики. Особенности развития культурной политики в России. Культурная политика европейских стран. Международные организации в сфере культуры.
ФТД.2 Региональная микрополитика Характеристика региональной политики. Социальная политика в регионе. Специфика региональной микрополитики. Территориальный аспект региональной микрополитики. Взаимодействие населения с органами власти. Роль органов местного самоуправления в реализации региональной политики.
 
 
 
Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.
 
Практики:
 
Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-праткическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следубщие виды практик: научно-исследовательская и производственная (в том числе при подготовки выпускной квалификационной работы).