Описание ООП по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (Спортивно-оздоровительные технологии)

 

Направление подготовки:

49.03.01 Физическая культура и спорт,
направленность (профиль) "Спортивно-оздоровительные технологии"

Уровень образования:

высшее образование - бакалавриат

Нормативный срок освоения ООП при очной форме обучения:

4 года

Форма обучения: 

очная

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 года № 935   

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 25.05.2021 года,
выдано свидетельство от 25 мая 2015 года № 1294, номер бланка – серия 90А01 № 0001375,
копия свидетельства о государственной аккредитации

 

Описание образовательной программы: 

Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) реализуется  на государственном языке Российской Федерации (русском языке) (ст.14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ). 

Цель  ООП бакалавриата: развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО в сфере физической культуры, спорта, двигательной рекреации, спортивно-оздоровительных услуг, туризма и управления.
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. 

Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство.

Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- лица, вовлеченные в деятельность в сфере физической культуры и спорта и потенциальные потребители физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведение здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности;
- учебно-методическая и нормативная документация.

Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавр по направлению подготовки 034300.62 Физическая культура готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая;
- тренерская;
- рекреационная;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- культурно-просветительская.

2014

  Полный текст ООП

 
2013

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

Б1.Б.1 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, основные особенности произношения, дифференциация лексики, понятия о свободных и устойчивых словосочетаниях, основные способы словообразования, грамматические навыки при письменном и устном общении профессионального характера, основные грамматические структуры. Чтение: изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; виды письменных речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, биография и т.д. Устная речь 25%, чтение 40%, письмо 20%, аудирование 15%.
Б1.Б.2 История Предмет, законы и принципы истории. Методы исторического познания. Интеграционный и компаративистский подходы к изучению истории. Взаимосвязь и взаимозависимость между всемирной историей, историософией, аксиологией и герменевтикой. Источники, историография. Базовые концепции времени: цикличное, линейное, дискретное, идеальное; развития: эволюция -инволюция, прогресс - регресс; пространства: центр, периферия, ойкумена. Соотнесение формационного и цивилизационного факторов исторического развития. Эпоха первобытности, ее хронология и периодизация. Антропогенез. Возникновение человеческого общества. Общинно-родовой строй. Неолитическая революция. Общественные разделения труда. Классо - и политогенез. Развитие духовной культуры. Основные модели развития ранних традиционных обществ: азиатская и античная. Цивилизации Древнего Востока. Восточная деспотия. Власть-собственность. Азиатский способ производства. Общее и особенное цивилизаций Древнего Востока. Возникновение буддизма, даосизма, конфуцианства. Античная цивилизационная модель. Минойская цивилизация. Древняя Греция. Полисная система. Аттика, становление и развитие античной демократии. Культура Древней Греции. Эллинизм. Распространение античных ценностей. Этрусская проблема. Древний Рим. Царский и республиканский периоды. Переход к империи, ее расцвет. Причины кризиса и упадка Древнеримской цивилизации. Возникновение христианства. Историческое значение культурных достижений римлян. Зрелое традиционное общество и его разновидности. Средневековая европейская цивилизация. Синтез античной и варварской культур. Линейно-прогрессивное развитие. Понятие феодального способа производства. Сословно-представительная монархия. Роль христианской церкви. Византийская цивилизация. Синтез христианской религии, эллинской культуры, римской государственности. Роль славян в становлении нового способа производства. Византия и Русь. Средневековые цивилизации Востока. Исламская цивилизация. Возникновение ислама. Халифат. От теократической республики к восточной деспотии. Цивилизационное значение арабской культуры.Средневековая индийская цивилизация. Общинно-кастовый строй. Индия под властью мусульманских правителей. Появление в Индии европейцев, начало колонизации. Конфуцианская китайская цивилизация. Бюрократические монархии. Превосходство средневековой китайской культуры над европейской. Эпоха модернизации. Новые цивилизационные ценности эпохи Ренессанса, Реформации, Великих географических открытий, ранних европейских революций. Просвещение как этап научной революции. Зарождение идей гражданского общества и правового государства. Великая французская революция. Кодекс Наполеона. Становление раннеиндустриальных отношений. Цивилизационная экспансия. Промышленный переворот. Идеологическое обоснование индустриальных ценностей. Раннее индустриальное общество. Эпоха империализма. Первая мировая война как глобальный конфликт мировой цивилизации. Россия в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции. Раскол мира на две системы. Мировой революционный подъем. Период частичной стабилизации. Мировой экономический кризис. "Новый курс" Рузвельта. Фашизм как одна из моделей развития индустриального общества. Советская разновидность тоталитаризма. Вторая мировая война как возможность цивилизационной катастрофы. Уроки и итоги второй мировой войны. Зрелое индустриальное общество. Конфронтация моделей развития. Переход к биполярному миру. Холодная война. Страны Запада в 40 - 70-е гг. Послевоенный этап НТР. Политика "стандартизации жизни". Изменение роли государства в экономической и социальной сферах. Укрепление демократических институтов. Внешняя политика. Деколонизация и ее влияние на страны Запада. Социалистическая цивилизационная модель в послевоенный период. Попытка создания субцивилизации советского образца. СССР в период позднего сталинизма. "Оттепель" Н.С. Хрущева. Период стагнации. Кризис социалистической системы и ее демонтаж. Перестройка. Развитие России в постперестроечный период. Попытка конвергенции с западной цивилизационной моделью. Генезис внешней политики. Цивилизационная периферия в эпоху индустриального общества. Поливариантность экономического и политического развития. Деколонизация стран Азии и Африки. Периферийные страны как объекты блоковой политики в биполярном мире Демографический фактор. Проблемы внешнего долга, экологии, наркобизнеса, межэтнические. Поиск путей и средств адаптации достижений НТП к традиционным ценностям периферийных стран. Движение неприсоединения. Социалистическая модель развития в Азии. Модификация социализма в Китае. Начало перехода к постиндустриальному обществу. Структурные сдвиги в экономике. Рост сферы услуг. Изменения в социальной области. Неоконсерватизм и общество всеобщего благосостояния. Изменение общественного и индивидуального сознания. Новые индустриальные страны (НИС) как переходная ступень к постиндустриальному обществу. Сущность НИС, их общие черты и национальная специфика. Роль НИС в структурной перестройке мирового хозяйства.
Б1.Б.3 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Б1.Б.4 Экономика Экономическая теория: предмет, структура, функции. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор. Методы экономического исследования. Структура современной экономической науки. Рыночная система. Координация экономической деятельности людей. Сфера производства и обращения. Специализация и кооперация. Деньги и цена. Рынок: сущность, функции, виды. Основные формы рынка. Конкуренция и монополия. Доходы и уровень жизни. Инфляция и безработица. Роль государства в функционировании рынка. Деньги, кредит и их роль в функционировании рыночной системы. Банки. Денежно-кредитная политика государства. Финансы государства. Фискальная политика. Финансовый рынок. Фирма, ее организационные формы, цель деятельности; затраты и выпуск, масштабы деятельности. Внешнеэкономические аспекты функционирования открытой экономики.
Б1.В.1 Социология Объект и предметная область социологии. Основные научные направления и школы в социологии. Современный этап российской социологии. Понятие социальной связи. Структура и типология социальных связей. Понятие социального института. Семья как социальный институт. Понятие социальной структуры. Социальные общности и группы. Типология групп. Понятие социального статуса. Основные виды статусов. Проблемы социальной мобильности, ее виды и последствия. Понятие социального действия, структура и типология действия (по М. Веберу). Понятие социального взаимодействия, его основные формы. Массовое поведение: признаки, механизм, субъекты. Основные понятия социальной организации. Социальный контроль. Культура общества, ее структура, типологии, функции. Личность и общество, специфика социологического подхода к изучению личности. Социологические исследования: программа, методы, организация.
Б1.В.2 Культурология Место культурологии среди гуманитарных наук. Содержание понятия "культура" и "цивилизация". Первобытная культура, ее черты и характеристика. Культура древневосточных цивилизаций. Культура античности. Культура Древней Греции и Рима. Культура Средневековой Европы. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации. Европейская культура Нового времени. Европейская культура в XX веке.
Б1.В.3 Русский язык и культура речи Соотношение понятий "язык", "речь", "культура речи". Основные аспекты культуры речи. Коммуникативные качества речи. Природа норм литературного языка. Норма и кодификация. Нормы устной и письменной речи. Стилистическая дифференциация языковых средств. Литературный язык и другие разновидности национального язык. Активная и пассивная лексика. Иноязычная лексика. Понятие функционального стиля. Языковые и речевые стили. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы и стилистические фигуры. Основы мастерства публичной речи. Требования к оратору как создателю речи. Виды публичных выступлений. Общие требования к публичным выступлениям. Культура дискутивно-политической речи. Речевой этикет, его функции.
Б1.ДВ.1 Религиоведение Религия как предмет научного исследования: определение, структура, функции и подходы к изучению. Элементы и структура религии, ее функции. Ранние формы религиозного сознания и их влияние на развитие цивилизации Религия и общество. Религия и политика. Теократические тенденции в современном политическом процессе. Религия в системе культуры. Политеистические религии (индуизм, джайнизм, даосизм). Конфуцианство. Синтоизм. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам). Религиозные секты.
Б1.ДВ.1 Этика Этика как наука. Античная этика. Христианская этика. Этика мусульманства. Этические учения Нового времени. Русская этическая мысль. Современные этические учения. Учителя человечества: Будда, Конфуций, Моисей, Христос. Основные этические проблемы современного общества.
Б1.ДВ.2 Ораторское искусство Естественное красноречие. Риторика, ораторское искусство - важнейший элемент человеческой культуры. Ораторское искусство. Виды ораторского искусства. Свойства ораторской речи. Влияние психики на качества ораторской речи. Основные правила ораторского искусства.
Б1.ДВ.2 Искусство делового общения Деловое общение. Речь как главное средство общения. Культура устной речи делового человека (логичность, точность, правильность, убедительность). Взаимодействие с аудиторией. Внешность, манеры, поза, мимика и жесты. Техника речи. Умение убеждать. Условия и приемы убеждения. Тактика убеждения. Правила Д.Карнеги, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Особенности оформления письменного текста. Язык деловых бумаг и документов. Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг.
Б1.ДВ.3 Антропология Введение в антропологию. Антропология - наука о человеке. Теория и методика. Происхождение человека. Концепции антропогенеза. Расовая и этническая антропология. Возрастная, конституциональная и экологическая изменчивость человека. Закономерности онтогенетической изменчивости. Конституциональное разнообразие. Экологическая антропология.
Б1.ДВ.3 История Кузбасса Социально-экономические, политические и культурные процессы региона. Становление Кузбасса как мощной угольно-металлургической базы страны. Проблемы развития региона в настоящее время. Проблемы развития спорта в Кузбассе.
Б2.Б.1 Естественнонаучные основы физической культуры и спорта Предмет, содержание основных понятий, методы. Измерения в физике. Строение вещества. Основные положения молекулярной физики. Агрегатные состояния и свойства газообразных, жидких и твердых тел. Основные законы термодинамики. Физические основы механики. Колебания и волны. Основы электродинамики. Оптика. Атомная и ядерная физика.
Б2.Б.2 Информатика Понятие информации, информатики, представления информации. Сбор, передача и хранение информации. Понятие "операционная система". Основы программирования и языки программирования. Локальные и глобальные сети. ЭВМ. Internet. Архивация данных. Защита от компьютерных вирусов.
Б2.В.1 Математика Аксиоматический метод. Математические доказательства. Понятия числа, множества. Понятие функции, отношения, отображения. Исследование функции. Основные идеи математического анализа. Производная. Интеграл и его свойства. Матрицы. Определители. Решение систем уравнений. Элементы теории вероятностей. Основные формулы математической статистики.
Б2.В.2 Химия Основные понятия и стехиометрические законы химии. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь. важнейшие классы неорганических соединений, химическая номенклатура. Комплексные соединения. Полимеры и олигомеры. Скорость химических реакций, химическое равновесие. Катализаторы, каталические системы. Теория электролитической диссоциации. Растворы. Дисперсные системы. Применение газовых законов к растворам. Осмотическое давление. Адсорбция. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические системы. Химическая идентификация: качественный и количественных анализ.
Б2.В.3 Биология с основами экологии Живые системы. Свойства живых систем. Уровни организации живого. Клетка как основная единица живого. Организм как самовоспроизводящая система. Эволюция органического мира. Экология человека. Человек как биологический вид. Понятия здоровья предболезни, болезни. Здоровый образ жизни, его компоненты. Основы экологии. Круговорот веществ и энергии в природе. Понятие об экосистемах. Экология и охрана природы.
Б3.Б.1 Безопасность жизнедеятельности Введение в предмет. Опасные и вредные факторы среды обитания, их характеристика, закономерности проявления и способы защиты от их последствий. Взаимодействие человека со средой обитания; техника безопасности, охрана труда, промышленная экология, защита в чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона. Техносфера как источник опасности. Способы и средства защиты окружающей среды и человека от негативных факторов техносферы.
Б3.Б.2 Анатомия человека Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками. Органы и системы органов. Организм как единое целое, ткани, виды тканей. Анатомические термины. Учение о костях и их соединениях. Строение костей. Скелет туловища. Скелет головы. Скелет конечностей. Учение о мышцах. Строение, классификация мышц. Характеристика работы мышц. Учение о внутренних органах. Основные органы и системы органов человека. Система органов пищеварения. Система органов дыхания. Мочеполовой аппарат. Эндокринная система. Общие понятия о железах внутренней секреции. Железы внешней и смешанной секреции. Учение о сосудистой системе. Сердечнососудистая система. Строение сердца, оболочки сердца, артерий, вен, капилляров. Кровообращение. Лимфатическая система. Учение о нервной системе. Центральная и периферическая нервная система. Спинной и головной мозг, их строение. Учение об анализаторах. Понятие анализатора, строение органов чувств.
Б3.Б.3 Биомеханика двигательной деятельности Предмет и история биомеханики. Биомеханика как учебная и научная дисциплины. Общие понятия биомеханики. Кинематика движений человека. Динамика движений человека. Тело человека как биодинамическая система. Биомеханика различных видов движений человека. Сохранение положения тела. Движение на месте, вокруг оси. Локомоторные движения. Перемещающие движения. Биомеханические особенности моторики человека. Биомеханика двигательных качеств. Дифференциальная биомеханика. Биомеханические аспекты управления движениями человека. Спортивно-техническое мастерство.
Б3.Б.4 Биохимия человека Строение, свойства и биологические функции белков, липидов, углеводов. Ферменты. Энергетический обмен в организме человека. Низкомолекулярные вещества, входящие в состав организма человека. Строение, свойства и биологические функции витаминов, нуклеиновых кислот. Гормоны, эндокринная регуляция биохимических функций организма. Биохимический состав мышечной ткани, биохимия мышечного сокращения. Биохимические изменения в организме при мышечной деятельности и в период отдыха после мышечной деятельности. Биохимическое обоснование тренировки и тренированности. Биохимические основы быстроты, силы, выносливости. Биохимические изменения в организме при занятиях различными видами спорта. Возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями. Биохимические основы питания лиц, занимающихся физкультурой и спортом.+
Б3.Б.5 Гигиенические основы физкультурно -спортивной деятельности Понятие о гигиене и санитарии, предмет изучения гигиены, ее отрасли. Социальное значение гигиены. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний. Восприимчивость и иммунитет. Инфекция ВИЧ (СПИД). Гигиена воздуха. Значение воздуха для человека. Состав воздуха, его физические качества. Значение физических свойств воздуха для занятий физическими упражнениями и закаливания. Понятие о климате, погоде. Гигиена воды и почвы. Значение воды для человека. Физические свойства и химический состав воды. Водоснабжение. Почва и ее гигиеническое значение. Гигиена спортивных сооружений. Типы спортивных сооружений, расположение и ориентация, гигиенические требования, температурный режим, освещение. Гигиена питания. Значение питания для здоровья человека. Основные компоненты питания. Режим питания. Гигиенические условия приема пищи. Содержание пищевого рациона спортсмена. Особенности питания в отдельных видах спорта. Личная гигиена. Гигиена одежды, обуви, головных уборов. Гигиена кожи, ногтей, волос. Интимная гигиена. Гигиена ротовой полости и носоглотки. Вредные привычки. Гигиеническое значение восстановительных средств в спорте. Гигиена занятий физическими упражнениями с оздоровительной целью. Критерии здоровья. Структура и содержание занятий. Гигиенические требования к формам оздоровительной физической культурой. Предупреждение травматизма. Гигиена закаливания. Значение закаливания и его виды. Методические принципы закаливания. Гигиенические требования к занятиям отдельными видами спорта. Профилактика травм. Программа гигиенического обеспечения подготовки спортсменов в избранном виде спорта (режим тренировок, питания, сна). Гигиена одежды, обуви. Гигиена спортивного сооружения, оборудования.
Б3.Б.6 История физической культуры Предмет и задачи истории физической культуры и спорта. Методология и источники. Исторические условия и особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе, государствах Древнего мира, средние века в Европе, Азии, Африке и Америке, в новое время, до и после второй мировой войны. Исторические и социокультурные условия развития физической культуры и спорта на разных этапах Руси, России и Российской Федерации; развитие спортивной науки. Основные направления развития спорта. Физическая культура и спорт родного края.
Б3.Б.7 Менеджмент физической культуры и спорта Теоретико-методологические основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Основные функции менеджмента: целеполагание, прогнозирование и планирование, организация, руководство, анализ. Организационные основы менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Управление трудовой деятельностью физкультурно-спортивных организаций и специалистов физической культуры и спорта.
Б3.Б.8 Педагогика физической культуры Педагогика как наука о воспитании, обучении, образовании. Организация учебного процесса в физкультурно-спортивной сфере. Принципы обучения в физкультурно-спортивной сфере. Организация воспитательной работы со спортсменами. Основы педагогического мастерства тренера. Основные направления педагогического мастерства тренера и пути его совершенствования.
Б3.Б.9 Правовые основы профессиональной деятельности Правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты; принципы государственной политики в области физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта в Российской Федерации, субъекты физкультурно-спортивного движения. Компетенция органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Правовое обеспечение потребителей физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, зашита их прав. пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов; их социальная защита. Ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта.
Б3.Б.10 Психология физической культуры Предмет психологии спорта, место в системе психологических наук, цели и задачи психологии физической культуры и спорта. Психические процессы личности. Психология спортивной деятельности, ее задачи и особенности. Психология личности учителя физической культуры и тренера. Психология школьника как субъекта деятельности на уроках физической культуры. Психология личности спортсмена. Психологические основы общения в спорте. Психологическое обеспечение спортивной деятельности.
Б3.Б.11 Теория и методика избранного вида спорта Характеристика избранного вида спорта, терминология, соревновательная деятельность. Физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов. Спортивная техника, стратегия, тактика, их единство. Тренировка и тренировочная деятельность. Организационные формы подготовки спортсменов. Особенности спортивной работы в школе, спортивной школе. Деятельность тренера, преподавателя физической культуры и спорта. Занятия по избранному виду спорта во внеклассной и внешкольной работе. Формирование личности спортсмена. Научно-исследовательская, учебно-исследовательская и методическая работа студентов. Особенности многолетней подготовки спортсменов. Спортивная ориентация и отбор в виде спорта. Управление процессом подготовки спортсменов. Средства восстановления в спорте: педагогические, медико-биологические, психологические.
Б3.Б.12.1 Теория и методика гимнастики Введение в предмет. Места занятий и оборудование. Спортивные сооружения. Профилактика травматизма на занятиях гимнастикой. Гимнастическая терминология. Общеразвивающие упражнения. Общие основы гимнастических упражнений. Прикладные и оздоровительные виды гимнастики. Основы техники гимнастических упражнений. Организация и содержание занятий по гимнастики в школе. Спортивная тренировка. Организация и проведение соревнований по гимнастике, правила соревнований.
Б3.Б.12.2 Теория и методика спортивных и подвижных игр Теоретико-методологические основы спортивных игр. Техника, тактика и методика обучения в баскетболе, волейболе, футболе. Педагогическая характеристика подвижных игр и методика их проведения. Соревновательно-игровой метод в физическом воспитании. Соревновательная деятельность в спортивных играх и системы соревнований. Методика судейства. Организация учебно-тренировочного процесса по спортивным и подвижным играм в школе.
Б3.Б.12.3 Теория и методика легкой атлетики Введение в предмет. Основы техники легкоатлетических видов (ходьбы, бега, прыжков, метаний). Легкоатлетические многоборья. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике. Основы методики обучения технике легкоатлетических видов, тактика. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами. Особенности занятий легкой атлетикой с женщинами. Методика обучения технике в различных видах легкой атлетики. Основы тренировки в легкой атлетике. Физическая подготовка в тренировочном процессе легкоатлета. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлета. Управление процессом тренировки в легкой атлетике. Тренировка в разных видах легкой атлетики. Спортивный отбор и прогнозирование результатов в легкой атлетике. Методика тестирования и оценки уровня физической подготовленности в легкой атлетике. Методика и организация исследований в легкой атлетике.
Б3.Б.12.4 Теория и методика лыжного спорта Введение в предмет. История развития лыжного спорта. Основы техники лыжного спорта. Основы методики обучения. Методика обучения способам передвижения на лыжах. Лыжный инвентарь и снаряжение лыжника. Лыжные мази и смазка лыж. Специальные сооружения для занятий лыжным спортом. Общие основы теории и методики тренировки в лыжном спорте. Организация и проведение соревнований в отдельных видах лыжного спорта. Учебная работа по лыжной подготовке в школе. Внеурочные формы занятий по лыжной подготовке школьников. Организация и методика проведения занятий по лыжному спорту в высших и средних специальных учебных заведениях. Организация и методика проведения занятий в детско-юношеских спортивных школах.
Б3.Б.12.5 Теория и методика плавания Определение и содержание предмета плавание. Исторический обзор развития плавания. Современное состояние плавательного спорта в России. Общие основы техники плавания. Терминология в плавании. Понятие о технике плавания. Основные факторы, определяющие технику плавания. Основы техники прикладного плавания. Основы методики обучения и тренировки. Организация и проведение соревнований по плаванию. Планирование и учет работы по плаванию.
Б3.Б.12.6 Теория и методика конькобежного спорта Введение в предмет. Краткая история развития конькобежного спорта. Основы техники конькобежного спорта. Методика обучения катанию и технике скоростного бега на коньках различных возрастных групп с различной спортивной квалификацией. Содержание, формы организации и методика проведения занятий по бегу на коньках в школе. Организация и проведение игр на льду, соревнований по конькобежному спорту.
Б3.Б.12.7 Теория и методика спортивно-оздаровительного туризма История развития туризма и спортивного ориентирования. Виды туризма. Формы туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. Топографическая подготовка туристов и спортсменов-ориентировщиков. Виды соревнований по спортивному ориентированию и особенности их проведения. Особенности подготовки, организации и проведения походов со школьниками: составление смет, расчет питания, комплектование медицинской аптечки, оформление походной документации, разработка маршрутов, комплектование снаряжения. Организация биваков, требования к местам привалов. Техника преодоления естественных препятствий. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений и экспедиционных заданий. Спасательные работы. Организация и методика проведения экскурсий, лыжных, горных и водных походов, массовых туристических мероприятий. Организация и проведение соревнований по технике пешеходного туризма.
Б3.Б.13 Теория и методика физической культуры Отправные определения, проблематика курса теории физической культуры и методы исследования. Основные функции и формы физической культуры в обществе. Система физического воспитания и ее связи со смежными явлениями в сфере физической культуры. Цели, задачи и наиболее общие принципы физического воспитания. Средства и методы физического воспитания. Дидактические основы теории и методики физического воспитания. Теоретико-практические основы развития физических качеств. Взаимосвязь видов (сторон) воспитания в процессе физического воспитания. Формирование профессионализма деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Форма построения занятий в физическом воспитании. Планирование и контроль. Прикладные направления в физическом воспитании. Спорт в современном обществе, тенденции его развития. Основы спортивной тренировки. Методические принципы физического воспитания. основы методики физического воспитания детей разных возрастных групп. Пренатальная физическая культура. Цель, задачи и методика планирования обязательного курса "Физическая культура в школе". Урок физической культуры. Внеурочные формы занятий физическими упражнениями в школе. Особенности методики положения системы подготовки юных спортсменов. Теория адаптации юных спортсменов. Планирование, контроль и управление подготовкой юных спортсменов в системе ДЮСШ. Общие принципы построения комплексной целевой программы подготовки команды и отдельного спортсмена. Физическое воспитание взрослых. Оздоровительная физическая культура. Педагогический и врачебный контроль в системе оздоровительной физической культуры.
Б3.Б.14 Физиология человека Предмет, задачи, содержание, разделы, методы исследования физиологии. Основные физиологические понятия. Нервная система. Характеристика, функции нервной системы. Нейрон -структурно-функциональная единица нервной системы. Потенциалы покоя, действия. Проведение возбуждения. Нервные центры. Функции спинного мозга. Моторные центры головного мозга. Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность. Психомоторные способности и типологические особенности нервной системы. Сенсорные системы. Висцеральные системы. Сердечнососудистая система. Дыхание. Внутренняя секреция. Физиология пищеварения. Обмен веществ и энергии. Выделение. Тепловой обмен. Нервно-мышечный аппарат. Функциональная организация скелетных мышц. Принципы организации движений. Адаптация к мышечной деятельности. Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности. Предстартовое и устойчивое состояния. Утомление. Восстановление. Физиологические основы спортивной тренировки. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды. Физиолого-генетические особенности спортивного отбора. Физиологические основы оздоровительной физической культуры.
Б3.В.1 Медико-биологические основы спортивной тренировки Предмет "Медико-биологические основы спортивной тренировки". История, состояние и перспективы развития. Общая организация нервной системы. Функциональная организация скелетных мышц. Энергетическое обеспечение мышечного сокращения. Вегетативное обеспечение мышечной деятельности. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии. Изменения в функционировании различных органов и систем организма в условиях тренировочных и соревновательных упражнений (на примере различных спортивных специализаций). Принципы рационального сбалансированного питания. Обменные процессы при мышечной работе. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний, врабатывания. Устойчивого состояния, утомления, восстановления. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков. Критические (сенситивные) периоды физиологических систем. Физиологическое обоснование спортивной ориентации отбора и их физиологические критерии. Физиологическая характеристика возрастных этапов специализации в разных видах спорта. Факторы, лимитирующие спортивную работоспособность женщин. Принципы и методы тестирования физической работоспособности. Функциональные пробы. Спортивная работоспособность и факторы внешней среды. Терминальные и неотложные состояния. Искусственное дыхание. Массаж сердца. Остановка кровотечения. Первая помощь при переломах костей, тепловых и солнечных ударах.
Б3.В.2 Восстановительные средства в спорте Роль, место и значение планирования и применения средств восстановления в подготовке спортсменов различной квалификации. Утомление, течение восстановительных процессов после выполнения тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. Характеристика средств восстановления и методика применения их в различных зимних и летних видах спорта. Теоретические аспекты проблемы и общие принципы использования средств восстановления в спортивной тренировке. Практические рекомендации применения восстановительных процедур в различных видах спортивной деятельности. Комплексная методика планирования и распределения основных средств подготовки различной преимущественной направленности в микро-, мезо-, макроциклах у спортсменов высокой квалификации. Комплексы восстановительных средств на различных этапах и периодах круглогодичной тренировки спортсменов.
Б3.В.3 Спортивная медицина Введение в курс спортивной медицины (цели, задачи, содержание). Организация спортивной медицины. Основы общей патологии. Понятие о здоровье, болезни и иммунной реактивности. Содержание и методы лечебного контроля. Исследование и оценка здоровья и физического развития, функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Динамические медицинские наблюдения за спортсменами с учетом возраста и пола. Средства повышения спортивной работоспобности и ускорения восстановительных процессов. Заболевания и травмы при занятиях физической культурой и спортом. Неотложная помощь при острых патологических состояниях и травмах в спорте.
Б3.В.4 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура как фактор функциональной, патогенетической терапии и средства медицинской, социальной и трудовой реабилитации. Основные принципы медицинской реабилитации. Основные методики применения физических упражнений с лечебной целью и в системе физической реабилитации. Лечебная физическая культура при травмах, при заболеваниях сердечнососудистой системы, при заболеваниях органов дыхания, при ожирении и заболеваниях суставов, при заболеваниях нервной системы, при нарушении осанки и сколиоза у детей.
Б3.В.5 Теория спорта Феномен спорта и характер его теории; теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; система подготовки спортсмена (выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация, постановка долгосрочных целей), ее содержание, средства и методы, основные закономерности построения и др. Спортивные состязания как собственно соревновательная деятельность спортсмена в современных условиях и модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки.
Б3.В.6 Технология физкультурно-спортивной деятельности Предмет и задачи. Средства и методы. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Воспитание физических качеств. Физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка. Кондиционная тренировка. Система соревновательной деятельности в адаптивной физической культуре. Организация массовых физкультурных мероприятий. Судейство соревнований. Планирование и педагогический контроль.
Б3.В.7 Мониторинг физического развития и функционального состояния Понятие мониторинга. Комплексный мониторинг: медицинский, педагогический, психологический, психофизиологический, социальный. Обучение умениям и навыкам самоконтроля показателей здоровья, работе с приборами, замерам и расчетам, оценке и анализу полученных результатов. Диагностика физического развития, определения уровней физической и функциональной подготовленности. Анализ полученных данных. Формирование практических рекомендаций.
Б3.В.8 Педагогические теории, системы и технологии Основы общей педагогики. Педагогика как наука. Методология педагогической науки, подходы; педагогический процесс: понятие, сущность. Личность ребенка - объект и субъект воспитания и обучения. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса: теория, методика, практика. Воспитание как система. Цель, содержание, источники воспитания. Система методов воспитания. Личность и коллектив. Воспитательная система школы. Современные концепции воспитания. Организация внеучебной деятельности учащихся. Основы социальной педагогики. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика - теория обучения. Содержание образования, программное обеспечение. Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Педагогические технологии и образовательная практика: виды технологий, психолого-педагогические основы использования средств новых информационных технологий в образовании. Учет, проверка и оценка результатов обучения. Педагогическая диагностика, прогнозирование. Педагогическое общение.
Б3.В.9 Психология и педагогика Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. Индивид, личность, индивидуальность, психика и организм человека. Основные функции психики. Мозг и психика. Особенности деятельности человека. Структура познавательных процессов. Структура сознания. Основные психические процессы. Эмоции и чувства. Общение и речь. Психология личности. Педагогика: предмет, объект, основные категории педагогики, задачи, функции. Основные понятия: педагогическая деятельность, педагогическое воздействие, педагогическая технология, педагогическая задача, образование, воспитание. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Б3.В.10 Научно-методическая деятельность Общие основы теории научно-исследовательской деятельности. Наука в сфере физической культуры и спорта. Основная проблематика научных исследований и организационная структура научно-исследовательской работы. Связь с методической деятельностью в физической культуре и спорте. Основные этапы научно-исследовательской работы. Выбор направления исследования, организация научного исследования, поиск, накопление и обработка информации, эксперимент. Обработка, оформление и внедрение результатов научно-методической работы.
Б3.ДВ.1 Акмеология физической культуры и спорта Акмеология как наука системы человекознания. Категориально-понятийный аппарат акмеологии. Акмеологические методы. Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по физической культуре и спорту, слагаемые его профессионального мастерства. Современные теории обучения и воспитания и их использование на практике. Коммуникативная компетентность специалиста, особенности профессионального общения. Техника и технология педагогического общения, технология воспитывающей деятельности. Педагогическая диагностика.
Б3.ДВ.1 Педагогическое мастерство Педагогическое мастерство как система. Структура педагогического мастерства. Специфика педагогической деятельности, ее структурные компоненты. Личностно-профессиональные качества педагога. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства. Педагогическое общение. Стили педагогического общения. Конструктивное позитивное общение.
Б3.ДВ.2 Введение в профессию Содержание профессиональной деятельности бакалавра в области физической культуры. Требования и структурные компоненты деятельности тренера, преподавателя физической культуры. Критерии педагогического мастерства и предпосылки повышения эффективности деятельности тренера, преподавателя. Создание системы высшего образования. Содержание и нормативная база обучения бакалавра в ВУЗе. Основные виды учебной деятельности. Физическая культура как общественное явление.
Б3.ДВ.2 Спортивная генетика Основные генетические понятия. Передача наследственной информации. Закономерности наследования признаков. Методы генетических исследований человека. Наследственные влияния на функциональные возможности и физические качества. Спортивные семьи. Генетические маркеры спортивных задатков: гормональные маркеры в спорте; состав мышечных волокон как генетический маркер; индивидуальный профиль функциональной асимметрии как генетический маркер в спорте. Генетические аспекты тренируемости спортсменов: тренируемость как природное свойство организма; наследственные пределы изменения функциональных показателей и физических качеств в процессе спортивной тренировки; индивидуальная тренируемость спортсменов. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности.
Б3.ДВ.3 Фитнес Теория и практика силовой тренировки. Аэробная тренировка и тренировка гибкости. Стратегии тренировочного процесса, определения интенсивности, продолжительности, частоты и видов нагрузок. Виды фитнеса (реабилитационный, детский ит.д.). Алгоритм разработки индивидуальных тренировочных программ в фитнесе.
Б3.ДВ.3 Самооборона Определение самообороны. Виды самообороны: индивидуальная, коллективная. Средства индивидуальной самообороны. Система индивидуальной самообороны - единоборства и рукопашный бой. Оружие самообороны. Функции сил самообороны. Женская самооборона. Самооборона и закон.
Б3.ДВ.4 Олимпийское движение и профессиональный спорт Античная цивилизация и зарождение олимпизма. Античный и современный олимпизм: сходство и различие. Попытки восстановления древних традиций олимпизма в эпоху Возрождения. Возрождение и развитие современного олимпизма. Пьер де Кубертен - основатель современного олимпизма. Создание МОК, Олимпийской хартии. Цивилизация XX века и ее влияние на развитие олимпизма. Олимпизм и современная наука. Возникновение современного спорта. Любительский и профессиональный спорт. Спортивная организация и союзы. Структура "сферы" спорта начала ХХ века и ее кризис в 1960 - 80-х годах. Формирование спорта в России: профессиональный, элитный, массовый. Перспектива дальнейшего развития российского спорта. Правовые отношения в сфере профессионального спорта. Проникновение идей олимпизма в Россию и его становление. Будущее олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских Игр.
Б3.ДВ.4 Основы кинезеологии Физиологические эффекты двигательной активности, закономерности регуляции двигательной активности, влияние различных двигательных режимов на спонтанную двигательную активность и адаптивные возможности, адаптация к навязанной и свободно избираемой физической нагрузке у людей, эффективность физических тренировок в режиме свободного выбора нагрузки для здоровых и больных, двигательная деятельность детей и подростков и пути ее оптимизации, предупреждение гипокинезии с помощью физических упражнений.
Б3.ДВ.5 Спортивные сооружения Введение в предмет. История развития материально-технического обеспечения. Основы проектирования, строительства и учета материально-технического обеспечения. Проектирование и строительство открытых спортивных сооружений; типы открытых спортивных сооружений. Крытые спортивные сооружения. Материально-техническое обеспечение занятий легкой атлетикой и спортивными играми, зимними видами спорта и плаванием. Эксплуатация спортивных сооружений: оборудование, спортинвентарь; техника безопасности при эксплуатации спортивных сооружений.
Б3.ДВ.5 Основы геронтологии Геронтология как наука. История развития. Понятие геронтологии в жизнедеятельности человека. Особенности процесса старения человеческого организма и его причины. Основные группы процесса старения. Проблемы геронтологии. Основные подходы в изучении старения и задачи геронтологии. Направления социальной геронтологии.
Б3.ДВ.5 Аудиовизуальные технологии обучения Средства статической проекции. Аудиовизуальные средства обучения. Динамические аудиовизуальные средства обучения. Составление сценариев, проведение записей телевизионных программ, несложный монтаж отснятого материала.
Б3.ДВ.6 Спортивный отбор Отбор, ориентация, селекция, прогнозирование в спорте. Возрастные аспекты спортивной ориентации и отбора. Моделирование в спорте. Модельные характеристики спортсменов. Методика определения спортивной пригодности в различных видах спорта. Основы прогнозирования в спорте (методология прогнозирования).
Б3.ДВ.6 Фармокология Фармакокинетика и фармакодинамика. Пути введения, распределения и выведения, механизм действия лекарственных веществ. Виды фармакотерапии, дозы, осложнения. Классификация фармакологических средств. Основные лекарственные средства. Фармакологические препараты спорта и их своевременное применение. Фармакологические средства, способные повышать физическую работоспособность. Управление работоспособностью. Факторы, ограничивающие работоспособность. Фармакология этапов подготовки спортсменов: подготовительного, предсоревновательного, соревновательного, восстановительного. Посиндромная фармакотерапия. Коррекция отдельных состояний в спорте. Фармакологическое обеспечение по видам спорта. Допинг. Медицинский кодекс МОК.
Б3.ДВ.7 Возрастная физиология Предмет, история развития возрастной физиологии. Общие физиологические закономерности онтогенеза. Физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологические особенности детей среднего старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. Физиологическая характеристика урока физической культуры в школе. Физиологические основы спортивной тренировки юных спортсменов. Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе.
Б3.ДВ.7 Возрастные основы здоровья Понятие о здоровье и компонентах его формирующих. Образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Формирование здоровьесберегающей среды. Здоровье как процесс приспособления организма к условиям среды. Комплексный мониторинг показателей развития и здоровья. Этапы онтогенетического развития, возрастная периодизация. Формирование адаптивных возможностей человека в онтогенезе. Основные закономерности возрастного развития физиологических систем, развития локомоторной функции человека. Возрастное развитие аппарата движений человека. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации на различных этапах онтогенеза.
Б3.ДВ.8 Основы управления школой Социально-педагогические системы, их виды. Система образования в Российской Федерации. Стратегия развития зарубежной системы образования на современном этапе. Эволюция управленческой мысли. Школа как педагогическая система и как объект управления. Педагогический коллектив, ученический коллектив. Межличностные отношения. Культура учителя физической культуры, тренера, воспитателя. Новые информационные технологии в управлении образованием. Аттестация педагогических кадров. Взаимодействие семьи и школы; функции учителя физической культуры в решении воспитательно-образовательных задач учащихся.
Б3.ДВ.8 Профилактика наркомании средствами ФК Понятие о наркомании. Этиология наркомании. Патогенез наркомании. Клиническая картина. Психосоматическое состояние больного. Существующие методы реабилитации наркозависимых. Образовательная модель профилактики наркомании подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта. Адаптивное физическое воспитание в системе реабилитации больных наркоманией. Программа реабилитации больных наркоманией с элементами ЛФК и массажа. Научные разработки, изучающие психологические аспекты реабилитационного потенциала адаптивной физической культуры при некоторых психических заболеваниях, в том числе наркомании.
Б3.ДВ.9 Возрастная психология Теоретические и методические вопросы возрастной изменчивости. Периодизация жизненного цикла человека. Развитие отечественной возрастной психологии. Развитие психики в раннем детстве. Основные закономерности и особенности. Развитие психики в дошкольном возрасте. Младший школьный возраст. Психология подросткового юношеского возраста. Психология зрелого возраста. Психология старения.
Б3.ДВ.9 Теория и методика культурно-досуговой деятельности Предмет и задачи досуговой деятельности. Проблемы организации куьтурно-досуговой деятельности людей. Современная система организации физкультурно-спортивной, культурно-досуговой деятельности людей разных возрастных категорий. Технология организации культурно-досуговой деятельности людей.
Б3.ДВ.10 Информационные технологии в сфере физической культуры и спорта Введение в новые информационные технологии (НИТ). Информация и ее свойства. Аппаратное обеспечение НИТ. Компьютерные сети, Internet-технологии. Дистанционное образование. Использование НИТ в учебном процессе: тестирующие и обучающие программы. Использование средств, представляемых Internet. Использование НИТ в соревновательной деятельности.
Б3.ДВ.10 Биофизика Задачи и методы биофизики. Химические основы биофизики: аминокислоты, состав и первичная структура белков, нуклеиновые кислоты. Молекулярная биофизика. Биофизика мембранных процессов. Собственные физические поля организма человека.
Б3.ДВ.11 Спортивная метрология Измерения в физической культуре и спорте. Методические принципы стандартизации в спорте. Государственная служба стандартизации. Категории и виды стандартов. Физическое состояние спортсменов и разновидности его контроля. Понятие нормы в спортивной метрологии. Разновидности норм. Методика тестирования. Спортивное тестирование. Надежность теста и пути ее повышения. Стабильность, согласованность и эквивалентность тестов. Информативность теста. Спортивная статистика. Статистическая обработка и группировка результатов наблюдений. Контрольно-измерительный инструментарий в спорте.
Б3.ДВ.11 Презентационные технологии в обучении Использование компьютерных презентационных технологий в образовании. Новые возможности использования компьютерной техники при преподавании различных школьных предметов. Использование КПТ в проектной деятельности и других видах самостоятельной работы студентов. Компьютерные сети. Интернет. Разработка и создание мультимедийных презентаций. Обработка различных видов информации в компьютере. Основные принципы работы в графическом редакторе. Создание мультимедийной презентации на заданную тему.
ФТД.1 Организация физкультурно-оздоровительных предприятий История и современное состояние рынка бизнеса красоты и здоровья. Цели, виды и методы маркетинговых исследований. Конкурентный анализ. Определение формата фитнес - клуба. Особенности предприятий сферы красоты и здоровья различных видов и форматов. Формирование ассортимента услуг. Ценообразование. Бизнес-планирование. Физиологические и анатомические особенности фитнес-тренинга. Медицинское обеспечение в фитнесе и SPA. Правовые аспекты деятельности предприятий сферы красоты и здоровья. Модель управления клубом. Теория и методика создания и управления предприятием сферы красоты и здоровья.
ФТД.2 Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов. Государственная гражданская служба: вопросы кадровой работы и противодействие коррупции. Способы предотвращения коррупционных рисков. Типичные коррупционные нарушения. Гражданское общество против коррупции. Социально-психологические аспекты формирования антикоррупционного поведения.
Б4.Б.1 Физическая культура портивные игры. Общие вопросы теории спортивных игр. Баскетбол. Техника, тактика игры в баскетбол и методика судейства соревнований. Общая и специальная физическая подготовка баскетболистов. Изучение и совершенствование техники и тактики игры в баскетбол. Методика обучения технике и тактике игры в баскетбол. Футбол. Техника и тактика игры в футбол, методика обучения футболистов техническим приемам и навыкам игры. Организация, проведение и судейство соревнований по футболу. Волейбол. Техника и тактика игры в волейбол. Организация и проведение соревнований по волейболу. Судейство. Гандбол. Классификация техники и тактики игры. Обучение техническим и тактическим действиям. Организация, проведение и судейство соревнований по гандболу. Подвижные игры. Введение в предмет. Социальная сущность игры. Требования к организации и проведению подвижных игр. Подвижные игры в школьном уроке физической культуры и во внеурочных формах работы. Основные типы подвижных игр, имеющих различные педагогические задачи и двигательное содержание. Овладение основами техники легкоатлетических упражнений (бег на короткие, средние и длинные дистанции; бег с барьерами; прыжки в длину и высоту; толкание ядра и метание копья; эстафетный бег), изучение комплексов различных упражнений, направленных на развитие двигательных качеств. Организация, проведение и судейство соревнований. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина. Классификация видов гимнастики. Терминология гимнастики. Основы обучения гимнастическим упражнениям. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения. Основные упражнения гимнастического многоборья. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике. Формы организации занятий гимнастикой. Урок гимнастики в общеобразовательной школе. Ознакомление с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности. Начальное обучение плаванию. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания (кроль на груди и спине, "дельфин", "брасс"). Обучение и совершенствование техники стартов. Ныряние в глубину и длину. Обучение и совершенствование техники поворотов. Обучение спасению утопающих. Игры и развлечения на воде. Изучение техники прыжков в воду. Организация, проведение и судейство соревнований по плаванию. Снаряжение лыжника, лыжный инвентарь. Методика начального обучения лыжной технике. Техника способов передвижения на гоночных лыжах. Совершенствование техники и овладение тактикой прохождение трасс лыжных гонок и слалома. Организация, проведение и судейство соревнований по лыжным гонкам.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

  Учебная практика по профилю подготовки (зимняя) ;

Целью проведения учебной практики по профилю подготовки (зимняя) - является формирование у студентов практических знаний, умений и навыков по лыжной подготовке в соответствии с достижениями современной науки и практики, формирование профессиональных качеств и психических свойств личности будущего бакалавра физической культуры. База проведения - лыжная база вуза.

  Учебная практика по профилю подготовки (летняя, 1 курс)

  Учебная практика по профилю подготовки (летняя, 2 курс)

 Целью проведения учебной практики по профилю подготовки (летняя) - является формирование у студентов практических знаний, умений и навыков в методике спортивных и подвижных игр, легкой атлетике, сфере туризма в соответствии с достижениями современной науки и практики, формирование профессиональных качеств личности будущего бакалавра физической культуры. База проведения - б\о вуза "Подъяково".

  Учебная практика по профилю подготовки (туристический поход) 

Целью проведения учебной практики по профилю подготовки (туристический поход) является формирование навыков организации и проведения туристического путешествия, технических и тактических приемов и способов преодоления препятствий в условиях соревнования, закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины "Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма". База проведения - полевые условия, район Кузнецкого Алатау Кемеровской области.

Производственная практика (педагогическая в общепрофессиональной школе)

 Целью проведения производственной практики (педагогической в общепрофессиональной школе)  является содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных профессионально-педагогических функций бакалавра физической культуры и спорта, развитию интереса к избранной профессии. База проведения - общеобразовательные учреждения.

  Производственная профессионально-ориентированная практика

Целью проведения производственной профессионально-ориентированной практики является формирование профессиональных умений и навыков и их применение в реальных условиях профессиональной деятельности, формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра физической культуры и спорта в соответствии с современными требованиями к работникам данного профиля. База проведения - общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования спортивной направленности, клубы по месту жительства, фитнес - залы оздоровительной направленности.

 Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 49.03.01 "Физическая культура"

2014

  Учебный план ООП (2014 очная)

  Учебный план ООП (2014 заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

  Учебный план ООП (2014 заочная)

2013

  Учебный план ООП (2013 очная)

  Учебный план ООП (2013 заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

  Учебный план ООП (2013 заочная)

2012

  Учебный план ООП (2012 очная)

  Учебный план ООП (2012 заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

  Учебный план ООП (2012 заочная)

2011

  Учебный план ООП (2011 очная)

  Учебный план ООП (2011 заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

  Учебный план ООП (2011 заочная)