Описание ООП по направлению подготовки 030300.68 "Прикладная психология"

 

Направление подготовки:

030300.68 Психология,
направленность (профиль) "Педагогическая психология"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 29 мая 2015,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22 декабря  2009 года № 797
(зарегистрировано в Минюсте РФ  2 февраля 2010 № 16202

 

Описание образовательной программы: 

Текст текст текст

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

 

М1.Б.1 Методические проблемы психологии Развитие психологических идей в допарадигмальный период. Развитие психологии в классический период и методологические установки классического идеала рациональности в психологии. Неклассический этап развития психологии: основные научные и методологические парадигмы. Современное состояние теории и методологии психологии.
М1.Б.2 Планирование теоретического и эмпирического исследования Особенности планирования научного и прикладного исследования Виды исследований в психологии. Особенности прикладных и теоретических исследований. Естественнонаучная и культурно-историческая традиции. Методология, техника, процедура этапы и методы исследования. Программа исследования. Методологический раздел. Программа исследования. Процедурный раздел программы. Способы формирования выборки. Полевая документация исследования. Представление результатов исследования. Способы представления результатов исследования. Научная статья, тезисы. Способы представления результатов прикладного исследования. Специфика написания отчетов. Структура научной диссертации и требования к диссертационным исследованиям.
М1.Б.3 Качественные и количественные методы исследования в психологии Качественные методы сбора информации. Виды качественных исследований и общий порядок действий исследователя. Метод интервьюирования. Проективные методы исследования. Техника репертуарных решеток. Наблюдение. Методы хранения и обработки качественных данных. Групповые качественные методы исследования. Метод группового интервью. Метод фокус-групп. Ролевая игра как метод исследования группы. Количественные методы исследования. Социометрия. Метод анкетирования. Тестовый метод. Эксперимент. Стратегии анализа количественных данных. Комбинированные качественно-количественные методы исследования. Оценочная биполяризация. Групповая оценка личности. Экспертное оценивание. Качественно-количественный анализ документов. Диагностический потенциал качественных и количественных методов исследования.
М1.В.1 Избранные проблемы психологии развития Проблемы психологии развития в системе наук о человеке. Прикладное и теоретическое значение проблемы, задачи курса. Место психологии развития в системе наук. Культурная антропология, философия, право, социальная педагогика, социология, физиология. Круг проблем психологии развития. Объект, предмет психологии развития. Виды исследований и методы психологии развития. Методологические проблемы психологии развития. Онтологический подход к изучению развития. Онтогенез. Топологические характеристики нормального развития. Феномены развития здоровой личности. Соотношение понятий "зрелость", "здоровье". Нравственное, гражданское развитие. Жизненный путь. Развитие как социокультурное явление. Уровни социализации личности и их значение для достижения зрелости. - Хронологический аспект изучения возрастной изменчивости психики. Возрастной подход. Проблема периодизации психического развития. Хронологические характеристики индивидуального развития человека. Макрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики. Гетерохрония и противоречивость развития. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики. Акселерация и ретардация. - Структурно-динамические преобразования в индивидуальном развитии человека. Значение структурно-генетического подхода в психологии. Структурно-динамическая характеристика развивающейся личности. - Каузальный подход к изучению развития психики. Детерминация психического развития человека. Внешние и внутренние условия, факторы, способствующие развитию. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии. Игра и ее роль в психическом развитии. Субъективные факторы развития: стремление к самореализации. Значение самораскрытия потенциалов, творческих способностей. Проблема оценки и прогнозирования развития Применение диагностического инструментария для определения уровневых и структурных характеристик развития психики в различных сферах жизнедеятельности.
М1.В.2 Избранные проблемы семейной психологии Семья как социокультурный феномен. Семья как социокультурный феномен, ее развитие в социогенезе. Жизненный цикл развития семьи. Психологические особенности семейных отношений. Психология супружеских отношений. Любовь как основа построения современной семьи. Ролевая структура семьи. Особенности межличностного общения в семье. Виды деструкции семьи. Характер межличностных отношений супругов в деструктивных семьях. Супружеские конфликты, их причины. Супружеская измена. Субъективная удовлетворенность браком. Гармонические и дисгармонические семьи. Теоретические основы формирования родительства Детско-родительские отношения. Родительство как культурно-исторический и психологический феномен. Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза. Виды родительских установок: отвержение, безразличие, сверхтребовательность, гиперопека, устойчивость, активная любовь (А. Роэ, М. Сигельман). Родительская позиция, ее характеристика: адекватность, динамичность, прогностичность (А. С. Спиваковская). Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви (Э. Фромм). Гендерный подход в семейном воспитании. Гендерные различия в семейной социализации детей. Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания. Основные направления их коррекции. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье. Факторы, влияющие на характер отношений между братьями и сестрами в семье. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка. Направления оказания психологической помощи семье Психологическая, педагогическая, социальная модели помощи семье. Психологическое сопровождение родительства. Основные направления семейной психотерапии и консультирования: индивидуальная и системная ориентации. Интегративная модель психологической помощи семье. Организация психологической службы семьи.
М1.В.3 Актуальные проблемы психологии личности Теоретические и методологические проблемы психологии личности. Место и роль психологии личности в системе наук о человеке. Своеобразие психологического, социального и философского подходов к человеку. Понятие "личность" и ее структура. Актуальные проблемы теории и практики в психологии личности. Актуальные проблемы исследования и оценки личности в психологии. Личность и ее взаимоотношения с социумом, как поле для исследования. Структура личности. Соотношение понятий - индивид, личность, индивидуальность. Значение исследования личности. Проблема нормы и патологии в развитии и функционировании личности. Методы исследования личности. Представление о личности в психологических теориях. Понятие научной теории личности. Исторический аспект и эволюция психологических теорий. Критерии научности теории. Компоненты теории личности. Основные психологические школы - конкурирующие концепции. Общая характеристика. Социализация личности: уровни, содержание, механизмы. Понятие социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Процессы социализации: интериоризация, идентификация, интернализация. Стадии социализации личности. Семейное и институциализированное воспитание (образовательные институты, СМИ) в процессе социализации личности. Групповой уровень социального влияния. Межличностное взаимодействие. Актуальные вопросы персональной и социальной идентичности человека. Понятие персональной и социальной идентичности. Проблема психологических исследований социальной идентичности личности. Психологические факторы и механизмы формирования и развития социальной идентичности. Я-концепция как результат развития личности. Ценностно-смысловая сфера личности как проявление личностной идентичности. Регуляция социального поведения личности. Понятие социального поведения и его регуляторов. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. Девиантное поведение. Социальная установка: понятие, структура, функции. Формирование аттитюдов. Изменение социальных установок. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология личности в пространстве психолого-педагогической практики.
М1.ДВ.1 Методы психолого-педагогического исследования и психодиагностика в образовании Научное психолого-педагогическое исследование. Научное психолого-педагогическое исследование. Основные общенаучные методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование). Общая характеристика методов психологического исследования в образовании. Специфика и принципы психологической диагностики. Проектирование и организация психодиагностического исследования в образовании. Неформализованные методы психодиагностики в образовании. Психологическое тестирование в образовании: основные принципы и методики. Психологическая диагностика в детских образовательных учреждениях Психологическая диагностика в детских дошкольных учреждениях. Практика психологической диагностики готовности ребенка к школьному обучению. Психологическая диагностика в школе. Практика психологической диагностики взрослых. Психологическая диагностика профессиональной пригодности. Практика психологической диагностики при обучении взрослых. Диагностика потребности в обучении, мотивации и способности к обучению.
М1.ДВ.1 Актуальные вопросы психологии девиантного поведения Характеристика подходов к исследованию девиантного поведения. Теоретические походы к исследованию девиаций в социологии. Биологические и психологические теории девиантного поведения. Проблема преступного поведения в социологии и психологической науке. Психология криминальной агрессии. Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения. Суицидальное поведение как вид социальной девиации. Проблема виктимности и девиантной виктимизации личности. Общие принципы профилактики девиантного поведения и разработки профилактических программ. Профилактика девиаций в подростковом периоде развития. Профилактика аддиктивного и суицидального поведения.
М2.Б.1 Актуальные проблемы теории и практики современной психологии Общие методологические проблемы современной психологии. Общая характеристика основных парадигм психологической науки. Основные этапы развития общества. Характеристика постмодернистского и информационного общества. Толерантное сознание и его социокультурные проявления. Особенности постнеклассической психологии. Вызовы современной цивилизации как актуальные проблемы психологический науки и практики. Основные проблемы развития цивилизации на современном этапе. Проблема глобализации в современном мире. Психология урбанизма. Человек в информационном обществе. "Человеческий фактор" и психологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Актуальные тенденции развития психологии личности. Проблемы формирования толерантности личности и профилактики экстремизма. Требования к организации и проведению исследования в прикладной психологии.
М2.Б.2 Статистические методы в психологии Система статистических методов в психологии Понятие эмпирической математической модели психологического явления. Параметрические и непаметрические статистические методы. Методы многомерного статистического анализа: регрессионный, кластерный, факторный, дискриминантный анализ, многомерное шкалирование. Методы организации психологического исследования Введение в планирование экспериментов в педагогической психологии. Межгрупповой план эксперимента. Виды экспериментальных и контрольных групп. Внутригрупповой план эксперимента: общая характеристика, достоинства и недостатки. Методы обработки анкетных данных. Проблема обработки качественных измерений: логлинейный анализ, шкала Лайкерта, анализ соответствий, логистическая регрессия. Методы математического моделирования. Модели индивидуального и группового поведения. Моделирование когнитивных процессов и структур. Проблема искусственного интеллекта. Модели принятия решений. Применение метода анализа иерархий (МАИ) при выборе оптимальной стратегии поведения.
М2.Б.3 Научные школы и теории в современной психологии Современное состояние психологичес-кой науки. Основные достижения современной зарубежной психологии (теоретичес-кие концеп-ции). Основные теоретические концепции современной отечественной психологии. Научные школы современной психологии. Ведущие научные школы отечественной психологии. Ведущие научные школы и теории современной зарубежной психологии. Перспективы развития психологической науки. Нерешенные проблемы в современной психологии, существующие дискуссии по поводу подходов к их решению, методам исследования. Основные направления развития психологической науки, перспективы.
М2.Б.4 Отрасли психологии, психологические практики и социальные службы Практическая психология как область профессиональной деятельности. Социально-исторической контекст становления практической психологии в России и за рубежом. Психолог-практик - базовые компетенции. Основные позиции психолога-практика. Ролевое кольцо. Позиции психолога при взаимодействии с клиентом. Профессиональная этика. Психологические службы в разных сферах практики. Практическая психология образования. История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. Практический психолог образования как профессионал. Основные виды деятельности практического психолога образования. Принципы деятельности практического психолога образования. Медико-психологическая служба (МПС). Приоритетные направления в развитии МПС. Регламентация деятельности и основные направления деятельности практического психолога в системе здравоохранения. Экстренная медико-психологическая помощь. Психологическая служба в правоохранительной системе. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования. Психологическая диагностика. Психологическая коррекция и развитие личности как функции службы. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Формы и методы работы практического психолога. Групповая и индивидуальная психологическая работа. Требования к личности и подготовке психолога в индивидуальной и групповой работе. Микронавыки. Консультативная беседа. Этапы и технологии консультативной беседы. Контакт с клиентом. Психодиагностика в организациях. Цели и задачи психодиагностики. Отбор персонала. Психодиагностика в рамках аттестации персонала. Коррекционно-развивающая работа практического психолога (на примере одной из сфер деятельности).
М2.Б.5 Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога Технические средства современных информационных и коммуникационных технологий. Характеристика назначения и функциональных возможностей программно-аппаратных средств и информационных технологий, используемых в преподавании психологических дисциплин. Основные подходы к поиску учебного материала в сетевых ресурсах, стратегии поиска, принципы информационного поиска в сети, поисковые запросы (языки поиска). Операционные системы и системные программы современных компьютеров и средств коммуникации. Обзор функциональных возможностей аппаратуры и программного обеспечения для самостоятельной подготовки мультимедийного учебного материала c использованием распространенных программных продуктов (например, Microsoft Office 2010). Обзор сложных (расширенных) возможностей программного обеспечения для подготовки презентаций на примере использования системы Microsoft Power Point. Работа с текстовой и аудиовизуальной информацией. Психологические особенности восприятия текста и иллюстраций на презентациях. Способы монтирования сложного мультимедийного содержания в презентации. Способы доработка иллюстраций в графическом редакторе. Основы видеомонтажа: вырезка и склейка видео фрагментов. Телекоммуникационные технологии. Обзор типичных задач, решаемых преподавателем в рамках дистанционного (виртуального) общения с обучающимися и коллегами. Формы и методы проведения такой работы. Обзор типовых возможностей работы с использованием распространенного программного обеспечения. Этика делового общения в режиме телекоммуникационного взаимодействия. Поиск научной информации в библиографических, реферативных и специализированных базах данных, электронных библиотеках. Обзор современных информационных сетевых ресурсов в области психологии и смежных наук: реферативные и полнотекстовые базы данных, on-лайновые справочники и энциклопедии, ресурсы сообществ профессиональных психологов и др. Способы получения информации из электронных баз данных. Специализированное программное обеспечение в психологии. Преимущества и ограничения в использовании специализированного программного обеспечения в психологии. Специфика программного обеспечения в сфере психодиагностики. Методические особенности процесса информатизации психологических методик и проведения прикладных психологических исследований, опосредствованных Интернетом. Обеспечение безопасности информационных технологий. Представление о понятии безопасности в сфере информационных технологий. Угрозы и возможные негативные последствия использования информационных технологий. Основные условия обеспечения безопасности информационных технологий. Информационные технологии в различных областях психологии. Новые технологии в исследовательской, учебной и практической работе психолога.
М2.Б.6 Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования Характеристика психологии как учебного предмета. Цели психологии в области профессиональных умений будущих преподавателей. Цели обучения психологии в области развития личности студентов. Организация содержания курса психологии. Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии в системе высшего и дополнительного образования Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения. Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторной и самостоятельной работы. Формы организации обучения. Реализация системы методов в лекционных курсах. Формирование лекционного мастерства. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения. Типы учебных задач на семинаре. Проблема ритма учебного семинарского занятия. Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач. Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности. Саморегуляция самостоятельной работы. Организация проведения контроля в процессе обучения психологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Выбор и реализация методов и средств контроля. Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля. Особенности преподавания психологии в системе дополнительного образования. Самоорганизация деятельности преподавателя Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами, с учетом различий в системах управления учением. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии. Овладение способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения. Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения. Работа преподавателя с представлением о самом себе; учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами. Специфика учебных взаимодействий на начальном этапе - при формировании смыслов и цели обучения. Умение проектировать совместные, разделенные действия со студентами, помощь при переходе к самоорганизации учения.
М2.В.1 Психология детей с особыми потребностями в обучении Предмет, задачи, принципы и методы психологии детей с особыми образовательными потребностями. К истории развития психологии людей с особыми образовательными потребностями. Государственная система коррекционной поддержки и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Общая характеристика аномальных детей. Психологическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития и процесса их воспитания и обучения. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития и процесса их воспитания и обучения. Психологическая характеристика детей с патологией зрительного анализатора и процесса их воспитания и обучения. Психологическая характеристика детей с патологией слуха и процесса их воспитания и обучения. Психологическая характеристика детей с нарушениями речи и процесса их воспитания и обучения. Психологическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и процесса их обучения и воспитания. Психологическая характеристика детей с комплексными нарушениями развития и процесса их обучения и воспитания. Психологическая характеристика детей с нарушениями поведения И процесса их воспитания и обучения. Принципы организации системы специальных учреждений и организация их комплектования. Подготовка специалистов по педагогической психологии людей с особыми образовательными потребностями, учителей коррекционного образования, дефектологов в России.
М2.В.2 Психологическая адаптация к условиям образовательной среды Теоретические аспекты проблемы психологической адаптации. Понятия "Образовательная среда" и "Адаптация" в различных областях науки. Сравнительная характеристика и анализ определений. Виды адаптации и их характеристика: физиологическая, психологическая, социальная. Уровни социально-психологической адаптации к школе: высокий, средний, низкий и их характеристика. Дезадаптация. Проявление психологической дезадаптации учащихся к образовательной среде. Форма дезадаптации, причины и коррекционные мероприятия. Школьная тревожность как показатель неблагополучия учащихся. Общая характеристика школьной тревожности. "Факторы риска" формирования школьной тревожности и их описание. Многослойность факторов формирования школьной тревожности. Возрастно-специфические причины и динамика школьной тревожности: возрастные задачи развития, социально-педагогические ситуации, типичные причины. Разработка программ диагностики и коррекции адаптации к условиям образовательной среды на разных возрастных этапах. Структура и содержание программы исследования социально-психологической адаптации учащихся к условиям образовательной среды. Структура и содержание программы коррекции проблем адаптации к условиям образовательной среды.
М2.В.3 Психология педагогической деятельности Общая характеристика педагогической деятельности. Структура и функции педагогической деятельности. Типология современных педагогов. Психологические основы педагогического творчества. Профессиональная "Я-концепция" педагога. Профессионально-личностный рост современных педагогов. Мотивация педагогической деятельности. Педагогические способности и умения. Успешность и результативность педагогической деятельности Психология познания педагогом личности учащихся Психология педагогического общения и влияния. Синдром профессионального выгорания педагога. Психологическая характеристика стрессоустойчивости педагога.
М2.В.4 Психология познавательной деятельности Характеристика психологии познавательной деятельности как учебного предмета. Роль и место психологии познавательной деятельности на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Подходы к проблеме познавательного и умственного развития. Закономерности процесса усвоения. Этапы процесса усвоения. Оптимизация познавательной деятельности индивида. Завышение значимости процессов по сравнению со знаниями. Переоценка значимости когнитивных факторов по сравнению с эмоциональными и мотивационными факторами. Метапознание и опосредствующие процессы. Когнитивно-стилевая организация личности. Понятие "Когнитивный стиль". Теории когнитивных стилей. Индивидуальный стиль деятельности. Проблемы межстилевой коммуникации. Характеристика теории познавательной деятельности. Предпосылки становления теории познавательной деятельности. Основные положения онтологизма античной классики; теория эмпиризма Ф. Бэкона; рационализм Декарта; трансцендентализм Э. Канта. Ассоциативная теория. Гештальт психология. Теоретические подходы к проблеме познавательной деятельности. Информационный подход (Д. Бродбент; Дж. Макклелланд); культурно-историческая парадигма (К. Ратнер, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Технологический подход: различия направлений связаны с тем, какие элементы единства рассматриваются как ведущие, системообразующие начала целостной деятельности. Результат как системообразующий фактор, (П. К. Анохин; Э. Толмен). Акцентуация цели как ведущей составляющей деятельности (А. Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов). Личностная обусловленность свободной инициации (Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, Е.Н. Баканов, В. А. Иванников). Средства деятельности (В. П. Зинченко, П. Я. Гальперин, А. И. Подольский). Смысловой подход (А. Н. Леонтьев); активностный подход (Н. А. Бернштейн, Дж. Брунер, А. Г. Асмолов); структурно-иерархический подход (Л. М. Веккер). Виды познавательной деятельности. Классификация видов познавательной деятельности по критерию познавательного действия (Б. Ф. Ломов; В. Г. Большенков; К. А. Абульханова). Компоненты структуры познавательной деятельности личности. Сенсорный, перцептивный и речемыслительный уровни познавательной деятельности. Интенсификация познавательной деятельности. Принципы интенсификации. Факторы, тормозящие процесс интенсивной познавательной деятельности личности. Критериии интенсификации. Способы интенсификации. Особенности функционирования познавательной деятельности на различных возрастных этапах.
М2.В.5 Педагогическая конфликтология Истоки и предметное содержание педагогической конфликтологии. Основные теоретические подходы к педагогическим конфликтам. Основные понятия педагогической конфликтологии. Типологизация педагогических конфликтов. Общая характеристика отдельных видов конфликтов: "учитель - учитель", "учитель - родитель", "учитель - ученик", "учитель - администрация" и др. Поведение людей в конфликте. Личностные детерминанты конфликтного взаимодействия. Анализ педагогического конфликта. Способы разрешения и конфликтов. Переговоры. Медиация. Направления профилактики конфликтов. Перспективы развития педагогической конфликтологии.
М2.В.6 Гендерные аспекты педагогической психологии Понятие о гендере и гендерной системе. Понятия пола и гендера. Гендерный аспект взаимосвязи биологических и психологических характеристик личности. Асимметрия гендерной социализации. Вопросы гендерной социализации. Гендерные различия в характеристиках социального интеллекта. Влияние семьи на гендерную социализацию. Гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека Влияние полоролевых стереотипов на личность. Социально-психологические проблемы профессиональной реализации женщин. Гендерные роли. Понятие о гендерных ролях. Влияние сверстников и учителей на формирование гендерной роли. Гендерные конфликты.
М2.В.7 Прктикум по педагогической психологии Методы изучения взаимоотношений в группе. Методы изучения личностных особенностей в различные периоды развития личности. Формирующий эксперимент. Психологическое сопровождение педагогической деятельности. Гуманитарная экспертиза образования. Методы оценки педагогических кадров. Групповые методы диагностики и коррекции взаимоотношений. Невербальные методики. Групповые методы диагностики и коррекции взаимоотношений. Дискуссионные методы. Групповые методы диагностики и коррекции взаимоотношений. Ролевые игры. Методы коррекции и развития личности.
М2.ДВ.1 Психология профессионального самоопределения Введение в курс "Профессиональное самоопределение личности". Цель и задачи курса. Развитие профориентационной работы за рубежом и в нашей стране. Исторически сложившиеся и специфические по со-держанию и целям формы профориентации. Соотношение понятий "профориентация" и "профконсультация", "профессиональное самоопределение" и "личностное самоопределение". Оптант как субъект профессионального и личностного самоопределения Сущность профессионального самоопределения как структурного элемента сложного, многоступенчатого процесса развития человека. Парадоксы субъектности в профессиональном самоопределении. Отличие профессионального самоопределения от личностного и жизненного самоопределения. Основные затруднения и ошибки при выборе профессии. Типология проблем в выборе профессий. Типичные варианты профессионального самоопределения, предложенные Н.С. Пряжниковым. Основные линии развития субъекта профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное развитие личности. Этапы профессионального самоопределения личности Кризисы профессионального развития личности. Периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Этапы освоения профессии. Критерии продуктивности профессиональной деятельности. Стадии профессионального развития личности. Кризисы профессионального становления как нормативные кризисы, ведущие к развитию личности. Проектирование профессионального жизненного пути. Понятие "личный профессиональный план". Основные обстоятельства, определяющие ситуацию выбора профессии. Структура личных профессиональных планов. Типы личных профессиональных планов. Общая последовательность действии при выборе профессии. Методы и формы профориентационной работы. Профессиональное просвещение оптантов. Формы профессионального просвещения: профессиональная информация и профессиональная пропаганда. Функции профессионального консультирования. Модели проведения профконсультативной работы. Психофизиологические основы способностей. Основные стратегии профконсультирования. Основные группы профориентационных методов. Типы профконсультаций. Пятишаговая модель психологического интервью в процессе профессионального консультирования. Факторы, определяющие задачи профконсультанта. Методика индивидуальной профконсультации в зависимости от ситуации выбора профессии. Планирование и организация профориентационной работы в школе.
М2.ДВ.1 Обучение и воспитание в различных этнических группах Теоретическое обоснование изучения этнических особенностей. Предметная область, задачи, цели этнопсихологии, педагогической антропологии, кросс-культурной психологии и этнической педагогики. Этнические аспекты социализации. Культурное многообразие современного мира. Этническая идентичность. Формы проявления этнического многообразия Традиционные средства народной педагогики. Религия, как фактор воспитания. Этнопсихологические аспекты учебно-педагогического сотрудничества и общения.
М2.ДВ.2 Личностное консультирование в психолого-педагогической практике Основные понятия и дефиниции. Цели, задачи, принципы и организационно-правовые аспекты консультативной работы. Основные формы и методы личностного консультирования. Условия и принципы эффективного личностного консультирования. Требования предъявляемые к психологу консультанту. Понятие психологической проблемы. Личностная проблема как сложная жизненная ситуация. Психологические проблемы, вызываемые кризисами развития на основных жизненных стадиях. Этапы, методы, приемы и техники личностного консультирования в психолого-педагогической практике.
М2.ДВ.2 Психологическое сопровождение развития личности Предмет, цели, задачи и субъекты психологического сопровождения. Психологическая служба как организационная структура сопровождения. Основные теоретические подходы к психологическому развитию личности. Психологическое сопровождение когнитивного развития личности на разных возрастных этапах. Психологическое сопровождение развития личности в образовательно-воспитательном процессе. Психологическое сопровождение адаптации в образовательном учреждении. Индивидуальная программа развития личности.
М2.ДВ.3 Основы коррекционно-развивающей работы в образовании Правовые основы коррекционно-развивающей работы в образовании. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения инвалидов детства. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с сенсорными нарушениями. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями интеллектуального развития. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Коррекционно-развивающая работа на различных этапах обучения лиц со сложным (сочетанным) дефектом развития.
М2.ДВ.3 Инновационные технологии профессионально-ориентированного обучения Теоретические и методологические подходы к пониманию технологии профессионально ориентированного обучения. Понятие "технология" в педагогической науке. Проблема педагогических технологий в исторической перспективе. Структура и принципы построения технологии. Классификация технологий обучения. Традиционные образовательные технологии. Понятие "усвоение знаний". Понятие "уровневая дифференциация" в учебном процессе. Характерные особенности технологии уровневой дифференциации. Понятие "обучающий модуль". Разработка проблемно- модульной программы. Педагогическая эвристика. Технология проведения дискуссий. Сущность деловой игры. Дидактические требования к технологии обучения как учебного исследования. Не традиционные образовательные технологии. Появление технологий нетрадиционного типа. Сущность и механизм реализации технологии "УниверСАМ" инноваций. Создание "пакета" версий - тем и их использование в учебном процессе. Сущность технологии создания "шпаргалки". Основные принципы данной технологии. Сущность, принципы и общая характеристика технологии витагенного обучения. Стадии и источники восприятия витагенной информации. Голографические технологии в педагогике. Метод проектов. Цель и сущность данной технологии. Основные требования к использованию метода проектов. Рефлексия как "человековедческая" технология. Этапы реализации данной технологии. Педагогическая импровизация в "человековедческой" технологии.
М2.ДВ.4 Тренинг профессионального педагогического общения Представление о профессиональном педагогическом общении и его роль в образовательном процессе. Межличностное общение в педагогической практике. Педагоги и администрация. Деловые переговоры. Консультирование родителей. Невербальные коммуникации. Общение с обучающимися. Эмпатия и обратная связь. Конфликты в педколлективе. Профилактика конфликтов. Атрибутивные процессы в педагогической деятельности. Закономерности групповой динамики и использование их в педагогической практике работы с группами. Критерии эффективности педагогического общения.
М2.ДВ.4 Организационное консультирование в системе образования Организация: ее виды и виды и основные характеристики. Основные понятия организационной психологии. Общее понятие организации. Классификация организаций. Виды, типы организаций. Жизненный цикл организации и его основные стадии Внутренняя среда организации. Миссия организации. Организационная структура. Организационная культура. Организационное развитие и развитие организаций. Основные концепции развития. Направления развития. Организационная диагностика. Роль консультанта в организационном развитии. Позиции консультанта. Кодекс консультанта. Консультирование процесса изменения.
ФТД.1 Психология межличностного общения Предмет психологии общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. Функции, структура общения. Значение общения для развития индивида. Проблема общения в истории философии и культуры. Конкретно-научные подходы к изучению общения в западной традиции. Разработка проблем общения в отечественной психологии: М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский. Общение как социальная перцепция. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. Межличностная аттракция. Общение как взаимопонимание людьми друг друга. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Их роль в процессе общения. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Общение как коммуникативный процесс. Виды коммуникаций. Трудности и барьеры коммуникации. Использование знаковых систем в коммуникативном процессе. Вербальная и невербальная коммуникация. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения. Компоненты, виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Механизмы воздействия и влияния в процессе межличностного общения. Заражение Внушение Убеждение. Подражание. Деловое общение и его специфика. Деловые переговоры. Компетентность в общении и способы ее развития. Проблемы эффективности публичного выступления.
ФТД.2 Диагностика и коррекция посттравматического стрессового расстройства Посттравматическое стрессовое расстройство. (ПТСР). определение ПТСР; причины ПТСР; критерии ПТСР; симптомы ПТСР;эпидемиология ПТСР; условия возникновения ПТСР; условия устойчивости к ПТСР; теории возникновения ПТСР; типы ПТСР; профилактика ПТСР. Психодиагностика ПТСР. Проблемы диагностики ПТСР. Методы и методики диагностики ПТСР. Формы и методы работы практического психолога с ПТСР.социальные проблемы коррекции ПТСР. проблемы реабилитации лиц с ПТСР. индивидуальная психологическая работа. Групповая психологическая работа. 

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.

Практики:

 

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: научно-исследовательская, производственная, педагогическая.

 

Педагогическая практика позволяет студентам магистратуры приобрести навыки преподавания в высшем профессиональном учебном заведении и предусматривает разработку учебно-методических материалов и проведение лекционных и семинарских занятий.

 

Цели практики:

  • подготовка магистранта к проведению образовательного процесса в средних и высших профессиональных учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования;
  • приобретение магистрантами навыка педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности;
  • овладение магистрантами разнообразными видами педагогической деятельности: гностической, проектировочной, организационной, коммуникативной, диагностической, аналитико-оценочной, рефлексивной.

Задачами практики являются:

  • овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения учебных занятий; изучение методики анализа подготовки и проведения учебных занятий;
  • изучение современных образовательных информационных технологий;
  • получение навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активации научно-педагогической деятельности магистров. 

 

  Учебный план ООП

 

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 030300.68 Психология