Описание ООП по направлению подготовки 46.03.01 История (История)

 

Направление подготовки:

46.03.01 История

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 августа 2014 № 950
 

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25.05.2021 года,
выдано свидетельство от 25 мая 2015 года № 1294, номер бланка – серия 90А01 № 0001375,
копия свидетельства о государственной аккредитации

 

Описание образовательной программы: 

Цели ООП

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

Основная образовательная программа составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования, в формировании исследовательских, профессиональных и общекультурных компетенций. Факультет, реализующий данную ООП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ООП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

Важными характеристиками ОПП являются оперативное обновление образовательных технологий, внедрение новых цифровых технологий обучения, разработки и обновления учебников и учебных пособий (включая электронные) в соответствии с требованиями образовательного стандарта, организация учебного процесса с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий, обеспечение доступа к российским и мировым информационным ресурсам.

Квалификация, присваиваемая выпускникам

- бакалавр

Вид (виды) профессиональной деятельности выпускника, к которому (которым) готовятся выпускники

  • Программа бакалавриата ориентирована на научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности как основные.
  • ·        научно-исследовательская:
  • - использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках;
  • - поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах;
  • - подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
  • ·        педагогическая деятельность:
  • - практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательных организациях;
  • - реализация в процессе преподавания истории в общеобразовательных организациях основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; усвоение знаний о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • - овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации;
  • - формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

Дополнительно выпускник готовится к таким видам профессиональной деятельности, как:

  • ·        организационно-управленческая:
  • - подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
  • - работа с базами данных и информационными системами.
  • ·        культурно-просветительская:
  • - информационное обеспечение историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;
  • ·        экспертно-аналитическая:
  • - подготовка и обработка информации для обеспечения практической деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций и средствах массовой информации.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в образовательных организациях профессионального и высшего образования, архивах, музеях, профильных академических институтах и научно-исследовательских институтах, экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации (далее - СМИ) (включая электронные), органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях.

Направленность (профиль) основной образовательной программы

Направленность программы бакалавриата соответствует направлению подготовки в целом.

2012-2014

Полный текст ООП

2011

Полный текст ООП

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

Название дисциплины Аннотация дисциплины
Б1.Б.1 Иностранный язык

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  1-2 курсах в 1-4 семестрах.

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке: основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

Б1.Б.2 Философия

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизации бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научная революция и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Б1.Б.3 Экономика

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

Б1.Б.4 Информатика 

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1-2 семестрах.

Общие теоретические основы информатики: информация, интуитивное представление и уточнение понятия информации, информационные процессы и их модели, кодирование, аналоговая и цифровая обработка, компьютерная обработка, история развития и место информатики среди других наук, информационные ресурсы общества; история, перспективы и темпы развития информационных компьютерных систем. Компьютерные технологии обработки информации: аппаратные и программные средства, оценка производительности компьютерной системы, классификация ЭВМ; микропроцессоры и микроЭВМ; сбор, обработка данных, управление объектом, передача данных. Архитектура аппаратных и программных средств IBM-совместимых персональных компьютеров (PC): устройство компьютера, иерархия программных средств, BIOS, операционная система, прикладные программы. Основы работы пользователя в операционной среде персонального компьютера: операционные системы на PC, пользовательские интерфейсы; элементы технического сервиса  PC, установка систем прикладных программ. Основы работы в среде локальных и глобальных компьютерных сетей: локальные и глобальные сети ЭВМ, основные характеристики и тенденции развития; работа в локальной сети Windows, глобальной сети Internet, использование электронной почты, методов доступа FTP, WWW и др.; работа с www-браузерами. Основы работы с прикладными программами общего назначения: текстовые редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, пакеты стандартных программ офисного назначения. Основы алгоритмизации и программирования. Основы защиты информации

Б1.Б.5 Математические методы в исторических исследованиях

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  3 курсе в 5 семестре.

Математизация научного знания, ее этапы и закономерности. Возможности и ограничения использования математических методов в гуманитарных науках. Формализация информации источника, статистическая обработка данных источников, математическое моделирование исторических процессов и явлений.  Основные методы математической статистики: дескриптивная статистика, корреляционный анализ, линейная регрессия, факторный анализ, кластер-анализ, анализ временных рядов, анализ качественных признаков. Математические модели исторических процессов

Б1.Б.6 Археология

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Предмет и задачи археологии. Историческая и археологическая периодизация. Основные виды исторических источников. Археологические памятники и их классификация. Методы исследований.  Способы существования человека в различной экологической среде, материальные остатки жизнедеятельности людей, их типология и методы изучения, общие черты и характерные особенности жизни древних обществ, формирования этнокультурных миров от эпохи палеолита до раннего средневековья

Б1.Б.7 Этнология и социальная антропология

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Этнология в системе современного научного знания. Предмет и объект этнологии. Этнос, его строение. Демографический, экономический, социальный аспекты этноса. Развитие этнологии как науки, современные концепции российской этнологии. Типы и разновидности источников, поиск, сбор, переработки и интерпретации информации. Этническая карта мира: народы Австралии и Океании, народы Западной Азии, народы Южной Азии, народы Юго-Восточной Азии, народы Восточной Азии, народы Африки, народы Америки, народы Европы, славянские народы Центральной и Юго-Восточной Европы, народы России и сопредельных стран. Этнология и социальная реальность. Этническая история и общеисторический процесс. Этнодемографические процессы в современном мире

Б1.Б.8 Первобытное общество

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Понятие "первобытное общество"; дискуссии о его месте в человеческой истории. Источники по истории первобытного общества. История изучения первобытного общества. Хронология и периодизация истории первобытного общества. Происхождение человека, проблемы  антропогенеза. Возникновение человека современного вида  и этапы развития первобытного общества. Начало формирования хозяйственно-культурных типов. Переход к социально-стратифицированному обществу. Разложение первобытного общества

Б1.Б.9 История России (до ХХ в.)

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  2-3 курсах в 3-5 семестрах.

История России в системе мировой истории; природно-географическая среда; демография, конфессиональный и национальный состав населения; роль колонизационного процесса в истории. Периодизация истории России. Этногенез славян и этнокультурные процессы в восточном славянстве. Древнерусское государство, характер его взаимодействия с западными, восточными и степными цивилизациями; русские земли в период феодальной раздробленности, характер экономических, политических и культурных процессов; объединение русских земель вокруг Москвы. Московское царство в XV-XVII веках, социально-экономическое, политическое и культурное развитие.  Россия в новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения

Б1.Б.10 История России (ХХ в.)

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3-4 курсах в 7-8 семестрах.

Россия в контексте мировой истории, закономерности и специфика российского исторического процесса; реформы, революции и национальный менталитет; методологические подходы к изучению истории России XX в.. Периодизация истории России XX в.  Советское государство (1917-1991 гг.): экономическое, социокультурное, политическое развитие, внешняя политика  противоречия общественного и духовного развития, характер взаимодействия власти и общества, тоталитаризм и причины кризиса. Современная Россия (с 1992 г.): экономическое, социокультурное, политическое развитие, внешняя политика. Проблема становления гражданского общества

Б1.Б.11 История древнего мира 

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1-2 семестрах.

Основные эпохи мировых цивилизаций Развитие мировых цивилизаций в древности: Древний Восток, Древняя Греция, эллинистические монархии, Древний Рим: социально-экономические, политические и  культурные аспекты

Б1.Б.12 История средних веков

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  2 курсе в 3-4 семестрах.

Место средневековья во всемирно-историческом процессе; его хронологические рамки и периодизация. Западно- и восточно-европейские варианты средневекового исторического развития. Византия. Страны и народы Азии, Африки и  доколумбовой Америки в эпоху средневековья

Б1.Б.13 Новая и новейшая история

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  3-4 курсах в 5-7 семестрах.

История нового и новейшего времени; хронологические рамки и периодизация. Переход европейской цивилизации от доиндустриального мира к новому этапу развития. Европейская цивилизация и традиционные общества Америки, Азии и Африки; складывание колониальной системы. Место ХХ века во всемирно-историческом процессе. Асинхронность общественного развития и новый уровень исторического синтеза. Основные проблемы и процессы  развития западной цивилизации. Восточная Европа в контексте новейшей истории. Фашизм и тоталитаризм. Типы и особенности традиционалистских обществ в постиндустриальном мире; их место в мировой системе хозяйства и мировой политике. Военно-политические союзы и мировые войны. Глобальные проблемы современности

Б1.Б.14 Теория и методология истории

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания. История и источники формирования методологии истории. Характеристика объекта и предмета истории как науки, исторического времени и пространства. Принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, методы, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач

Б1.Б.15 Источниковедение

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Теоретические проблемы источниковедения. Типология источников по разным историческим эпохам; характеристика отдельных типов источников. Закономерности возникновения и эволюции источниковой базы. Методологические принципы изучения источников. Методы работы с источниками; проблемы критики источников. Современные методы накопления и анализа источниковой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организации. Методика самостоятельной работы с источниками. Обзор важнейших комплексов письменных источников по истории России X - начала XXI в.

Б1.Б.16 История исторической науки

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3-4 курсах в 6, 8 семестрах.

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний, превращения их в науку. Функции исторической науки как составной части  духовной культуры общества. Предмет историографии. Методологические принципы историографического анализа. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений

Б1.Б.17 Вспомогательные исторические дисциплины

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Классификация вспомогательных исторических дисциплин в соответствии с классификацией исторических источников и структурой источниковедческой критики. Предмет и задачи исследования, история становления, теоретические и методологические основы конкретных дисциплин: исторической географии, палеографии, кодикологии, хронологии, метрологии, генеалогии и др.

Б1.Б.18 Общая психология и педагогика

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 3-4 семестрах.

Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Познавательные процессы. Общение. Познавательная сфера. Ощущение. Восприятие. Представление. Память. Мышление. Мышление и интеллект. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности. Творчество. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.Педагогика как наука, ее объект, предмет и задачи. Основы педагогики. Методология и методы педагогического процесса. Дидактика как теория обучения, ее принципы, формы, методы, средства. Воспитание как педагогическое явление, общие закономерности и принципы, цели, задачи, содержание. Методы и средства воспитания. Формы организации воспитательного процесса

Б1.Б.19 Безопасность жизнедеятельности

 Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 3 семестре.

Единство профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Основы пожарной безопасности. Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности. Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации. Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время

Б1.Б.20 Физическая культура

Данная дисциплина реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  1-3 курсах во 2, 4, 6 семестрах.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Б.1.В.ОД.1 Историческое краеведение

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Формы организации краеведения (государственное, общественное, учебное - школьное и вузовское). Цель и задачи краеведческого образования. Направления школьного краеведения: историческое, географическое, литературное, экологическое. Историческое краеведение в системе исторических и культурологических дисциплин. Его роль в решении образовательных задач школы, значение для формирования личности и воспитания учащихся.

Б1.В.ОД.2 Культурология 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе во 2 семестре.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация

Б1.В.ОД.3 Проблемы отечественной культуры 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариатинвой части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Культурно-исторические тенденции, доминирующие в русском обществе на тех или иных этапах его развития, общие закономерности культурных процессов и их частные особенности. Региональные особенности культурных процессов. Основные проблемы современной культуры России.

Б1.В.ОД.4 Классические языки (латинский язык) 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1-2 семестрах.

Место и роль классических языков в культурно-историческом развитии; история их становления и развития, значение для современной языковой культуры; лексические и грамматические основы.

Б1.В.ОД.5 Информационные технологии в исторической науке и образовании

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 6 семестре.

Научная организация труда историка с использованием информационных технологий. Формы, методы и приемы научно-исследовательской деятельности студента-историка. История возникновения и современные направления развития сети Интернет. Электронные каталоги и архивы. Основные принципы поиска информации в сети Интернет. Поиск и анализ информации по выбранной теме. Электронные презентации исторических материалов. Новые информационные технологии в историческом образовании

Б1.В.ОД.6 Архивоведение

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 4 семестре.

Архивоведение как комплексная научная дисциплина. Влияние политической, экономической, социальной и других сфер жизни общества на изменения в архивной сфере. Архивная терминология. Объект и предмет архивоведения. Роль документов в развитии общества. Связь архивоведения с историей, документоведением, источниковедением и другими научными дисциплинами. Принципы и научные методы архивоведения. Организация документов по государственным и негосударственным хранилищам, в их пределах и по архивным фондам. Комплектование Архивного фонда Российской Федерации и экспертиза ценности документов. Учет архивных документов. Создание и функционирование системы НСА и использование архивных документов. Обеспечение нормативных условий и режима хранения архивных документов. Создание страхового фонда и фонда пользования. Обеспечение сохранности архивных документов при чрезвычайных ситуациях

Б1.В.ОД.7 Историческая музеология

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 4 семестре.

История зарождения, становления и развития музеев как общественного института. Развитие музееведческой мысли. Основные понятия и термины музеологии. Виды и типы музеев. Социальные функции музея. Виды музейной деятельности. Музейный предмет как носитель информации. Музейная экспозиция

Б1.В.ОД.8 История мировой культуры

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 6 семестре.

Понятие об основных культурно-исторических эпохах; культура Древнего Востока; культура Древней Греции и Древнего Рима; культура средневековой Европы; культура Византии; культура Древней Руси; европейская культура эпохи Возрождения; европейская культура Нового времени; основные этапы истории культуры России; проблемы культуры ХХ в.

Б1.В.ОД.9 История стран Азии и Африки

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  2-3 курсах в 4-6 семестрах.

Особенности формирования социально-классовой структуры восточного общества. Религия и политика на Востоке. Основные проблемы развития Востока в средние века и новое время. Основные этапы и проблемы истории стран Азии и Африки в средние века и новое время. Крушение колониальной системы. Основные этапы и проблемы развития Востока в новейшее время. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Демографическая проблема в развивающихся странах. Тенденции и особенности развития стран Азии и Африки на современном этапе

Б1.В.ОД.10 История зарубежной исторической науки

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Процесс и основные этапы возникновения и развития исторических знаний в Западной Европе и Америке. Становление и эволюция различных направлений и школ в зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Общие проблемы развития цивилизаций и обществ в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений

Б1.В.ОД.11 История славян

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2-4 курсах в 4-7 семестрах.

Праславяне и древние славяне: проблемы этногенеза, миграции, археологические культуры. Влияние Византийской и Германской империй на славянские страны. Культура и церковь в славянских странах в период Средневековья. Особенности модернизации и адаптации славянских стран в раннее Новое время. Славяне под властью Османской империи в XVI-XVIII вв. Славянские страны в составе империи Габсбургов XVI - XVIII вв. Религиозные движения, религиозная политика и Реформация в славянских землях в XVI-XVIII вв. Балканы в центре международных отношений XIX в. Болгария в новое время. Славянские земли в составе Османской империи. Развитие независимых славянских государств Сербии и Черногории (1878-1914). Славянские земли в составе монархии Габсбургов. Македонские земли в 1878-1914 гг. Польские земли в новое время. Чешские земли. Словакия. Культура южных и западных славян в новое время. Славянские народы в 1914 - середине 1940-х гг. Славянские земли в первой мировой войне. Особенности социально-экономического и политического развития. Балканские государства во второй мировой войне. Славянские страны в середине 1940-х - начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития

Б1.В.ОД.12 Методика преподавания истории и обществознания

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 6 семестре.

История, предмет, задачи методики преподавания истории и обществознания, цели обучения истории, структура, содержание, программы, стандарты исторического образования в школе; методика работы с источниками, литературой, учебниками, атласами, картами; использование ТСО, средств наглядности; методы, методические приемы и средства преподавания; виды, планирование и структура урока; учебные экскурсии, методика изучения отдельных курсов, факультативные курсы

Б1.В.ОД.13 Специальные исторические дисциплины

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1-2 курсе в 1, 3 семестре.

Геральдика в системе вспомогательных исторических дисциплин. Предмет геральдики. Понятие "герб". Герб как источник, значение изучения гербов для анализа письменных источников. Происхождение и развитие европейских гербов.  Практическая геральдика. Правила геральдики, специфический "язык" геральдики. Разработка и систематизация геральдических  знаний в XVI-XVIII вв. Развитие научной геральдики в Европе в XIX в. Изучение геральдики в России.  Основы теоретической геральдики и блазонирование. Составные элементы герба. Практическая геральдика в России. Территориальная геральдика. Дворянские гербы в России. Советская геральдика и эмблематика. Современная геральдика и Государственный герб России.

Нумизматика в системе вспомогательных исторических дисциплин. Развитие нумизматики.  Задачи и основные методы исследования. Основные и вспомогательные нумизматические источники. Методика нумизматического исследования. Теоретическая нумизматика. Монета как исторический и нумизматический источник, история денег и монетного производства, нумизматические термины и определения, составные части монет, изображения и легенды на монетах. История развития денежного обращения; типы монетных легенд, монеты особых выпусков, названия монет, систематизация монетных находок, монета в общественной жизни, быту, верованиях и обычаях. Развитие русского денежного обращения в X-XX вв. Бонистика как особый раздел нумизматики. Основные отличия бумажных денежных знаков от монет, источниковедческий анализ бон, способы защиты бон от подделок, методики использования бумажных денег в качестве исторических источников. Классификация бумажных денежных знаков и методические приемы работы с бонами. История развития бумажных денежных знаков в России и в мире. 

Прикладная физическая культура

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части обязательные дисциплины Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на  1-3 курсах в 1-5 семестрах.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Б1.В.ДВ.1.1 Правоведение 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления.  Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Б1.В.ДВ.1.2 История государства и права 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 3 курсе в 5 семестре.

Рабовладельческие государства на территории нашей страны; раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.); сословно-представительская монархия в России; проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (у народов Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья); образование и развитие абсолютной монархии в России; государство и право России в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации. Государство и право в странах Древнего Востока (древневосточные цивилизации); античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права; два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы; роль христианства и католической церкви; средневековые государства Востока; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права; образование англосаксонской и континентальной системы права; государство и право Новейшего времени; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке.

Б1.В.ДВ.2.1 Возрастная педагогика 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Предмет, задачи и методы возрастной педагогики. Роль деятельности и общения в развитии ребенка. Периодизация возрастного развития. Общая характеристика и психолого-педагогические особенности развития ребенка на разных стадиях развития, особенности обучения и воспитания: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность. Кризисные периоды в развитии личности. Проблемы развития и воспитания "трудных" детей. Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.

Б1.В.ДВ.2.2 Педагогическое мастерство 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Подготовка к успешному прохождению педагогической практики: закрепление теоретических знаний по педагогике и психологии; приобретение умения и навыков вербального и невербального общения, НОТ, профилактики и разрешения конфликтных ситуаций; овладение педагогическими техниками. Культура педагогического общения. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Система воспитательной работы классного руководителя. Основы профессионально саморазвития и самовоспитания педагога.

Б1.В.ДВ.3.1 Русский язык и культура речи

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Б1.В.ДВ.3.2. Риторика 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Роль риторики в развитии гуманитарных наук.  Предмет риторики. Основные подходы, становление и основные этапы развития риторики. Общая и частные риторики. Роль общения в социальной практике. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Эффективность общения. Условия реализации эффективного общения. Профессиональное общение. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Структура (компоненты) коммуникативно-речевой ситуации. Уровни общения. Требования к речевому поведению общающихся. Стили общения. Педагогические стили общения. Речевой этикет. Речевая этика в профессиональной деятельности учителя.

Б1.В.ДВ.4.1 История мировых религий 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 3 семестре.

Религия как феномен культуры; ранние формы религиозного сознания; история индуизма, буддизма, конфуцианства, даосизма; христианство и его роль в мировой истории; основные христианские конфессии; история православия в Византии и России; история ислама и исламской культуры; современные религиозные движения, фундаментализм и модернизм.

Б1.В.ДВ.4.2. Религиоведение 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 2 курсе в 3 семестре.

Теория религии: общие представления о религии; основные подходы к изучению религии; мировые и национальные религии. История мировых религий: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, дзен-буддизм, конфуцианство и даосизм. Религии в современном мире: религия и политика; конфессиональный фактор в современном мире; региональная специфика современного развития религий; конфессиональные конфликты и причины их возникновения. Современная российская религиозная культура.

Б1.В.ДВ.5.1 История естественнонаучной и технической мысли 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Наука как многогранное явление. Специфические черты науки. Естествознание как раздел науки. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Основные этапы развития науки и техники. Формирование отдельных элементов научного знания в древних обществах (Вавилония, Египет, Индия, Китай). Возникновение науки в эпоху античности (Древняя Греция, эпоха эллинизма, Древний Рим). Развитие науки в период раннего и классического средневековья (V-XV вв.). Научная мысль периода позднего средневековья (XVI - I половина XVII вв.), переворот в развитии научных знаний. Наука и техника в первый период нового времени (середина XVII - середина XIX вв.). Развитие научного мировоззрения во второй период нового времени (конец XIX - начало XX вв.). Основные тенденции развития науки и техники в новейшее время (XX - начало XXI вв.). Достижения отечественной естественно-научной и технической мысли (X - начало XXI вв.).

Б1.В.ДВ.5.2 Социально-экономическая статистика 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Социально-экономическая статистика как наука. Задачи и методы социально-экономической статистики. Организация органов  статистики Российской империи, СССР, России. Организация международной статистики. Показатели социально-экономической статистики. Классификации и группировки в социально-экономической статистике. Статистика национального богатства. Статистика природных ресурсов и окружающей среды. Статистика науки и научно-технического прогресса. Статистика производства общественного продукта. Основы демографической статистики. Статистика численности и состава населения. Статистика движения населения. Статистика трудовых ресурсов. Статистика социального развития общества. Статистика здравоохранения и здоровья населения. Статистика народного образования, культуры и искусства

Б1.В.ДВ.6.1 Количественные и естественнонаучные методы в гуманитарных исследованиях 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Единство мира и способы его познания. Естественные и гуманитарные науки: общее и особенное. Физика и исторические науки. Химия и исторические науки. Биология и исторические науки. Слово, образ, творчество. Слово и число. Число и история.

Б1.В.ДВ.6.2 Проблемы экологии и охраны окружающей среды

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 1 курсе в 1 семестре.

Экологические процессы и тенденции развития биосферы на глобальном уровне. Концепция экосистемы; основные экологические проблемы в контексте мирового развития; экологические аспекты здоровья; современные экологические процессы и перспективы; международные усилия в деле разрешения и предотвращения экологических проблем.

Б1.В.ДВ.7.1 История политических партий 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Особенности формирования политических партий России. Основные направления общественного движения России в 90-е годы XIX в. История создания и функционирования РСДРП. Неонароднические партии в России. Либерально-буржуазные партии в России. Формирование буржуазной оппозиции в 1907-1916 гг. Монархические организации в России. Аграрный вопрос в программах политических партий России (1905-1907 гг.). Политические партии в Государственной думе (1906-1917 гг.). Политические партии в Февральской буржуазно-демократической революции.

Б1.ДВ.7.2. Документоведение 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Предмет, задачи и методы документоведения. Документирование информации. Признаки и свойства документа. Структура документа, его составление и оформление (реквизиты, формуляр и оформление документа). Классификация документов и систем документации. Организационно-распорядительные и информационно-справочные документы. Особенности делопроизводства и документооборота в Государственной думе. Служебное делопроизводство и дипломатическая переписка. Секретность и конфиденциальность в делопроизводстве органов государственной власти и коммерческих структурах.

Б1.В.ДВ.8.1 Новейшая история стран Востока 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Основные проблемы истории стран Востока в новейшее время. Особенности развития капитализма на Востоке  в первой половине ХХ в. Крушение колониальной системы империализма. Проблема выбора модели социально-экономического развития развивающихся стран. Формирование социально-классовой структуры на Востоке. Идея социализма и коммунистическое движение на Востоке. Религия и политика на Востоке. Национальный вопрос на Востоке. Продовольственная проблема в развивающихся странах. Демографическая проблема в развивающихся странах. Экономические и социальные последствия НТР на Востоке. Особенности и этапы внешней политики развивающихся стран. Основные этапы и проблемы развития стран Востока в новейшее время (по странам).

Б1.В.ДВ.8.2. История международных отношений в XX - начале XXI вв. 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Европа и другие регионы мира в начале XX в.. Первая мировая война: происхождение и значение. Версальско-вашингтонская (межвоенная) СМО, ее складывание, эволюция и крах. Возникновение внешней политики Советской России и ее особенности. Международные отношения периода второй мировой войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Международные отношения после второй мировой войны: Ялтинско-потсдамская СМО и холодная война. Роль СССР в холодной войне. Формирование современной СМО. Место и роль Российской Федерации в новом миропорядке.

Б1.В.ДВ.9.1 История Сибири 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7-8 семестрах.

Присоединение Сибири к Русскому государству (конец XVI - начало ХХ вв.) Хозяйственное освоение и социально-экономическое развитие Сибири в XVII - начале XХ вв. Административно-территориальное устройство и управление Сибирью в XVI - ХIХ вв. Развитие общественно-политической мысли в Сибири  (конец XVIII - начало ХХ вв.). Политическая и уголовная ссылка в Сибирь. Политическая жизнь Сибири в 1905-1917 гг. Культурные процессы и изучение региона в XVII - начале ХХ вв.  Сибирь в 1917 г. и в годы Гражданской войны (1918-1920 гг.) Развитие Сибири в условиях НЭПа. Сибирь в условиях модернизации в СССР в конце 1920-х - 1930-е гг. Сибирь в годы Вов. Сибирь в первые послевоенные десятилетия Основные тенденции экономического развития Сибири во II половине 1960-х -1990-е гг. Тенденции развития Сибири на современном этапе.

Б1.В.ДВ.9.2 История Российской государственности 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7-8 семестрах.

Государственная символика России Факторы и особенности формирования и развития российского государства Аппарат (механизм) государственного управления и его эволюция в российской действительности Развитие российского законодательства: особенности и тенденции. Взгляды на Российское государство и его устройство в политических учениях XI - начала ХХ вв. Россия-Запад-Восток: сравнительно - цивилизационная характеристика. Органы государственной власти в период двоевластия (март-октябрь 1917 г.). Организация власти большевиками в 1918-1924 гг. Государственные органы управления в СССР середине 1920-х - середине 1940-х. гг. Реорганизация власти и управления в годы ВОв. Трансформация органов управления страной во II половине 1940-х - 1970-х гг. Перестройка государственного аппарата и власти на местах во II половине 1980-х - начале 1990-х гг.  Современные российские органы управления.

Б1.В.ДВ.10.1 Содружество независимых государств 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Процесс формирования СНГ, базовые документы. Эволюция СНГ: этапы, достижения, проблемы. Экономическое, политическое и военное сотрудничество в рамках СНГ.
Разноскоростная и разноформатная интеграция. Роль союза Российской Федерации и Белоруссии. Приоритеты политики России в отношениях с другими странами СНГ.

Б1.В.ДВ.10.2 Информационно-аналитическая работа 

Данная дисциплина реализуется в рамках вариативной части дисциплины по выбору Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Принципы научного исторического исследования. Понятийный аппарат в структуре методологии исторического исследования. Суждения в структуре методологии исторического исследования. Законы развития природы, общества и мышления в структуре методологии исторического исследования. Методы в структуре методологии исторического исследования. Методология и методика  конкретного исторического исследования.

ФТД.1 Национальная безопасность 

Данная дисциплина реализуется в рамках факультативов программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 7 семестре.

Основные параметры и критерии обеспечения национальной безопасности; экономическая, военная, технологическая, информационная, экологическая и другие компоненты национальной безопасности; основные теоретические концепции национальной безопасности. Характеристика состояния национальной безопасности России; особенности геополитического и геостратегического положения России; Интеграционные процессы на территории бывшего СССР и их влияние на национальную безопасность РФ; основные военные угрозы национальной безопасности и подходы к их нейтрализации; важнейшие государственные документы, определяющие политику РФ в области обеспечения безопасности. Важнейшие проблемы и соглашения в области ограничения и сокращения вооружений и подход к ним РФ; проблемы выполнения имеющихся соглашений в области разоружения и контроля за их выполнением. Развитие контроля над вооружениями после окончания "холодной войны": новая иерархия приоритетов, углубление процесса и его распространение на новые области. Проблема сохранения и универсализации действующих двусторонних и многосторонних документов. Борьба вокруг вступления в силу договоренностей 90-х годов. Характеристика конкретных договоров и соглашений по контролю над вооружениями и вопросов их реализации. Роль российско-американского взаимодействия в этой области.

ФТД.2 Основы профориентологии 

Данная дисциплина реализуется в рамках факультативов программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Профессиональная ориентация как система. История становления профориентации. Профессиональная информация: формы и методы. Профессиональная консультация. Профессиональная диагностика. Профессиональный отбор. Профессиональная адаптация. Профессиональное самоопределение. Продуктивное обучение. Организация профессиональных проб

ФТД.3 Научные основы школьных курсов по истории и обществознанию 

Данная дисциплина реализуется в рамках факультативов программы бакалавриата

Дисциплина (модуль) изучается на 4 курсе в 8 семестре.

Цели школьного исторического образования. Формирование исторических знаний, умений, навыков. Проверка и оценка результатов обучения. Формы работы в старших классах

ФТД.4 Коррупция: причины, противодействие, последствия

Понятие "коррупция", его трактовки. Коррупция как социально-правовое явление. Признаки коррупции. Основные виды правонарушений коррупционного характера в системах государственной и муниципальной служб. Отношение к коррупции в обществе. Причины коррупции. Правовое положение государственного служащего. Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного сознания государственного и муниципального служащих. Основные проявления коррупции в системе государственной службы. Коррупционные правонарушения при осуществлении закупок, поставок, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Рейдерство как типичное коррупционное проявление. Оказание публичных услуг гражданам и юридическим лицам и коррупция. Коррупционные правонарушения в сфере лицензирования и иного осуществления контрольно-разрешительной деятельности. Международные правовые акты в сфере противодействия коррупции. Правовые основы противодействия коррупции в зарубежных странах (зарубежный опыт правового регулирования противодействия коррупции). Международный и зарубежный опыт организации антикоррупционного обучения. Деятельность Международной антикоррупционной академии. Участие России в деятельности международных организаций по противодействию коррупции: ООН, Совет Европы, Группа государств против коррупции (ГРЕКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Национальная стратегия противодействия коррупции. Понятие и виды юридической ответственности за коррупционные правонарушения. Нормативная правовая база противодействия коррупции. Конституционные основы противодействия коррупции. Трудовое, гражданское и уголовное законодательство и преодоление коррупции. Административные правовые меры противодействия коррупции. Деятельность правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Полномочия государственных и муниципальных органов в сфере противодействия коррупции. Устранение административных барьеров (правомерность и законность отношений с бизнес-структурами). Антикоррупционные программы государственных органов и органов местного самоуправления. Опыт и проблемы реализации.

Формирование правосознания и антикоррупционного поведения в обществе. Гражданское общество против коррупции.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

 

В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01 История Блок 2 основной образовательной программы бакалавриата "Практики" относится к вариативной части программы и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

В блок 2 входят учебная (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) и производственная (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности или научно-исследовательская работа), в том числе преддипломная практики.

Учебные практики

Учебная археологическая/музейная практика

Практика проводится в летний период после окончания 1 курса (продолжительность 3 недели).

Целью освоения практики является общее закрепление и углубление знаний по циклу "Археология" на основе непосредственного участия практиканта в процессе проведения полевого исследования археологических
памятников. На практике студенты знакомятся с методикой раскопок, осваивают принципы выявления и предварительной фиксации археологических объектов, приобретают навыки предварительной камеральной обработки археологических материалов, знакомятся с основами охраны памятников истории и культуры, с возможностями использования археологического материала в работе учителя истории средней школы.
Способ проведения практики: выездная (полевая)
Этапы: 1) подготовительный (инструктаж по технике безопасности, проведение соответствующих медицинских процедур, установочная конференция); 2) непосредственная работа на месте проведения праткики (теоретические занятия, практические полевые работы, ведение текущей документации); 3) заключительный этап (подготовка отчетов студентами и руководителями практики, проведение итоговой конференции).

Учебная архивная практика

Практика проводится в летний период после окончания 2 курса (продолжительность 2 недели).

Целями учебной практики являются: закрепление и расширение теоретических знаний студентов по архивоведению в соответствии с квалификационной характеристикой бакалавра истории; формирование у студентов объективного представления об архивной работе по сохранению историко-культурного наследия страны и состоянию нормативно-правовой базы; изучение организационной структуры государственных архивов, архивов предприятий и организаций и действующих в них систем управления; ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в архивах (комплектование, хранение и использования документов) по месту прохождения практики; приобретение практических навыков архивной деятельности.
Способ проведения практики: выездная.
Этапы: 1) подготовительный (инструктаж по технике безопасности, подготовка необходимых нормативных документов, установочная конференция); 2) непосредственная работа на месте проведения праткики (теоретические занятия, практические работы в архиве, ведение текущей документации); 3) заключительный этап (подготовка отчетов студентами и руководителями практики, проведение итоговой конференции).

Производственные практики

Профессионально-ориентированная педагогическая практика

Практика проводится на 4 курсе в 8 семестре (продолжительность 3 недели).

Целями педагогической практики являются: формирование у студентов целостного представления о воспитательно-образовательном комплексе современной школы и учителе как главном субъекте
педагогического процесса в школе; психолого-педагогическое изучение уровня развития учащихся класса,
обученности и воспитанности, состояние здоровья, характера взаимодействия их с учителем; отработка и закрепление студентами знаний по специальными психолого-педагогическим дисциплинам: и их реализация на практике для конструирования и проведения урока, внеклассных мероприятий, их анализ; формирование в практической деятельности педагогических умений учителя истории и обществознания, знакомство и исполь-зование опыта и методики работы учителей-новаторов.
Способ проведения практики: стационарная и выездная.
Этапы: 1) подготовительный (инструктаж по технике безопасности, подготовка необходимых нормативных документов, установочная конференция); 2) непосредственная работа на месте проведения праткики (пассивная практика, активная практика, воспитательные мероприятия); 3) заключительный этап (подготовка отчетов студентами и руководителями практики, проведение итоговой конференции).
 

Преддипломная практика

Практика проводится на 4 курсе в 8 семестре (продолжительность 2 недели).

Цель практики - завершить процесс написания выпускной квалификационной работы и подготовить её защиту. Преддипломная практика позволяет студентам расширить источниковедческую и историографическую базу, способствует лучшему освоению материала, а также помогает овладению методами систематизации и анализа. Тем самым преддипломная практика играет ключевую роль в завершающей фазе подготовки студентов выпускной квалификационной работы.
Способ проведения практики: стационарная.
Этапы: 1) подготовительный (инструктаж по технике безопасности, подготовка необходимых нормативных документов, формулировка индивидуального задания); 2) непосредственная работа студента с источниками и литературой по теме выпускной квалификационной работы, окончательное оформление текста работы; 3) заключительный этап (подготовка отчетов студентами и руководителями практики).

2012

Учебный план ООП

Учебный план ООП (заочное)

2011

Учебный план ООП (очное)

Учебный план ООП (заочное)

 

 

Отчёт о результатах самообследования по направлению подготовки 46.04.01 "История"