Описание ООП по направлению подготовки 45.03.01 Филология (Отечественная филология)

 

Направление подготовки:

45.03.01 Филология (отечественная),
направленность (профиль) "Отечественная филология"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 года № 34

 

Описание образовательной программы: 

Цель ООП бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 - Филология состоит в развитии у студентов личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованием ФГОС ВПО по направлению подготовки 45.03.01 - Филология. Она направлена на решение следующих задач:
- дать качественные базовые гуманитарные, социальные, экономические, математические знания, востребованные обществом;
- подготовить    бакалавра к успешной работе по следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская в научных и научно-педагогических   учреждениях,   организациях и подразделениях;   педагогическая  в системе  среднего общего и среднего специального образования; прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах финансово-кредитной деятельности на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров;
- создать условия для овладения компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда;
- сформировать социально-личностные качества выпускников: ответственность, толерантность, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, стремление к воплощению в жизнь гуманистических идеалов, осознание социальной значимости профессии филолога, способность принимать организационные решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки.
ООП по направлению подготовки 45.03.01 - Филология ориентирована на реализацию следующих принципов:
• приоритет практикоориентированных знаний специалиста;
• ориентацию на развитие местного регионального сообщества;
• формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях;
• формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере;
• ориентация на достижение современной науки, опыта, накопленного мировой цивилизацией;
• ориентация на единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе;
• формирование сознательности и творческой активности обучаемых.

Область профессиональной деятельности выпускника.
ООП подготовки бакалавров по направлению 45.03.01 - Филология по профилю "Отечественная филология (русский язык и литература)" предполагает получение фундаментального филологического образования на базе русского языка.
Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 45.03.01 - Филология осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.  Включает изучение комплекса лингвистических и литературоведческих дисциплин, сопровождается освоением предметов психолого-педагогического цикла, методик преподавания филологических дисциплин и прохождением педагогической практики.
Профессиональная деятельность выпускника по данному направлению  и профилю подготовки ВПО может осуществляться в учреждениях сферы образования (среднего общего и среднего профессионального).  Потребность школ, техникумов и колледжей города и области в высококвалифицированных филологических кадрах обусловливает достаточный уровень трудоустройства специалистов в соответствии с полученной специальностью.
Помимо образовательной сферы, выпускник по данному направлению может работать  в средствах массовой информации, в редакциях и издательствах, в рекламных и PR- агентствах, в пресс-службах, в органах государственной и муниципальной власти.

Основными объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом, практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
- художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
- различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
- устная и письменная коммуникация.

Особенности образовательной программы:
• При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда, состояние и перспективы развития отрасли филология, преподавание филологических дисциплин.
• Образовательная программа разработана на основе принципов Болонского соглашения и предусматривает реализацию системы зачетных единиц (ECTS) для признания учебных достижений студентов.
• Интеграция    НИР студентов и образовательного процесса (научно-исследовательские направления,     развиваемые    преподавателями    факультета: "Дериватология слова и текста", "Юрислингвистика", "Концептуальные исследования", "Естественная письменная речь", "Эффективность речевой коммуникации", "Лингвоперсонология", Студенты участвуют  в     международных, всероссийских, региональных конференциях, олимпиадах, посещают защиты диссертаций, под руководством преподавателей университета пишут научные статьи, квалификационные работы. На факультете действует научное общество студентов. Студенты участвуют в хоздоговорных НИР.
• Проводятся две учебные (фольклорная - 2 семестр и диалектологическая - 4 семестр) практики и  две производственные (педагогическая по русскому языку и по литературе) практики. Производственные практики осуществляются на базе МОУ "Средняя общеобразовательная школа №10", МОУ "Гимназия №1", МОУ "Гимназия №21", МОУ "Гимназия №41", МОУ "Лицей №62", МНОУ "Городской классический лицей", ГОУ "Губернаторская женская гимназия-интернат", ГНОУ "Губернаторский многопрофильный лицей-интернат", а также на базе школ области. Учебные практики проводятся не только в полевых условиях, но и в Арбитражном суде Кемеровской области и Центральном районном суде г. Кемерово.
• Во время обучения студенты посещают уроки, которые проводятся учителями школ.
• В процессе обучения используются следующие образовательные технологии: выполнение курсовых и дипломных работ (проектов), представление в специальных дисциплинах последних достижений в соответствующих предметных областях, применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств) тренинги, риторические игры, сквозные и междисциплинарные проекты.
• Запущен в работу новый Телецентр КемГУ, одной из задач которого является обеспечение помощи преподавателям при создании мультимедийных, электронных пособий, а также помощи в подготовке к защите дипломов выпускникам.

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Б1.Б.1 История Цель дисциплины - сформировать комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Особенности становления государственности в России и мире. Русские земли в XIII-XV вв. и европейское средневековье. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизацией. Россия и мир в XVIII -XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот Россия и мир в ХХ-XXI вв.
Б1.Б.2 Философия Философия как форма духовной культуры. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология.
Б1.Б.3 Иностранный язык Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Иностранный язык для общих целей (семья, национальные культуры), для академических целей (университет, факультет, высшее образование в России и за рубежом), для профессиональных целей (происхождение литературы. литературные формы и жанры, история литературы англоязычных стран, литературный анализ, преподавание русского языка и литературы, предмет и задачи лингвистики, выдающиеся деятели англоязычных стран), для делового общения (международные научные, профессиональные и культурные контакты, устройство на работу. квалификационные требования к специалистам данной квалификационной области).
Б1.Б.4 Менеджмент Основы управления организацией, базовые функции менеджмента как вида профессиональной деятельности. Менеджмент: содержание и эволюция. Организация как объект управления. Коммуникации менеджменте и принятие управленческих решений. Планирование и организация как функция менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Координация и контроль в системе менеджмента. Власть и лидерство. Управление конфликтами и стрессами. Организационная культура.
Б1. Б.5 Экономика Экономическая теория: предмет, структура, функции. Рыночная система. Механизм функционирования рынка. Фирма, ее организационные формы, цель деятельности. Фирма: затраты и выпуск, масштабы деятельности. Основные формы рынка. Конкуренция и монополия Рынки экономических ресурсов Доходы и уровень жизни. Государственное регулирование экономической деятельности Основные макроэкономические проблемы функционирования экономической системы. Инфляция и безработица. Цикл экономической конъюнктуры. Деньги, кредит и их роль в функционировании рыночной системы. Банки. Денежно-кредитная политика государства. Финансы государства. Фискальная политика. Финансовый рынок. Экономический рост. Экономическая политика государства в условиях смешанной экономики. Международные экономические отношения.
Б1.В.1 Культурология Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов понимания сущности культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, в том числе в профессиональной сфере, выработка навыков самостоятельного анализа важнейших вопросов современной социокультурной ситуации, формирование толерантной личности, нетерпимой к любым формам дискриминации, в том числе этнической и религиозной. Культурология как научная дисциплина. Основные школы и концепции в культурологи. Основные понятия в культурологи. Морфология и типология культур. Культура в природном и социальном пространстве. Культура и глобальные проблемы современности.
Б1.В.2 Психология Цель освоения дисциплины - изучение основ современной психологической науки и практики и формирование профессионально-психологической компетентности. Предмет, цели методы, структура психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Основные направления научной психологии. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза и происхождение сознания. Понятие личности в современной психологии. Темперамент и характер. Диагностика темперамента и характера. Эмоционально-волевая сфера личности. Психическая регуляция поведения и деятельности. Способности и задатки. Мотивационная сфера личности. Сенсорно-перцептивная система. Психология памяти и мышления. Изучение особенностей внимания, мышления, измерение структуры интеллекта. Психология воображения и представлений. Психология речевой деятельности и общения. Коммуникативная компетентность и коммуникативные умения. Психология малой группы. Межличностные отношения и ПСК в коллективе. Межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология конфликта.
Б1.В.3 Педагогика Предмет, объекты, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность. Образование как общечеловеческая ценность. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом. Управление образовательными системами.
Б1.В.4 Основы права Государство и право. Норма права и нормативно-правовые акты. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права. Система российского права. Основные правовые системы современности. Международное право. Правонарушение и юридическая ответственность. Конституция РФ - основной закон государства. Общие положения об отрасли конституционного права. Административные правонарушения и административная ответственность. Налоговое право как отрасль права. Общие понятия гражданского права как отрасли права. Понятия источников гражданского права. Наследственное право. Основания наследования. Общие положения семейного права как отрасли права. Понятие и сущность правоотношений в трудовом праве. Регулирование профессиональной деятельности. Общие положения об отрасли трудового права. Нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Экологическое право. Общие положения об отрасли и науке уголовного права. Понятие уголовного закона.
Б1.ДВ.1 Художественная культура России первой половины XIX века Дворянская культура первой половины XIX века: модель поведения светского человека. Культурная среда столичного города начала XIX века. Становление русского балета. Архитектурные стили начала XIX века. Культура дворянской усадьбы. Живописное искусство начала XIX века: жанр портрета в творчестве В. А. Тропинина и О. А. Кипренского. Творчество К. Брюллова: "Последний день Помпеи". Творчество А. А. Иванова: "Явление Христа народу". Музыкальная культура первой половины XIX: малые формы (национальный гимн, романс, ноктюрны). Музыкальная культура первой половины XIX века: становление русской оперы.
Б1.ДВ.1 Классицизм и барокко в западноевропейском искусстве "Великие стили". Архитектура и скульптура барокко. Барокко в итальянской живописи. Караваджо. Рубенс и фламандская школа. Голландская живопись XVII века. Портрет. Пейзаж. Натюрморт.Бытовой жанр. Вермейер. Творчество Рембрандта "Золотой" век в испанской живописи. Рибера. Сурбаран. Веласкес. Веласкес. Классицизм в европейской живописи ХVII века. "Болонская академия". Французское искусство ХVII века. Н. Пуссен. К. Лоррен. Садово-парковое искусство ХVII века. Версаль как памятник классицизма.
Б1.ДВ.2 Политология Предмет политологии. Политика как общественный феномен. Политическая власть и ее формы. Политическая система общества. Государство как политический институт. Политические партии и партийные систем. Виды заинтересованных групп. Политическая элита. Политическое лидерство. Человек как субъект политики. Политические режимы и их типология. Теория и практика демократии. Политическое управление. Политическое участие. Избирательные системы и выборы. Политическая культура. Политические идеологии. Политическая социализация. Политические конфликты и кризисы. Политические изменения и переходы. Международные отношения и политика.
Б1.ДВ.2 Социология Основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Социальные движения. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.
Б1.ДВ.3 Возрастная психология Предмет, методы возрастной психологии. Основные категории возрастной психологии. Понятие возраста. Закономерности психического развития. Возрастная периодизация. Основные периодизации развития личности. Социокультурная и биологическая детерминация в развитии. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Особенности развития младших школьников (когнитивная, эмоционально-мотивационная, психосоциальная сфера). Особенности развития подростков (психофизиологические изменения, когнитивная, эмоционально-мотивационная, психосоциальная сфера). Психологические особенности юношеского возраста. Проблемы профессионального и личностного самоопределения. Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека. Зрелость в онтогенезе человека. Поздняя зрелость. Психология старения и долгожительства.
Б1.ДВ.3 Педагогическое мастерство Специфика и компоненты педагогической деятельности. Качества личности, присущие педагогу-мастеру. Культура педагогического общения в деятельности современного учителя. Педагогический такт как проявление профессиональной культуры учителя. Мастерство убеждающего воздействия учителя. Речь учителя в профессиональном общении. Социально-психологические факторы эффективности речи учителя. Речевой слух и воспитание навыков правильной дикции. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Психолого-педагогические особенности организации игровой деятельности на уроке и вне урока. Пути и средства формирования педагогического мастерства учителя. Организаторские и коммуникативные способности педагога. Организация учебной и воспитательной деятельности. Гностические и проектировочные способности педагога. Взаимосвязь познавательных процессов и способностей и их влияние на процесс обучения в целом. Стимуляция исследовательской активности учащихся как способ развития познавательных способностей в творческих процессах. Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности. Компоненты педагогической техники (голос, мимика, пластика и др.). Сущность педагогического самообразования и самовоспитания. Творческий рост педагога.
Б1.ДВ.4 Основы лингвоконфликтологии Лингвоконфликтология как направление современной лингвистики. Понятие об юрислингвистике как науке. Конфликтогенность языка как объект лингвистических описаний. Языковые конфликты и их юридизация. Речевые конфликты как правонарушение. Лингвистическая экспертиза. Юридическая терминология. Лингвоюридическая культура и лингвоюридическое образование.
Б1.ДВ.4 Прикладная лингвистика Введение. Предмет, методы, объект прикладной лингвистики, их широта и разнообразие. Типы прикладных лингвистик. Парадигмы прикладных наук. Отечественная прикладная лингвистика сравнительно с зарубежной. Структурная и математическая лингвистика во всём разнообразии их методов и достижений как ядро современного отечественного прикладного языкознания. Традиционная прикладная лингвистика. Компьютерная и квантитативная лингвистика. Основные направления, когнитивный инструментарий. Моделирование языка. Естественный язык как модель мира. Интеллектуальные структурные модели, используемые для целей перевода, для обучения языку, редактирования, кибернетической системы. Трудности машинного моделирования. Математическое моделирование. Информационно-поисковые системы. Реферирование текста. Лексикография как оптимизация познавательной функции языка. Лексикографический метод как один из основных методов описания слова. Русская лексикография: истоки, традиции и новации в разных направлениях отечественной лексикографии. Учебная лексикография как лингвометодологическая база для преподавания русского языка иностранцам. Двуязычная лексикография и перевод. Областная отечественная лексикография как приоритетная отрасль современной русистики. Областной словарь Кузбасса как словарь нового поколения дифференциальных словарей. Теория и практика создания системных (аспектных) словарей - семонимических и полевых. Сибирскийметеорологический словарь недифференциального типа. Последовательность процедур при его создании, конкретное наполнение каждого этапа работы. Корпусная лингвистика и автоматизация в лексикографии. Культура речи как оптимизация социальной функции языка. Технология построения нормированной и эффективной речи. Политическая лингвистика. Лингвистическое консультирование. Перевод с точки зрения оптимизациикоммуникативной функции языка. Взаимовлияние прикладной и теоретической лингвистики.
Б2.Б.1 Информатика Введение. Информация и информационные процессы. Представление данных в компьютере. Общие принципы организации и работы компьютера. Программное обеспечение современных ЭВМ. Информационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет и его место в системе современной культуры. Информационные системы, использующиеся в профессиональной деятельности.
Б2.Б.2 Безопасность жизнедеятельности Теоретические основы БЖД. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности. Негативные факторы в системе "человек-среда обитания". Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Устойчивость функционирования объектов экономики. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД.
Б2.Б.3 Основы филологии Вводный курс общефилологической направленности, его предмет и задачи, соотношение с другими дисциплинами, место в подготовке филолога. Первые филологические профессии: учитель риторики, толкователь текстов, переводчик, библиотекарь. Филология как область науки: определение филологии как области знания, объектом которой являются письменные тексты, а также духовная культура народа, воплощенная в них. Этапы становления русской филологии. Подразделы филологии. Основные теории русской филологии. Выдающиеся ученые (В. фон Гумбольдт, А. А. Потебня, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. де Соссюр, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин).
Б2.Б.4 Введение в языкознание Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Место языкознания в системе наук. Генеалогическая классификация языков. Природа и сущность языка. Фонетика как раздел языкознания. Фонетика и фонология. Звук речи и аспекты его изучения. Артикуляционная и акустическая классификация звуков речи. Язык и мышление. Фонема и звук речи. Фонологические оппозиции. Язык и общество. Система и структура языка. Теории происхождения языка. Функционально-стилистическая дифференциация языка. История развития письма. Алфавит. Виды алфавитов. Понятие о литературном языке. Пути развития литературных языков. Лексикология как наука. Слово как основная семантическая и номинативная единица языка. Фразеологизм. Классификация фразеологизмов. Лексическое значение слова. Его основные компоненты. Многозначность и омонимия. Лексико-грамматические группировки слов. Синонимы и антонимы. Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, его отличие от лексического значения. Грамматическая форма слова. Грамматическая категория, типы грамматических категорий. Морфема. Типы морфем. Исторические изменения в морфологической структуре слова. Морфология как раздел языкознания. Части речи, критерии выделения частей речи. Синтаксис как раздел языкознания. Понятие синтагмы, типология синтагм. Словосочетание как одна из основных синтаксических единиц языка. Предложение как единица синтаксиса. Аспекты изучения предложения. Развитие языков в связи с развитием устойчивых социальных объединений.
Б2.Б.5 Введение в литературоведение Науки литературоведческого цикла. Основные школы и направления отечественного и зарубежного литературоведения. Принципы анализа и описания произведений художественной словесности. Искусство как форма общественного сознания. Художественный образ в словесном творчестве. Категория художественного образа в анализе произведений художественной словесности. Художественное время и художественное пространство в словесном творчестве. Художественное время и художественное пространство в анализе литературного произведения. Форма, содержание и материал в художественной словесности. Литература и другие виды искусства. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные понятия сюжетологии в анализе литературного произведения. Автор и герой. Субъектная организация литературного произведения. Композиция в литературном произведении. Понятия "автор", "субъектная организация", "композиция" в анализе эпического произведения. Композиция лирического произведения. Слово в литературном произведении. Литературные роды и жанры. Критерии разграничения литературных родов. Лирическое произведение. Эпос как литературный род. Историческое развитие эпических жанров. Драма как литературный род. Литературный процесс. Основные аспекты изучения исторического развития словесного творчества. Метод, стиль, литературное направление.
Б2.Б.6 Введение в теорию коммуникации Происхождение коммуникативной деятельности. Модели коммуникации коммуникативного акта. Типология коммуникации. Функции коммуникации. Семиотика коммуникации. Межличностная коммуникация. Групповая и массовая коммуникация.
Б2.Б.7 Классические языки. Латинский язык Латинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской семьи языков. Этапы развития латинского языка. Письменные памятники латинского языка. Формирование и расцвет классического латинского языка. Роль латинского языка в истории европейской культуры (античность, Средние века, Возрождение, Новое время). Влияние латинского языка на фopмирование новых европейских языков (особенно романских) и на образование международной общественно-политической и научной терминологии. Фонетика. Моpфология (имя существительное, имя прилагательное, местоимения, наречия, числительные, глагол, предлоги). Словообразование. Лексика. Синтаксис. Простое предложение. Значение падежей. Синтаксис глагола. Синтаксис сложного предложения. Основы римского стихосложения.
Б2.Б.7 Классические языки. Старославянский язык Старославянский язык в его отношении к праславянскому и современным славянским языкам. Славянские азбуки. Памятники старославянской письменности. Фонетическая система старославянского языка. Редуцированные гласные. История формирования старославянского вокализма (история монофтонгов, дифтонгов и дифтогоидов с носовыми). История формирования старославянского вокализма (История дифтонгических сочетаний с плавными). Чередования гласных. История формирования старославянского консонантизма. Лексика и словообразование. Грамматические категории имени существительного. Система склонения имен существительных. Исторические изменения падежных окончаний существительных в процессе развития языка. Местоимения. Имя прилагательное. Сравнительная степень имен прилагательных. Основные грамматические категории и формообразующие основы глагола. Настоящее время. Простое прошедшее время: аорист и имперфект. Сложное прошедшее время: перфект и плюсквамперфект. Система будущих времен. Ирреальные наклонения. Причастие. Инфинитив и супин. Комплексный анализ старославянского текста.
Б2.Б.7 Классические языки. Древнегреческий язык Краткие сведения из истории древнегреческого языка. Звуковой состав древнегреческого языка. Древнегреческое ударение. Морфология. Грамматические категории имени: род, число, падеж. II склонение. III склонение. Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Имя числительное. Местоимения. Глагол. Наречия. Предлоги, их происхождение, падежная сочетаемость. Древнегреческое словообразование. Функциональное значение падежей. Сложное предложение. Лексика. Индоевропейское наследие в греческой лексике.
Б2.В.1 Общее языкознание Предмет языкознания, место языкознания в системе других наук. Язык и общество. Язык и речь. Язык и мышление. Функции языка. Язык как конкретно- историческая категория. Система и структура языка. Семиотика и лингвосемиотика. Язык как знаковая система. Язык как развивающееся явление. В. фон Гумбольдт и неогумбольдтианство. Язык и культура. Ф. де Соссюр и современное структурное языкознание. Пути развития современного языкознания.
Б2.В.2 Теория литературы

В рамках дисциплины "Теория литературы" студенты изучают основные законы устройства и функционирования литературного произведения, закономерности литературного процесса; овладевают терминологическим аппаратом теории литературы, современными приёмами и методиками интерпретации и анализа литературных произведений.

Б2.В.3 Риторика Предмет современной риторики в связи с категорией эффективности. Дисциплинарная схема риторики. Методы современной риторики. Риторика в контексте гуманитарных дисциплин: на примере взаимодействия культуры речи и риторики. Предварительное определение понятия "речевое воздействие". Типология воздействия по функциям речевого общения. I. Фатика. II. Суггестия. III. Информирование и убеждение. Речевое воздействие коммуникативного акта. Риторические аспекты понимания высказывания. Риторическая критика. Речепорождение как категория риторики. Прагматическая модель речепорождения.
Б2.В.4 Техника речи Речь и речевое общение. Психотехника речи. Коммуникативные качества речи. Основные принципы голосо-речевой тренировки. Дыхание в звучащей речи. Основные принципы голосо-речевой тренировки. Голос и дикция. Основные принципы голосо-речевой тренировки. Интонационная выразительность речи. Темпо-ритм речи. Игра в процессе голосового тренинга. Речь в движении. Невербальные компоненты общения и звучащее слово.
Б2.В.ДВ.1 История лингвистических учений Теория именования. Античное языкознание. Восточные лингвистические традиции. Языкознание Средних веков и Нового времени. Языкознание ХIХ в. Становление языкознания на Руси. Языкознание ХХ в.
Б2.В.ДВ.1 Философия языка Введение в антиномический анализ языка. Основные антиномии в лингвистике. Антиномии "онтология - гносеология", "основание - обоснование". Антиномии русской орфографии. Антиномия "внешнее - внутреннее". Язык и мышление. Языки действительность. Антиномия "объективное - субъективное". Антиномия "статика - динамика". Антиномия "конкретное - абстрактное". Антиномии "содержание и форма", "функция и субстанция" в языке. Антиномия "анализа и синтеза" в языке и лингвистике. Принцип дополнительности при описании противоречивых объектов. Философские аспекты современных направлений в лингвистике (лингвосинергетике, антропологической лингвистики, лингвогерменевтики, лингводидактики).
Б2.В.ДВ.2 Психолингвистика Язык, речь, речевая деятельность. Язык - сознание, язык - мышление. Антропоцентризм как принцип языкознания. Психолингвистика и когнитология. Основные понятия теории речевой деятельности. Онтогенез речевых актов. Концепция внутреннего лексикона. Ассоциативная грамматика. Психосемантика. Коммуникативное сознание.
Б2.В.ДВ.2 Поэтика мифа Миф как научное понятие. Возникновение мифологического сознания. Мифология как система. Миф и религия. Мифологическая картина мира. Миф как текст. Основные мифологические оппозиции. Современные теории мифа. Сравнительная мифология. Мифологии Древнего Мира. Библейская картина мира и библейские сюжеты в европейской литературе. Евангельский текст в русской поэзии ХIХ-ХХ вв.
Б2.В.ДВ.3 Эстетика словесного творчества Цель курса - знакомство с важнейшими произведениями эстетики XX-XXI вв., формирование представлений об искусстве на основе современных теоретических исследований. В центре внимания находятся литературоведческие проблемы, рассматриваемые в широком, общеэстетическом контексте. Освоение данного курса предполагается вести по следующим направлениям: а) изучение эстетических и философских текстов; б) сопоставление теоретических усилий ХХ-ХХI веков с положениями классической эстетики; в) выработка умения применить современную эстетику литературы к рассмотрению конкретных литературных произведений.
Б2.В.ДВ.3 Русское зарубежье в филологическом освещении Эмигрантология в контексте социальных наук. Исторический экскурс: волны русской эмиграции. Характер волн русской эмиграции. Феномен Белой эмиграции. Центры русской эмиграции: общая характеристика. Культурная (в широком контексте) деятельность русского зарубежья. Литературная деятельность русского зарубежья.
Б2.В.ДВ.4 Концептуализация в русской языковой картине мира В курсе трактуются в современной лингвокогнитивной парадигме. Прежде всего осмысляются явления лексической системности, рассматриваемой как системность концептов. Подробному анализу подвергаются такие процессы в русском языке, как копцептуализация мира и категоризация действительности. Данный курс вписан в историко-лингвистическую парадигму. Рассматриваемые проблемы возводятся к учению Лакоффа. Подробно анализируется концепция языковой картины мира Т. В. Булыгиной и А. Д. Шмелева.
Б2.В.ДВ.4 Образовательные технологии Педагогические технологии в сравнительной педагогике. "Свободная школа" Александра Нейла. Антропософские школы Рудольфа Штайнера. "Дом свободного ребёнка" М. Монтессори. "Школа без принуждения" Селестена Френе. Воспитывающие технологии без принуждения и наказания П. Петерсена. Идеи свободного воспитания в России. Основные идеи современных педагогических технологий.
Б2.В.ДВ.5 Поведение читателя Горизонт читательских ожиданий. Специфика чтения художественных текстов: событие встречи. Два типа связей читаемого произведения Два типа герменевтических усилий читателя. Кодовая и окказиональная семантика в процессе чтения. "Порционный" характер чтения. Интертекстуальность чтения. "Explicit reader". Онтологическая модель чтения как события. Фундамент типологии читательского поведения. Сатирическое и юмористическое чтение. Смех как форма читательского поведения. Слёзы как форма читательского поведения. Основная проблематика и крупнейшие представители рецептивной эстетики ХХ века. Рецептивная проблематика в России ХХ века. Авангард, классика, массовое искусство и читательское поведение.
Б2.В.ДВ.5 Возрастная педагогика Развитие личности: понятие, закономерности, факторы, условия. Возрастная периодизация: младенчество, раннее и дошкольное детство; младший школьный возраст; подростковый возраст; юношеский возраст.
Б2.В.ДВ.6 Теория языка и феномен воображения Воображение как надсистемная детерминанта языка. Типология воображения и типы языковых знаков. Воображение как способность представления и язык как специфическая репрезентативная система. Функции воображения и функции языка/речи. Воображение и формы дискурсивной деятельности.
Б2.В.ДВ.6 Жанровая система литературы Нового времени в историко-литературном контексте Жанр и жанровая система как литературоведческие категории. Синхрония и диахрония жанра. Историко-культурные условия формирования жанров Нового времени. Вторая половина XVII - первая треть XVIII века как переходный период в развитии русской литературы. Реформа стихосложения и формирование новой системы лирических жанров в литературе классицизма. Теория и практика стихосложения в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова. Разрушение жанровой системы классицизма в поэзии Г. Р. Державина. Формирование новых лирических жанров в литературе русского сентиментализма. Влияние жанровых традиций устного народного творчества на литературный процесс. Драматургические жанры. Русский театр в эпоху классицизма. Русская повесть XVIII века. Зарождение русского романа: творчество В. К. Тредиаковского, Ф. А. Эмина, М. М. Хераскова, М. Д. Чулкова, А. Е. Измайлова, В. Т. Нарежного, Н. М. Карамзина. Сатирические и пародийные жанры в литературе XVIII века: стихотворная сатира, журнальная сатира, басня, эпиграмма, бурлеск. Становление жанра литературной баллады в русской словесности. Жанровая система русской литературы в преддверии Золотого века: итоги и перспективы.
Б3.Б.1.1 Введение в славянскую филологию Филология как комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих язык и воплощённую в языке, а также выражаемую посредством языка культуру человека. Филология в контексте гуманитарных наук. Стратификация филологии по объекту изучения отдельных языков и группам родственных языков. Компоненты славистики и славянской филологии: русистика, украинистика, белорусистика, полонистика, богемистика, словакистика, сорбистика, македонистика, сербокроатистика, словенистика. Современный славянский мир. Славянские языки (живые и мёртвые), их классификация. Диалектное разнообразие и литературные языки у славян. Этническая близость славян. Антропологические типы современных славян. Этногенез и древнейшая история славян. Понятие о праславянском языке. Балто-славянские языковые отношения. Славянская письменность. Старославянский язык. Характеристика современных славянских языков. Краткий очерк истории славянской филологии. Культурная общность славян. Славянское лингвострановедение. Лингвострановедение как научная филологическая дисциплина. Понятие "культура" как базовое для лингвострановедения. Взаимосвязь "язык - культура". Лингвострановедческая теория слова Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова. Лингвострановедческая лексикография. Истоки лингвострановедения в языкознании. Учение А. А. Потебни о лексической семантике и его значение для лексикографии и лингвострановедения. Язык как культурное наследие нации. Фразеология с точки зрения лингвострановедения. Афористика в аспекте лингвострановедения. Национально - культурная семантика ономастической лексики. Лингвострановедение и текст. Этногенез и культура древних славян. История. Культура славянских народов. Письменность в славянских странах. Этнолингвистика и славянское лингвострановедение (символика славянских обрядов, обычаи, традиции). Сравнительное изучение славянских литератур. О межкультурных связях в системе славяноведения. Из истории изучения славистики.
Б3.Б.1.2 Современный славянский язык Лексико-грамматический материал, необходимый для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической и диалогической). Реферирование и аннотирование научной литературы. Научно-технический перевод.
Б3.Б.2 Современный русский язык (теоретический курс) Фонетика. Строение и развитие русской фонетической системы, организация фонетического уровня языка как компонента языковой системы; особенности сегментных и суперсегментных единиц языка; фонема, ее признаки и функции; позиции фонем, вариант и вариации фонемы, фонемный ряд; орфоэпические нормы современного русского языка; действие фонетических законов в тексте; фонетическое, морфофонематическое транскрибирование текста; типы интонационных конструкций в тексте. Лексикология. Основные закономерности строения и развития лексико-семантической системы языка, категориальные признаки слова как единицы лексического уровня языка, признаки и типы фразеологических единиц, типы лексических значений по разным основаниям, организация лексической системы и ее социолингвистические характеристики. Соотношение значений и стилистической окраски слов, динамические процессы в лексике, системные связи и отношения слов, Словообразование. Историко-научный контекст и современное состояние науки о словообразовании, актуальные направления структурного и функционального словообразования, три основных раздела современного русского словообразования - морфемика, морфонология и дериватология; морфемный и словообразовательный анализ, словообразовательная морфемика и ее единицы, морфонологические процессы, словообразовательная мотивация и производность, производное слово и его структура, словообразовательное значение, основные единицы словообразовательной системы. Морфология. Основные закономерности строения и развития морфологической системы языка, устройства и функционирования грамматических категорий и частей речи русского языка в их взаимосвязи, грамматические признаки лексемы и словоформы как базовых единиц функционирования морфологической системы русского языка, признаки и типы грамматических категорий, частей речи, лексем и словоформ по разным основаниям, связь морфологической системы с другими системами русского языка, грамматические процессы в их связи с ментальными и социолингвистическими процессами, различные подходы к морфологии русского языка и их историческая преемственность. Синтаксис. Основные положения теории синтаксиса словосочетания и простого предложения, основные фундаментальные понятия синтаксиса, составляющие его терминологическую базу. Синтаксический анализ сложного предложения и текста. Структура, значение и синтаксические связи сложного предложения и текста. Основные синтаксические школы и их концепции, имена известных лингвистов, внесших вклад в разработку синтаксической теории языка.
Б3.Б.3 История русского языка Рассматриваются историческое развитие, структура и основные проблемы русского языка.
Б3.Б.3.1 Историческая фонетика русского языка Законы и тенденции исторического развития русского языка. Основные методы и источники исторического изучения русского языка. Проблемы и задачи исторической фонетики как истории звуковых изменений и фонологических отношений. Звуковой строй восточнославянских диалектов дописьменной поры. Древнерусская система вокализма с точки зрения ее происхождения и перспектив исторического развития. Древнерусская система консонантизма в аспектах ее происхождения и перспектив развития. Вторичное смягчение согласных и его роль в становлении консонантной системы русского языка. Процесс падения редуцированных и его роль в преобразовании фонетической системы древнерусского языка. Фонетические процессы смягчения и отвердения согласных старорусского языка в контексте парного противопоставления непалатализованных и палатализованных согласных. Явление лабиализации и ее влияние на состояние фонологической системы старорусского языка. История гласных [е], [о] в связи с установлением типов вокализма русского языка. Аканье: возникновение, сущность и территория распространения. Фонетическая система русского национального языка. Проблема периодизации истории языка. Становление русского языка.
Б3.Б.3.2 Историческая грамматика русского языка Причины морфологических изменений: внутрисистемные противоречия, интерсистемные факторы, межъязыковые причины, экстралингвистические факторы воздействия языкового союза. Типы морфологических изменений: внутрисистемные, аналогическое воздействие, заимствование формы, общая характеристика морфологической системы и частей речи. Характеристика основных категорий имени существительного: рода, числа, категории лица/одушевленности. Распределение по типам склонения. Состав каждого типа склонения в древнерусском языке. Противоречия системы склонения. Местоимение, имя прилагательное в древнерусском языке, история их грамматических категорий. Глагол в древнерусском языке, история грамматических категорий. Предмет исторического синтаксиса. Исторические изменения в семантике предложения: предикативность, модальность, определенность. Простое и сложное предложение в древнерусском языке. Совершенствование синтаксического строя русского языка как результат развития человеческого мышления (от конкретного к абстрактному).
Б3.Б.3.3 Русская диалектология Диалекты русского языка трактуются как макросистема, в которой все отдельные единицы взаимосвязаны между собой. В курсе рассматриваются эти связи на уровне лексико-семантической системы. Практический аспект курса связан с выработкой умений по сбору лексического материала, его систематизации и лексикографической обработке. Рассматриваются основные виды диалектных словарей.
Б3.Б.3.4 История русского литературного языка Предмет истории литературного языка, цели, задачи, содержание данной дисциплины. Понятие языковой нормы как ведущей категории литературного языка. Периодизация истории литературного языка. Возникновение книжно-языковой традиции на Руси. Проблема происхождения русского литературного языка. Характер книжно-письменного языка Киевской Руси. Особенности нормативного процесса в ХI-ХIV вв. Основные характеристики литературного языка Древней Руси. Политические, идеологические и культурные предпосылки изменения оппозиции "книжное-некнижное" в ХIV-ХVI веках. Лингвистические следствия "второго южнославянского влияния". Петровская эпоха и её роль в истории русского литературного языка. Второй и третий этапы кодификации русского литературного языка. Стабилизация норм литературного языка в начале ХIХ века. Синтез церковнославянских и русских языковых элементов в творчестве А. С. Пушкина и стабилизация норм литературного языка. Литературный язык второй половины ХIХ века. Особенности развития литературного языка в ХХ веке.
Б3.Б.4 История мировой литературы Рассматриваются периоды развития мировой зарубежной литературы от античности до конца ХХ века и начала ХХI века. Выделяются отдельные имена писателей и произведения, внесшие исключительный вклад в развитие мировой литературы.
Б3.Б.4.1 История зарубежной литературы В рамках дисциплины изучаются основные художественные тенденции, направления, особенности поэтики произведений в зарубежных литературах от античности до середины ХХ века. В процессе изучения дисциплины студенты должны усвоить характер и закономерности развития мировой литературы, основные особенности литературных эпох и стилей. В каждом периоде выделяются наиболее важные произведения зарубежной литературы, изучается творчество тех писателей, которые наиболее ярко представляют литературную эпоху.
Б3.Б.4.2 Современные проблемы зарубежной литературы В рамках дисциплины изучаются наиболее значимые произведения важнейших зарубежных авторов от середины ХХ в. до первого десятилетия XXI в.. Творчество писателей рассматривается в широком социокультурном контексте. Обсуждаются наиболее распространённые художественные "языки" и направления в литературах Великобритании, Франции, США, Латинской Америки, Японии и ряда других стран.
Б3.Б.5.1 Практикум по стилистике текста Текст как объект лингвистического изучения. Актуальные направления изучения стилистики текста. Объективные и субъективные, лингвистические и экстралингвистические факторы текстообразования. Принципы типологии антропотекстов и типология языковой личности. Проблемы речевого портретирования. Лингвосоционика. Лингвосоционическое портретирование персонажей и реальных лиц. Идиостиль. Тенденции к персонализации и деперсонализации на примере текстов разной функциональной разновидности. Система разновидностей употребления русского языка. Функциональные стили. Стилевая дифференциация как основа структурной организации дискурса.
Б3.Б.5.2 Практикум по орфографии и пунктуации Выработка навыков грамотного письма. Принципы русской орфографии и пунктуации. Диктанты.
Б3.Б.5.3 Практикум по лингвистическому анализу Типы лингвистического анализа в научных исследованиях и практике обучения. Изучение типов лингвистического анализа, используемых в школе, по степени научности и адаптированности. Научные основы проведения лингвистического анализа художественного текста в контексте его цельности и связности, а также при его смысловой и модусной интерпретации.
Б3.Б.6 История русской литературы Периодизация русской литературы. Вписывание русской литературы в исторический контекст определенной эпохи. Культурные связи. Историко-биографический метод. Творческий путь русских писателей.
Б3.Б.6.1 История древнерусской литературы Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. Ее объем и специфические особенности: рукописный характер, “анонимность”, взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Проблема периодизации древнерусской литературы. Русская литература XI - XII вв.: летописание. Агиография Киевской Руси. Ораторская проза Древней Руси. "Слово о полку Игореве". Русская литература XIII века. Русская литература XIV - XV вв. Предвозрождение в русской литературе. Русская литература XVI века. Расцвет публицистики. Русская литература XVII века. Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Историческая повесть первой половины XVII в. Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, “комедии”.
Б3.Б.6.2 История русской литературы XVIII - ХХ вв. Зарождение литературного направления барокко. Пути становления новой русской литературы в XVIII. Своеобразие литературы XVIII в. как "века Просвещения". А. Д. Кантемир, эстетика и творчество. Творчество М. В. Ломоносова. Русский классицизм и творчество А. П. Сумарокова. Развитие русской литературы 60 - 70-х годов XVIII в. Творчество Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина. Русская литература последней четверти XVIII века. Реформа литературного языка Н. М. Карамзина. Творчество А. Н. Радищева. Литературное движение 1790-1820-х гг. Русский романтизм и поэзия В. А. Жуковского. Гражданский романтизм декабристов. Русский реализм и его истоки. Романтизм А. С. Пушкина. Михайловское творчество А. С. Пушкина и формирование реализма. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" в литературном процессе XIX века. Болдинское творчество А. С. Пушкина и лирика последнего десятилетия. Исторические жанры в творчестве А. С. Пушкина. Литературное движение 1830-х гг. Лирика, лироэпос и драматургия М. Ю. Лермонтова. Роман "Герой нашего времени" в литературном процессе XIX века. Русская повесть 1830-х гг. Романтическое творчество Н. В. Гоголя. Драматургия Н. В. Гоголя. Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души". Духовная проза Н.В. Гоголя и идеологические споры конца 1830-40-х гг. Литературный процесс 1840 - 1860-х гг. Феномен "натуральной школы". Творчество А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева. Контекст "поэтической" эпохи 1850-х гг. Поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова. Драматургия А.Н. Островского. Литературная эпоха второй половины Х1Х века. Проблемы жанровой динамики в процессе литературной эволюции Творчество Л.Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, В. М. Гаршина, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. История русской литературы XXв. Основные периоды развития и творчеством крупнейших писателей русской литературы ХХ столетия. Русская литература 1920-х-середины 1950-х гг.; творчество М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, М. Шолохова, М. Булгакова, В. Набокова, М. Цветаевой, Д. Хармса и др.; русская литература второй пол. 1950-х-сер. 1980-х гг; творчество В. Шукшина, А. Платонова. В. Распутниа, В. Астафьева, А Тарковского, А Твардовского, И. Бродского, В. Высоцкого и др.; русская литература второй половины 1980-х-1990-хгг.; творчество С. Довлатова, Т. Толстой, В. Пелевина, А. Битова и др.
Б3.Б.6.3 Современный литературный процесс Политическая, общественная и литературная ситуация рубежа ХХ-ХХI веков. Понятие современного литературного процесса. Формирование трехуровневой системы современной литературы: жанры и имена элитарной, массовой и беллетристической литературы. Современный русский детектив: особенности развития жанра. Современный "дамский" роман: традиции, преемственность и новаторство. Мемуарная и псевдомемуарная литература в контексте современной беллетристики. Интерпретация событий национальной истории в исторической и псевдоисторической прозе русской современной литературы. Жанр рассказа в современном литпроцессе: особенности развития и основные тематические группы. Литературные премии как регуляторы современного литпроцесса. Романы - лауреаты литературных премий: жанры, поэтика, эстетика, имена. Судьбы реализма и постмодернизма в современном литпроцессе. Поэзия и драматургия в современном литпроцессе (обзорная тема). Литературный Кузбасс: особенности регионального литпроцесса.
Б3.Б.7 Стилистика и культура речи русского языка Культура речи. Культура речи, предмет, методы, задачи. История возникновения КР как учебной и научной дисциплины. Категоризация как глубинный механизм организации (структурирования) языка и речи, познания мира. Языковая ситуация в России начала ХХI века. Языковая ситуация в советской России. Понятие нормы в аспекте категоризации. Типы норм. Кодификация. Фонетические нормы в аспекте категоризации, глубинной основы культуры речемыслительной деятельности. Лексическая норма как ментально-языковая категория. Словообразовательные нормы в когнитивном аспекте. Синтаксическая система языка в нормативном аспекте. Коммуникативные нормы в аспекте категоризации. Этический компонент культуры речи. Речевой этикет. Нейролингвистическое программирование в аспекте самосовершенствования языковой личности и эффективности коммуникации. Стилистика. Статус стилистики в системе языковедческих дисциплин. Актуальные направления современной стилистики. Основные понятия и категории лингвистической стилистики. Классификации стилистических ошибок. Соотношение понятий "стилистический прием" и "стилистическая ошибка". Функциональная стилистика как центральное направление современных стилистических исследований. Стиль и дискурс. Текст как "реальная величина стилистики". Основные направления стилистического анализа текста. Речевой жанр как особая коммуникативная система. Система функциональных стилей современного русского языка. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль и разговорная речь. Художественный текст как объект современной стилистики: коммуникативный и когнитвный аспекты. Принципы, методы и приемы обучения стилистике в школе. Фонетическая стилистика. Стилистические ресурсы лексики. Лексические образные средства. Стилистические ресурсы морфологии. Синтаксические средства языка в стилистическом аспекте.
Б3.Б.8 Устное народное творчество Фольклористика как наука. Специфика фольклора. Славянская мифология. Высшие божества и низшая демонология. Обряд и обрядовые жанры УНТ. Русская народная сказка. Несказочная проза. Былины. Народная лирическая песня и частушка. Фольклорный театр и народная драма. Детский фольклор.
Б3.Б.9 История литературной критики Литературная критика как форма словесно-идеологической жизни. Исторические типы литературной рефлексии. Классическая русская литературная критика. Содержание понятия, проблема периодизации русского литературно-критического процесса. "Эпоха Белинского" (30-40-е гг). "Шестидесятые" (50-е - 70-е гг. 19в.). Критическое творчество А. В. Дружинина и Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Литературная критика 80-90-х гг и становление "неклассического" типа литературной рефлексии. Критика Д. И. Писарева и Н. Н. Страхова, Н. К. Михайловского и К. Леонтьева.
Б3.В.1 Методика преподавания русского языка Цель курса "Русский язык" в школе. Коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая компетенция. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Программа как документ, определяющий состав и структуру курсов. Программы по русскому языку. Формы и приемы работы по русскому языку. Типы уроков по русскому языку. Новые образовательные технологии. Методика изучения основных разделов курса русского языка. Понятие культуроведческого аспекта. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку.
Б3.В.2 Методика преподавания литературы Современная литературно-образовательная ситуация. Технологии литературного образования. Стратегия курса, цели и задачи. Литература как учебный предмет в общеобразовательной школе и специализированных учебных заведениях. Культура чтения и культура читателя. Этапы читательского становления школьника. Проблема диалога в литературном образовании. Технология освоения драматического произведения. Монографическая тема. Технология освоения лирического произведения. Технология освоения эпических произведений. Литературно-образовательные концепции и программы. Интегрированные уроки литературы.
Б3.В.3 Спецсеминар Целью дисциплины является привитие студентам навыков научной работы через а) знакомство студентов с актуальными научными направлениями и современными методами исследования, б) выработку умения прилагать научные знания к самостоятельно собранному материалу, в) привития навыков составления научного текста в соответствии с современными требованиями, г) выработка навыков ведения научной дискуссии.
Б3.В.4 Интерпретация художественного текста Умение замечать странности текста как предпосылка понимания. Проблема и тайна произведения. Значение и смысл. Специфика художественного смысла как неотделимость его от образа. Образ как понятие. Поиск смысла в пространстве "между". Произведение как не только предмет, но и как почва интерпретации. Телеологические, диалогические и археологические связи художественного произведения. Очеловеченность художественного изображения. Смысл, открываемый в бытии, но не отрываемый от бытия. Художественное обобщение и две его стороны: generalisatio (расширение смыслового объёма) и communicatio (вовлечение в смысл). Произведение как ценностная зона. Прямые и косвенные оценки. Ценностное напряжение как поляризация и единственно возможный способ выражения позиции автора.
Б3.ДВ.1 Проблемы речевого жанроведения Коммуникативно-деятельностные теории языка: прагмалингвистика, теория речевых актов, речеведение, дискурсивная лингвистика. Концепция речевых жанров М. М. Бахтина. Современные направления в развитии теории речевых жанров. Речевые жанры и естественная письменная русская речь. Типы моделей речевых жанров в применении к текстам естественной письменной речи. Коммуникативно-семиотическая модель речевых жанров естественной письменной речи. Поэтапная методическая процедура жанровой квалификации текстов естественной письменной речи. Описание жанров естественной письменной речи на основе методической процедуры жанровой квалификации текстов естественной письменной речи.
Б3.ДВ.1 Лексика религий Значение религиозных наименований для русской культуры. Источники изучения религиозной лексики. Главенствующие семантические поля и ЛСГ лексики религии и их функции. Церковная иерархия; люди, имеющие непосредственное отношение к церкви. Имена собственные: церковные имена, заимствованные из греческого языка. Номинации библейских событий. Религиозные обряды и праздники. Предметы культа и одеяния церковнослужителей. Религиозные постройки и их части. Заимствования в лексике религии. Старославянизмы в русском языке. Грецизмы в русском языке. Древнееврейские заимствования в русском языке. Другие языки: латинизмы, немецкие заимствования и др. Языковые знаки в религиозной лексике русского языка. Символ веры. Наименование Верховного Начала. Слова молитв.
Б3.ДВ.2 Социолингвистика Социолингвистика как наука о языке в действии: история возникновения и развития. Специфика социолингвистической терминосистемы и виды социолингвистических терминов. Типы социальных группировок по языковому / речевому признаку. Коды и субкоды как ее элементы. "Функциональная дополнительность" как принцип ее организации и существования. Понятие о языковой ситуации. Явления интерференции, переключения и смешения кодов. Разграничение билингвизма (двуязычия) и диглоссии. Языковая норма и вариативность языка. Социальные факторы языковой вариативности. Стратификационная и ситуативная вариативность. Параметры социолингвистического описания коммуникативной ситуации. Направления социолингвистических исследований. Методы социолингвистических исследований. Понятие языковой ситуации. Типология языковых ситуаций. Языковая политика: теория и практика. Социальная и функциональная дифференциация языка. Влияние социальных факторов на функционирование и развитие языка.
Б3.ДВ.2 Эстетика постсимволизма Постсимволизм в русском историко-литературном процессе 1910 - 1930-х годов. И. Анненский как "предтеча" постсимволизма. "Цех поэтов" в истории русской литературы начала ХХ века. Роль объединения в оформлении эстетики акмеизма. Эстетика акмеизма. Эстетика футуризма. Творчество поэтов-постсимволистов, вышедших за рамки отдельных течений и литературных групп (Б. Пастернака, М. Цветаевой и В. Ходасевича). Развитие эстетических принципов постсимволизма в литературе русской эмиграции первой волны в творчестве Г. Иванова, Г. Адамовича и поэтов "парижской ноты".
Б3.ДВ.3 Коммуникативно-деятельностная концепция языка Полипарадигмальность современной лингвистики. Специфика коммуникативно-деятельностного подхода при изучении языка. Высказывание в коммуникативно-прагматическом аспекте Модальный аспект содержания высказывания. Текст. Организация текста в коммуникативном аспекте. Дискурс в структуре коммуникативной ситуации. Теория речевых актов. Классификация речевых актов.
Б3.ДВ.3 Проблемы поэтики творчества Ф. М. Достоевского Современное достоевсковедение: итоги и перспективы. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского. Роман "Преступление и наказание": новые парадигмы исследования. Роман "Идиот": современное состояние изучения; религиозно-философские основания изображения "положительно прекрасного человека"; живописный сюжет. "Pro и contra" романа "Братья Карамазовы". Поэма "Великий инквизитор" в структуре романа. "Реализм в высшем смысле" как творческий метод Ф. М. Достоевского. Современные научные дискуссии о "реализме в высшем смысле".
Б3.ДВ.4 Аудиовизуальные технологии обучения Аудиовизуальные и интерактивные технологии обучения. Аудиовизуальные и динамические средства обучения в учебном процессе. Подготовка дидактических материалов.
Б3.ДВ.4 Педагогическая этика Педагогическая этика в контексте исторического развития. Этические основы профессионального общения педагога. Пути и средства формирования профессионально-этической конвенциональности будущего учителя.
Б3.ДВ.5 Основы стиховедения Проза и поэзия. Понятие ритма. Метрическая и ритмическая композиция. Стиховедение и стихосложение. Типы стихосложений. Метрическая система стихосложения. Принцип изохронизма. Логаэд. Разновидности логаэдов. Сапфический стих, алкеев стих, фалекий. Гликоней, ферекратей, адоний, асклепиадов стих. Силлабическая система стихосложения. Принцип изосиллабизма. Тоническая система стихосложения. Принцип изотонизма. Доля, такт, акцент. Типы тонического стиха. Свободный стих, верлибр. Силлабо-тоническая система стихосложения. История развития европейского стиха. История развития русского стиха. Разделы стиховедения (фоника, метрика, строфика). Рифма. Функции рифмы. Классификация рифм. Строфика. Понятие строфы. Твердая строфическая форма. Мелодика стиха. Каденция, антикаденция. Напевный стих. Говорной стих. Ораторский стих.
Б3.ДВ.5 Невербальные компоненты коммуникации Понятие "невербальные компоненты коммуникации". Причины использования НВКК в речи. Система невербальных компонентов коммуникации. Аспекты изучения НВКК. Лингвосемиотика и психолингвистика жеста. Проблема типологии жестовых компонентов коммуникации. Роль и функции кинесических средств в регуляции речевого потока. Виды смыслового взаимодействия вербальных и невербальных компонентов. Жесты в обучении и воспитании. Жесты и этикет.
ФТД.1 Психолого-педагогический цикл Закрепление теоретических знаний, умений и навыков преподавания русского языка и литературы, использование на практике наиболее рациональных методов и приемов обучения, включение студентов в непрерывный учебный процесс школы.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственные и муниципальные служащие, их статус и коррупционные риски служебного поведения. Способы преодоления коррупции в государственном и муниципальном управлении. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции.
Б4.Б.1 Физическая культура "Теоретический (формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношение к физической культуре Практический (овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессиональных и жизненных целей личности, повышение уровня функциональных и двигательных способностей специалиста)."

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Учебная практика (фольклорная). Целью фольклорной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки бакалавров и приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности. Задачами фольклорной практики являются: 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении курса "Устное народное творчество"; 2) приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений; 3) пополнение фольклорного архива КемГУ; 4) овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий.
Учебная практика (диалектологическая). Целями учебной диалектологической практики являются: 1) практическое изучение диалектной лексики в естественных условиях; 2) овладение методиками собирания, систематизации, методиками проведения и обработки лингвистических экспериментов; 3) полевое исследование локальной / региональной традиции. Задачами диалектологической учебной практики являются: 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении курсов "Русская диалектология", "Основы филологии", "Введение в языкознание", "Основной язык" (теоретический курс) Словообразование"; 2) приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации диалектного материала; 3) приобрести навыки собирания и обработки диалектного материала используя методики психолингвистических экспериментов; 4) пополнение диалектного архива вуза; 5) овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий.
Производственная (русский язык). Цели производственной практики по русскому языку - закрепление теоретических знаний, умений и навыков преподавания русского языка; использование на практике наиболее рациональных методов и приемов обучения; приобщение студентов к социальной среде учреждений образования, включение их в непрерывный учебный процесс школы с целью приобретения социально-личностных компетенций, опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Производственная (литература). Целями производственной практики по литературе являются: - обеспечение связи между научно-теоретической и практической подготовкой бакалавров; - приобретение первоначального опыта профессиональной производственной деятельности и определенных навыков прикладных научных исследований; - умение организовать самостоятельный трудовой процесс, работать в профессиональных коллективах и обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами; - принятие организационных решений в стандартных ситуациях и несение за них ответственности.

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 45.03.01 Филология

  Профильная производственная практика по русскому языку;

 Профильная производственная практика по литературе

2014

   Учебный план ООП (очная 2014)

  Учебный план ООП (заочная 2014)

2013

  Учебный план ООП (очная 2013)

2012

  Учебный план ООП (заочная 2012)

  Учебный план ООП (очная 2012)

2011

  Учебный план ООП (заочная 2011)

  Учебный план ООП (очная 2011)