Описание ООП по направлению подготовки 040400.68 "Технология социальной работы"

 

Направление подготовки:

040400.68 Социальная работа,
направленность (профиль) "Технология социальной работы"

Уровень образования:

высшее образование - магистратура

Нормативный срок обучения:

2 года

Форма обучения: 

очная

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы:

до 29 мая 2015,
копия свидетельства о государственной аккредитации

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Утвержден  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 февраля  2011 года № 170
(зарегистрировано в Минюсте РФ  22 марта 2011 № 20231)

 

Описание образовательной программы: 

Текст текст текст

 

 

  Список учебных дисциплин ООП и аннотации к рабочим программам - перечень учебных дисциплин и копии рабочих программ

  

М1.Б.1 Современная философия и методология науки Природа научного знания. Проблема объекта (предмета) в науке. Общие методологические проблемы социальной работы. Основные гуманитарные проблемы развития цивилизации на современном этапе. Проблема глобализации в современном мире. Вызовы цивилизации и социальные науки. Человек в современном информационном обществе. Человек в центре внимания современных наук. Человек как открытая самоорганизующаяся система. Технологии обеспечения самореализации личности. "Человеческий фактор" и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования к организации и проведению исследования в социальной работе.
М1.Б.2 Деловой иностранный язык Основы грамматики и стилистики делового иностранного языка.
М1.Б.3 Социальная культура Социальная культурология и социальная антропология. Методы полевого исследования культурных феноменов. Современная молодежная культура в России. Типы субкультур. Анализ одной из субкультур современной молодежи. Современная этническая культура. Современная религиозная культура. Городской и сельский типы культуры. Культура бедности. Культура среднего класса. Культура обеспеченных слоев населения. Стратегии культурной адаптации маргинальных групп населения. Контркультура. Типы контркультуры.Современная семейная культура в России. Типы семьи. Национальная идея и ее формы. Культура столичных мегаполисов и периферии. Понятие провинциализма в культуре.
М1.Б.4 Информационные технологии Основные направления использования информационных технологий в социально-гуманитарных исследованиях и в социальном образовании. Специфика социально-гуманитарных методов исследования с использованием компьютера. Пути интенсификации социально-гуманитарных исследований и принципы образования в свете перспектив использования международных компьютерных сетей. Типы компьютерных моделей, технологические этапы и системе социальной работы.
М1.В.1 История и методология социальной работы Основные этапы и факторы возникновения и становления научного знания. Природа и типы научного знания. Научное и ненаучное знание. Проблемы научной идентификации теорий. Методология научного познание: сущность, структура, этапы, общие и специфические методы исследования. Специфика знания в теории и практике социальной работы. Проблемы закономерностей в социальной работе. Формы, методы и средства познания, проектирования и конструирования в социальной работе. Понимание в социальной работе.
М1.В.2 Социально-демографические основы социальной работы Демография как отрасль знаний о населении. Основные демографические показатели в современной России. Факторы и механизмы демографических изменений. Социально-демографические процессы в современном российском обществе. Миграционные процессы и государственная миграционная политика в России. Демографический анализ семьи и тенденции ее развития в современном обществе. Демографическая и семейная политика. Семейная демографическая политика Проблема демографической безопасности в России. Государственное регулирование демографических процессов. Нарушение психосоциальной адаптации в современном обществе. Практика демографической политики в России и за рубежом.
М1.ДВ.1 Актуальные проблемы социального образования Классификация наук и направления научных исследований. Представление о науке и научном методе. Классификация наук. Понятие социальной науки. Проблемы научной идентификации социальной работы. Проблемы и ориентиры развития социальных наук. Социальное образование как социокультурный феномен. Институциональные проблемы социального образования. Социальное образование: теория и практика. Современное социальное образование в контексте глобализации. Функции и компоненты социального образования. Болонский процесс и принципы кредитно-модульного образования. Компетентностный подход и непрерывное образование. Опыт разработки профессиональных компетенций выпускников университета. Практико-ориентированная парадигма профессиональной подготовке студентов. Образовательная политика в РФ. Успехи и проблемы высшего образования. "Конкуренция".
М1.ДВ.1 Научно-методические основы стандартизации в социальной работе Основы стандартизации в социальной работе. Экономическая и социальная эффективность деятельности в сфере социального обслуживания. Оценка качества социального обслуживания на основе стандартов. Методы стандартизации социального обслуживания населения.
М1.ДВ.2 Технологии социальной диагностики Предмет социальной диагностики. Место социальной диагностики в системе социальных наук. Этапы развития социальной диагностики в социологии и социальной работе. Социальная диагностика как элемент социальной технологии Структура социальной диагностики. Специфика объекта социальной диагностики Общая характеристика системы методов социальной диагностики. Особенности диагностических методов, используемых в различных сферах социальной практики Организация диагностической процедуры Метод наблюдения в социальном диагностировании. Тестирование в социальной диагностике Опросные методы. Социометрический опрос Социальный эксперимент. Методы анализа социальной информации.
М1.ДВ.2 Технологии работы на предприятии Характеристика региональной производственной инфраструктуры Концептуальные основы социальной работы на производстве и влияние на ее характер социально-экономической ситуации в регионе. Специфика и классификация технологий социальной работы на промышленном предприятии Нормативно-правовое обеспечение системы социальных гарантии работникам предприятия. Социальная защита трудящихся в условиях экономической нестабильности. Служба персонала и ее функции в социальной защите работников предприятия. Оплата и стимулирование мотивации к трудовой деятельности, профессиональному росту. Деятельность профсоюзной организации и иных общественных объединений, государственных структур по социальной защите работников предприятия и членов их семей.
М1.ДВ.3 Современные проблемы социальной работы Предметная, мировоззренческая и методологическая специфика естественных, гуманитарных, социальных, технических наук. Сущность, принципы, функции и типы социальной деятельности. Социальная работа как вид социальной деятельности. Исторические, синергетические, праксеологические, персонологические и т. п. проблемы современной работы. Современные основные научные концепции в модели. Тенденции и проблемы развития современного научного познания в социальной работе.
М1.ДВ.3 Технологии администрирования социальных служб Понятие администрирование и социальная инженерия. Социальное проектирование и технологии реализации проектов. Системные основания проектирования. Процесс формирования науки социального управления как единой отрасли научного знания. Социальное управление как предмет изучения многих наук, но под углом зрения их управленческих возможностей. Понятие и задачи администрирования в социальной работе. Основное содержание администрирования. Стадии социального управления.
М2.Б.1 Объектно и субъектно-ориентированные CASE-технологии в социальной работе Роль и значение семейно ориентированного подхода и кейс-менеджмента для организации эффективной социальной помощи клиентам из семей группы риска. Алгоритм раннего выявления: основные этапы, их роль и значение. Принципиальные отличия выявления фактов жестокого обращения от традиционного выявления категорий. Организационные и содержательные задачи раннего выявления. Особенности разных стратегий проведения собеседования. Применение полномочий. Вовлечение в совместную работу. Целесообразность применения различных стратегий, профессиональная позиция. Значение установления контакта для получения адекватной информации.
М2.Б.2 Концептуальные основы современного социального государства и социальное право Соотношение понятий социального право и право социального обеспечения. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению (Субъекты, объекты, содержание). Система органов социального обеспечения в РФ. Правовое положение России. Правовое положение субъектов РФ. Правовое положение муниципальных образований. Основы конституционного строя РФ, основные права и свободы человека. Гарантии обеспечения.
М2.Б.3 Педагогика и психология высшей школы Сущность воспитательно-образовательного процесса в вузе. Характеристика педагогической деятельности. Содержание вузовского образования. Единство общего и профессионального образования в современном вузе. Формы и методы обучения в вузе. Контроль и оценка знаний студентов. Про фессиональная компетентность. Приобретение профессиональных знаний. Уровень требований к обучающимся студентам. Самоорганизация учебной деятельности. Особенности обучения в высшей школе. Лекция, семинар, практическое занятие.
М2.Б.4 Теория и практика управления в социальной работе Процесс формирования науки социального управления как единой отрасли научного знания. Социальное управление как предмет изучения многих наук, но под углом зрения их управленческих возможностей. Управление как наука. Понятие и задачи управления в социальной работе. Основное содержание процесса социального управления. Стадии социального управления. Виды субъектов социального управления. Моделирование в управлении общественными и социальными процессами. Информационное обеспечение социального управления.
М2.Б.5 Квалитология в социальной работе Предмет и содержание социальной квалиметрии как научной и учебной дисциплины. Онтология, философия, аксиология и праксиология качества социальной сферы. Социальный круговорот качества. Типы оценок системно-социальных качеств любых объектов и процессов социальной деятельности в социальном пространстве жизни. Методы оценки качества социальной политики, социальной защиты и социального обслуживания. Понятие измерения качества социальной работы. Принципы оценивания в социальной сфере.
М2.В.1 Технологии предупреждения социальных конфликтов Социальная напряженность: теоретико-методологические основы. Методология и методики оценки латентной и явной социальной напряженности. Теоретические основы предупреждения и разрешения социальных конфликтов. Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения социальных конфликтов. Проблемы и перспективы моделирования, мониторинга и менеджмента региональных напряжений и конфликтов. Конфликт в организациях. Методы и ситуаций в деятельности социального работника.
М2.В.2 Методы оценки эффективности социальных программ Экономическая и социальная эффективность деятельности в сфере социального управления. Оценка качества социальных услуг на основе стандартов. Система показателей эффективности технологий Организация анализа эффективности технологий в социальном управлении. Специфика социальной программы Методики и процедуры оценки эффективности социальных программ Критерии оценки эффективности социальных программ.
М2.В.3 Технологии управления персоналом в социальной службе Особенности организации и управления в социальной работе. Предмет и основные задачи управления и организации социальной работы. Методы управления в системе социальной работы. Основные принципы и структура организации, управления и администрирования в социальной работе. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях и службы системы социальной защиты. Мотивация и стимулирование персонала в системе социального управления. Специфика подбора и адаптации персонала в социальных службах. Обучение, оценка и аттестация персонала в социальных службах. Пути повышения эффективности управления в организациях, учреждениях и службах социальной работы. Организация труда в социальных учреждениях.
М2.В.4 Психосоциальные технологии в социальной работе Основы психологической помощи. Формы психологической помощи. Психологическая компетентность социального работника. Направления и подходы в оказании психологической помощи. Этические стандарты психологической помощи. Модель эффективной деятельности специалиста. Понятие о психологической проблеме. Психологические проблемы на разных этапах развития личности. Этапы и стадии психологической помощи. Навыки оказания психологической помощи. Навыки наблюдения и слушания. Навыки предоставления обратной связи. Формулирование и проверка консультативных гипотез. Навыки проблеморазрешающего поведения.
М2.В.5 Социальная реабилитация Определение реабилитации. Место и роль социальной реабилитации в деятельности социальных служб, социального работника. История становления и основные организационные модели социальной реабилитации в России и за рубежом. Этические основы социальной реабилитации. Требования к специалистам, осуществляющим социально-реабилитационные мероприятия. Уровни социальной реабилитации: медико-социальная, профессионально-трудовая, социально-психологическая, социально-ролевая, социально-бытовая и социально-правовая реабилитация. Основные виды реабилитации: медицинская, социально-трудовая, психолого-педагогическая реабилитация. Основные принципы социальной реабилитации: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность, доступность. Направления социальной реабилитации: инвалиды детства, пожилые и престарелые, инвалиды по общему заболеванию, дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, социальные аутсайдеры, наркологические и нервно-психические больные.
М2.В.6 Технология психологического консультирования в социальной работе Подходы к осуществлению психологического консультирования: ситуационный (Д. Доллард, Н. Э. Миллер, Л. Колб, Р. К. Питман, Д. Б. Уотсон, К. Л. Халл); субъективистский (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Д. Келли, А. Эллис, Р. Джаноф-Бульман, К. Роджерс); интеракционистский (Дж. Роттер, А. Бандура, А. Маслоу, В. Франкл, Ф. Е. Василюк). Классификации психологического консультирования. . Методы и техники психологического консультирования. Особенности экстренной психосоциальной помощи в кризисных ситуациях. Техники экстренной психосоциальной помощи.
М2.В.7 Научно-исследовательский семинар Принципы, методы, приемы, формы исследования в социальной работе. Требования, предъявляемые к научному исследованию. Этические стандарты в исследовании. Структура научной работы. Формулировка темы исследования. Обоснование актуальности темы исследования. Объект и предмет исследования. Формулирование гипотезы исследования. Виды гипотез. Определение цели и задач работы. Организация исследования. Теоретический и эмпирический уровни исследования. Проблема выбора адекватных методов исследования. Требования к использованию диагностического инструментария. Методы обработки материалов исследований. Анализ и интерпретация результатов исследования. Способы представления результатов исследования. Техника оформления, сдачи и защиты учебной научно-исследовательской работы.
М2.ДВ.1 Маркетинг социальных услуг Маркетинг социальных услуг как область социального маркетинга. Управление качеством социальных услуг. Реклама социальных услуг. Экологический маркетинг. Маркетинг науки и творчества, образования и информационных услуг. Маркетинг в сфере культуры, традиций и индустрии развлечений. Маркетинг в здравоохранении и спорте, индустрии красоты и бытовом обслуживании. Маркетинг гостеприимства: туризм и гостиничный бизнес. Маркетинговые технологии в политике и государственном управлении.
М2.ДВ.1 Социальная защита на предприятиях и в организациях Производство как система жизнедеятельности человека. Сущность и содержание проблем человека на производстве. Основные права и гарантии в сфере труда. Характеристика условий труда по факторам тяжести, опасности и напряженности трудового процесса. Понятие "профессиональный риск". Классы профессионального риска. Социальное обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Производственная адаптация личности. Разработка оптимальных режимов труда и отдыха. Концептуальные основы социальной работы на промышленном предприятии. Социальная защита работников промышленного предприятия в контексте социального партнерства.
М2.ДВ.2 Технологии социальной адаптации Теория и методология социальной адаптации. Технология регулирования социальной адаптации: принципы, стадии, механизмы, методы. Технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов в различный группах населения. Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями. Технологии постинтернатной социальной адаптации детей-сирот. Социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.
М2.ДВ.2 Содержание технологий социальной работы в полиэтнической среде Этнические аспекты социальной работы с семьей. Развитие человека в кросс-культурном аспекте. Гендер и культура. Конфессиональные аспекты социальной работы. Понятие "нормы" и "девиации" в культурном контексте. Технологии социальной работы с мигрантами. Этнопсихологические особенности поведения в группе. Культурный контекст деятельности по связям с общественностью (pr). Этнические конфликты и способы их разрешения.
М2.ДВ.3 Социальная экспертиза Виды социальной экспертизы: Социально-экономическая, гуманитарная, социально-психологическая, медико-социальная. Социально-экономическая экспертиза. Организация проведения, Показатели, анализируемые при проведении социальной экспертизы (административная статистика, результаты социологических опросов). Гуманитарная экспертиза, область применения, институты гуманитарной экспертизы, значение гуманитарной экспертизы для современного российского общества. Социально-психологическая экспертиза как технология социальной работы. Социально-психологические феномены и процессы. Медико-социальная экспертиза. Государственная система МСЭ, нормативно-правовое регулирование. Технология проведения, составление.
М2.ДВ.3 Научно-методические основы стандартизации социальных услуг Основы стандартизации в социальной работе. Организация социальной помощи в РФ. Методика подходов к поддержке социально уязвимых слоев населения. Принципы социальной политики РФ на современном этапе. Формирование нормативно-правовой базы. Финансирование расходов. Опыт РФ. Международные аспекты. Повышение жизненного уровня населения в Кемеровской области. Основные направления региональной социальной политики. Социальная защита и социальные гарантии. Система социальной помощи в РФ, ее создание и реформирование. Повышение уровня жизни - ЖКХ, здравоохранение, образование, потребности.
ФТД.1 Технологии социальной работы в местном сообществе Социальные проблемы местного уровня: типология, специфика. Местное сообщество как объект и субъект социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт организации социальной работы в местных сообществах. Организационные структуры (система учреждений) социальной работы в местном сообществе. Социальное развитие местности: теоретико-методологические подходы. Сущность и содержание технологий социальной работы с местным сообществом. Проекты технологий социальной работы в местном сообществе.
ФТД.2 Мониторинг и оценка социальных программ Мониторинг как технология информационного обеспечения управления. Программа мониторинга: структура, содержание, этапы разработки. Организация и проведение мониторингового исследования. Специфика социальной программы. Методики и процедуры оценки эффективности социальных программ. Критерии оценки эффективности социальных программ.
ФТД.3 Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности Сущностные характеристики понятий "общество", "жизнедеятельность", "социальное развитие", "социальная сфера общества" как научных категории. Основные положения номологии - комплексной науки о жизнедеятельности человечества. Развитие "сферного подхода" в современной науке и практике социальной работы. Типологии сфер жизнедеятельности общества. Всеобщие сферы жизнедеятельности общества: сфера материального производства, сфера теоретической деятельности; ценностная сфера жизнедеятельности общества; сфера управления; социальная сфера. Характеристика всеобщих сфер жизнедеятельности.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.


  Учебный план ООП

Практика

Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Научно-исследовательская практика. Цель практики - сформировать у студентов навыки научно-исследовательской работы; приобрести опыт самостоятельной исследовательской работы; освоить принципы и методы исследовательской работы в учреждениях социальной защиты населения. Задачи научно-исследовательской практики: закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы; развитие магистрантами своих исследовательских способностей; приобретение практического опыта научной и аналитической деятельности; привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научной деятельности магистрантов; углубление и закрепление навыков решения практических задач; развитие способности к организации самостоятельной исследовательской деятельности, а также формирование умения решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности; проведение исследования по выбранной теме научно-исследовательской работы.
Научно-педагогическая практика. Целями научно-педагогической практики являются: формирование навыков педагогического труда, освоение предметных педагогических технологий, основ экспериментальной работы; выработка творческого исследовательского подхода к социально-педагогической деятельности; формирование профессионально-педагогических, методических и специальных умений на основе систематизации теоретических знаний и их интеграции в процессе осуществления самостоятельной педагогической деятельности; развитие интереса к педагогической деятельности, творческого подхода к организации данной деятельности и формирование педагогического мышления; формирование умений самостоятельной организации воспитательно-образовательного процесса; формирование умений наблюдения и анализа педагогической действительности; формирование профессионально значимых качеств личности; формирование навыков самовоспитания, самообразования и развитие потребности в постоянном самосовершенствовании.
Основными задачами, выдвигаемыми перед магистрантом, являются следующие: знакомство с основами педагогической деятельности преподавателя социальных дисциплин в вузе; развитие профессиональных навыков и умений преподавания социальных дисциплин; освоение методики преподавания социальных дисциплин и внедрение ее в практическую деятельность.
Социально-проектная практика. Цель социально-проектной практики: обеспечить тесную связь научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать им первоначальный опыт социально-проектной деятельности в соответствии со специализацией магистерской программы.
Задачи социально-проектной практики: закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы; развитие магистрантами навыков социального прокетирования; приобретение практического опыта социально-проектной деятельности; привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научной деятельности магистрантов; углубление и закрепление навыков решения практических задач; развитие способности к организации самостоятельной исследовательской деятельности, а также формирование умения решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности.
Организационно-управленческая практика. Цель организационно-управленческой практики: обеспечить тесную связь научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать им первоначальный опыт организационно- управленческой деятельности в соответствии со специализацией магистерской программы.
Задачи организационно-управленческой практики: изучение организационно-управленческой структуры учреждения; анализ функциональной структуры учреждения в целом, а также функций конкретного подразделения, участка, отдела, службы, в котором магистрант проходит практику; сбор и анализ экономических показателей, характеризующих работу организации в целом и подразделения, в котором проходит практика; применение статистических, математических методов, как основы для принятия управленческих решений; изучение способов организации процесса обработки управленческой информации; знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды; подготовка и систематизация необходимых материалов для написания отчетов и подготовки выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.

 

Очет о результатах самообследования по направлению подготовки 040400_68 Социальная работа