Описание ООП по направлению подготовки 45.04.01 Филология (Технологии речевой коммуникации)

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ООП

Направление подготовки:

45.04.01 Филология (отечественная),
направленность (профиль) "Технологии речевой коммуникации "

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации:

до 25 мая 2021,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования  по направлению подготовки

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2015 года №1299 

 

Описание образовательной программы: 

В КемГУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

 

 

  Список учебных дисциплин ООП  - перечень учебных дисциплин и их копии

Аннотации к рабочим программам

 

" М1.Б.1 Филология в системе современного гуманитарного знания Коммуникативная деятельность посредством текста как объект современной филологии; парадигмы научного знания в современной филологии, их множественность; основные идеи, принципы и концепции филологии; антропоцентризм современной филологии как ее отличительная черта; место современной филологии в гуманитарном знании; филология и негуманитарные науки; взаимодействие отечественной и зарубежной филологии на современном этапе ее развития.
М1.В.1 Коммуникативные аспекты нефилологических дисциплин "1. Маркетинг. Социальные основы маркетинга и понятие маркетинговых исследований. Система маркетинговой информации и исследование товарных рынков. Исследование рынка товаров потребительского и производственного назначения. Маркетинговая среда фирмы и сегментация рынка. Разработка товара и установление цен на товары. Реализация товара и система маркетинговых коммуникаций. 2. Социальная и этническая психология.Курс направлен на формирование у магистрантов представления о предмете социальной психологии, о ее составляющих (и в частности об этнической психологии), о феноменах и закономерностях социального и этнического поведения личности и различных групп. Целями освоения дисциплины является формирование социальной компетентности и культурной толерантности, в том числе, овладение: методологическими основами социальной и этнической психологии; социально-психологическими закономерностями общения, развития личности, взаимодействия в малых и больших группах; особенностями социализации в различных этнических группах; спецификой межгруппового взаимодействия; способами психологического сопровождения межкультурных коммуникаций."
М1.В.2 Педагогика высшей школы Курс опирается на принципы и достижения таких наук, как психология, социология, философия, комплекс филологических дисциплин и в то же время сам служит практике научного планирования и организации учебного процесса как на уровне преподавания отдельной дисциплины, так и на уровне целой педагогической системы, обеспечивая надежность и устойчивость в различных условиях. В рамках курса раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности. Содержание курса предполагает знание современного состояния и тенденций развития образования в мире (в частности, глобализацию и информатизацию как главные факторы влияния), теоретических основ педагогики в современных информационно-образовательных средах, ядром которых является педагогическая система, структуры и характеристики системы непрерывного образования России, особенностей современных виртуальных университетов, подходов к определению понятия "качество образования"; формирование представления о классической педагогике, андрагогике и философии образования, о системе открытого образования, которая является объективным следствием развития современного образования на базе широкого использования средств компьютерных и телекоммуникационных технологий; уяснение необходимости и сущности образовательных стандартов.
М1.ДВ.1 Невербальная семиотика Предмет и состав невербальной семиотики. Общая характеристика базовых единиц и категорий подсистем невербальной семиотики. Основные единицы и категории паралингвистики: параметры звучания, квалификаторы, различители, альтернанты. Перифрастические средства. Адапторы. Голос и тон как основные параметры языковой и параязыковой систем: способы языкового представления голосовых и тональных характеристик в русских письменных текстах; функции голоса и тона в отдельных речевых актах и речевой деятельности человека в целом. Кинесика: основы теории жестовой лексикографии и лексикографическое описание фрагмента русской жестовой системы в ее соотношении с естественным языком. Окулесика: роль и функции языка глаз в коммуникации людей Гаптика как наука о языке касаний и тактильной коммуникации: категории, функции и формы человеческих касаний; типология невербальных актов касаний и осязаний. Проксемика: влияние пространства на невербальное и вербальное поведение человека; типология пространственных параметров; правила проксемного поведения в русской и других культурах. Аускультация. Гастика. Ольфакция. Хронемика. Семиотика повседневности.
М1.ДВ.1 Семиотика ритуала Семиотика и прагматика современного обряда. Коммуникатиные модели в ритуальных практиках: архаичная культура, традиционная культура, постфольклорная ситуация. Структура переходного обряда: прелиминарный, лиминарный, постлиминарный период (концепция А. ван Геннепа). Система обрядов и ритуальных практик в современной культуре. Семейная обрядность. Традиция современной свадьбы. Семиотика праздничного пространства. Застолье как семиотический центр праздника. Роль тамады как организатора свадьбы. Коммуникативные стратегии и жанровая система свадебного сценария. Семиотика и прагматика календарных праздников. Встреча нового года. Система SMS-поздравлений. Поздравления в социальных сетях. Телевизионная модель формирования праздничной программы. Гадальные практики. Застольная культура. Система заздравных тостов. Семантика очередности в тостовой культуре (первый,третий, на посошек, накапотный). Ритуал в поседневной культуре. Работа в жизненной модели. Ритуал устройства на работу. Первый рабочий день. Годовщины. Проводы на пенсию. Праздичная культура современного города. Государственные праздники: семиотка пространства и рекламная кампания. Коммуникативные стратегии в обрядовой жанровой системе.
М1.ДВ.2 Речевая коммуникация в психолингвическом аспекте Речевая коммуникация как один из основных объектов психолингвистических исследований. Предмет данного курса - изучение речевой деятельности в оптимально широком спектре проблем, актуальных для современной психолингвистики. Психолингвистика как самостоятельная научная дисциплина. Язык как предмет психолингвистики. Сознание, языковое сознание. Речь, мышление, речевая деятельность. Языковой / речевой механизм. Возрастная психолингвистика (психолингвистические проблемы онтогенеза речи). Овладение языком как системой. Билингвизм. Психолингвистические проблемы двуязычия и овладения вторым языком. Модели порождения и восприятия речи. Виды знаний. Когнитивные структуры. Процесс социализации. Феномен языковой личности. Человек говорящий. Знания и представления. Когнитивные пространства и когнитивная база. Структура знаний и представлений человека говорящего. Коммуникация: природа, цель, условия. Понятие пресуппозиции. Типы пресуппозиций. Типы коммуникации. Коммуникативный акт. Дискурс. Понятие "текст". Текст с точки зрения психолингвистики. Порождение и восприятие текста. Модель коммуникативного акта.
М1.ДВ.2 Коммуникативная конфликтология Конфликт как междисциплинарная проблема. Сущностные признаки конфликта. Признаки конфликтного дискурса. Понятие о конфликтогенах. Факторы, обусловливающие речевой конфликт. Нарушение стереотипных смысловых связей, нетождественность интерпретации того или иного факта языка, ориентация / отсутствие ориентации на собеседника и др. Психологический, физиологический, социокультурный факторы. Аспекты лингвистического описания речевого конфликта. Когнитивный аспект и сценарий речевого конфликта. Теория интерпретации и речевой конфликт (прагматический аспект). Теория коммуникативной нормы и речевой конфликт (лингвокультурологический аспект). Маркеры и жанровые сценарии речевого конфликта. Структура сценариев. Типы речевого поведения в различных конфликтных ситуациях: инвективный, куртуазный, рационально-эвристический. Речевая агрессия и её виды. Конфликтные агрессивные жанры. Модели гармонизирующего поведения. Модели предупреждения конфликта в различных речевых жанрах (побудительных, оценочных и др.). Модель нейтрализации конфликта. Гармонизация речевого общения в собственно конфликтных ситуациях. Речевые стратегии и тактики коммуникативного поведения.
М2.Б.1 Информационные технологии Отечественные и зарубежные базы данных, филологические ресурсы Интернет. Вторичная обработка первичной эмпирической информации. Современные компьютерные технологии обработки данных и анализа статистической информации. Использование компьютерных программ в филологическом образовании. Интернет и филологическое образование.
М2.Б.2 Деловой иностранный язык Совершенствование знаний в области иностранного языка, а также навыков и умений, необходимых для эффективного делового общения на современном иностранном языке в устной и письменной формах.
М2.В.1 Теория и практика коммуникативного взаимодействия Предмет и базовые аспекты теории коммуникативного взаимодействия. Предпосылки возникновения теории коммуникативного взаимодействия. Типы, виды,функции, средства коммуникативного взаимодействия. Межличностные специализированные и массовые коммуникации. Модели и структурные компоненты коммуникативного взаимодействия. Содержание коммуникативного взаимодействия. Аудитория в коммуникативном взаимодействии. Обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах. Методы исследования коммуникативного взаимодействия. Эффективность коммуникативного взаимодействия. Коммуникативное взаимодействие в различных сферах общественной жизни. Коммуникативное взаимодействие в бизнес-сфере. Переговоры как форма коммуникативного взаимодействия: разновидности, способы оптимизации. Медиация.
М2.В.2 Риторика делового общения Риторика делового общения как раздел риторики. История деловой риторики. Типы ситуаций делового общения. Жанры делового общения. Деловая проза в системе речи современного общества. Понятие о документе, деле, документообороте, делообразовании, документной системе. Сферы документооборота: исторические и современные. Формуляр документа. Текст документа. Классификация документов. Риторика маркетинга. Сбор экономической информации. Источники экономической информации: 1) устная речь, частные беседы, деловые переговоры, конфиденциальные беседы; 2) письменная деловая речь, законодательство, судебная практика, печатные материалы, каталоги и проспекты, реклама, информационные письма, бухгалтерские отчеты, деловые предложения и договоры, уставы, данные информационных служб и информационных сетей, анализы публикаций в СМК, реферативные издания; 3) личные наблюдения: посещение предприятий, выставок, презентаций и др., 4)спонсорская деятельность и ее результаты. Обработка экономической информации: 1) постановка вопросов для обследования информации; 2) постановка задачи на анализ и обобщение экономической информации. Деловое общение. Профессиональная этика делового общения. Значимость этикетного поведения в современной деловой культуре. Проблема возникновения этикета, история развития правил этикетного поведения. Роль этикета в актуализации статусно-ролевой структуры современного общества. Речевой этикет как один из регуляторов межличностных отношений, его основные свойства, функции, задачи. Особенности устного этикетного поведения. Этикет телефонного общения. Особенности письменного этикетного поведения. Специфика национального этикетного поведения. Специфика деловой и светской беседы.
М2.В.3 Критические исследования коммуникации Этапы развития критических исследований коммуникации. Литературная критика: понятие, функции, разновидности (обзорно). Риторическая критика: понятие, функции, разновидности. Американские школы риторической критики. Европейские школы риторической критики. Субъект риторической критики. Методы риторической критики. Формы риторической критики. Язык риторической критики. Критический дискурсанализ как современное направление оценки основных дискурсивных форм социума: политики, права, экономики, масс-медиа, интернет-коммуникации, цифровой коммуникации, массовой, элитарной, научной, повседневной культуры (рассматриваются персоналии, подходы, инструментарий, формы рефлексии). Критический анализ жанров как современное направление, связанное с оценкой состояния речевых форм различных дискурсов (рассматриваются персоналии, подходы, инструментарий, способы рефлексии). Проблемы таксономии, блендинга и профанации речевых жанров. Динамика жанра и вопросы становления профессиональной речевой компетенции. Критический анализ и оценка современного состояния языка, языковых явлений и процессов (персоналии, подходы, инструментарий, формы рефлексии). Описание особенностей семиотической репрезентации в естественном языке социокоммуникативных феноменов. Обыденная критика языка и коммуникации.
М2.В.4 Теория и практика аргументации Практика и теория аргументации в различные исторические периоды. Обобщение практики современной аргументации в работах зарубежных и отечественных авторов. Логико-фактуальные основы аргументации. Понятие, виды и основные способы аргументации. Понятие аргументации. Виды контраргументации. Логические средства аргументации. Способы аргументации: прямая и косвенная. Основные способы косвенной аргументации. Основные способы контраргументации. Правила аргументации. Основные ошибки и уловки. Понятие методологии аргументативно-коммуникативных процессов. Основные стратегии аргументации. Понятия стратегии и тактики аргументации. Типы аргументаций: аргументация-доклад, аргументация в процессе дискуссии, письменная аргументации, аргументация для самого себя. Различные стратегии аргументации. Роль ведущего и руководителя дискуссии. Тактические приемы и контрприемы аргументации. Основные общеметодологические тактические приемы аргументации. Основные тактические контрприемы аргументации. Факторы, заменяющие или сопровождающие аргументацию. Психологические основы формирования убеждений. Понятия убеждения и мнения. Психологические особенности восприятия знаний. Основные психологические приемы и контрприемы формирования убеждения и мнения.
М2.В.5 Развитие голоса и постановка речи Курс имеет практическую направленность. Его цель - получение знаний о строении голосового аппарата, технике правильного дыхания, голосовых резонаторах; отработка навыков управления голосом, его звучанием и интонациями; корректировка осанки и снятие мышечных зажимов; расширение интонационного диапазона; формирование умения убеждать с помощью голоса и вызывать симпатию; освоение разви-вающих голосовых упражнений, позволяющих расширить голосовой потенциал.
М2.В.6 Основы интернет-коммуникации Целями освоения дисциплины являются: получение фундаментальных теоретических знаний о современной научной парадигме интернет-лингвистики и методах лингвистического исследования Интернет-коммуникации; получение представлений об основных тенденциях и направлениях развития современной лингвистики в области теории Интернет-коммуникации; освоение базовых понятий курса - виртуальная коммуникация, язык компьютерных диалогов, структура и функции русского языка, Интернет-дискурсы и жанры; виртуальная языковая личность и Интернет-картина мира; знание сущности и особенностей осуществления одной из частных коммуникативных практик современного носителя русского языка - коммуникации в среде сети Интернет; формирование навыков описания, анализа и оценки процессов и продуктов Интернет-коммуникации; развитие у магистрантов творческих риторических умений, связанных с осуществлением эффективной деловой и межличностной Интернет-коммуникации.
М2.В.7 Политическая риторика Специфика политической риторики. Политическая риторика в исторической перспективе. Западноевропейская и американская политическая риторика. Русская политическая риторика. Парламентская риторика. Риторический взгляд на предвыборные компании. Электоральная риторика. Риторика митинга. Жанры политической риторики. Политические метафоры. Стратегии политической риторики. Личность политика в риторическом аспекте. Речевая харизма политического лидера. Качества речи политика. Личность нотаблей в риторическом аспекте. Специфика убеждения в политической риторике. Искусство полемики в политической риторике.
М2.В.8 История и методология риторики Этапы становления риторической проблематики. Греческая риторика: основные идеи, ключевые понятия, подходы к изучению и культивированию речевого воздействия, персоналии. Римская риторика: основные идеи, ключевые понятия, подходы к изучению и культивированию речевого воздействия, персоналии. Средневековая риторика: основные идеи, ключевые понятия, подходы к изучению и культивированию речевого воздействия, персоналии. Риторика эпохи книгопечатания: основные идеи, ключевые понятия, подходы к изучению и культивированию речевого воздействия, персоналии. Современная риторика: основные идеи, ключевые понятия, подходы к изучению и культивированию речевого воздействия, персоналии. Речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и взаимопонимание в контексте этапов становления риторической проблематики. Понятия "речевое воздействие", "образ ритора" в исторической перспективе. Оптимизационное и теоретическое описание речевого воздействия в истории риторики.
М2.ДВ.1 Основы тренинговой деятельности История развития групповых методов практической психологии. Психологический тренинг как метод работы с группой. Психологические особенности тренинговой группы. Общие тренинговые методы, классификация и основные виды тренинговых групп. Основные этапы развития группы в тренинге. Ведущий тренинговой группы. Специфика коммуникативного тренинга. Игровой элемент в психологическом тренинге. Западни для ведущего. Ритуалы в тренинге (связь ритуалов и мифологем). Разогревающие игры и психотехники. Игры, ориентированные на получение обратной связи. Коммуникативные игры.
М2.ДВ.1 Риторика языковой личности Теория языковой личности в исторической перспективе. Античная модель образа оратора. Теория ритора в эпоху книгопечатания. Современные теории речевой коммуникации и образ ритора. Соотношение понятий "образ ритора" и "языковая личность". Структурное направление изучения языковой личности. Стратегическое направление изучения языковой личности. Диалектика всеобщего, особенного и единичного в понятии языковой личности: социолингвистические и психолингвистические аспекты. Тетрада "языковая личность - речевая личность - коммуникативная личность - риторическая личность" в коммуникативно ориентированных концепциях языковой личности. Языковая личность как одна из ключевых категорий риторики. Риторическая типология языковой личности. Системное моделирование речемыслительной деятельности языковой личности. Языковая личность как субъект и объект речевого воздействия. Внешние и внутренние детерминанты риторизованной речемыслительной деятельности. Понятие коммуникативной компетенции и личной эффективности ритора. Прикладные аспекты формирования и поддержания образа ритора.
М2.ДВ.2 Технологии презентации Курс имеет практическую направленность. Его цель - научить публичному выступлению с презентацией слайдов. Этапы подготовки к выступлению со слайдами. Дизайн слайдов. Донесение информации до аудитории. Стили исполнения презентации. Программы составления презентации. Интернет-ресурсы для составления презентации.
М2.ДВ.2 Правовая регламентация публичной речевой деятельности Курс направлен на формирование представления о правовых основаниях публичной речевой деятельности. Нормативно-правовая база публичной речевой деятельности. Виды правонарушений в сфере публичной речевой коммуникации. Речевые приемы ухода от правовых рисков. Правовая защита в сфере публичной речевой коммуникации. Производство судебно-лингвистической экспертизы.
М2.ДВ.3 Спичрайтинг Спичрайтинг как прикладная дисциплина. Цель курса - усвоение и отработка навыков составления текстов речей. Курс ведет специалист в области спичрайтинга.
М2.ДВ.3 Основы нейролингвистического программирования Курс знакомит с методологией нейролингвистического программирования (НЛП), а также с конкретными методами НЛП, используемыми в практике консультирования и (само)коррекции речевого поведения.
М2.ДВ.4 Технологии квалификационной работы: магистерская диссертация Цель курса - научить планированию, подготовке и оформлению магистерской диссертации.
М2.ДВ.4 Технологии проектной деятельности Цель курса - научить осуществлению проектной деятельности в социокоммуникативной среде.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская практика. Целями научно-исследовательской практики являются: • закрепление и углубление теоретических знаний и ранее полученных навыков в решении конкретных научно-практических задач, обеспечивающих реализацию пилотного социокоммуникативного исследования; • организация и проведение полевых исследований сфер повышенной речевой ответственности; • организация возможной работы в проектных группах для координации действий по совместной реализации пилотного проекта.
Задачи научно-исследовательской практики являются изучение коммуникативной среды тех организаций, на базе которых возможно осуществление пилотного исследования.
Прикладная практика. Целями прикладной практики являются: • формирование внедренческой компетенции, позволяющей адаптировать полученные теоретические знания в профессиональную, производственную и социальную сферы; • отработка технологий речевой коммуникации, смоделированных на стадии пилотного исследования во время научно-исследовательской практики; • приобщение студента к социокоммуникативной среде организации (учреждения) с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
Задачи прикладной практики: внедрить результаты исследовательской деятельности в профессиональную (педагогическую), управленческую и социальную сферы.

 

  Научно-исследовательская работа в семестре

  Научно-исследовательская практика

  Прикладная практика

 

Отчет по самообследованию по направлению 45.04.01 Филология

 

  Учебный план ООП